Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конкурс лаборантов

Submitted by Маргарита Борисовна Бузько on Sat, 22/09/2012 - 21:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бузько М.Б.
Место работы, должность: 
технический колледж, преподаватель
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

 

1. Формирование у студентов первичных химических лабораторных навыков, необходимых в дальнейшем обучении по своей специальности;

2. Воспитание у студентов ответственности при работе в химической лаборатории;

3. Привить бережное отношение к реактивам, посуде и оборудованию.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
1. Научить применять теоретические знания ведения анализа в химической лаборатории на практике; 2. Научить определять основные физические показатели и разделять смеси; 3. Закрепить полученные практические навыки по проведению расчетов, сборки установок; 4. Довести до профессионализма полученные практические знания; 5. Научить студентов уделять особое внимание соблюдению правил техники безопасности и знанию мер по оказанию первой медицинской помощи.

 

Конкурс № 1

Правила работы в химической лаборатории

Работа с пипеткой и заполнение бюретки

Задание: Найти неверные правила работы в химической лаборатории (команда)

Задание: Продемонстрировать правильный отбор жидкости пипеткой и заполнение бюретки (1 человек)

1.      Знакомиться с методикой эксперимента нужно во время работы (-)

2.      Работу выполняют коллективно (-)

3.      На рабочем месте должны находиться только необходимые реактивы и оборудование (+)

4.      При наливании реактивов склянку нужно держать вверх этикеткой (+)

5.      Сухие реактивы можно насыпать руками (-)

6.      Крышки реактивов можно менять (-)

7.      Неизрасходованный реактив нужно слить обратно в склянку (-)

8.      При ополаскивании вымытой посуды пользуются водопроводной водой (-)

9.      Для приготовления растворов пользуются только дистиллированной водой (+)

10.  Халат должен быть хлопчатобумажный белого цвета (+)

11.  Рукава на халате должны быть до локтей (-)

12.  В лаборатории нельзя курить, но можно пить и пробовать вещества на вкус (-)

13.  Разлитые реактивы можно оставлять на рабочем месте до конца работы (-)

14.  Перед началом работы нужно проверить на исправность оборудование (+)

15.  При замеченных неисправностях во время работы нельзя прекращать процесс до его полного завершения (-)

16.  Если с помощью анализа вещество не определено, то его уничтожают (+)

17.  Работа с ядовитыми и неприятно - пахнущими веществами проводится около открытого окна (-)

18.  При нагревании раствора в пробирке, ее нужно держать так, чтобы отверстие пробирки было направлено от себя (+)

19.  Нужно наклониться и вдохнуть, чтобы почувствовать запах пахучего вещества (-)

20.   При разбавлении кислоты, нужно воду добавлять в кислоту, а не наоборот (-)

21.  Работу с ртутью проводят на специальных подносах с высокими бортами (+)

22.  Остатки соединений ртути, цианидов сливают в специальные банки для слива (+)

23.  Посуду после ее использования моют не сразу (-)

24.  Первичное ополаскивание желательно проводить в вытяжном шкафу (+)

25.  Чтобы высушить колбу, ее нужно поставить на горизонтальную поверхность горлышком вниз (-)

1 команда: отбор жидкости пипеткой;

1. Пипетка и груша берутся в разные руки;

2. Носик пипетки опускается в раствор, с помощью груши затягивают жидкость в пипетку выше нуля (риски);

3. Верхний конец пипетки закрывается указательным пальцем;

4. Поднимают пипетку и стакан на уровне глаз, сдвигая указательный палец, спускают уровень прозрачной жидкости на ноль по нижнему мениску, палец снова зажимают;

5. Жидкость переносят, выливая из пипетки на полное выливание полностью, не выдувают.

6. Из носика пипетки остатки жидкости удаляют об стенку посуды

2 команда: заполнение бюретки

1. Заполнение бюреток производят через аналитическую воронку;

2. Сначала промывают дистиллированной водой, затем раствором, который будут заливать в бюретку;

3. Заполняют бюретку выше нуля;

4. Удаляют из носика воздух поднятием вверх;

5. Вынимают воронку;

6. Опускают уровень прозрачной жидкости на ноль по нижнему мениску

 

Принадлежности: Листы с заданием, ручки

Принадлежности: Штатив с бюреткой, аналитическая воронка, стакан с водой (2 шт); Пипетка на полное выливание (10 мл), груша

Судейство:

1. За скорость 1 балл

2. По 1 баллу за каждый правильный ответ

Судейство:

1. Без замечаний5 баллов

2. Минус 1 балл за замечание


 


Конкурс № 1 Правила работы в химической лаборатории

Задание: Найти неверные правила работы в химической лаборатории

 

 

 

1.                Знакомиться с методикой эксперимента нужно во время работы.

2.                Работу выполняют коллективно.

3.                На рабочем месте должны находиться только необходимые реактивы и оборудование.

4.                При наливании реактивов склянку нужно держать вверх этикеткой.

5.                Сухие реактивы можно насыпать руками.

6.                Крышки реактивов можно менять.

7.                Неизрасходованный реактив нужно слить обратно в склянку.

8.                При ополаскивании вымытой посуды пользуются проточной водой.

9.                Для приготовления растворов пользуются только дистиллированной водой.

10.           Халат должен быть хлопчатобумажный белого цвета.

11.           Рукава на халате должны быть до локтей.

12.           В лаборатории нельзя курить, но можно пить и пробовать вещества на вкус.

13.           Разлитые реактивы можно оставлять на рабочем месте до конца работы.

14.           Перед началом работы нужно проверить на исправность оборудование.

15.           При замеченных неисправностях во время работы нельзя прекращать процесс до его полного завершения.

16.           Если с помощью анализа вещество не определено, то его уничтожают.

17.           Работа с ядовитыми и неприятно - пахнущими веществами проводится около открытого окна.

18.           При нагревании раствора в пробирке, ее нужно держать так, чтобы отверстие пробирки было направлено от себя.

19.           Нужно наклониться и вдохнуть, чтобы почувствовать запах пахучего вещества.

20.            При разбавлении кислоты, нужно воду добавлять в кислоту, а не наоборот.

21.           Работу с ртутью проводят на специальных подносах с высокими бортами.

22.           Остатки соединений ртути, цианидов сливают в специальные банки для слива.

23.           Посуду после ее использования моют не сразу.

24.           Первичное ополаскивание желательно проводить в вытяжном шкафу.

25.           Чтобы высушить колбу, ее нужно поставить на горизонтальную поверхность горлышком вниз.

 


Конкурс № 2

Первая доврачебная медицинская помощь

 

Задание: Расставить действия в нужном порядке, проводя искусственное дыхание и массаж сердца (команда)

Задание: Выбрать лекарство соответственно заболеванию (1 человек)

 

Правильно

Заболевание

Лекарство

 

1.        Убедиться в отсутствии сознания у пострадавшего

2.        Пострадавшего ровно уложить на спину, на твёрдую плоскую поверхность

3.        Удалить изо рта видимые инородные тела (сгустки крови, рвотные массы)

4.        Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и приоткрыть рот

5.        Убедиться в отсутствии дыхания  и сердцебиения у пострадавшего

6.        Голова ниже уровня груди, ноги должны быть приподняты

7.        Двумя пальцами руки, фиксирующей голову в запрокинутом положении, следует закрыть носовые ходы, для обеспечения герметичности

8.        Сделать глубокий вдох, охватить своими губами рот пострадавшего и выполнить медленный выдох в пострадавшего в легкие методами «изо рта в рот» или «изо рта в нос».

9.        Ладони накладывают одна на другую под прямым углом, расположив их на нижней трети грудины и отступив от места прикрепления мечевидного отростка к грудине на 2 см.

10.   Чередуют 15 надавливаний на грудину с 2 вдуваниями в легкие. Массаж сердца осуществляется непрерывно ритмичным надавливанием на грудину прямыми руками с частотой 60 надавливаний в минуту

11.   Об эффективности реанимации судят по сужению зрачка, появлению его реакции на свет. Через каждые 2‒3 мин необходимо прекращать массаж сердца, чтобы определить появление самостоятельных сокращений сердца по пульсу на сонной артерии. При их появлении необходимо прекратить массаж сердца и продолжать ИВЛ.

Термический ожог

глицерин

 

Химический ожог кислотой

гидрокарбонат натрия 2% (питьевая сода)

 

Химический ожог щелочью

5%-й раствор уксусной кислоты

 

Обработка микротравм

клей БМ 6

 

Обморок

нашатырный спирт

 

Кровоостанавливающее средство

перекись водорода

 

Кровотечение артериальное

жгут

 

Рвотное средство

1% раствор сульфата меди

 

Адсорбция токсичных веществ в желудке

активированный уголь

 

Боль в глазах при попадании агрессивных веществ

1% раствор новокаина

 

Промывание желудка

раствор поваренной соли

 

Обезболивающее

анальгин

 

Принадлежности:

1. Лотки с лекарствами

2. Нарезка с названием заболевания

 

Принадлежности: листы с заданием (в неправильном порядке и безномеров); ручки

 

Судейство:

1. За скорость1 балл;

2. За правильное распределение по1 баллу, макс.12 баллов

Судейство:

1. За скорость1 балл;

2. За правильное соответствие 1 балл

 

 

Конкурс № 2 Первая доврачебная медицинская помощь

Задание: Расставить действия в нужном порядке, проводя искусственное дыхание и массаж сердца

 

 

1.                Сделать глубокий вдох, охватить своими губами рот пострадавшего и выполнить медленный выдох в пострадавшего в легкие методами «изо рта в рот» или «изо рта в нос».

2.                Пострадавшего ровно уложить на спину, на твёрдую плоскую поверхность.

3.                Двумя пальцами руки, фиксирующей голову в запрокинутом положении, следует закрыть носовые ходы, для обеспечения герметичности.

4.                Убедиться в отсутствии сознания у пострадавшего.

5.                Ладони накладывают одна на другую под прямым углом, расположив их на нижней трети грудины и отступив от места прикрепления мечевидного отростка к грудине на 2 см.

6.                Удалить изо рта видимые инородные тела (сгустки крови, рвотные массы).

7.                Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и приоткрыть рот.

8.                Об эффективности реанимации судят по сужению зрачка, появлению его реакции на свет. Через каждые 2‒3 мин необходимо прекращать массаж сердца, чтобы определить появление самостоятельных сокращений сердца по пульсу на сонной артерии. При их появлении необходимо прекратить массаж сердца и продолжать ИВЛ.

9.                Голова ниже уровня груди, ноги должны быть приподняты.

10.          Чередуют 15 надавливаний на грудину с 2 вдуваниями в легкие. Массаж сердца осуществляется непрерывно ритмичным надавливанием на грудину прямыми руками с частотой 60 надавливаний в минуту.

11.          Убедиться в отсутствии дыхания  и сердцебиения у пострадавшего.

 


Конкурс № 3

Лабораторные установки из стекла

Задание1: Собрать прибор для простой перегонки на скорость и правильность сборки(команда)

установка для простой перегонки

Установка для простой перегонки: 1-колба Вюрца, 2-холодильник Либиха, 3-аллонж, 4-колба приемник, термометр, газовая горелка или электроплитка

Посуда и оборудование:

1.                  Штатив

 

4 шт

2.                  Вентиль

6 шт

3.                  Лапки

4 шт

4.                  Кольцо

2 шт

5.                  Колба Вюрца

2 шт

6.                  Водяной холодильник Либиха

2 шт

7.                  Аллонж

2 шт

8.                  Колба приёмник

2 шт

9.                  Термометр

2 шт

10.              Электроплитка

2 шт

Дополнить посудой:

1.                  Круглодонная колба (1 шт)

2.                  Форштос (2 шт)

3.                  Воздушный холодильник (1 шт)

4.                  Резиновые прокладки

5.                  Резиновые шланги

6.                  Разнос (2 шт)

Задание 2: Собрать прибордля фильтрования под вакуумом

Установка для фильтрования под вакуумом: 1. Воронка со стеклянным фильтром или фарфоровая воронка Бюхнера; 2. Колба Бунзена; 3. Предохранительная склянка; 4. Водоструйный насос.

Посуда и оборудование:

Штатив для насоса

 

2 шт

Водоструйный насос

2 шт

Склянки

2 шт

Вентиль

2 шт

Колба Бунзена

2 шт

Воронка Бюхнера

2 шт

Резиновые шланги

4 шт

 

Судейство: 1. За скорость 1 балл; 2. За правильность сборки 5 баллов за каждую установку

     

 


Конкурс № 4

Классификация реактивов

Стеклянная лабораторная посуда

 

Задание: Распределить реактивы по группам(команда)

Задание: Рассортировать пред­ложенную посуду по назначению и назвать (2 человека)

 

Конкурс

1 команда

2 команда

 

Группа

Реактив

Посуда

 

Твердые окислители, образующие пожаро – и взрывоопасные смеси

перманганат калия

KMnO4

1 Мерная:

 

1.   Цилиндр

2.   Мерная пробирка

3.   Пипетка

4.   Мерная колба

1.      Мензурка

2.      Микробюретка

3.      Пипетка дозатор

4.      Мерная пробирка

 

Жидкие окислители и дымящие неорганические вещества

азотная кислота

HNO3

 

Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества

красный фосфор, сера

 

Вещества выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

карбид кальция

CaC2

2 Общая:

 

1.   Стакан

2.   Чашечка Петри

3.   Цилиндрическая пробирка

4.   Колба Бунзена

1.   Кристаллизатор

2.   Холодильник воздушный

3.   Бюкс

4.   Коническая пробирка

 

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

натрий

 

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

ацетон

 

Сжатые, сжиженные и растворённые горючие и взрывоопасные газы

ацетилен

C2H2

 

3 Специальная:

 

1.  Эксикатор

2.    Круглодонная колба

3.    Водоструйный насос

1.   Склянка Тищенко

2.   Аппарат Киппа

3.   Колба Вюрца

 

Повышенная физиологическая активность, яды

цианид калия

 

Малоопасные вещества и практически безопасные

хлорид натрия

NaCl

 

 

Принадлежности: Листок с заданием

 

 

 

Принадлежности:

1. Бумага и ручка, чтобы подписать каждый вид посуды;

2. Лотки;

3. Посуда

 

 

 

 

 

Судейство:

1. За скорость1 балл;

2. За правильное соответствие 1 балл (макс 9 баллов)

Судейство:

1. За скорость1 балл;

2. За правильное разделение на три вида 11 баллов минус1 балл, если ошибка вида посуды;

3. За каждое правильное название посуды плюс1 балл

 

 

Конкурс № 4 Классификация реактивов

 

Задание: Соединить линией соответствующие группы и реактивы

 

Твердые окислители, образующие пожаро –

и взрывоопасные смеси

 

ацетон

Жидкие окислители и дымящие неорганические вещества

 

натрий

Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества

 

 

ацетилен

C2H2

Вещества выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

 

 

перманганат калия

KMnO4

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

 

цианид калия

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)

 

сера

Сжатые, сжиженные и растворённые горючие и взрывоопасные газы

 

 

карбид кальция

CaC2

Повышенная физиологическая активность, яды

 

 

хлорид натрия

NaCl

Малоопасные вещества и практически безопасные

 

 

азотная кислота

HNO3

 


Конкурс № 5

Измерение плотности жидкости ареометром

Техника взвешивания на аналитических весах

 

Задание: Определить правильно плотность раствора ____________с помощью ареометра (1 человек)

Задание: Правильно взвесить на аналитических весах массу навески 2,5 г (1 человек)

 

Ответ:  плотность раствора _____равна _______кг/м3

1 команда:

mчасовогостекла+ mнавески = 00 + 00

2 команда:

mчасовогостекла+ mнавески = 00 + 00

 

Методика определения:

1. Исследуемая жидкость наливается в подходящий по размеру ареометра цилиндр, чтобы ареометр не касался дна и стенок цилиндра;

2.Наливают неполный цилиндр;

3.Определение начинают с наименьшего по плотности ареометра;

4. Сухой и чистый ареометр опускают в цилиндр,  не придерживая и не придавливая;

5. Если уровень жидкости не пересёк шкалу ареометра, его вытаскивают, моют в дистиллированной воде и насухо вытирают;

6. Берут следующий по увеличению плотности и т.д. пока уровень жидкости не пересечет шкалу, замеряют показания

 

 

 

Методика взвешивания:

1. На левую чашку весов кладут часовое стекло; на правую ‒ разновесы;

2. Дверцы держать закрытыми;

3.Весы включают только для определения отклонения стрелки; разновесы меняют при выключенных весах;

4.Добавляя или убирая разновесы, взвешивают массу стекла;

5. К массе стекла прибавляют необходимую массу навески и выставляют эту сумму разновесами;

6. Добавляя или убирая вещество, добиваются равенства чашек весов, стрелка должна показывать «ноль»

 

Принадлежности:

1. Набор ареометров (2 шт);

2. Цилиндр (2 шт)

3. Растворы (2 шт)

Принадлежности:

1. Часовые стекла (2 шт);

2. Весы аналитические (2 шт);

3. Разновесы (2 шт);

4. Весы электронные (на стол жюри)

 

Судейство:

1. За скорость1 балл

2. Правильную методику определения1 балл

3. За точность взвешивания5 баллов

Судейство:

1. За скорость1 балл

2. За правильную методику взвешивания1 балл

3. За точность взвешивания5 баллов

 

Конкурс № 5Техника безопасности при работе в лаборатории

Задание:Отгадать кроссворд на скорость

 

 

 

 

 

                       
     2    5    6
 
 
   
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   
   5
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


По горизонтали:

1.       Что используют для уменьшения возможности нагрева?

2.       Технику чего нужно соблюдать в лаборатории?

3.       С помощью чего производят расфасовку жидкости?

4.       В каком шкафу производится работа с вредными и ядовитыми веществами? (вытяжной)

5.       Какой щелочной металл нельзя хранить в керосине или жидком масле?

 

По вертикали:

1.           Чем нужно тушить, если горит нерастворимое в воде вещество?

2.           В чем обычно хранят газы в лаборатории?

3.           Чем нужно тушить, если горит растворимое в воде вещество?

4.           Каким огнетушителем нельзя тушить электропроводку?

5.           Как называется процесс очистки помещений от ртути?

6.           Уничтожение остатков калия с помощью какого спирта является нарушением правил техники безопасности?

7.           Какие пробки применяются при хранении щелочей?

8.           Какие пробки применяются при хранении кислот?

9.           Основным способом уничтожения отходов ЛВЖ является?

10.      Какая смесь относится к самым эффективным моющим средствам?


Вопросы к болельщикам

 

Болельщик за свой правильный ответ может отдать 1 балл любой команде

 

1.       Опишите методику приготовления раствора из фиксанала?

2.       Почему кислоту приливают в воду, а не наоборот?

3.       Для чего используют муфельную печь?

4.       Как проводят возгонку (сублимацию)?

5.       Для определения какого физического показателя используют пикнометр?

6.       Что насыпано на дно эксикатора и зачем?

7.       Перечислите пять способов разделения смесей?

8.       Почему в водяном холодильнике вода подается снизу вверх?

9.       Назовите все степени термического ожога?

10.  При оказании какой первой медицинской помощи используют «закрутку»?

11.  Чем отличается дистиллированная вода от водопроводной?

12.  Для чего используют центрифугу?

13.  Перечислите все виды бань?

14.  Назовите возможные варианты проникновения ядовитых веществ в организм?

15.  Как производят расфасовку сыпучих веществ?

16.  Самый простой способ уничтожить остатки щелочных металлов?

17.  Назовите этапы демеркуризации?

18.  Действия при оказании помощи пострадавшему от удара током?

19.  Как предотвратить заклинивание шлифов?

20.  Опишите методику резки стеклянных трубок?

21.  Когда используют микропипетку?

22.  Как приготовить охлаждающую смесь?

23.  Для чего нужен эксикатор?

24.  Для чего используют бани?

25.  Как отобрать из газометра хранящийся там газ?

26.  Как определить термостойкость посуды?

27.  Как маркируются самые чистые реактивы?

28.  Как различить пипетки на полное и неполное выливание?

29.  Какие способы фильтрования существуют?

30.  Для чего используют холодильники?

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн