Официальный сайт synclub 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка и литературы

Размещено: Танзиля Маликовна Хайруллина - вт, 25/09/2012 - 01:16

Хайруллина Т.М.

учитель русского языка и литературы 
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа"
п.Мари-Турек Мари-Турекского района Республики Марий Эл

 

Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка и литературы

 

Тема, над которой я работаю 2 года, - «Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы». Остановимся на речевых навыках. Хорошо известна пословица Владимира Даля: «Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам» и «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» -, утверждал Наполеон Бонапарт. Уметь говорить, уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты, уметь преподносить себя, делать саморекламу (как бы мы, русские, с нашим менталитетом к этому не относились)- чрезвычайно важно в наше время.

 

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимся знаний орфографических и пунктуационных правил . и способность соблюдать языковые нормы на письме, но и формирование коммуникативных умений детей. Как показывает практика, учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, часто оказываются неинтересными собеседниками, не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, испытывают страх перед предстоящим деловым разговором. Такие учащиеся избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Именно поэтому так важно помочь ребёнку приобрести умения, необходимые для жизни в обществе. Известный американский политик Д. Уэбстер сказал очень мудрые слова: «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». Конечно, не мне вас учить, как организовать процесс обучении, чтобы каждый учащийся понял, как могущественно слово и как важно научиться это могущество использовать во благо. Если это произойдёт, выпускник школы сможет поделиться секретом успеха: «Хотите быть успешными, говорите правильно!»

 

Но эффективность современного урока может быть не только при максимальном развитии речевых навыков, интеллектуальных способностей.

 

Я убеждена: с нравственности начинается человек, никакие знания не восполнят отсутствие принципов, поэтому мною выделен комплекс специальных читательских умений, которые способствуют не только формированию квалифицированного читателя, но и развитию нравственной сферы учащихся. А также моя задача - учить образному видению, логическому осмыслению виденного, прочитанного, развивать творческие возможности учащихся. Такие уроки требуют разнообразного творческого труда на всех этапах обучения: при подготовке к восприятию текста и чтении его, при осмыслении читательских впечатлений, анализе произведения, в процессе совершенствовании устной и письменной речи. По этой теме я подготовила методическую копилку самостоятельно разработанной серией уроков.  

 

Планирование уроков всегда начинаю с постановки триединых целей: 1)обучающей, 2)развивающей, 3)воспитывающей; используя различные типы уроков, виды, методы, пути, средства, приёмы, с тем, чтобы единство, комплексность задач были обеспечены. Стараюсь, чтобы содержание учебного материала соответствовало выбранной структуре урока, характеру решаемых задач. При планировании урока мною всегда учитываются реальные возможности учащихся, поэтому на уроке осуществляется активная обратная связь. В своей работе я стараюсь добиваться высокого качества труда, рационально планировать этапы труда. Творческая работа требует от меня проявления фантазии, воображения, способности самостоятельно решать задачи. Свои творческие наклонности я проявляю в создании творческой атмосферы на уроках с помощью нестандартных заданий, постановкой проблемных вопросов, созданием ситуаций, показывающих необходимые знания. Уроки русского языка и литературы создают необходимость обращаться к музыке, живописи, театру. Наибольший интерес я проявляю к театральному искусству, поэтому использую элементы театрализации на уроках и во внеклассной работе.

 

В результате систематической кропотливой работы ученики умеют работать с художественным текстом, анализировать, обобщать, делать выводы, свободно владеют анализом лирического произведения, а по русскому языку- всеми видами синтаксического, морфологического, орфографического, фонетического разборов.

 

Любой урок литературы- это богатый материал для работы по данной теме, потому что каждое художественное произведение  и учит, и воспитывает, и развивает.


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн