Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Русский национальный герой Иван Сусанин»

Фото пользователя Людмила Викторовна Уланова
Submitted by Людмила Викторовна Уланова on чт, 27/09/2012 - 20:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Уланова Людмила Викторовна
Место работы, должность: 
МБОУ "Горельская СОШ", учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Цель: познакомить обучающихся с  оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин». 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

«Музыка» 3 класс, авторы Т.И.Кичак и В.В.Алеев.

Алеев В.В."Музыка" Учебно-методический комплект (УМК)

Используемая методическая литература: 

 

  • Алеев В.В.,  Кичак Т.Н.Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
    • Рабочая программа "Музыка" 1-4 классы.
    • Программы для общеобразовательных школ 1-4 класс.
Используемое оборудование: 

 

 

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, фортепиано (камертон).

 

Средства обучения:

  • Видеофильм «Глинка»;
  • Видеофильм «Опера «Иван Сусанин»;
  • Фонограммы : Хор «Славься», хор «Славься» (минус).
  • Текст : хор «Славься – 10 шт.
  • Кроссворды – 3 шт.

 

Краткое описание: 
Урок музыки в 3 классе по теме "Русский национальный герой «Иван Сусанин».

 

Цель: познакомить обучающихся с  оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин». 

Задачи:

  • познакомить с творчеством М.И. Глинки;
  • формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия оперной музыки;
  • привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
  • способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа;
  • способствоватьформированию потребности  в общении с музыкой.

 

 

 Эпиграф:«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти  и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

К.Рылеев

I. Организационный этап

 

 1. Введение в тему урока.

 

(Слайд №1)

У. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».

(Слайд № 2)

У. Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

Вопросы:  Вы обратили внимание на музыку, под которую входили на урок? Кто узнал это произведение? Это  «Патриотическая песня» из оперы М.И.Глинки.

Что вы знаете про этого композитора? Где он жил? (Слайд № 3) (Ответы учащихся).

II. Познавательный этап.

У. Познакомимся с ним поближе. (Фрагменты из видеофильма «Глинка»).

Название оперы, на которую мы пришли вам помогут узнать стихи Рылеева :

«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти  и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Кто может сказать, как называется опера? Правильно «Иван Сусанин».

У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

В начале  XIIвека польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов,  военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды. (Слайд № 4)

 

Действие первое. 1612 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.

«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».  (Фрагмент из оперы №1).

Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. (Фрагмент из оперы №2).

Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. (Фрагмент из оперы №3).

Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. (Фрагмент из оперы №4).

У. Как в настоящем театре у нас есть маленький перерыв между действиями, он называется антракт. Мы используем его для того, чтобы узнать, почему простые крестьяне  - Иван Сусанин, Богдан Собинин с дружиной  отправлялись на бой с врагами.  Каждая группа зрителей получит бланк с кроссвордом, в котором зашифровано слово. Эти слова были главными в жизни героев нашей оперы. А помогут вам в этом знания, полученные на уроках музыки.  

Ученики должны отгадать слова «Родина», «Россия», «Отчизна».

Действие  третье. Тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина я в Москву, Вначале Сусанин отказывается.

Страха не страшусь,

Смерти но боюсь,

Лягу за святую Русь, —

гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План — завести врагов в лесную глушь и погубить. (Фрагмент из оперы №5).

 

Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:

Чуют правду! Смерть близка,

Но не страшна она:

Свой долг исполнил я.

 Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. (Фрагмент из оперы №6).

 

Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.

Туда завел я вас,

Куда и серый волк не забегал,

Куда и черный вран костей не заносил!

Туда завел я вас, где глушь и глад,

Где вам от лютой вьюги погибать!

Где вам голодной смертью помирать! —

с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.(Фрагмент из оперы №7).

Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси. ((Фрагмент из оперы №8).

У. Вот и закончилась опера.

Вопросы :

1.Ребята, вам понравилось наше путешествие?

 2.Интересно было в оперном театре?

3. А кто из героев оперы вам больше всего понравился?

4. Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?

5. Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?

 А теперь  встанем со своих мест и выразим свое отношение к опере аплодисментами!

После такого драматического спектакля нам нужно немного расслабиться. Поможет в этом Физкультминутка.

 «Веселые мартышки»

 

Текст

Описание движений

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот раскроем,

Гримасы все состроим

Как скажу я цифру «три» -

Все с гримасами замри!

«Раз-два-три!»

«Отомри!»

Движения выполнять по содержанию текста.

IV.Вокально-хоровая работа с нотным текстом раздаточного материала

 

У. Отдохнули? А теперь наш урок продолжит вокальная работа, в которой мы снова встретимся с музыкой М.И.Глинки

Наша работа начнется с распевки. Вспомним правила посадки при пении. Послушаем ещё раз заключительный хор оперы   «Славься». Слушаем фонограмму хора.

А теперь попробуем спеть. Текст лежит у вас на столе. Внимательно смотрим на меня и следим за движениями рук.

Исполнение хора «Славься».

Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?

Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?

Какой же можно сделать вывод : Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.

V. Домашнее задание.

Нарисуйте дома иллюстрации к наиболее ярким, интересным сценам оперы.

V. Подведение итогов урока.

Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

С какими незнакомыми словами вы сегодня  познакомились?

С кем вы поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке?

Молодцы! Сегодня хорошо работали_________________________!(выставление оценок)

Перед уходом,  я попрошу вас выразить своё отношение к нашему  уроку. На столе перед вами лежат карточки с красными, желтыми  и зелеными смайликами. Зеленый означает – «Урок понравился», желтый – «Что-то было интересно», красный  – «Мне было скучно». Поднимите, пожалуйста, карточки.

Спасибо за урок!

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн