Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа для факультатива "Окружающая среда и здоровье человека"в 7 классе

Submitted by Мария Раздобреева on Tue, 02/10/2012 - 18:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Раздобреева М.С.
Место работы, должность: 

МКОУ "Константиновская ООШ", учитель биологии

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Рабочпая программа для факультатива в 7 классе &quot;Окружающая среда и здоровье человека&quot;</p>

МКОУ Константиновская ООШ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________________________

(Любименко Т.Ю.)

«___»__________20____г

Приказ №________от_________

 

 

 

 

Рабочая программа по факультативу

«Окружающая среда и здоровье человека»

 7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила

учитель биологии

Раздобреева М. С.

 

 

 

 

 

 

2012-2013 уч год

 

 

Пояснительная записка.

 

В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе. Нарастание экологического кризиса  придает  особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в непрерывной связи с экологическими сведениями. Природа – это живая, чувствительная, очень сложная  система: даже самый тихий шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что остается в этом мире будущим поколениям. Дети – это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественно-научные дисциплины, но и  создать все условия для воспитания заботливого отношения к здоровью окружающей среды и здоровью человека.   Данный факультативный курс по экологии призван изложить и полнее раскрыть неиспользованные резервы, расширить информационное поле учебного знания. Она позволяет выпускникам основной школы стать более компетентными  в понимании ценности здоровья и его роли в жизни и выборе профессии. Курс способствует и практической направленности, выражающейся в обеспечении знаний здоровьесберегающих факторов среды, образа жизни, поведения.

Цель курса:ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия  человека и природы, с влиянием естественной среды и антропогенной среды на здоровье человека. Формирование активной экологической позиции у подрастающего поколения.

Задачи курса:1. Повышение экологической грамотности учащихся

                            2. Формирование у учащихся устойчивого осознания необходимости

                                 знаний о здоровье, как самом ценном даре, о бережном, грамотном

                                  отношении к здоровью, а также среде жизни.

                             3. Развивать у учащихся умение осуществлять познавательную,

                                 коммуникативную, практико-ориентированную деятельность

                                 в конкретной экологической ситуации.

                   4. Формирование умений определять связи между правом человека на

                        здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью

Содержательный материалкурса поможет учащимся понять, почему
здоровье человека - физическое и духовное, - главное богатство человека, каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от образа жизни, который ведет человек.

Данный курс отличается от базового следующим:
в базовом курсе совсем не рассматриваются вопросы о реакциях
организма на изменяющиеся условия современной окружающей среды,
не рассматривается взаимосвязь здоровья человека и здоровья природы, о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, особенностях  здоровьесберегающего поведения в ситуациях повседневной жизни.Все эти и
другие важнейшие, актуальные вопросы предлагает данный курс.

 При изучении курса  «Здоровье человека и окружающая среда» учащиеся познакомятся со следующими видами профессий : эколог, врач, психолог, фармацевт-провизор, ученый-генетик, диетолог, технолог пищевой промышленности, архитектор.

Виды деятельности  и самостоятельность учащихся.

Для  реализации данной программы необходимо использование учебного оборудования кабинета биологии: таблицы, слайды, приборы, компьютер,  видеофильмы, учебная литература, а также библиотечный фонд школы, различные виды самостоятельных работ, интернет ресурсы.

Наиболее приоритетными методами данной программы курса являются:
Исследование собственного организма, влияние на здоровье бытовых
условий, образа жизни, экстремальных условий. (Практические работы)

Другие виды работ.

Методы работы:словесный, исследовательский, поисковый, наглядный, практический, игровой, метод коллективного творчества.

 

В учебном плане ОУ, работающего по БУПу 2004г. из компанента образовательного учреждения на факультатив по экологии в 7 классе выделено 34часа из расчета 1-го учебного часа в неделю. В курс экологии для 7 класса включены уроки, посвященные загрязнению окружающей среды, борьбе с загрязнением. Здоровье и предупреждение болезней. О среде жизнедеятельности человека. О здоровом образе жизни. Для понимания учащимися сущности курса экологии в программу введены практические работы, проведение наблюдений, различные виды познавательной деятельности. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету биологии и др.естественных дисциплин.

 

Предпологаемые результаты обучения.

Учащиеся должны научится объяснять смысл закона экологии «Все связано со всем»:

Связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учится и экологической грамотностью, как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы, правила сохранения слуха, зрения, роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия. Называть экологические проблемы в жизни природы и человека, опасности  для окружающей среды и здоровья человека, способы их предотвращения, правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности. Стремится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы:

I.  Введение- 2 час

1.  Естественная среда  и здоровье человека. Связь между природными условиями и  здоровьем человека. Качество воды, воздуха, почв, климатические условия ,то от чего зависит здоровье, трудоспособность и долголетие человека. Экологический туризм. Климат, характеристика климатических факторов. Микроклимат. Влияние на организм климатических факторов. Экстремальные условия.

   

II.Антропогенная среда и здоровье человека- 9 час.

Современное состояние природной среды. Атмосфера как часть природной среды. Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Кислотные дожди. Накопление вредных для здоровья веществ в пресной воде, почве, растениях, человеке. Охрана вод, почв. Радиация в биосфере. Экологические проблемы и как с ними бороться. Растения и здоровье человека. Загрязнение пестицидами продуктов питания. Их  классификация.

III.  Среда жизнедеятельности человека - 16 часов.

Образ природы в культуре России. Ландшафт как фактор здоровья. Природа биологических ритмов. «Совы» и «Жаворонки». Погода и самочувствие. Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни. Жизнедеятельность здорового человека. Практическая работа №1 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья». Экскурсия в лес.  Как получить заряд энергии от дерева. Найди свое дерево. Лечение плашками деревьев. Легенда о друидах. Ядовитые лекарственные растения и их применение. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения. Конференция на тему: «Мой дом – моя крепость». Практическая работа №2. «Факторы  жилой среды. Экологический паспорт нашей квартиры». Опасность химического отравления. Влияние звуков на здоровье человека. Шум и здоровье человека. Исследовательская работа на тему «Шум – источник заболеваний. Профилактика «шумовых» болезней. Природная среда – источник  инфекционных заболеваний. Не инфекционные эндемические заболевания. Лихорадка Западного Нила.

 

IV. Здоровый образ жизни   5час.    

Труд, профессия и здоровье. Профессиональные заболевания. Их профилактика. Семья и здоровье. Забота о подрастающем покалении. Закаливание. Культура питания. Практическая работа№3 «Основы рационального питания. Нормы питания.» Витамины – БАВ. Их  роль в питании  и рационе человека . СПИД – коварная болезнь. Практическая работа№4 «Пути переноса ВИЧ (ролевая игра)». Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости. Профилактика. Табакокурение и последствия табакокурения .

 

V. Заключение - 2 часа.

Культура движения. Сколько жить человеку. Старение организма.

Биотехнология.  Лекарства.

Медицина будущего. Профессия - врач. Заботы эколога.

                

 

 Учебно – тематическое планирование по курсу «Окружающая среда и здоровье человека».

 

№ урока

Наименование раздела, темы урока.

Виды деятельности

Дата

по плану

Дата

по факт.

 

 

 

Введение 2час.

 

 

 

 

1.

Естественная среда и здоровье человека.

Изучение фактического материала. Рассказ учителя. Работа с текстом. Самостоятельная работа.

 

 

 

2.

Влияние на организм климатических факторов

Рассказ учителя. Сообщения учащихся о стихийных природных явлениях и их влияние на здоровье человека.

 

 

 

 

Антропогенная среда и здоровье человека 9час.

 

 

 

 

3.

Современное состояние природной среды.

Рассказ учителя с использованием наглядности. Выставка рисунков  учащихся.

 

 

 

4.

Последствия загрязнения атмосферы. Кислотные дожди.

Рассказ учителя. Работа с текстом. Составить план к рассказу «Парниковый эффект»

 

 

 

5.

Опасность загрязнения почв.

Работа с экологической картой

Работа в группах  по регионам страны, своей местности.

 

 

 

6.

Удобрения, ядохимикаты и с-х.

Рассказ учителя.

Работа с текстом.

 

 

7.

Вода – основа жизни. Причины загрязнения воды.

Использование Интернет-ресурсов.

Фильм о воде. Обсуждение после просмотра.

 

 

 

8.

Растения и здоровье человека.

Рассказ учителя.

Сообщения учащихся о лекарственных растениях.

 

 

 

9.

Ядовитые лекарственные растения и их применение.

 

Рассказ учителя

 

 

10.

Генномодифицированные продукты питания

Рассказ учителя. Работа учащихся с дополнительной литературой.

 

 

 

11.

Экологические проблемы и как с ними бороться.

Сочинение учащихся

«Если бы я был главным экологом…»

 

 

 

 

Среда жизнедеятельности человека 16час.

 

 

 

 

12.

Образ природы в культуре России.

Картины и пейзажи великий русских художников, стихи о природе. Рассказ учителя.

 

 

 

13.

Ландшафт как фактор здоровья.

Работа с текстом, с дополнительной литературой.

 

 

 

14.

Природа биологических ритмов. «Совы» и «Жаворонки».

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

15.

Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни.

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

16.

Жизнедеятельность здорового человека

Рассказ учителя.

Составить перечень гигиенических правил и норм здорового образа жизни (творческое задание)

 

 

 

17.

«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»

 

Практическая работа №1

 

 

 

 

18.

Легенда о друидах. Подзарядка сил от деревьев.

 

Экскурсия в лес

 

 

 

 

19.

Природная среда – источник инфекционных заболеваний.

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

20.

Природно-очаговые болезни.

Сообщения учащихся.

Работа с дополнительной литературой.

 

 

 

21.

Не инфекционные эндемические заболевания

Сообщения учащихся.

Работа с дополнительным материалом.

 

 

 

22.

Поселение как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещения.

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

23.

«Факторы жилой среды. Экологический паспорт нашей квартиры»

 

Практическая работа №2

 

 

 

24.

Опасность химического отравления

Самостоятельная работа с текстом. Составить план. Рассказ учителя.

 

 

 

25.

«Мой дом – моя крепость»

 

Урок – конференция

 

 

 

26.

Шум и здоровье человека

Работа с текстом «Влияние звуков на человека»

 

 

 

27.

«Шум – источник заболеваний. Профилактика шумовых болезней»

Сообщения учащихся.

Работа с дополнительным материалом.

 

 

 

 

Здоровый образ жизни 5час.

 

 

 

 

28.

Труд и здоровье. Профессия и здоровье.

 

Рассказ учителя

 

 

 

29.

Культура питания.

Рассказ учителя

 

 

 

30.

«Основы рационального питания. Нормы питания»

Практическая работа №3

 

 

 

 

31.

СПИД – коварная болезнь.

Практическая работа №4 «Пути переноса ВИЧ» ролевая игра.

 

 

 

32.

Табакокурение и последствия. Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости.

Сообщения учащихся

Работа с дополнительным материалом.

 

 

 

 

Заключение 2час.

 

 

 

 

33.

Культура движения. Сколько жить человеку. Старение организма.

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

34.

Медицина будущего. Биотехнология. Профессия врач. Эколог.

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия на авторскую программу факультатива по биологии «Окружающая среда и здоровье человека» для 7класса.

 

Программа была составлена учителем биологии и географии Константиновской ООШ Раздобреевой М.С.

Срок реализации программы – учебный год.

Материал составлен и подан профессионально, системно, грамотно.

Актуальность программы в том, что она расширяет и углубляет знания о современном состоянии окружающей среды и здоровье человека.

Ведущая идея программы: формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе, пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье. Сформировать готовность детей к принятию и выполнению правил здорового образа жизни. Материал курса поможет учащимся понять, почему здоровье человека – физическое и духовное, - главное богатство человека, которое зависит и от окружающей среды и от образа жизни, который ведет человек.

Программа стимулирует познавательную активность учащихся.

Данная рабочая программа была рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла. Было принято решение о соответствии специфике факультативного образования детей.

 

 

 

 

Завуч школы                                     Шилина С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия.

Практическая работа №1.

Тема: « Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»

Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

Ход работы

I.  Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов отве­та выберите наиболее характерный для вас, и соответствующий балл внесите в табл. 2.

1.Особенности питания

A Вы всегда придерживаетесь правил ра­ционального питания и никогда не нарушае­те их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья. (Балл = +2)

Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэ­тому стараетесь, свое питание привести в со­ответствие с ними, однако иногда вы позво­ляете себе их нарушить, например, во вре­мя праздников и т.п.

(Балл = +1)

B.Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохра­нения здоровья, но сами их не придержива­етесь. Можете позволить себе съесть лиш­него, слишком много сладкого, не соблюда­ете режим питания.

(Балл = -1)

Г. Не соблюдаете правила рационально­го питания, так как не считаете, что особен­ности питания могут каким-то образом пов­лиять на здоровье. (Балл - 2)

2.Особенности двигательной актив­ности

A.Вы систематически занимаетесь спор­том или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохра­нить здоровье. (Балл = +2)

Б. Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкуль­турой, поэтому выполняете физические уп­ражнения нерегулярно. (Балл = 0)

B.Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физ­культуры). В свободное время занятию фи­зическими упражнениями предпочтете лю­бое другое занятие, например, просмотр те­лепередач. (Балл =-1)

3.Закаливание

А. Вы регулярно выполняете закалива­ющие процедуры: обливание холодной во­дой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или дру­гие. (Балл = +2)

Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом), либо в за­висимости от настроения.

(Балл = +1)

В. Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно.

(Балл = 0)

 

 

 

 

 

                                                                        

4. Особенности режима дня, труда иотдыха

A.Вы всегда соблюдаете режим дня, пра­вила труда и отдыха. (Балл = +2)

Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушае­те его для того, чтобы приготовить уроки, по­смотреть интересный фильм. (Балл = +1)

B.Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (Балл = -1)

 5. Особенности эмоционального со­стояния

A.Вы жизнерадостный человек, быст­ро прощаете обиды, забываете неприят­ные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (Балл =+2)

B.Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто ме­няться, но обычно вы не впадаете в длитель­ные депрессии и пессимистическое настро­ение. (Балл = 0)

В. Мельчайшие мелочи могут вывести вас из состояния равновесии. Длительное вре­мя можете находиться в раздраженном со­стоянии, злиться, со знакомыми часто кон­фликтуете. (Балл = -2)

6. Жизненная позиция

А. Если какое-то событие стало причи­ной сильного переживания с вашей сторо­ны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее за­быть огорчающие нас события, отвлечь­ся. Иногда для этого вы включаетесь в де­ятельность, которая вас увлекает. Вы пыта­етесь сделать все от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучше­му. (Балл = +2)

Б. Когда случаются серьезные неприят­ности, они полностью занимают ваши мысли.Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием. (Балл = -2)

В. Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А, Б), или оно может меняться, то оце­ните свою жизненную позицию в 0 баллов.

7. Вредные привычки

Вредные привычки всегда ведут к посте­пенной утрате здоровья, поэтому любая из них - курение, употребление алкоголя и наркотиков — оценивается в - 4 балла.

II. Определите сумму баллов в таблице и оцените влияние своего образа жизни на со­стояние здоровья:

-    Если сумма баллов равна от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья.

-    Сумма набранных баллов от +6 до +8. Такой образ направлен лишь на поддержа­ние (сохранение) имеющегося уровня здоро­вья, но не способствует его укреплению.

      - Если сумма баллов менее +5, вам не­обходимо серьезно задуматься о своем буду­щем, поскольку такой образ жизни направ­лен на разрушение здоровья и может при­вести к его полной утрате.

Таблица 2

Факторы образа жизни

Оценка в баллах

1. Особенности питания

 

2. Физическая активность

 

3. Закаливание

 

4. Режим дня, труда и отдыха

 

5 Особенности эмоциональ­ного состояния

 

   6. Жизненная позиция

 

7.1 Курение

7.2 Употребление алкоголя

7.3 Употребление наркотиков

 

 

 

8 Сумма баллов:

 

8. Сформируйте вывод о необходимости соблюдения здорового образа жизни


 

Практическая работа №2.

Тема: «Факторы жилой среды. Экологический паспорт нашей квартиры»

Цель:Сформировать умения распознавать и устранять причины различных видов загрязнения жилого помещения, научиться делать экологический анализ помещения, в котором живет семья.

Оборудование:Инструктивная карточка, ручка, измерительная лента, барометр, термометр.

Ход работы.

1. Факторы жилой среды

Внутренняя среда квартиры, или жилая среда, - результат взаимодействия многих физических, химических и биологических факторов. Воздействуя на человека, они ока­зывают влияние на его физическое и психи­ческое здоровье, на эмоциональное состоя­ние. Если схематически изобразить основные элементы, от которых зависит качество жи­лой среды и наше самочувствие, то выглядеть это будет так:

Жилая среда.

Архитектурно-планировочные

и конструктивные решения

Микроклимат помещения: температура, влажность

Световая среда

Воздушная среда

Вибрация, шум

Электрические и магнитные поля

Охарактеризуете воздействие на человека каждого из этих факторов. Назовите пробле­мы, которые могут при этом возникать. Вы­берите одну из них и предложите различные варианты ее решения.

2. Экологический паспорт нашей квартиры

Составьте экологический паспорт кварти­ры, в которой живет ваша семья. Для этого используйте приведенный ниже план.

1. Общие сведения о жилом микрорайоне.

1.1. Расположение микрорайона на плане города.

1.2.Непосредственное и ближайшее окру­жение дома: другие жилые дома, промышлен­ные предприятия, площади, улицы, шоссейные и железные дороги, парки, водоемы и т.д.

Программа курса по выбору: «Здоровье человека и окружающая среда»  Л.П. Шапошник учитель биологии                                                                        7                                                  

1.3.Характеристика  зеленых  насаждений (видовой состав, состояние).

1.4.Удобство транспортной связи с други­ми районами города.

2. Технические данные жилого здания.

2.1.Дата постройки.

2.2.Этажность,  количество квартир,  при­мерное число жильцов.

2.3.Виды строительных материалов.

2.4.Особенности тепло-,  водо-, электро-, газоснабжения.

2.5.Общее санитарно-гигиеническое состо­яние здания.

3.Паспорт комнат, бытовых и подсобных помещений.

3.1.Экологическая комфортность.

3.2.Размеры помещений.

3.3.Характеристика потолка, пола, стен.

3.4.Состояние воздуха в квартире:

•  атмосферное давление,

•  температура воздуха,

•  влажность воздуха,

•  запыленность воздуха.

3.5.Характеристика освещения (естествен­ного и искусственного)

3.6.Радиационный фон.

3.7.Источники  и сила  шумового загряз­
нения.

4.Наличие домашних электроприборов.

5.Сведения   об   имеющихся   препаратах бытовой химии, представляющих потенциаль­ную опасность для здоровья человека.

6.Характеристика мебели (из каких мате­риалов изготовлена).

7.Наличие комнатных растений.

8.Наличие домашних животных.

4. Сформулируйте выводы о качестве жилого помещения вашей семьи и оформите паспорт экологического состояния дома или квартиры.

Практическая работа №3.

Тема: «Основы рационального питания. Нормы питания»

Цель: сформировать представление об основах рационального сбалансированного питания.

Оборудование:калькулятор, ручка, инструктивная карточка с заданиями.

Ход работы.

Задание 1

Известно, что для восполнения энергоза­трат в сутки 14—17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки - 2600 ккал. Пользуясь данными табл. 1, подсчитайте, сколько вы расходу­ете килокалорий в сутки (можно округлять до получаса).

Задание 2

Рассчитайте дневной рацион питания, исходя из собственной потребности в ки­локалориях. Наиболее оптимален четырехразовый прием пищи. Помните, что калорийность завтрака и ужина должна со­ставлять 25% от общего количества

 

Программа курса по выбору: «Здоровье человека и окружающая среда»  Л.П. Шапошник учитель биологии                                                                           8

 

килока­лорий в сутки, обед - 35%, полдник -15%. Для составления меню используйте данные табл. 2. Суточный объем пищи (вместе с выпиваемой жидкостью) должен быть в пределах 2,5—3 кг.

При составлении меню помните, что на завтрак полезно съедать молочную кашу или другой молочный продукт; обед по воз­можности должен включать закуску (салат из свежих овощей), первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в те­чение дня обязательно съедать несколько свежих фруктов.

Таблица № 1

Расход энергии на различные виды деятельности

Вид деятельности

Сон и отдых лежа

Уборка постели, умывание

Чтение, просмотр телевизионных телепередач

Мытье посуды, глаженье белья

Вытирание пыли, подметание попов

Стирка белья, мытье полов

Чтение учебника

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа

Выполнение лабораторной работы

Занятие спортом

Езда в транспорте

Энергозатраты, ккал/ч

65 – 77

102 – 144

90 – 100

130 – 144

167 – 180

200 – 270

100 – 110

100 – 120

 

120 – 150

200 – 600

100

 


Таблица № 2.

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд.


Наименование про­дукта, блюда

Масса, г

Калорийность, ккал

Наименование продукта, блюда

Масса, г

КаКалорийность, ккал

Хлеб ржаной

50

109

Говядина отварная

90

134

Хлеб пшеничный

50

123

Треска жареная

100

162

Масло

20

76

Котлета говяжья паровая

100

168

Яйцо

1 шт.

133

Овощи тушеные

525

140

Чай с сахаром

200

86

Картофель отварная

250

280

Кофе с молоком и сахаром

200

139

Зеленый горошек

100

40

Какао с сахаром и молоком

200

218

Сельдь слабой соли

100

120

Сыр российский

50

104

Макароны отварные с маслом

200

364

Колбасе вареная

50

103

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженое пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Шоколад молочный

50

233

Йогурт

200

100

Печенье

100

298

Творог полужирный

100

174

Огурец свежий

100

30

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным мослом

155

100

Кефир

180

109

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Бульон куриный с вер­мишелью

200

260

Яблоко, груша, апельсин

100

42

Борщ со сметаной

300

169

Сок фруктовый

200

90

Запишите в таблицу составленный суточ­ный рацион.

Таблица 3

Суточный рацион питания.

Прием пищи

Наиме­нование блюд

Общая

масса, г

Общая калорий­ность

Завтрак

 

 

 

Обед

 

 

 

Полдник

 

 

 

Ужин

 

 

 

Задание 3

Определите оптимальное для вас время приема пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4—4,5 ч, а минимальный перерыв был не менее 3 ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в табл.4 и сравните их с рекомендуемыми.

Таблица 4

Часы приема пищи

Прием

пищи

Индивидуальное время

Рекомендуемое время

Завтрак

 

7.30-8.00

Обед

 

12.30-13.30

Полдник

 

15.30-16.30

Ужин

 

18.30-19.30

 

                                               

  

 Задание 4

Рассчитайте нормальную массу тела, со­ответствующую вашему росту и   возрасту по формуле:

Масса тела (в кг) = 50 + 0,75(Т - 150)  + (А-20)/4

Т — рост в см; А — возраст (в годах).

Задание 5.

На основе выполненной практической работы, изученной дополнительной литературы сформулируйте принципы рационального питания.

 

Практическая работа №4

Тема: «Пути переноса ВИЧ (ролевая игра)».

Цель: выработать собственную модель поведения в критической ситуации (В данном случае заражение ВИЧ)

Оборудование: карты с рисунком подростков (компания), инструкция к работе.

ИНСТРУКЦИЯ К РАБОТЕ

1    Рассмотрите внимательно карты, на которых изображена компания подростков (каждый имеет свой номер - от 1 до 15 ).

Известно, что:

подросток под №1 соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании);

подростки под №2 и 3 влюблены и верны друг другу (обведите их кружком);

остальные подростки сексуально «общаются»: они легкомысленно меняют партнеров и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ (пометьте его особо, например красным цветом).

2.    Карандашом начертите линии, соединяющие партнеров (кроме № 1, 2 и 3). Сделайте так трижды, каждый раз образуя новые пары, не исключая и зараженного (варианты тар лучше обозначить разными цветами). Теперь отметьте тех, кто контактировал с ВИЧ - инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними.

4.   Проведите  анализ  на  возможность передачи ВИЧ в данной компании.

                                                              

5. Обсудите следующие результаты:

ØПодростки под номером 1, 2 и 3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны

ØА остальные?

ØА ты сам где был в этой игре?

ØВыиграл ты или проиграл?

ØПодумай и прими решение!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература для учащихся

 

1. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин «Экология» 9класс

Издательский дом «Дрофа» 1995г.

2. Р.Д. Маш «Человек и его здоровье» Сборник опытов и заданий с ответам по биологии. Издательство «Мнемозина» Москва 2000г.

3. «Экологическая книга для чтения» Издательство «Современные тетради», 2008г.

 

 

Литература для учителя

 

1.Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин. «Экология человека. Избранные лекции». Москва 1994г.

2.Журнал «Биология в школе» 2000-2004г.

3. Л.И. Губарева. «Экология человека. Практикум человека» Москва 2002г.

4. Т.Я. Свищева «Страшнее рака только СПИД» 2001г.

5.А.В.Яблокова «Биология и современность» Москва «Просвещение» 1990г.

 

 

 

Согласовано

На заседании ШМО

естественно- научного цикла

Протокол №

 

 

 

 

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

 

---------------------

(Шилина С.А.)

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн