Чередование гласной в корне слова. (фрагмент урока)
На доске написаны слова с пропущенной орфограммой:
- ПРИК…САТЬСЯ, О
- ВЫР…ЩИВАТЬ, А
- ВОЗЛ…ЖИТЬ, А
- ВОЗР…СЛИ, А
- ПРИЛ…ГАТЬ, О
- УБ…РУ, И
- ЗАСТ…ЛАЮ, Е
- ВЫТ…РЕТЬ, И
- ЗАМ…РАТЬ, И
- ПРИД…РАТЬСЯ Е
Ученики самостоятельно выполняют работу, для проверки один из учеников выходит к доске и с помощью маркера передвигает буквы на место пропуска. Ученики сверяют свои записи с доской и выставляют себе оценку.
Следующий этап работы: выполнить морфемный разбор слов и объяснить правило, применяемое для выбора орфограммы:
ЗА-СТИЛ-А-Ю ЗА-СТЕЛ-И-ТЬ
А И
ВЫВОД: если в слове суффикс -А- , в корне пишем И всегда.