Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение знаний о безударных гласных в корне слова.

Фото пользователя Анжела Юрьевна Авраменко
Размещено: Анжела Юрьевна Авраменко - вт, 09/10/2012 - 16:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Авраменко Анжела Юрьевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Гатчинский лицей №3 имени Героя Советского Союза А И Перегудова", учитель начальных классов
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
31
Используемое оборудование: 

 карта парков Г. Гатчины, видеосюжет о  Приоратском дворце, иллюстрации, карточки с заданиями.

Краткое описание: 
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием краеведческого материала

Ход урока.

Организация класса.

-- Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, которое написал один мой ученик, а сейчас ученик 7-2 класса Филиппов Даниил. Называется оно «Точечка на глобусе».

Точечка на глобусе.

Точечка на глробусе -

Я её люблю.

Маленькую родину,

 Гатчину мою.

Что может сравниться

С Гатчиной моей?

Нет её любимей, нет её милей.

Парков нет красивей,

Лучше нет дворца.

Любоваться «Сильвией»

Можно без конца.

А над Чёрным озером

Каждый видеть рад

Здание старинное –

Замок Приорат.

-- Так о чём же пойдет  речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о Гатчине.

Работа над предложением.

А вот о чем конкретно мы будем говорить на нашем уроке, мы узнаем из предложения.Посмотрите на доску:

Я еду на извозчике через Гатчинский парк.

Работа над орфограммами

Прочитайте предложение. А кто из вас знает из какого рассказа это предложение? А кто автор этого рассказа? Вы совершенно правы, я взяла это предложение из рассказа А.И Куприна «Извозчик Пётр». Значение всех ли слов вам понятно? Как вы понимаете  слово извозчик?

Давайте узнаем как об этом говорится в толковом словаре. Возьмите карточку . На этой карточке я сделала для вас выписку из толкового словаря.

Извозчик –  человек промышляющий извозом, возкою товаров, клади и седоков.

Давайте посмотрим, какие орфограммы нам встретятся в этом предложении.

Ответы детей:

Я – пишу с большой буквы, это начало предложения.

В слове еду орфограмм нет.

На извозчике – пишу раздельно, т.к. на это предлог, могу поставить слово на городском извозчике.

В слове извозчике парный согласный , проверю словом возить. В слове возить перед гласным [и], слышу звук [з], значит и в слове извозчик буду писать букву З.

Через  это предлог, его правописание надо запомнить.

Через Гатчинский пишу раздельно, т.к. через это предлог, могу поставить слово через этот Гатчинский парк.

В слове Гатчинский непроизносимый согласный, пиши с буквой т, проверить не могу, надо запомнить.

Слово Гатчинский пишу с большой буквы, потому что это имя собственное.

В слове парк парный глухой согласный , проверю словом парки. В слове парки перед гласным [и], слышу звук [к], значит и в слове парк буду писать букву К.

В конце предложения поставлю точку.

-- Давай те запишем это предложение.

-- Так о какой же достопримечательности нашего города мы будем говорить? Конечно, о Гатчинских парках.

Работа по теме урока

            В дворцово-парковый ансамбль входят несколько парков. Это Дворцовый парк, Сильвия, Зверинец, а также Приоратский парк. Гатчинские парки расположены по берегам трёх озёр: Серебряного, Белого и Чёрного. На территории парков протекают речки Гатчинка и Колпанка. Речка Колпанка раньше называлась Пильная, потому что на ней когда-то стояла лесопильня.

           А начнём мы наше путешествие по Гатчинским паркам с посещения самого большого лесопарка  -- Зверинец. Расскажет нам о нём …. А мы с вами будем внимательно слушать и постараемся услышать в рассказе слова с безударными гласными в корне слова.

Рассказ ученика:

 Дорога, идущая от Берёзовых ворот, ведёт в лесопарк Зверинец. Он расположен по обе стороны от реки Гатчинки. Гатчинка вытекает из Белого озера. Из Дворцового парка в Зверинец можно попасть через Зверинские ворота.

Охотой увлекались все владельцы Гатчинской мызы. Граф Орлов велел огородить большой участок леса и устроил в нём охотничий питомник. В лесу для охотников были проложены тропинки и дорожки. В Зверинце поселили оленей, зайцев и диких коз.

Во времена Александра Второго Гатчинский Зверинец был ещё более благоустроен. В нём осушили болота. Были построены егерские домики. Из Беловежской пущи  в Зверинец завезли диких кабанов и даже зубров.

- Спасибо.

-- Ты подготовил(а) интересный рассказ о Зверинце.  А кто из вас услышал в рассказе слова с безударными гласными в корне слова?

Ответы детей:

Зверинец – в  корне слова безударный звук  [и], проверю словом зверь, значит надо писать букву е.

Болото – в корне слова безударный гласный непроверяемый ударением, это слово надо запомнить.

Олень -- в  корне слова безударный звук  [а], непроверяемый ударением. Написание слова надо запомнить:олень.

 Возьмите карточку под №1. Прочитайте слова. Из записанных в карточке слов выпишите только те, в которых есть безударный гласный в корне слова, обозначьте орфограмму. Приготовьтесь объяснить свой выбор.

Зверинец,  домик, олень,  заяц, речка, козы, дорожки, тропинки, лиса, зубр.

Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова, которые вы выписали и объясните, что за орфограмму вы здесь увидели.

Ответы детей:

Олень -- в  корне слова безударный звук  [а], непроверяемый ударением. Написание слова надо запомнить:олень.

Заяц -- в  корне слова безударный звук  [а], непроверяемый ударением. Написание слова надо запомнить:заяц.

Дорожки  -- в  корне слова безударный звук  [а], непроверяемый ударением. Написание слова надо запомнить:дорожки.

Тропинки -- в  корне слова безударный звук  [а], проверю словом тропка, значит надо писать буквуо.

 Лиса  – в  корне слова безударный звук  [и ], проверю словом лисы, значит надо писать буквуи.

 Молодцы с этим заданием вы справились. А теперь отправимся в Дворцовый парк.

Рассказ ученика:

            Дворцовый парк удивительно красив. Он включает пейзажные и регулярные сады. Руководил созданием парка архитектор Антонио Ринальди. Позже работы по устройству  парка продолжил архитектор Бренна. Сначала был разбит пейзажный Английский сад, расположенный на берегах Серебряного и Белого  озёр. Он стал основой Дворцового парка. В пейзажных парках старались воспроизводить естественную природу. Извилистые дорожки повторяли очертания берегов. Казалось, будто лужайки,  живописные группы деревьев, виды на озеро возникали сами по себе без всякого участия человека. Регулярные сады граничат с Английский садом. Это собственный садик, Нижний и Верхний ботанические сады и другие.  

-- Спасибо тебе за интересный рассказ. Что интересного вы запомнили из рассказа?

Ответы детей:

-- Дворцовый парк делится на пейзажные и регулярные сады.

-- Созданием парка руководили архитекторы Антонио Ринальди и Бренна.

Безударные гласные бывают проверяемые ударением и непроверяемые ударением. Посмотрите, на карточке №2 перечислены словосочетания. Прочитайте их. О чём они вам рассказывают? Да, это достопримечательности Дворцового парка. Разделите их на группы, в одну группу запишите словосочетания, в которых есть слова с безударными гласными проверяемыми ударением, а во вторую – словосочетания, в которых есть слова с безударными гласными не проверяемыми ударением.

          Берёзовый домик, Восьмигранный колодец, Горбатый мостик, павильон Орла, Сильвийские ворота, Серебряное озеро.

Работать вы будете в парах. Посовещайтесь, посоветуйтесь. Помните, что надо не только распределить словосочетания на группы, но и объяснить, почему вы сделали такой выбор.

Давайте проверим, какие группы у вас получились

Берёзовый домик                      Восьмигранный колодец              

павильон Орла                           Горбатый мостик

Серебряное озеро                     Сильвийские ворота

Восьмигранный колодец           Серебряное озеро                     

Сильвийские ворота

  

Согласны ли вы с тем как я распределила  эти словосочетания? Если нет, то объясните почему?

Ответы детей:

     -- Словосочетание Серебряное озеро   во втором  столбике лишнее, потому что в слове озеро нельзя проверить безударный гласный в корне слова.

-- Леша неправ, слово озеро могу проверить словом озёра, значит это словосочетание надо поместить во второй столбик. 

Какое правило вспомнили, чтобы проверить безударные гласные?

Ответы детей:

-- Чтобы проверить слово с безударным гласным в корне слова надо, изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так чтобы гласный в корне слова оказался под ударением. Например: зима , проверю словом зимы. В слове зимы в корне слова под урарением [и], значит и в слове зима буду писать  букву и.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

А теперь отправимся в самый маленький парк – Сильвия.

Рассказ ученика:

            С дворцовым парком граничит парк Сильвия. Название  «Сильвия» происходит от латинского слова и в переводе означает «лес». Сильвия начинается от  Сильвийских ворот. Маскарон на арке ворот изображает Сильвана – мифологического жителя лесов, лесного духа. Сильван является символом этого парка.

          Сильвия была распланирована в регулярном стиле. Прямая аллея шла от ворот к круглой площадке. В центре стояла мраморная скульптура. Парк украшали небольшие фигурные пруды. Был здесь и зелёный лабиринт – запутанные дорожки.

Самостоятельная работа.

  -- Спасибо тебе за интересный рассказ.   Что нового вы узнали из рассказа ….?

Ответы детей:

-- Маска на воротах называется маскарон.

-- Сильван – это лесной дух и символ этого парка.

--  Дорожки в парке образуют лабиринт.

 Возьмите карточку №3. Перед вами стихотворение Олега Машина «Сильвия». Прочитайте его.

(Учитель читает вслух)

Сильвия.

Солнце тонет за кустами,

Выпав из ветвей.

Под притихшими листками

Смолкнул соловей.

 

На пенёк горлянка села,

Покачнув лозой.

По листкам роса осела,

Каждый со слезой.

 

Парк дохнул ночной прохладой,

Влажной тишиной.

Удивил другой руладой

Кто- то надо мной.

 

Какие картины вы представили, слушая это стихотворение?

Значение всех ли слов вам понятно в этом стихотворении?

Посмотрите на карточку с которой мы работали в начале урока (без номера). На ней мы с вами найдём значения некоторых слов.

Горлянка – здесь имеется ввиду горлица. Эта птица сходна с голубем, но значительно стройнее и меньше по размеру.

Лоза – удлинённый стебель (побег) или ветвь некоторых растений.

Рулада – красивое пение, здесь – птичья трель..

Ваша задача: списать текст, найти в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением,

выделить в них орфограмму. Работаем по вариантам: 1 вариант – первое четверостишье, 2 вариант – второе

четверостишье, 3 вариант – третье четверостишье. Работаем самостоятельно.

Как вы справились, я проверю сама.

1 вариант. Выпав – упал,  из ветвей – ветви, листками – листья.

2 вариант. Пенёк – пень, горлянка – горло, покачнув – качка,  лозой – лозы, по листкам – лист, роса – росы, со слезой – слёзы.

3 вариант. Дохнул – вздох, ночной – ночь, тишиной – тихо, удивил – диво.

А теперь давайте посмотрим на экран.

Демонстрация отрывка из фильма о Гатчине. «О Приоратском парке».

Этот фильм напомнил нам об экскурсии, на которой мы с вами были в прошлом учебном году. И сейчас нам с вами предстоит выполнить последнее задание. Задания на  карточке №4 у вас разные. Прочитайте внимательно задание на вашей карточке.

(В классе идёт диферинцированная работа: 1 задание выполняют «сильные ученики», 2 задание – основная группа учащихся, а 3 задание – «слабые» дети)

У одних ребят даны словосочетания, пользуясь которыми они должны составить небольшой текст (3-4 предложения) о Приорате.

в…дяная гладь                        од…нокая башня                       ст…ят ст…ной                        м…гучие ели

Чёрное оз..ро                         пл…кучие ивы                         б…лоснежные стены              гл…дятся в оз..ро

У других дан текст. Но порядок предложений в нём нарушен. Вам надо записать текст, расположив предложения в нужном порядке.

Передо мной расстилается водяная гладь Чёрного озера.

Глядятся в озеро плакучие ивы.

На дальнем берегу возвышаются белоснежные стены Приората.

Вокруг него стеной стоят могучие ели.

 

Третьей группе ребят надо списать текст и найти в нём слова с безударными гласными проверяемыми

ударением, показать в словах эту орфограмму, а в скобочках записать проверочное слово.

Передо мной расстилается водяная гладь Чёрного озера. Вокруг него стеной стоят могучие ели.

Глядятся в озеро плакучие ивы. На дальнем берегу возвышаются белоснежные стены Приората.

 

Давайте послушаем, какие рассказы получились у первой группы.

( Дети работавшие в первой группе зачиывают получившиеся тексты)

Итог урока

О чём говорили?

Над какими орфограммами работали?

Что больше всего запомнилось на уроке?

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн