Submitted by Наталья Михайловна Осадчая on Tue, 09/10/2012 - 16:09
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о жизни животных. Давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. На парте у каждого из вас находятся листы с тестами. Как работать с тестом вы знаете… Правильно, надо выбрать верный ответ и его отметить. Приступили к работе.
-Закончили работу. А теперь проведём самопроверку. Проверьте себя.
/На доске появляются номера правильных ответов/
-Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки, у кого одна?
-Молодцы!
-Ну а кто допустил две ошибки? Неужели есть ребята, кто допустил ещё больше ошибок? Ну не огорчайтесь! Надо ещё раз повторить этот материал. А сейчас Маша соберёт листочки, и я посмотрю, как вы объективно себя проверили и поставлю оценки к концу урока.
3.Постановка темы урока.
-Назвать тему сегодняшнего урока мне помогут Юля, Аня и Олег. Пожалуйста, ребята:
Юля: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный человек».
Аня: Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что земле
Приходится терпеть.
Олег: Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю-
Можешь только ты,
Разумный человек!
-Так какова тема нашего урока?
/На доске открывается тема урока.,
Охрана животных
-Давайте прочитаем все вместе.
-В первом и во втором классе вы узнали немало правил поведения человека в природе. Назовите их.
/Дети называют знакомые им правила:
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;
Нельзя срывать цветы;
Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых;
Нельзя уничтожать лягушек и жаб…/
-Природе очень трудно залечивать даже самые маленькие раны, Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими.
-В чём причина исчезновения многих видов животных?
/Дети называют эти причины:
Вырубают леса
Уничтожают растения.
Приносится вред почве.
Загрязняются реки.
Ведётся бессистемная охота.
Деятельность человека./
-Очень правильно вы ответили на мои вопросы.
-Животные играют огромную роль в природе, Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда и просто ради развлечения. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими и занесены в Красную Книгу.
-Почему эта книга названа Красной? А не синей или жёлтой?
/Ответ детей: Красный цвет- сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных./
Демонстрация Красной книги.
-Откройте учебники и прочитайте на странице112 какую цель мы ставим на сегодняшний урок.
Докажи, что животных необходимо
охранять.
4.Введение в тему.
-Мы с вами отправляемся в путешествие по страницам Красной книги.
/показ слайдов из жизни животных, занесённых в Красную книгу/
За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Его главно задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учёные назвали этот список Красной книгой.Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет.
Начиная с 1600года на планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50лет лет.
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными. Позднее она переиздавалась. Некоторые виды востановили свою численность, поэтому миновали опасность исчезновения (бобр, соболь). Но в то же время второе издание было дополнено новыми видами, среди них черноморская афолина.
/Видеоматериал о дельфинах./
5.Животные Красной книги.
/ Работа с учебником./
-Давайте обратимся к учебнику. Рассмотрите иллюстрации в учебнике и назовите животных, занесённых в Красную книгу.
-Ещё раз назовите причины, по которым эти животные стали редкими. Прочитайте эти причины в учебнике на странице 112.
Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река - дом. Из-за хозяйственной деятельности людей инеумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими,
6.Физкультминуика.
-А теперь давайте немного отдохнём!
«Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два наклон,
Зашумел листвою клён».
7.Природоохранительная деятельность человека.
/ На доске появляется знак./
SOS
-Посмотрите, что за сигнал появился у нас на доске?
/Знак SOS, знак помощи./
-Правильно. Этот знак – международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий услышавший его знает, где-то гибнут или молят о спасении.
-Теперь сигнал о спасении всё чаще и чаще звучит в природе.
-А вот и первый сигнал.
ЖАЛОБА №1
-Ох, и не любят же меня люди.
Голос, видите ли, мой им не нравится,
и глаза, говорят, у меня некрасивые.
Считают, что я беду приношу. А так ли это?
Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба.
-Помните, беречь надо и тех животных, которые не внесены в Красную книгу.
-В чём же заключается природоохранительная деятельность человека?
/В создании питомников, заказников, заповедников./
На доске помещается таблица/
Питомник
Заказник
Заповедник
-Давайте откроем толковые словари и узнаем значение этих слов.
/Дети ищут в словарях значение этих слов/.
ЗАКАЗНИК
Земельный или водный участок , в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений.
ПИТОМНИК
Место для разведения и выращивания растений и животных.
ЗАПОВЕДНИК
Заповедное место (участок территории или акватории), где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
-Помогают спасению редких животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из разных мест.
- Перед вами карта нашей страны. На ней указаны места расположения крупнейших заповедников. .Все ребята класса были разделены на команды.Каждая получила задание - рассказать о заповеднике и о животных. которых в нём охраняют.Давайте послушаем и посмотрим их .
/дети представляют свои групповые проекты и прикрепляют на карту значки с названием заповедника и изображения животных, которых там охраняют/
-Обратите внимание, ребята, как много животных нуждается в помощи человека. Эти животные занесены в Красную книгу.
8.Экологические правила.
- Но беречь нужно не только редких животных. Это и хорошо вам известная белка и ёж, синица и дятел. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
- Давайте, вспомним правила поведения в природе. Откройте страницу 115 и найдите знаки – рисунки. Прочитайте правила друзей природы.
/Дети читают правила и помещают плакаты на доске./
Не трогай детёнышей животных!
Подкармливай птиц зимой, делай для них кормушки!
Не бери с собой в лес собаку!
Не бери детёнышей зверей домой!
- Наш разговор об охране животных хотелось закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
/ Ученик читает отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Кладовая Солнца», напечатанный на карточке./
« Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало, того чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
9. Подведение итогов.
-Подведём итоги нашего урока. Прочитайте вывод, данный в нашем учебнике на странице 116.
/ Ученики читают./
Из-за хозяйственной деятельности человека, неумеренной охоты и рыбной ловли, неправильного поведения в природе, многие дикие животные встречаются всё реже. В нашей стране принят закон «Об охране и использовании животного мира». Нужно беречь не только самих животных,
но и те места, в которых они обитают.
-А что мы с вами реально можем сделать для охраны природы?
/Выполнять правила поведения в природе, подкармливать животных зимой/
- Молодцы, вижу, что вы многое усвоили. Давайте все вместе решим кроссворд по теме нашего урока.
10.Домашнее задание.
- Прочитать в учебнике текст на страницах 112-116, ответить на вопросы.
К следующему уроку все желающие могут подготовить самостоятельные проекты о каком-либо животном, занесённом в Красную книгу.
Мы с вами продолжим составлять нашу Красную книгу, которую начали на уроке Литературного чтения, прочитав рассказ Соколова-Микитова «Листопадничек» и познакомившись с жизнью великолепных животных бобров, которые волею судьбы были занесены в Красную книгу.
- Наш урок окончен. Всем ребятам большое спасибо!!!