Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.

Фото пользователя Светлана Леонидовна Валькова
Submitted by Светлана Леонидовна Валькова on вс, 28/10/2012 - 23:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Валькова С.Л.
Место работы, должность: 

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №40" г. Белгорода, учитель истории, обществознания и экономики.

Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Экономика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Презентация опыта работы по сочетанию ИКТ и приёмов интерактивной технологии на уроках обществоведческого цикла, которая даёт хорошие результаты в обучении и воспитании.</p>

Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках  обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.

 

Валькова С.Л.

МБОУ «СОШ №40» г. Белгорода

Развитие современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Выпускник современной школы  должен не только обладать определенным набором компетенций, но и активно взаимодействовать с окружающим миром [1]. Вышесказанное привело к необходимости выдвижения гипотезы о том, что формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках обществоведческого цикла будет способствовать становлению творческой, социально-активной личности выпускника.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования одной из важнейших задач школы  ставит подготовку обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В связи с чем  учитель должен не просто дать ребёнку максимальное количество готовых знаний, но и научить его самостоятельно находить и обрабатывать информацию.

Под информационно-коммуникационной компетентностью чаще всего понимают способность овладеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, умение решать информационные задачи в той или иной (профессиональной) области, пользуясь современными информационными ресурсами (инструментами и источниками) и презентовать ее окружающим.

 Структура информационно-коммуникационной компетентности:   1.Когнитивная составляющая; 2.Мотивационная составляющая; 3.Деятельностная составляющая; 4.Рефлексивная составляющая.

  Таким образом, на первое место выходит не столько  информированность ученика, сколько умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, и пр.; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов .

Применение на уроках обществоведческого цикла  интерактивных приемов в сочетании с ИКТ способствует организации процесса приобретения нового опыта и обмена имеющимся, позволяет максимально использовать личностный опыт каждого участника, использует социальное моделирование, основывается на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.  Например, методика «Обсуждение картин» в сочетании с ИКТ используется в 10 классе в курсе «История России». Учащиеся получают предварительное задание «проиллюстрировать тему с помощью картин, создав коллекцию иллюстраций, репродукций картин с помощью интернет-ресурсов»: 1) Тема: «Правление Ивана III». • Задание: Рассмотрите представленную на мультимедиа экране картину «Стояние на Угре». Какие чувства воинов, находящихся на переднем плане передает художник? 2) Тема: «Правление Петра I». • Задание: Внимательно рассмотрите известное историческое полотно И.Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» и «Портрет Петра I» И.Н. Никитина. • Если верно, что внешность человека, выражение его лица отражают характер, о каких общих чертах Петра и Софьи дают представление эти полотна? • Как вы думаете, можно ли считать Софью незаурядной натурой? Почему она все же не смогла занять престол?  3) Семинар «Личность Петра Великого» ПЕТР ПЕРВЫЙ В ОЦЕНКАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. Предварительное задание: найти в Интернет, отобрать и систематизировать произведения русских художников, иллюстрирующих Петра Великого (можно зайти на сайты лучших художественных музеев страны).  Задание: 1. Рассмотрите произведения русских художников в которых фигурирует Петр первый. 2. Каким он предстает в каждом из них? 3. Сравните их отношение к делам и личности Петра I каждого из них. Работа со слайдами. Картины: Н.Ге «Петр допрашивает своего сына царевича Алексея» А Бенуа «Петр 1 на прогулке в летнем саду». 4) УПРАЖНЕНИЕ «ФИЛОСОФСКОЕ ДРЕВО» Можно применять как в начале, так и в конце урока! В конце урока – это позволяет отрефлексировать изученный материал, понять уровень его осмысления! - 9 класс. Всеобщая история. Тема: «Глобальные проблемы современности» Задание: Какое, на ваш взгляд, высказывание вы бы выбрали эпиграфом к уроку? Почему?

5)"Дебаты + Голосование". Здесь, во время игры можно продемонстрировать, насколько легче аргументировать свою точку зрения, когда есть люди, которые поддерживают вас. В ходе упражнения два ученика проводят дебаты на тему "Моя предвыборная кампания". Каждый учащийся представляет компьютерную презентацию своей предвыборной программы.  Во время дебатов участники должны подойти и встать за спиной того ученика, с чьим мнением они согласны. Подводя итоги, учитель задаёт следующие вопросы добровольцам: как вы чувствовали себя, когда стояли у вас за спиной; как вы себя чувствовали, когда стояли позади вашего оппонента? Остальные участники должны ответить на вопрос: что заставило вас перейти на сторону другого - неверные суждения оппонентов или "стадное" чувство? Здесь  интерактивные приёмы в сочетании с компьютерной технологией позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывать точность и внимательность при выполнении конкретных обязанностей, приучают и быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.

6) На уроке экономики «Занятые и безработные» в 10 кл. отрабатывается критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.). Учащиеся получают задания :1. найти в Интернет и проанализировать состояние уровня безработицы в  стране, сравнив с Белгородской областью; 2. Найти на сайте Госкомстата данные о соотношении безработных мужчин и  женщин, молодёжи, проанализировать и сделать выводы; 3. Найти данные об уровне безработицы по разным регионам России, сделать выводы.
7) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач отрабатывается на уроке «Занятые и безработные»: учащиеся , используя вышеназванные сведения, найденные ими  в течении урока в Интернет, должны составить на компьютере график изменения  уровня безработицы по регионам; сравнительную таблицу , обобщающую таблицу и выступить с данной презентацией на уроке.

Наличие информационно-коммуниктивной компетентности у выпускников превращает их  в потенциальных носителей нового типа мышления, соответствующих требованиям общественного развития, а уроки, строящиеся с учетом решения данной проблемы способствуют  существенному повышению эффективности учебного процесса.

Список литературы:

1.Ильина М. В. Педагогические условия формирования ключевых компетенций  учащихся основной школы/ М.В.Ильина//Автореф.к.п.н.-Балтийск.,2010

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Использование интерактивных методов на уроках и при повышении новая1.ppt1.51 MB

»  Tags for document: