Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методика организации традиционных праздников в подростковом клубе по месту жительства

Данные об авторе
Автор(ы): 
Жебрякова Е.В.
Место работы, должность: 

МАОУ ДОД ЦДТ Кировского района г. Саратова, методист

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Другое
Краткое описание: 
<ol> <li align="center"> <strong>Введение</strong></li> </ol> <p> В связи с &nbsp;постоянно ухудшающейся обстановкой в современном обществе, когда дети предоставлены сами себе, с ростом наркомании, алкоголизма и беспризорности среди детей и подростков, необходимо помочь детям и родителям организовать содержательный досуг. Учитывая&nbsp; данную проблему и желание детей и родителей проводить свой досуг совместно, весело и интересно, в подростковом клубе проводится серьёзная работа по организации традиционных праздников.</p> <p> Праздник&nbsp; для&nbsp; детей&nbsp; и&nbsp; подростков&nbsp; - явление&nbsp; очень&nbsp; сложное,&nbsp; где&nbsp; нередко&nbsp; соседствует&nbsp; весёлое&nbsp; и&nbsp; грустное,&nbsp; минуты&nbsp; шумного&nbsp; оживления&nbsp; и&nbsp; молчаливой&nbsp; душевной&nbsp; сосредоточенности,&nbsp; ясное&nbsp; видение&nbsp; прошлого&nbsp; и,&nbsp; может&nbsp; быть,&nbsp; первый&nbsp; в&nbsp; жизни&nbsp; серьёзный&nbsp; взгляд&nbsp; в&nbsp; собственное будущее.</p> <p> В данной&nbsp; методической разработке я предлагаю рассмотреть основные этапы и правила, которые необходимо учитывать при организации традиционных праздников в подростковом клубе.</p>
  1. Аналитическая часть

Организация праздника в подростковом клубе требует необходимость учёта специфики работы клуба, продуманных слов и поступков: они показатели нашей педагогической культуры, душевного такта, терпения и сложившихся отношений с детьми.

Специфика организации праздника в клубе заключается в том, что:

  • в подростковых клубах отсутствуют большие актовые залы – из чего следует, что игры, соревнования и конкурсы, которые являются составной частью праздника, необходимо продумывать в соответствии с площадью помещения;
  • в подростковом клубе более сплочённый педагогический коллектив, благодаря чему, подготовка к празднику происходит через коллективное творческое дело;
  • в клубе  наблюдается более тесное сотрудничество между педагогами и родителями, в результате чего педагоги могут рассчитывать на помощь родителей в организации праздника (покупка призов и подарков, пошив праздничных костюмов и т.д.);
  • в каждом клубе сформирован постоянный творческий детский актив, что даёт возможность педагогам опираться на мнение и помощь детей при организации праздника;
  • подростковый клуб посещают дети разного возраста -  это тоже надо учесть при организации праздника.  
    1. Практическая часть

Современный календарь богат традиционными датами, по случаю которых можно устроить праздник.

   Организация праздника предполагает, прежде всего, своевременную подготовку. Иногда о празднике вспоми­нают слишком поздно и начинают гото­виться к нему с судорожной поспешнос­тью. Часто в таких случаях результат ни­кого не удовлетворяет.

Как же подготовить праздник? С чего начать?

Для подготовки к празднику необходимо:

1. Создать штаб праздника. В него входят: педагог – организатор  подросткового  клуба, руководители  детских  творческих  коллективов,  детский  актив,  родители.

2. Составитьра­бочий планпраздника. Цель такого плани­рования — четко сформулировать главные цели и задачи задуманного мероприятия, преду­смотреть все необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку, добиться чет­кости и слаженности в действиях всех уча­стников. При составлении плана нужно учитывать мнение всех сторон, а такжеспецифику работы клуба по месту жительства.

Успех праздника обеспечи­вается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздейст­вия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит сценарию, содержащему ос­новную информацию, влияющему на ин­теллект, воображение, чувства детей.

        3. Разработка сценарияпраздника.

  1. При написании сценария праздника необходимо учесть тематику праздника. Тема  традиционных праздников может соответствовать календарным праздникам, например, День Знаний, День защитников Отечества, Международный женский день,  Новый год и т.д. Также, традиционными праздниками для подросткового клуба могут быть праздники, посвященные Дню рождения клуба, «Дню клубного именинника» и другие праздники, которые с момента создания клуба проводятся из года в год и стали для него традиционными.
  2. Определить цели праздника.
    • Под выбранную тему подобрать соответствующий материал. Собранный материал помогает выстраивать ход праздника.
    • Выбрать ведущих и персонажей праздника, роли которых распределяются между детьми и педагогами.  
    • Подобрать игры, соревнования в зависимости от  темы праздника, возрастных особенностей детей и специфики клуба.

    Хорошо известно: все ребя­та, пришедшие на праздник, хотят быть не только зрителями, но и участниками действий. Приемы, помогающие стереть грань между аудиторией и исполнителя­ми, могут быть разнообразными: кол­лективное пение, хоровод, кричалки, кон­курсы, игры, соревнования, встреча с интересными людьми.

Игра — это полноправное слагаемое праздника. Ему иногда бывает тесно в од­ном помещении, тогда он выходит за рам­ки зрительного зала. Его шаги можно ус­лышать в фойе, коридорах, на улице. На­пример, на новогоднем празднике коридо­ры превращаются в торговые ряды и горо­док аттракционов, где глашатаи оповеща­ют о ярмарке. Играя, дети познают мир.

Соревнование — важный компонент любого праздника. Небольшое по време­ни соревнование укрепляет чувство при­надлежности к своему коллективу, форми­рует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством. Соревновательные моменты помогают заинтересовать детей и подростков и привлечь  их к участию  в празднике.

На празднике должны возникать мо­менты интеллектуального, волевого, эмо­ционального напряжения и эмоциональ­ной разрядки (шутки, песни, кричалки). Если дети плохо слушают, отвлекаются, шалят, значит, праздник однообразен, вял, скучен и его организаторам есть над чем задуматься.

Встреча с интересным человекомзна­чимая часть многих праздни­ков  в  подростковом  клубе. У нас множество замечательных лю­дей, чья жизнь, дела и подвиги — пример для многих поколений. И как важно, что­бы этот человек смог выступить ярко, убе­дительно. Я считаю, что гость сам во всем разберется, сумеет выступить как нужно. Но так бывает не всегда. В детской аудитории важно не только знать что, но и как сказать. А это большое искусство. Организатору праздника необходимо во­время прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Как бы ни был знаменит гость, нужно встретиться с ним заранее, чтобы поделиться замыслом, высказать просьбы, пожелания, договориться о времени вы­ступления. К приходу гостя необходимо подготовить цветы и сувенир.

 Эмоциональное воз­действие  на участников и зрителей праздника зависит от оформления праздника: демонстрация кинофрагмен­тов, слайдов,музыкальное оформление,художествен­ное оформление места проведения празд­ника.

4.  Оформление праздника включает в себя

  1. Музыкальное оформление. Музыка  играет огром­ную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые ме­лодии вызывают у человека ассоциатив­ный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками торжества, подводят к вос­приятию определенной мысли. Музы­кальная партитура праздника очень важ­на. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, оркестровая «отбивка», музыка, которая сопровождает стихотвор­ные сценарии, — таков далеко не полный перечень того, что составляет понятие «музыкальная партитура». Фонотека нуж­на каждому  подростковому  клубу. Ее создать нетрудно. Можно переписать шумы и песни из ви­деофильмов, с кассет, пластинок. Музы­кальное оформление удобнее записать на одну кассету и несколько раз сделать «прогон» записи, чтобы в праздничный день не было заминок.
  2. Оформление залатакже играет важную роль. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты. Вот первый из них — соблюдай­те меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга. Проявляйте фантазию, выдум­ку при минимальной затрате времени, сил и денег. Какие-то элементы украшения останутся в вашем фонде. Например, буквы из цветной, блестящей плотной бумаги, из которых можно со­ставить любое поздравление, пожелание. Запомните: оформление праздников не должно повторяться. Другое правило — не портите стены. Ничего не прибивайте гвоздями, не прикрепляйте канцелярски­ми кнопками, не приклеивайте клейкой лентой-скотчем, потому что останутся следы. Если хотите что-то поместить на стене, укрепите под потолком узкую деревянную рейку или тонкий металличес­кий прут и к ним привешивайте на нит­ках или леске то, что хотите, — к каждо­му празднику новое. Задрапируйте стену красивой плотной тканью, её очень удобно оформлять с помощью маленьких иголочек. Третий секрет — больше веселых неожидан­ностей, сюрпризов. Например, таких: сюрпризы на дверях — плакаты, фотомон­тажи, приглашения, афиши, программы праздника, объемные маски.Можно развесить гирлянды, флажки, воздушные шарики, на которых следует нарисовать ве­селые рожицы, написать пожелания, «наря­дить» шарики в шляпки, парики, панамки, косынки. Чудо-зеркало — еще один сюрприз, который очень нравится детям. Взглянув в такое зеркало, гость видит себя в костюме космонавта или одного из сказочных геро­ев. Сделать такое зеркало просто, для этого вся зеркальная поверхность закрывается кар­тинкой, остается только овал для лица.

Афиша праздника— важная составляю­щая праздника. Ее следует делать яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Никаких узоров, орнаментов. Достаточно нескольких нуж­ных деталей, чтобы сразу стало ясно, что ожидает гостей. Например, если ваш праздник посвящён Дню Знаний — мож­но изобразить на афише книгу и школьный звонок.Главный козырь афиши — необычность и привлекательность.

Программка праздникатакже очень важ­на. Ее назначение то же, что и афиши, но преобладает не изображение, а текст. Воз­можны самые разные варианты: «Только у нас!», «Спешите видеть!», «Чудо-кон­церт» и т. п.

5.  Предпраздничные репетиции — важный этап в подготовке праздника. Чтобы они были продуктивны, нужно учитывать сле­дующие моменты:

  • репетировать надо по частям, по эпи­зодам;
  • если номер готов, незачем «мучить» исполнителей до генеральной репетиции;
  • старайтесь проводить репетиции ве­село;
  • тщательно репетируйте массовые сцены. Не жалейте времени на то, чтобы хор мог без шума, в считанные секунды построиться за легким занавесом или уйти за кулисы без звука;
  • обращайте внимание на стыковку кино и текста, музыки. Это наиболее уязвимые части праздника. Слу­чается так: текст  произнесен, а кинофраг­мента нет и возникает мучительная пауза.

Успех праздника зависит и от учета воз­растных особенностейдетей. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчи­тан на одну возрастную группу. Но осу­ществление возрастного подхода не озна­чает, что не может быть интересных и не­обходимых праздников для разновозраст­ных коллективов. В этом случае важно при распределении обязанностей по под­готовке и проведению праздника учиты­вать, что у детей разных возраст­ных групп уровень знаний и умений, опыт общественной работы неодинаковы.

Во время подготовки и проведения праздника очень важно наладить контакт сродителями, в этом случае они охотно станут вашими помощниками, и участники праздника будут обеспеченны яркими праздничными костюмами, сладкими призами и сюрпризами.

Заключительный аккорд любого праздника -  анализпроведенного ме­роприятия.Обсуждение совместного важного дела — это важная часть заключительного этапа праздника. Во время обсуждения детям нужно задать три вопроса:

  1. Что у нас получилось хорошо? Даже если ребят постигла неудача, обязательно найдите  что-то хорошее, что удалось.
  2. Что у нас было плохо? Если в минуту  общей радости и удовлетворения от успеха  наши  дети научатся замечать, что и по­чему им не удалось, они будут избавлены  от опасной болезни, имя которой — зазнай­ство, самодовольство, самоуспокоенность.
  3. Что нужно учесть на будущее? Дан­ный вопрос учит извлекать из удач и оши­бок полезный опыт и закреплять его в  коллективном сознании.

Эти три вопроса не такие уж простые. Они несут в себе глубокий смысл, уско­ряют накопление общественного, нравст­венного опыта всей группой и каждым ребёнком в отдельности.

III.Заключение

Чтобы праздник удался, нужно знать следующие правила:

  1. Создавайте предпраздничное настро­ение. Оно всегда связано с ожиданием  чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника — это лишь на­чало, нужно поддерживать этот празднич­ный дух.
  2. Не забудьте о сюрпризах. Детям не­обходимо знать, что на празднике их ждет что-то интересное и таинственное. Это может быть новое в оформлении зала или  учебного  кабинета, подарки, неожидан­ный гость и т. д.
  3. Организуйте  праздничное  общение. Дети любят то, что помогает им общаться  друг с другом энергично, увлеченно, весело.
  4. И еще одно незыблемое правило — добровольность участия в празднике. Ча­сто мы говорим: «Сегодня должны быть все...» Знакомая ситуация? А почему, собственно, должны? Праздник — это радость! А радость не бывает по принуж­дению. Если детям обещан интересный праздник, если он их коллективное тво­рение, не понадобятся распоряжения насчет обязательной явки.

 

 


»  Размещено в сообществах: