Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Лишние» слова в речи современной молодёжи.

Фото пользователя Анна Ивановна Плешкова
Submitted by Анна Ивановна Плешкова on Wed, 31/10/2012 - 13:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плешкова Анна Ивановна
Место работы, должность: 
МБОУ Комская СОШ №4
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Цель занятия:

1. Формирование опорной системы знаний по теме

2. Первичное осознание нового учебного материала

3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи занятия:

образовательная - 1.Формирование опорной системы знанийпо теме «Лишние" слова в речи современной молодёжи»

развивающая - 1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий

2. Развитие логического мышления при анализе нового материала

3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.)

4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий

5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности

воспитательная - 1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач

2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе

3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место

4. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:

-привлечение фактического материала,

-опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,

-побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемое оборудование: 

Оборудований: презентация, видеоролик.

 

Используемые ЦОР: 

презентация, в которую входит небольшой ролик (27 сек)

Краткое описание: 
Презентация к элективного занятию по элективному курсу:«Культура речевого общения» в 10 классе Раздел: «Лексика современной молодёжи» Тема: «Лишние» слова в речи современной молодёжи.

Методическая разработка элективного занятия по элективному курсу:

«Культура речевого общения» в 10 классе

Раздел: «Лексика современной молодёжи»

Тема: «Лишние» слова в речи современной молодёжи.

Тип занятия: диспут

Цель занятия:

1. Формирование опорной системы знаний по теме

2. Первичное осознание нового учебного материала

3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи занятия:

образовательная - 1.Формирование опорной системы знанийпо теме «Лишние" слова в речи современной молодёжи»

развивающая - 1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий

2. Развитие логического мышления при анализе нового материала

3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.)

4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий

5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности

воспитательная - 1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач

2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе

3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место

4. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:

-привлечение фактического материала,

-опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,

-побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям

Оборудований: презентация, видеоролик.

Ход занятия

1. Организационный этап (приветствие, тема занятия)(2 мин)

Учитель:Здравствуйте! Сегодня мы продолжим наш элективный курс «Культура речевого общения», обратите внимание на тему сегодняшнего занятия:«Лишние» слова в речи современной молодёжи».(1 слайд)

2.Проверка домашнего задания (3 мин) Какие трудности вы испытали при выполнении домашнего задания? (обсуждение домашнего задания) (д/з было следующим: составить словарик «слова в моём лексиконе», записать «лишние слова», употребляемые в своей речи и подготовить доклад на заданную тему (индивидуальное домашнее задание)

3. Этап усвоения новыхзнаний(10 мин)

1). Вступительное слово учителя

Как вы думаете, с чем вы сегодня познакомитесь? (познакомимся с тем, что в нашей речи существует множество слов, нежелательных для употребления; постараемся научиться избавляться от них)(2 слайд)Какие же слова являются «лишними»? Сейчас вы услышите сообщение Сафоновой Жанны, из которого узнаете, откуда в нашу речь попадают такие слова.

2)Сообщение ученицы: «Лишние» слова в речи современной молодёжи»(индивидуальная домашняя работа ученицы).

Учитель:Какие слова называются «лишними»? (высказывания учащихся)

( «Лишние слова» – это слова, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. По другому такие слова называются слова-паразиты)

Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.(
проецируется на экране 3 слайд)

Учитель: Найдите в этом стихотворении «лишние» слова

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Как вы считаете, к какому человеку очень часто привязываются «лишние слова»? Мнения ребят(Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты)

Сообщение ученицы:Сейчас мы с вами прослушаем доклад Борисовой Ксении «Как по иному в лингвистике называют лишние слова»

. (В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е. А. Земская).

Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. )

Учитель:Как вы думаете, засоряют ли нашу речь слова-паразиты?!

Этим и обусловлена цель нашей сегодняшней работы: проанализировать слова-паразиты, часто встречающиеся в речи подростков, так и рассмотреть их функциональное значение.

Четыре дня вы наблюдали за своей речью и речью своих сверстников. Какие «лишние слова» вы отметили?

Заполним таблицу «Лишние» слова» в речи современной молодёжи

(пример заполненной таблицы»)(слайд 4,5,6)

 

 

№п/п

Лишнее слово

Психологическая и речевая ситуация

Пример употребления «лишнего» слова в предложении

1.

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

2

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения

Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...

3.

Типа

1. Желание выделиться
2. Заменитель паузы

Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая...

4.

Чё

Вопрос-недоумение

Ну и чё?!

5.

Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з)

Нежелание что-либо делать

Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!

6.

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений...

7.

Факт

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

8.

Реально

Одобрение, уверенность

Клёвый был фильм,
реально!

 

 

 

 

 

Учитель:Внимательно посмотрите на слова в таблице, как вы думаете, можно ли их поделить на группы? Если да, то какие?

Приходим к выводу, что слова-паразиты делятся на две группы:(слайд 7)

Первая группаслов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и др.

Вторая группаслов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде.

Это слова: реально, собственно говоря и др.

Как вы считаете откуда в вашу речь попадают «слова – паразиты»?

(Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг, журналов, музыки, интернета, телевизора.)

В результате проведённой работы, к какому выводу мы с вами пришли? (выводы учащихся)

(выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях частое употребление «лишних слов» портит нашу речь.)

Сообщение ученицы:Сейчас мы с вами прослушаем доклад Недорезовой Олеси: «Сквернословие и влияние этих слов на здоровье»

4.Сообщение ученицы Виноградовой Евгении «Советы по избавлению от слов-паразитов из своей речи» (индивидуальная домашняя работа ученицы).(6 мин)

(слайд 8,9)

5.Этап закрепления новых знаний.Игра - диспут по теме занятия (20 мин)

Сейчас вы разделитесь на две команды и получите задания. Всего их будет 3. По окончании игры мы выясним, у кого больше шансов избавиться от слов-паразитов в своей речи.

Задания.

1)Просмотрите видеоролик и ответьте на вопрос: «Являются ли сквернословные слова лишними?»(3 мин)(слайд 10)

2) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам (10 мин): значит, собственно, так сказать, понимаешь, а именно, шикарно (отлично, перфектно), да не вопрос, без проблем, короче, типа, например, как бы, это самое,.(слайд 11)

3) Запишите как можно больше антонимов к следующим словам-паразитам (7 мин): короче, видишь ли, по ходу, ну ваще, ясно, тема.(слайд 12)

Учитель: Хорошо, данная игра показала нам на сколько вы готовы отказаться от употребления слов-паразитов, а сейчас обратите внимание на слова Ивана Алексеевича Бунина(слайд 13), как вы считаете актуально ли данное высказывание сегодня? Почему?

6. Этап информации учащихся о домашнем задании. (Нарисуйте то, как вы видите слова-паразиты в своей речи и в речи своих друзей) (1 мин)

7. Этап подведения итогов урока (оценки, прощание) (2 мин).

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация к элективному занятию Лишние слова.ppt 1.17 MB

»  Размещено в сообществах:   
Учитель в современном информационном обществе - 2012

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн