Официальный сайт aktuell 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа факультатива "Уроки экологии"

Размещено: мария геннадьевна сорокина - пт, 02/11/2012 - 07:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сорокина М.Г.
Место работы, должность: 

МКОУ ООШ с.п. "Село Боктор", учитель начальных классов

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Формирование экологических знаний, решение продуктивных и творческих задач.</p>

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

 

«УРОКИ ЭКОЛОГИИ»

 

ДЛЯ 2 КЛАССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Сорокина М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Проблема отношений человека и окружающей среды стала сегодня одной из самых острых и неотложных. Большая часть населения далека от экологии и решения её проблем. Вот почему актуальной стала задача воспитания и формирования экологической культуры не просто у населения, а у каждого человека, начиная с самого раннего возраста. Сегодня необходимо заложить маленькие крупицы экологической нравственности и постепенно становиться экологически культурными людьми.

          В основном экологические знания учащиеся получали и получают через внутри- и межпредметную интеграцию и небольшие (по объёму часов) темы в образовательных программах различных предметов. Поэтому, считаю необходимым ведение факультативного курса «Уроки экологии» в начальных классах.

Цель:формирование экологических знаний через работу с текстами, решение продуктивных и творческих задач. Задачи:1) углублять и расширять знания учащихся по предмету, формируя к нему повышенный интерес; 2) стимулировать учебно-исследовательскую активность школьников; 3) адаптировать детей к определённым аспектам жизни в современных условиях.

Данная программа состоит из двух частей. Первая часть предполагает работу с вербальным текстом. Становление внутреннего мира через самопознание невозможно без понимания информации, выраженной в текстовой форме. Наибольшее количество научной и учебной информации учащийся получает именно в текстовой форме. В процессе работы с текстом ученик сопереживает герою, выражает негативное отношение к тому, что не соответствует его пониманию, встаёт на место автора, выбирает идеалы для подражания и т.д. Объединение двух аспектов понимания – когнитивного и личностно-смыслового достигается посредством, с одной стороны, изменениям характера деятельности школьников с вербальными текстами:

1.     привлечением текстов особого типа, объединяющих мир природы и социальный мир, раскрывающих место человека среди других существ;

2.     задачи понимания текста не ограничиваются пассивным его чтением, но и включают продуктивные и творческие задачи (пересказ, озаглавливание, прогнозирование, составление нового рассказа на основе прочитанного);

3.     работа с вербальным текстом предполагает и овладение системой операций, включающих в качестве способов понимания: выделение значимых слов с помощью внешних моторных действий; вычленение из текста значимых слов в качестве зрительной мнемической схемы, облегчающей охват целостного смысла текста; интерпретацию и реинтерпретацию с помощью замены слов, продолжения рассказа, составление нового рассказа. Тем самым процесс чтения и понимания текста становится упражнением в культурном дискурсе, то есть в использовании речи для передачи определённых значимых смыслов, при этом понимание поднимается на более высокий уровень.

С другой стороны, при работе над пониманием вербальных текстов происходит изменение характера организации взаимодействий, отношений и общения между всеми участниками учебной ситуации: введение ситуаций различных форм совместной деятельности позволяет включать сознание в акты освоения значений и порождения смыслов, учитывать позицию других людей (автора, сверстника, учителя).

Вторая часть программы предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности.

Занятия разделены на три этапа в соответствии с усложнением содержания текста и работы, направленной на его понимание. Главные темы: «Вода», «Воздух», «Почва», «Растения», «Животные». Каждый раздел заканчивается уроком-обобщением, на котором дети делают рисунки к понравившимся рассказам, обсуждают интересующие темы, пишутся сочинения, выражающие отношение к содержанию прочитанных рассказов. Кроме того, в данную работу включены лабораторные занятия, способствующие более углубленному усвоению изучаемых тем, а также игры, викторины,  различные творческие задания.

Предполагаемые результаты:создание презентаций на экологическую тематику, исследовательские и творческие проекты по выбору детей.

План работы

Наименование темы

Виды работ

Количество часов

 

теория

практика

 

Первый этап

 

  1.  

Вводное занятие. «Что изучает экология?»

Составление схемы «Экология», беседа о животных и растениях, ролевые игры, групповые дискуссии, проигрывание жизненных ситуаций.

1

 

 

  1.  

«Вода»

Работа над текстом «Зелёные волны» И.Трифоновой; беседа, составление рассказа по заданной теме

1

 

 

  1.  

«Воздух»

Беседа, работа с текстом «Воздух должен быть чистым!»

1

 

 

  1.  

«Почва»

Работа с текстом «Как образовалась почва», беседа, рисунок

1

 

 

  1.  

«Растения»

Классификация растений; работа с текстом «Нужны ли лесу кустарники?»; беседа

1

 

 

  1.  

«Животные»

Классификация животных; работа с текстом «Гибель ежей»; беседа

1

 

 

  1.  

Урок-обобщение

Рисунок к прочитанному рассказу; беседа

0,5

0,5

 

  1.  

Лабораторное занятие к первому этапу

Проведение исследования  с использованием «исследовательского фартука»

 

1

 

  1.  

«На солнечной поляночке»

Викторина для юных экологов

 

1

 

Второй этап

 

 

  1.  

«Вода»

Работа с текстом «Невесёлая радуга»; беседа; ролевая игра

1

 

 

  1.  

«Воздух»

Работа с текстом «Яд с неба» Н. громов; пересказ; выполнение задания: придумать способ для очистки воздуха

1

 

 

  1.  

«Почва»

Прогнозирование текста, работа с текстом «О чудесной кладовой» М.Ильин и Е.Сегал; проведение классификаций

1

 

 

  1.  

«Растения»

Прогнозирование текста, работа с текстом «Берёзки» В.Барков; придумывание своего названия, пересказ

1

 

 

  1.  

«Животные»

Работа с текстом «Доброе слово о хищниках» В.Танасейчук; придумывание своего названия, пересказ

1

 

 

  1.  

Урок-обобщение

Письмо в редакцию журнала

1

 

 

  1.  

Лабораторное занятие №1 «Что рассказало мне дерево»

Экскурсия на пришкольный участок, ролевая игра «Слепой и поводырь»; рисование дерева; составление рассказа «Что рассказало мне дерево»

 

1

 

  1.  

Лабораторное занятие №2 «Что рассказал мне камень»

Экскурсия на пришкольный участок; рисование камня; сочинение на тему «Что рассказал мне камень»

 

1

 

  1.  

Банк идей «Дисгармония в природе»

Мозговой штурм

 

1

 

  1.  
  2.  

Творческая мастерская «Голос планеты»

Создание презентаций на экологическую тематику

 

2

 

Третий этап

 

 

  1.  

«Вода»

Работа с текстом «Нефть в море» В.Танасейчук;; составление обобщённого рассказа по изученной теме, озаглавливание; дискуссия

1

 

 

  1.  

«Воздух»

Работа с текстом «Что такое кислотный дождь» В Танасейчук;; составление обобщённого рассказа по изученной теме, дискуссия

1

 

 

  1.  

«Почва»

Работа с текстом «Нужны ли пастбищу овцы» В Танасейчук; составление обобщённого рассказа по изученной теме; дискуссия

1

 

 

  1.  

«Растения»

Работа с текстом «Сухостойное дерево» М.Пришвин; составление обобщённого рассказа по изученной теме; дискуссия

1

 

 

  1.  

«Животные»

Работа с текстом «Отчего погибли киты» В Танасейчук; составление обобщённого рассказа по изученной теме

1

 

 

  1.  

Урок-обобщение

Урок –игра «Интервью корреспонденту журнала»

1

 

 

  1.  

Лабораторное занятие к третьему этапу

Палеонтологические раскопки(ролевая игра)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

28-30

Экологический десант

Выход  на природу (сбор мусора, фиксация в дневниках количества несанкционированного сброса мусора  на р.Горин, в п.Боктор), выпуск газеты

 

3

 

31-33

Работа над проектами

Исследовательские и творческие проекты по выбору детей

 

3

 

34

Защита проектов. Подведение итогов.

Презентация проектов

1

 

 

 

 

Итого

19,5

14,5

 

34

 
             

 

 

Основная литература

- Сорокумова Е.А Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 48 с.

 

Дополнительная литература

 «Экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края» научно-методический журнал – 2006 - 2007. – 42 с.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн