Размещено: мария геннадьевна сорокина - пт, 02/11/2012 - 07:09
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«УРОКИ ЭКОЛОГИИ»
ДЛЯ 2 КЛАССА
Учитель начальных классов:
Сорокина М.Г.
Пояснительная записка
Проблема отношений человека и окружающей среды стала сегодня одной из самых острых и неотложных. Большая часть населения далека от экологии и решения её проблем. Вот почему актуальной стала задача воспитания и формирования экологической культуры не просто у населения, а у каждого человека, начиная с самого раннего возраста. Сегодня необходимо заложить маленькие крупицы экологической нравственности и постепенно становиться экологически культурными людьми.
В основном экологические знания учащиеся получали и получают через внутри- и межпредметную интеграцию и небольшие (по объёму часов) темы в образовательных программах различных предметов. Поэтому, считаю необходимым ведение факультативного курса «Уроки экологии» в начальных классах.
Цель:формирование экологических знаний через работу с текстами, решение продуктивных и творческих задач. Задачи:1) углублять и расширять знания учащихся по предмету, формируя к нему повышенный интерес; 2) стимулировать учебно-исследовательскую активность школьников; 3) адаптировать детей к определённым аспектам жизни в современных условиях.
Данная программа состоит из двух частей. Первая часть предполагает работу с вербальным текстом. Становление внутреннего мира через самопознание невозможно без понимания информации, выраженной в текстовой форме. Наибольшее количество научной и учебной информации учащийся получает именно в текстовой форме. В процессе работы с текстом ученик сопереживает герою, выражает негативное отношение к тому, что не соответствует его пониманию, встаёт на место автора, выбирает идеалы для подражания и т.д. Объединение двух аспектов понимания – когнитивного и личностно-смыслового достигается посредством, с одной стороны, изменениям характера деятельности школьников с вербальными текстами:
1. привлечением текстов особого типа, объединяющих мир природы и социальный мир, раскрывающих место человека среди других существ;
2. задачи понимания текста не ограничиваются пассивным его чтением, но и включают продуктивные и творческие задачи (пересказ, озаглавливание, прогнозирование, составление нового рассказа на основе прочитанного);
3. работа с вербальным текстом предполагает и овладение системой операций, включающих в качестве способов понимания: выделение значимых слов с помощью внешних моторных действий; вычленение из текста значимых слов в качестве зрительной мнемической схемы, облегчающей охват целостного смысла текста; интерпретацию и реинтерпретацию с помощью замены слов, продолжения рассказа, составление нового рассказа. Тем самым процесс чтения и понимания текста становится упражнением в культурном дискурсе, то есть в использовании речи для передачи определённых значимых смыслов, при этом понимание поднимается на более высокий уровень.
С другой стороны, при работе над пониманием вербальных текстов происходит изменение характера организации взаимодействий, отношений и общения между всеми участниками учебной ситуации: введение ситуаций различных форм совместной деятельности позволяет включать сознание в акты освоения значений и порождения смыслов, учитывать позицию других людей (автора, сверстника, учителя).
Вторая часть программы предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности.
Занятия разделены на три этапа в соответствии с усложнением содержания текста и работы, направленной на его понимание. Главные темы: «Вода», «Воздух», «Почва», «Растения», «Животные». Каждый раздел заканчивается уроком-обобщением, на котором дети делают рисунки к понравившимся рассказам, обсуждают интересующие темы, пишутся сочинения, выражающие отношение к содержанию прочитанных рассказов. Кроме того, в данную работу включены лабораторные занятия, способствующие более углубленному усвоению изучаемых тем, а также игры, викторины, различные творческие задания.
Предполагаемые результаты:создание презентаций на экологическую тематику, исследовательские и творческие проекты по выбору детей.
План работы
№
Наименование темы
Виды работ
Количество часов
теория
практика
Первый этап
Вводное занятие. «Что изучает экология?»
Составление схемы «Экология», беседа о животных и растениях, ролевые игры, групповые дискуссии, проигрывание жизненных ситуаций.
1
«Вода»
Работа над текстом «Зелёные волны» И.Трифоновой; беседа, составление рассказа по заданной теме
1
«Воздух»
Беседа, работа с текстом «Воздух должен быть чистым!»
1
«Почва»
Работа с текстом «Как образовалась почва», беседа, рисунок
1
«Растения»
Классификация растений; работа с текстом «Нужны ли лесу кустарники?»; беседа
1
«Животные»
Классификация животных; работа с текстом «Гибель ежей»; беседа
1
Урок-обобщение
Рисунок к прочитанному рассказу; беседа
0,5
0,5
Лабораторное занятие к первому этапу
Проведение исследования с использованием «исследовательского фартука»
1
«На солнечной поляночке»
Викторина для юных экологов
1
Второй этап
«Вода»
Работа с текстом «Невесёлая радуга»; беседа; ролевая игра
1
«Воздух»
Работа с текстом «Яд с неба» Н. громов; пересказ; выполнение задания: придумать способ для очистки воздуха
1
«Почва»
Прогнозирование текста, работа с текстом «О чудесной кладовой» М.Ильин и Е.Сегал; проведение классификаций
1
«Растения»
Прогнозирование текста, работа с текстом «Берёзки» В.Барков; придумывание своего названия, пересказ
1
«Животные»
Работа с текстом «Доброе слово о хищниках» В.Танасейчук; придумывание своего названия, пересказ
1
Урок-обобщение
Письмо в редакцию журнала
1
Лабораторное занятие №1 «Что рассказало мне дерево»
Экскурсия на пришкольный участок, ролевая игра «Слепой и поводырь»; рисование дерева; составление рассказа «Что рассказало мне дерево»
1
Лабораторное занятие №2 «Что рассказал мне камень»
Экскурсия на пришкольный участок; рисование камня; сочинение на тему «Что рассказал мне камень»
1
Банк идей «Дисгармония в природе»
Мозговой штурм
1
Творческая мастерская «Голос планеты»
Создание презентаций на экологическую тематику
2
Третий этап
«Вода»
Работа с текстом «Нефть в море» В.Танасейчук;; составление обобщённого рассказа по изученной теме, озаглавливание; дискуссия
1
«Воздух»
Работа с текстом «Что такое кислотный дождь» В Танасейчук;; составление обобщённого рассказа по изученной теме, дискуссия
1
«Почва»
Работа с текстом «Нужны ли пастбищу овцы» В Танасейчук; составление обобщённого рассказа по изученной теме; дискуссия
1
«Растения»
Работа с текстом «Сухостойное дерево» М.Пришвин; составление обобщённого рассказа по изученной теме; дискуссия
1
«Животные»
Работа с текстом «Отчего погибли киты» В Танасейчук; составление обобщённого рассказа по изученной теме
1
Урок-обобщение
Урок –игра «Интервью корреспонденту журнала»
1
Лабораторное занятие к третьему этапу
Палеонтологические раскопки(ролевая игра)
1
28-30
Экологический десант
Выход на природу (сбор мусора, фиксация в дневниках количества несанкционированного сброса мусора на р.Горин, в п.Боктор), выпуск газеты
3
31-33
Работа над проектами
Исследовательские и творческие проекты по выбору детей
3
34
Защита проектов. Подведение итогов.
Презентация проектов
1
Итого
19,5
14,5
34
Основная литература
- Сорокумова Е.А Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 48 с.
Дополнительная литература
«Экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края» научно-методический журнал – 2006 - 2007. – 42 с.