Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие двигательных качеств и коррекция вестибуляции у неслышащих детей на уроках физкультуры в начальной школе.

Фото пользователя Инесса Владимировна Фролкина
Размещено: Инесса Владимировна Фролкина - вс, 04/11/2012 - 06:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фролкина И.В.
Место работы, должность: 

учитель физической культуры школы-интерната 1 вида

Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> В специальных школах для детей с нарушением в развитии около 70 % школьников подвержены различным <strong><em>нарушениям осанки</em></strong>. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону сложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний: сколиоз, остеохондроз, нарушение работы внутренних органов: сердца, легкие и т.д. Упражнения на осанку являются обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков.</p>

 

В специальных школах для детей с нарушением в развитии около 70 % школьников подвержены различным нарушениям осанки. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону сложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний: сколиоз, остеохондроз, нарушение работы внутренних органов: сердца, легкие и т.д. Упражнения на осанку являются обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков.

На уроке упражнения на формирование осанки строятся так: одни направлены на развитие крупных мышц спины, живота, плеч, рук, ног и других частей туловища, другие – на ощущение правильности осанки, ее развитие. Например, упражнения «Ходьба с грузом на голове», «Ходьба по гимнастической скамейке», «Висы с расслаблением тела» - направлены на развитие мышечных ощущений правильной осанки. А упражнения «На прогибание», лежа на животе; с гантелями и без них; «Лазанье по гимнастической стенке», - статические упражнения, они влияют на развитие «Мышечного корсета».

Материал программы для формирования осанки я распределяю на уроках физкультуры в течении всего учебного года, включаю его в каждый урок в течении от 2-3 до 8-10 минут.

С формированием осанки связаны построения, перестроение, ходьба в строю, выполнение различных гимнастических упражнений, а также включение упражнений на осанку в подвижные игры в разные части урока, проводимые групповым, фронтальным, индивидуальным методами; использование их в малых формах физического воспитания в школе, во внеклассной работе.

В начале каждого занятия я провожу упражнения на растягивание суставов, развитие их гибкости и подвижности, чтобы подготовить суставно-связочный аппарат школьника в основной части урока. Подвижность суставов – необходимое качество для нормального функционирования опорно-двигательного аппарата. Оптимальной нагрузкой в упражнениях на развитие подвижности суставов являются 8-15 упражнений (например: упражнение «Наклоны туловища влево, вправо», «Махи левой и правой ногой»).

 Нередко нарушения осанки связано с деформацией стопы – плоскостопием, которое возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени стопы, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника; при ходьбе, беге и прыжках появляются в ногах и спине; это ведет  к ухудшению осанки и физического развития в целом, ослабляет опорную функцию ног, затрудняет движение. При коррекции плоскостопия я использую упражнения, способствующие укреплению мышечного и суставно-связочного аппарата, например:

  1. Сгибание и разгибание стоп в положении стоя, сидя, лежа.
  2. Поднимание и опускание стопами набивного мяча.
  3. Сгибание и разгибание пальцев ног.
  4. Вращение стопами влево, вправо и т.д.

Среди всех физических качеств, способствующих успеху в достижении положительных результатов в быту и трудовой деятельности, является быстрота. Но быстрота труднее всего поддается совершенствованию у неслышащих детей. Низкая степень координации, скованность движения, малая подвижность, замедленное время двигательной реакции – ведут к понижению скорости выполнения спортивных и трудовых движений, к нерациональному распределению усилий. При развитии скоростных качеств у неслышащих детей длительность упражнений на быстроту не должна превышать 2-3 секунды в одном повторении. Зная, что – скоростные раздражитель наиболее эффективны при оптимальном возбуждении нервной системы, я строю занятие так, чтоб упражнениям по быстроте на отдельном занятии не предшествовала утомительная работа, это всегда бывает в начале урока после хорошей разминки.

Например:

- Бег с максимальной частотой                             3-5 раз    -     1 минута

  Шагов в упоре у стены                                       *2-5 серий

- Быстрые прыжки                                                  5-7 раз   -      1-2 минуты

  С продвижением вперед                                     *3-4 серии

 

Среди качеств двигательной функций человека огромное значении имеет мышечная сила. Силовая подготовка способствует становлению и совершенствованию двигательных координаций осанки. Глухие школьники по показателям силовой подготовленности в большинстве отстают от нормы. Основным фактором развития силы является деятельность детей при значительных и постоянно возрастающих (до максимального уровня) напряжениях. Эти условия создаются с помощью специальных средств и методов. Например:

  1. Упражнения с преодолением сопротивления и веса партнера.
  2. Упражнения с различными отягощениями (гантелями, набивными мячами).
  3. Упражнения с использованием сопротивления на тренажерах.

 

Также на уроках физкультуры я использую комплексы упражнений для развития силы. Они состоят из 5-6 упражнений, которые выполняются в течении 10-12 минут. Включая их как в подготовительную, так и в основную части урока. В целях эффективного развития мышечной силы специальные упражнения следует выполнять, как в быстром, так и в медленном темпе. Между сериями силовых упражнений нужно обеспечить оптимальный отдых: 2-4 минуты. Пауза зависит от характера мышечной деятельности, интенсивности нагрузки и физической подготовленности каждого конкретного ребенка.

Основная задача при развитии выносливости заключается в обеспечении ее проявлении разнообразных видах двигательной деятельности. Упражнения на выносливость характеризуются умеренной мощностью, значительной продолжительностью, непрерывностью и вовлечением в активную работу всех органов и систем организмов, особенно дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной. Наиболее доступными и мною применяемыми являются:

- Ходьба;

- Бег на время, медленный бег;

- Бег, в чередованием с ходьбой;

- Бег на месте;

- Передвижение на лыжах;

- «Многоскоки»;

- Подвижные и спортивные игры.

 

При планировании нагрузок на выносливость я учитываю следующие компоненты:

  1. Интенсивность упражнения;
  2. Его продолжительность;
  3. Количество повторений;
  4. Интервалы отдыха

 

Основным фактором, определяющим развитие выносливости, считается утомление. Только работа, которая выполняется до утомления и последующие попытки преодолеть его, могут заметно повысить выносливость организма.

Одной из наиболее ущербных сторон физической подготовленности учащихся специальных коррекционных школ является ловкость – это комплексное физическое качество человека, компонентами которого являются точность движений в пространстве и времени, способность оптимально координировать движения в зависимости от внезапной смены внешних условий. Ловкость надо проявлять повсюду: в трудовой, игровой и бытовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями и т.д. Главное развитие ловкости неслышащего ребенка – овладение навыками, разнообразными двигательными умениями и навыками их закрепления. Для этой цели я применяю упражнение, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку, и методические приемы, которые способствуют успешному решению задач развития ловкости у школьников. Например:

- Прыжок в длину (с места, с разбега);

  стоя спиной к прыжковой яме                                  Применение необычных

- Метание мяча стоя спиной                                        исходных положений.

             к направлению метания.

- Выполнение метания левой рукой                          Зеркальное выполнение

            Отталкивание в прыжках нетолчковой                    упражнений.  

            .ногой.

- Два прыжка вперёд (ноги вместе),                          Усложнение упражнений

            два прыжка на левой ноге с поворотом                  дополнительными движе-

            направо.                                                                     ниями

 

Упражнения на развитие ловкости, дети выполняют повторным методом, интервал между упражнениями составляет 2-3 минуты, и выполняется в конце подготовительной, или в начале основной части урока.

 

Вестибулярный аппарат – часть внутреннего уха (лабиринта), которая регулирует равновесие и ориентировку тела в пространстве. Состоит из преддверия (от лат. «вестибум» - выход) и трёх полукружных каналов. Функция полукружных каналов обеспечивает главным образом координацию движений. Преддверие лабиринта (два мешочка, в которых  расположен  отолитовый аппарат) ведает статикой организма (состояние равновесия). Заболевания вестибулярного аппарата – лабиринты – проявляются приступами головокружения различной степени тяжести: от лёгкого покачивания при ходьбе до тяжёлых состояний, когда больной не может встать с постели и даже оторвать голову от подушки. При нарушении вестибулярной функции обычно наблюдается нистигм (ритмичное подёргивание глаза). 

Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. С помощью специального исследования выявлены различные проявления вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха.

Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц.

Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находятся периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.

Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздражений, и только позднее из неё выделилась отдельная подсистема, занимающаяся анализом звуков. Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия.

Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих. У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке.

Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются  мышечно- двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.

Вестибулярные ощущения особенно важны в тех видах спорта, для которых характерны резкие движения, повороты, внезапные ускорения. Экспериментальным путём было доказано, что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата повышают эффективность выполнения многих элементов спортивной деятельности в таких видах спорта, как гимнастика. Спортивные игры, акробатика.

Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают Функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнениям), в связи с чем её реактивность значительно понижается. Следовательно, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.

Врождённые или ранние нарушения функции слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.

При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих. Глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия между глухими и слышащими особенно выражены в 11-14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет. Причина - более длительный стаж ходьбы. При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они расставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шаги их короче.

Приведу пример упражнений для коррекции вестибулярной функции, которые я использую на своих занятиях, некоторые из них можно выполнять на физкультминутках во время урока (упражнения на раздражение полукружных каналов, вращения с постепенным увеличением амплитуды движения):

  1. Движения глаз;
  2. Наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
  3. Повороты головы при наклонённом туловище;
  4. Повороты на 90*, 180*, 360*(то же с прыжком);
  5. Кувырки вперёд, назад;
  6. Кружения в парах с резкой остановкой (в обе стороны).

(упражнения на раздражение отолитового аппарата, начало и конец прямолинейного движения):

  1. Изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
  2. Резкая остановка при выполнении упражнений;
  3. Остановка с изменением направления движения;
  4. Прыжки со скакалкой с изменением темпа.

( упражнения, выполняемые с закрытыми глазами):

  1. Ходьба (спиной вперёд, приставными шагами правым, левым боком);
  2. Кувырки;
  3. Кружение;
  4. Наклоны и повороты головы;
  5. Стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).

 

Достаточно большой перечень упражнений требует систематизации. Наиболее эффективным и апробированным способом их распределения является использование комплексов упражнений направленного воздействия: из трёх занятий в неделю по 30-40 минут, два отвожу развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно - коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.

Например:

Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств:

           

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ПОДХОДОВ

КОЛИЧЕСТВО ПОВТОРЕНИЙ В ОДНОМ ПОДХОДЕ

6-7 лет

 

7-8 лет

8-9 лет

1.

Прыжки на двух ногах через кубики

2-3

4-6

6-8

8-10

 

2.

Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через кубики

 

1-2

 

1-2

 

6-8

 

8-10

3.

Прыжки на правой, левой ноге

 

1-2

 

1-2

 

4-6

 

6-8

4.

Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах

 

2-3

 

5-6

 

6-8

 

8-10

             

 

 

Прыжковые упражнения выполняют в основной части урока. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20-30 секунд.

 

Решение задач развития функции равновесия и коррекции вестибулярных нарушений я решаю в одном занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время – по 15 минут.

Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в балансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равновесия у 6-7- летних – 25 -30 секунд, у 7-8-летних- 35-40 секунд, и т.д., пройденное расстояние для 6-7-летних - 5-6 метров, для 7-8 летних- 7-8 метров.

  

 

Комплекс упражнений для коррекции и развития равновесия

 

 

№ п/п

Содержание

Кол-во подходов

Количество повторений

6-7 лет

7-8 лет

1.

Стойка на носках, руки внизу

3

15 секунд

20 секунд

2.

Стойка на правой (левой) ноге, руки внизу

4

15 секунд

20 секунд

3.

Ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы, лежащей на полу.

 

3

 

3 м

 

4 м

4.

Ходьба по наклонной доске вверх и вниз

3

до 5 м

до 6 м

5.

Прыжки на двух ногах по наклонной доске вверх

3

3 м

4 м

6.

Бег вверх, вниз по наклонной доске или гимнастической скамейке

3

4-5 м

5-6 м

7.

Балансировка на набивных мячах (3кг)

3-5

до 30 секунд

до 45 секунд

8.

Ходьба по канату (на полу) вдоль и приставными шагами поперек, руки в стороны

 

1-2

 

4-5 м

 

5-6 м

 

 

Хорошо освоенные и безопасные упражнения (ходьба, стойки) сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 4-5 до 8-10 шагов). Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью.

Комплекс упражнений на коррекцию вестибулярных нарушений и устойчивость к вестибулярным раздражителям требует предварительного разучивания техники. Обучать кувыркам надо на каждом занятии в первом полугодии и только во втором включать в комплекс. Весь комплекс рассчитан на 15 минут и используется в начале основной части занятия.

 

 

 

Комплекс упражнений для коррекций вестибулярной функции

 

№ п/п

Содержание

Кол-во подходов

Кол-во повторений в одном подходе

6-7 лет

7-8 лет

1.

Ходьба и бег с остановками по сигналу

-

2 минуты

3 минуты

2.

«Челночный бег»

3-5

10 м

12 м

3.

Подскоки с остановкой по сигналу

-

2 минуты

3 минуты

4.

Подскоки вперед с остановкой и движением в противоположную сторону

-

2 минуты

3 минуты

5.

Кувырки вперед с открытыми глазами (с закрытыми глазами)

3

5

6

6.

Кувырки с последующей ходьбой по линии

3

5

6

7.

Кувырки с последующей ходьбой боком, спиной вперед по гимнастической скамейке, линии

 

1-2

 

5

 

6

8.

Перекат со спины на живот «бревнышка», глаза открыты (закрыты)

2

5-6 м

7-8 м

9.

Прыжки со скакалкой с изменением темпа

3

15-30 секунд

30-40 секунд

 

Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимущественно в движении. Упражнения с отклонением головы во фронтальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибулярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных каналов вызывается вращением туловищем, поворотами на 180*, 360*, как на месте прыжком, так и во время ходьба и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и коней прямолинейного движения, ускорение и замедление движений.

         Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комбинированные движения в разных направлениях, используемые в комплексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закрытыми глазами, активизирую тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия. Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность.

Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходиться запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движение, сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.

При проведение физкультурно-оздоровительных занятий я обязательно соблюдаю ряд методических требований:

  1. Подбираю упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
  2. Специальные коррекционные упражнения чередую с общеразвивающими и профилактическими;
  3. Упражнения с изменением положения головы в пространстве дети выполняю с постепенно возрастающей амплитудой;
  4. Упражнения на статическое и динамическое равновесие я усложняю на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей обеспечением страховки;
  5. Упражнения с закрытыми глазами дети выполняют только после их освоения с открытыми глазами;
  6. В процессе всего занятия я постоянно активизирую мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику и понимание речи.
Прикрепленный файл Размер
Развитие двигательных.doc 110 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн