Образовательная программа детского объединения "Музыкальный театр" гр.№1
Submitted by Ольга Михайловна Придчина on пн, 05/11/2012 - 11:38
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр детского творчества»
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Принята на педагогическом совете Утверждена директором МОУ ДОД «РЦДТ»
Протокол №___ от «___» 2012 года Приказ №___от «___»_________2012 года
________________ Михайлова Е.Н.
Образовательная программадополнительного образования детского объединения
«Музыкальный театр»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Придчина Ольга
Михайловна
Педагог дополнительного образования
2012 г.
Информационная карта программы.
Направленность: художественно – эстетическая.
Творческое объединение: «Музыкальный театр»
Педагог: Придчина Ольга Михайловна
Вид программы: модифицированная.
Тип программы: образовательная.
Целевая установка: познавательная.
Уровень усвоения: общекультурный.
Образовательная область: искусство.
Возраст обучаемых: 8- 11 лет
Форма организации: групповая и индивидуальная.
Срок реализации: 1 год.
По характеру: ознакомительная.
Структура программы детского объединения
«Музыкальный театр»
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
II. Пояснительная записка
1. Направленность
Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность.
2.Новизна
Заключается в том, что в программе используются
информативно-коммуникативные и педагогические технологии.
Игровой метод обучения
образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.
В программе интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. использование в работе детского объединения информативно-коммуникативных технологий.
3. Актуальность
В условиях дополнительного образования детей музыкально-театральное искусство занимает существенное место. Практика показала целесообразность организации такого объединения, так как его деятельность благотворно влияет на развитие творческого начала учащихся младшей ступени, оказывает существенное влияние на нравственное и эстетическое развитие детей.
Актуальность программы том, что детское объединение создано в школе впервые.
Детское объединение создано по просьбе родителей
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
4. Педагогическая целесообразность
Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Цель образовательной программы:
Развитие у детей театрально – музыкальных, творческих, коммуникативных способностей посредством приобщения их к сценическому искусству.
Воспитать у учащихся умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
Развивать индивидуальные творческие способности;
6. Отличительная особенность программы.
В том, что во время проведения занятий использованы разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительный, информационный.
Использованы такие формы занятий, как экскурсии, ролевые игры, КВН, эмоциональные этюды, двигательные упражнения.
Применяются информационные технологии, что способствует вовлечённости, заинтересованности ребят, расширение их кругозора.
Программа позволяет доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, в музыкальном спектакле реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
.
Принципы построения программы:
Принцип научности;
Принцип комплексности;
Принцип последовательности;
Принцип доступности;
Принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;
Принцип активной деятельности учащихся;
Принцип гуманистической направленности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип преемственности;
.
7.Возраст детей.
Программа обучения в детском объединении «Музыкальный театр» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 11 лет.
8. Срок реализациипрограммы: 1 год.
9. Формы и режим занятий.
В данной образовательной программе используются такие формы занятий как репетиция, экскурсия, занятие-путешествие, творческие обсуждения, чтение и просмотр постановок и пьес, творческая мастерская.
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Массовая работа.
- Теоретические занятия
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10 - минутным перерывом.
Как правильно вести себя на сцене во время репетиций и на спектакле
Как правильно применить навыки актёрского мастерства
Как правильно произносит текст в исполняемых пьесах
Театральные традиции общества
По окончанию курса учащиеся должны уметь:
Правильно вести себя на сцене во время спектакля
Владеть навыками актёрского мастерства
Правильно произносить текст в исполняемых пьесах
выражать свои впечатления в доступной форме: в виде сюжетной игры, рисунка, поделки.
применять навыки саморегуляции и самоорганизации;
Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.
Оценка уровня обученности.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
формирование навыков и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
1.чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, в сольных партиях
2.понимание основных понятий театрального искусства
3.умение грамотно произносить текст в исполняемых пьесах
3. Тесты, выявление склонностей, музыкальных способностей.
Теория:
Игровая репетиция, прочтение текста с различной интонацией.
Практическая работа:отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.
4. Большая голова.
Теория:
Игровой тренинг, направленный на развитие всех видов памяти: словесной, пластической, образной, ритмической, осязательной. Один из вариантов ведения темы - выбор игры, позволяющей в процессе игровой деятельности раскрыть творческий потенциал.
Практическая работа:Оформление творческих работ . Сценическое мастерство по игровому показу.
5. Музыка и театр.
Теория:
«Тысяча миров музыки». Понятие театра. Определение, история возникновения театра, рассказы о театре.
Практическая работа: Выполнение творческих этюдов на заданную тему.
6. Сказка за сказкой.
Теория:
Знакомство с музыкальной сказкой. Путешествие по знакомым сказкам. Устная характеристика сказочных персонажей. Осмысленный вариант поведения на сцене.
Практическая работа:Обыгрывание ролей сказочных персонажей. Рисунки по содержанию сказок.
Раздел 2. Музыка, театр, композиция.16 часов.
7. Работа над композицией «Здравствуй, осень».
Терия:
Знакомство с композицией. Вопросы по содержанию, ответы в форме «оперетты», обыгрывание ролей.
Практическая работа:исполнение песен, используя правила правильного пения.
9. Выразительность исполнения.
Теория:
Работа над дикцией. Вызываются солисты и вокальная группа исполнителей. Провести конкурс на лучшее исполнение, лучших исполнителей отметить памятными значками в форме нот.
Практическая работа:
исполнение песен, используя правила правильного пения.
10.Игровой тренинг: «Я актер, я - дирижер».
Теория:
Выявление качеств актера и дирижера, проводится игровой кастинг на лучшие исполнительские качества.
Практическая работа:Тест на актерское мастерство.
Раздел 3. Словесная мозаика. 16 час.
11. Музыкально-дидактическая игра «Что нам осень принесла?
Теория:
Объяснение правил игры, вовлечение всех участников в игровые действия. Распределение ролей с помощью игрового теста.
Практическая работа:выполнение правил игры. Рисунок по содержанию.
12.Веселая мозаика
Теория:
/слово, ритм, движение/ Отработка навыков, связанных с ритмом и темпом. Варианты упражнений в форме игры «буриме».
Практическая работа:Сочинение собственных четверостиший.
13.Игра - тренинг с рифмованным текстом.
Теория:
По заданному ритму подбираются несложные фразы по аналогу игры «буриме».
Практическая работа:Изготовление карточек с рифмованным текстом.
14.Игра-тренинг на умение подбирать рифму.
Теория:
Индивидуальные карточки с подготовленными словами-проводниками, из них выбирается верный вариант.
Практическая работа: ритмический тренаж.
15.Работа с рифмованным текстом-двустишием «буриме».
Теория:
Подбор рифмы по заданному рисунку, уточняются правила стихосложения.
Практическая работа:игровой практикум.
16. Мы рисуем песню:
Теория:
образ, композиция. Отработка навыков, связных с образным восприятием. Характеристика различных сторон внимания, составление плана композиции.
Практическая работа:игровой практикум.
17. Игровой тренинг актерского мастерства.
Теория:
При выполнении основного задания учитываются следующие моменты: умение укладываться в заданное время, точность в выполнении упражнений, самооценка.
Практическая работа:самостоятельная работа по исполнительскому мастерству.
Раздел 4. Искусство воображения. 18 час.
18.Комплексные занятия с использованием известных репродукций, составление рассказов.По предложенным репродукциям предлагается составить рассказ. Выбрать из числа участников режиссера и художника-оформителя.
19.Экскурсия «В гости к березке».
Теория:
Во время экскурсии проводятся игры и хороводы. Рассказ о ритуалах и обрядах, активизировать словарный запас участников, обыграть несколько обрядов.
Практическая работа:Умение действовать в коллективе.
20.Музыка изобразительная. Что услышал композитор.
Теория:
Анализ и характеристика произведений, описательные рассказы по предложенным репродукциям. Слушание классических произведений. Знакомство с творчеством известных композиторов.
Практическая работа:Рисунок по содержанию.
21.Игровой тренинг «Любим ли мы оперетту».
Теория:
Знакомство с особенностями нового жанра как особого действия, разыгранного в пространстве сцены. Перенесение драматического действия на сцену. Работа с вокалистами.
Вызвать интерес к фольклору с помощью игрового действия. Чтение фольклорных потешек с использованием народных песен. Прививать любовь к русскому народному творчеству на практическом материале.
Практическая работа: Исполнение попевок из фольклорного материала.
23.Показ композиции. Обыгрывание ролей.
Теория:
Исполнение ролей . Обыгрывание потешек. Чтение с листа. Знакомство с народным жанром. Предложить исполнить партии, используя материалы праздничной программы. Выбрать из числа участников наиболее эмоциональных с хорошими вокальными данными.
Практическая работа: Исполнение потешек по карточкам.
Значение театрального искусства. Понятие о различных жанрах. История театра. Изобразительный характер. Примеры из детских спектаклей. Понятие о сатирических пьесах.
Практическая работа:Исполнение небольших отрывков музыкально-театральной композиции.
25. Инсценирование песен.
Теория:
Выразительное исполнение песен: «Комара женить мы будем», «Как у наших, у ворот», «Где был Иванушка».
Практическая работа:
Выполнение игровых действий по содержанию песен. Поиск изобразительного характера.
26. Разучивание партитурной композиции «Короб чудес».
Теория:
Знакомство с партиями и ролями. Выполнение заданий с использованием нотной записи. Работа над гримом. Виды театрального костюма. Музыкальный образ. Рассказ о мастерах, участвующих в создании спектакля.
Практическая работа: Исполнение партий по показу.
27. Слушание сказки «Шагает Буратино».
Теория:
Знакомство с партиями. Распределение ролей. Вопросы по содержанию. Сходство и различие с новым и старым содержанием. Пояснение появления скоморошьего театра.
Практическая работа: Выразительное исполнение отдельных партий.
28.Работа с одаренными детьми.
Теория:
Организация драматической роли. Понятие о голосе. Дикция. Мимика. Упражнение на отработку дикции. Декламация. Исполнительское мастерство.
Практическая работа:Исполнение отдельных ролей.
Раздел 6. Госпожа Вежливость и господин Этикет. 16 час.
Игры- тренинги на развитие эмоционально-чувственной культуры. Художественная форма представления определенного стиля поведения. Дружеские шаржи на тему положительных взаимоотношений.
Практическая работа: Выполнение задания на стимуляцию внимания с последующим анализом.
30. Из чего сделана музыка.
Теория:
Значение музыки как важного источника выражения драматургического образа. Музыкальное сопровождение, примеры исполнения. Драматическая нить сознания. Познание образа. Стиль и характер.
Практическая работа: анкетирование «Нужна ли музыка театру».
31. Из чего сделан театр.
Теория:
Из чего сделан театр. Значение театра в жизни человека. История создания отечественного театра. Характерные особенности современной драматургии.
Практическая работа:Примеры драматического действия. Чтение ролей по показу.
32. Образные беседы, актерский тренинг «Я рожден для сцены».
Теория:
Определение темы художественного драматического образа. Выявление образного характера. Определение профессии актера. Требования к актерскому мастерству.
Практическая работа: Чтение ролей по заданному ритму.
33.Работа над композицией «Мы со сказкой, да с прибауткой».
Теория:
Тренировка музыкальной памяти, чтение потешек с изменением темпа и ритма. Выполнение заданий по показу ведущего.
Практическая работа:Исполнение песен фольклорного характера.
34. Слушание музыкальной сказки «Колобок решил жениться».
Теория:
Чтение сказки в новой интерпретации. Вопросы по содержанию музыкального спектакля. Примеры исполнительского мастерства.
Практическая работа Исполнение индивидуальных партий.
Раздел 7. Вкуси изюминку. 16 час.
35. Вкуси изюминку. Игровой тренинг.
Теория:
Овладение различными техническими навыками. Овладение темпом и скоростью исполнения. Влияние физического действия и умения контролировать игровые действия. Чтение ритма по схеме. Тренировка музыкальной памяти.
Практическая работа: выполнение упражнений с различной амплитудой ритмического движения.
36.Эстетическая природа театрального искусства.
Теория:
Практическая работа на сцене. Правила этикета, умение вести себя на сцене. Правила по технике безопасности в игровой форме с помощью шуточного теста. Пример исполнительского мастерства.
Знакомство с музыкальным спектаклем. Вопросы по содержанию. Определение положительных и отрицательных персонажей. Игровая пантомима. Упражнения на память физических действий. Сочетание музыки, ритма, движения.
Практическая работа:Исполнение отдельных фрагментов по показу.
38. Работа над композицией.
Теория:
Структурные элементы пьесы. Диалог. Монолог. Антракт. Действующие лица. Виды диалогов, особенности их настроения. Выразительность диалога. Разбор пьесы. Значение театрального коллектива.
Практическая работа:Типы действующих лиц. Чтение пьесы с листа.
39. Показ сказки в начальных классах.
Практическая работа: Показ сказки «Репка на новый лад». Выразительное исполнение. Реквизит, декорация.
Яркое эмоциональное восприятие.
40. Концертная программа «Мы любим музыку, театр, балет».
Теория:
Беседа о слиянии жанров. Подбор выразительных средств. Моделирование взаимосвязи «музыка, театр, балет». Вопросы к зрителю.
Практическая работа:Выразительное исполнение отдельных партий.
Раздел 8. Сценическое мастерство. 16 час.
41.Чудесная тайна музыки. Слушание сказки «Щелкунчик».
Теория:
Добиться яркого восприятия. Беседа по содержанию. Определение характера. Целостность восприятия. Выразительное исполнение отдельных фрагментов .Логическое завершение. Вопросы к зрителю.
Практическая работа:Рисунок по содержанию.
42. Обыгрывание фрагментов из любимых сказок.
Теория:
Показ любимых сказок. Развитие творчества. Оригинальность исполнения. Раскрытие характера. Выразительное исполнение партий. Актерское мастерство. Определение действующих лиц.
Практическая работа:Показ фрагмента сказки «Репка на новый лад».
43.Поиск изобразительного характера.
Теория:
Раскрытие музыкального и художественного образов. Изображение характера с помощью жестов и мимики. Стимуляция внимания. Выразительность исполнения.
Практическая работа:Изображение персонажей сказки с помощью изобразительного искусства.
44.Слушание сказки «Муха-Цокотуха» на новый лад.
Теория:
Заинтересованное слушание сказки. Вопросы по содержанию. Теоретическая тема: «В какой художественной форме можно представить сказку». Игра-тренинг на развитие пластической образности.
Практическая работа:Изображение главных сказочных персонажей с помощью жестов и мимики.
45.Показ небольших интермедий.
Теория:
Раскрытие понятия «интермедия». Варианты авторских аранжировок. Упрощение и усложнение целостного задания по ходу действия.
Практическая работа: Изображение интермедий, следя за движением объема памяти каждого из участников.
Раздел 9. Развитие актерского мастерства. 16 час.
46. Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства с использованием игровой картотеки.
Теория:
Использование игровой картотеки. Виды театральных костюмов. История появления. Демонстрация слайдов. Просмотр документальных материалов. Оформление актерского костюма и грима.
Практическая работа:Изготовление макета костюма.
47. Игры-тренинги на развитие музыкально-ритмической координации «Музыка и движение»
Теория:
Музыка, ритм, движение. Основы психологических действий, влияние физических движений на стиль и характер произведения. Понятие о сценическом движении.
Хоровод «Не грусти, березка», композиция, восприятие предлагаемой песни, ее темпа и ритма. Передача средств выразительности с помощью жестов, мимики. Форма диалога.
Практическая работа:Хоровод «Березка».
49.Слушание и обыгрывание сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
Теория:
Собственное прочтение сказки. Пример исполнительского мастерства. Понятие драматического произведения. Упражнения на отработку дикции. Оформление сцены и спектакля декорациями. Общий вид действия.
Практическая работа:Версия сказки в исполнении участников.
50. КВН «Веселый театр затейников».
Теория:
Конкурсные условия игры. Умение игроков укладываться в заданное время. Самостоятельное выполнение творческих заданий, оригинальность сюжетов. Вопросы к игрокам в игровой форме.
Практическая работа:Выполнение заданий по заданной теме.
51.На балу у Незабудки.Развлекательная программа
Развлекательная программа как итог проведенной работы. Практическое применение художественно-творческих умений, знаний, организаторских способностей, проявляемых при проведении собственных досуговых мероприятий.
Практическая работа:Исполнительское мастерство при выполнении творческих заданий.
Итого - 144 часа.
V. Методическое обеспечение программы.
№
Раздел
Форма занятий
Приёмы и методы проведения занятий
Дидактический
материал
Форма подведения итогов
1
Введение в мир театра
Инструктаж по технике безопасности
Теоретическое занятие.
Информация
Беседа
ТСО, DVD, ПК
Собеседование
Устный опрос
Выполнение творческих этюдов
2
Музыка, театр, композиция.
Комбинированное занятие
Практическая работа
Игра
Репетиция
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Репетиционный
Презентация
Иллюстрации
ТСО, DVD,
Синтезатор, сборник песен
Тест на актёрское мастерство
Конкурс
Викторина
Обыгрывание ролей
3
Словесная мозаика.
Комбинированное занятие
Практическая работа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Иллюстрации
Диски
Сочинение собственных четверостиший
Устный опрос
Рисунок по содержанию
4
Искусство воображения
Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
Экскурсия
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
ТСО, DVD,
синтезатор
Иллюстрации
Концерт
Конкурс
Устный опрос
Рисунок по содержанию
5
Учись смотреть и чувствовать.
Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
КВН
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Презентация
Кинофильм
Телевизор
Фортепиано
Синтезатор
ПК, сборники песен
Концерт
Конкурс
Викторина
КВН
6
Госпожа Вежливость и господин Этикет.
Комбинированное занятие
Практическая работа
Экскурсия на природу
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Объекты природы,
Литература, иллюстрации,
Презентация
ПК, ТСО, DVD
Сборники песен
презентация
Концерт,
Устный опрос
Прослушивание
Игры-тренинги
7
Вкуси изюминку.
Комбинированное занятие, фрагменты по показу
Практическая работа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
Объекты природы,
Литература, иллюстрации,
Презентация
Концерт
Конкурс
Игровой тренинг
8
Сценическое мастерство
Изображение персонажей сказок
Наглядный
Словесный
Объяснительный
ТСО, синтезатор, фортепиано
Игровой тренинг
Показ персонажей
9
Развитие актерского мастерства
Комбинированное занятие, музыкальная игра
Практическая работа
Наглядный
Словесный
Объяснительный
ТСО, синтезатор, фортепиано
Развлекательная программа
Концертное исполнение
VI. Список использованной литературы.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
Артемова Л. Театрализованные игры дошкольников. /Л. Артемова М.: 1991 г.
Баряева Л. «Театрализованные игры-занятия». СПб изд-во «Союз» 2001 год
Библиотека учителя. Русская поэзия 19 -20 веков
Горбина Е.В. «В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки- спектакли для школьников. Янаев В.Х., Куров В.Н. Ярославль: Академия Холдинг, 2001 г.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы. М: Айрис пресс Рольф.1999.
Завадский Ю.. об искусстве театра. - М. ВТД, 1965.
Захаров В.Е… Мастерство актера и режиссера. - М.: Искусство, 1969.
Зимина А.Н. «Музыкальные сказки: Сценарии и ноты. Издательство «Гном» и Д» 2000 год.