Хоровое пение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.
За время обучения по образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления в детском творческом коллективе.
Программа детского объединения имеет художественно-эстетическую направленность.
Образовательный процесс направлен на формирование музыкально-исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности, представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер.
В программу детского хорового объединения можно внести изменения в связи с текущими событиями, знаменательными датами, тематикой.
2. Новизна
программы заключается в том, что в работе детского объединения использованы:
информативно-коммуникативные и педагогические технологии.
Игровой метод обучения
Эмоционально-насыщенное общение
Предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа)
3. Актуальность
Хорошо известно, что хоровое пение, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все. От мала до велика. Сегодня же мы утратили это свое извечное качество, став носителями диссонансов и какофонии - и эта одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений, а значит и страны в целом. А ведь именно хоровое пение, основанное на народных традициях и классической музыке, способно преодолеть тот "хаос", который сегодня захватывает души наших детей с самого раннего возраста.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья ребенка, человека и общество в целом.
Актуальность программы состоит ещё и в том, что хоровой коллектив создался в школе по просьбе родителей учащихся.
4. Педагогическая целесообразность
Данная программа нацелена на приобщение детей к традиционной певческой хоровой культуре - одного из основных путей оздоровления народа, возрождение национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и музыкальной образованности.
Программа ориентирована так же и на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей, но способных освоить хоровую деятельность.
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Цель образовательной программы:
приобщение учащихся 7-10 лет к хоровой культуре через коллективное создание художественно-исполнительского образа на основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
Задачи программы:
Обучающие
Совершенствовать музыкальный слух посредством овладения учащимися вокально-хоровых навыков.
Воспитательные
Воспитать у учащихся организованность, внимание, трудолюбие, умение работать в коллективе.
Развивающие
Развивать музыкальные способности у детей.
6. Отличительная особенность программы.
Состоит в том, что на базе МОУ «Высокоключевая СОШ» не создавалось такого уровня хоровое объединение
Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности.
Отсутствие первоначального теста (прослушивания) при наборе учащихся в детское объединение, набор всех желающих заниматься детей.
.
Принципы построения программы:
Принцип научности;
Принцип комплексности;
Принцип последовательности;
Принцип доступности;
Принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;
Принцип активной деятельности учащихся;
Принцип гуманистической направленности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип преемственности;
.
Программа отражает взгляды автора-составителя, которые проистекают из стремления доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, позволить в песне реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
7.Возраст детей.
Программа обучения в хоровом объединении «Песенка» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
8. Срок реализациипрограммы: 1 год.
9. Формы и режим занятий.
Основная форма проведения занятий – практические занятия(разучивание, исполнение песен), процесс обучения – хоровая репетиция
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Массовая работа.
- Теоретические занятия
Теоретические занятия позволяют обучить детей музыкальной грамоте, элементам музыкальной литературы.
Игра, обучение и творчество – основные компоненты занятий в хоровом объединении «Песенка».
Режим занятий.
Занятия в хоровом объединении проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Всего: 144 часа.
Набор детей в хоровое объединение производится в августе – начале сентября. Кружок формируется по месту жительства. Место занятий – учебный класс музыки МОУ «Высокоключевая СОШ».
Как правильно вести себя на сцене во время выступления хора
Как правильно брать певческое дыхание
Как правильно интонировать большие, малые и чистые интервалы
Как правильно произносит текст в исполняемых песнях
Как слушать и слышать свой голос в общем хоровом звучании, понимать значение его для создания ансамбля.
По окончанию курса учащиеся должны уметь:
Правильно вести себя на сцене во время выступлений хора
Владеть вокально-хоровым дыханием
Интонировать большие, малые и чистые интервалы
Правильно произносить текст в исполняемых песнях
Слушать и слышать свой голос в общем хоровом звучании, понимать значение его для создания ансамбля.
Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.
Оценка уровня обученности.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
Совершенствование музыкального слуха посредством овладения учащимися вокально-хоровыми навыками
1.чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля
2.развитие диапазона голоса в рамках принятой классификации
3.умение грамотно произносить текст в исполняемых песнях
4. владение вокально-хоровым дыханием
1. Свободное интонирование большой и малой терции, натурального звукоряда
2.овладение красивым сильным голосом с правильным интонированием
3.чёткая дикция, правильный распев гласных
4.пение в унисон на цепном дыхании
В – в полной мере овладение вокально-хоровыми навыками
С – не всегда чёткая дикция при неправильно взятом дыхании
Н – отсутствие желания работать над собой
Наблюдение
Прослушивание
Оценка уровня воспитания.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
Воспитание организованности, внимания, трудолюбия, умения работать в коллективе
1.стремление довести начатое дело до конца
2.занятия носят плодотворный характер
3.дисциплинированность на занятиях и выступлениях
4. умение чётко выполнять требование педагога
1. проявление творческого самовыражения и самопознания
2.проявление и реализация своих способностей
3.чёткое выполнение требований педагога
4.ответственное отношение к занятиям и поручениям
В проявляет интерес к занятиям, доброжелателен, трудолюбив, организован
С – частичный интерес к занятиям, часто невнимателен
Н – проявляет пассивное отношение, невнимателен, неорганизован
Наблюдение
Оценка уровня музыкального развития учащихся.
Время проведения
Параметры
Критерии
Показатель
Оценка уровня
Метод
Сентябрь
Январь
Май
Развитие музыкальных способностей у детей
1.расширение и обогащение музыкального кругозора
2.проявление музыкальных способностей
3.интерес к классической музыке
4интерес к выступлениям на концертах
1. Высокий показатель музыкальной памяти, ритма
2.проявление самовыражения и самопознания
3.проявление интереса к различным жанрам искусства
4.проявление интереса к концертной деятельности
В – стремление достичь хороших результатов, творческий рост
С – средние музыкальные способности, развитие проходит медленно
Н – музыкальные способности на первоначальном уровне
Наблюдение
Прослушивание
11.Формы подведения итогов:
Конкурсы
Фестивали
Выступление на концертах
Выступление на родительских собраниях
Устный опрос
Прослушивание
Музыкальные викторины
Музыкальные гостиные
III. Учебно – тематический план.
Разделы
Наименование разделов и тем
Всего
Теория
Практика
1.
Введение в программу.
Инструктаж по технике безопасности.
2
2
2.
«Чему учат в школе».
Песни о школе.
30
8
22
«Чему учат в школе»
(муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского)
4
1
3
«Дружба»
Муз.Е.Швилпе, сл.Е.Виницкой
4
1
3
«Наташка-первоклашка»
Муз.Ю.Чичкова,
Сл.К.Ибряева
4
1
3
«До чего дошёл прогресс»
Муз.М.Танича,
Сл.И.Красильников
2
1
1
Всего
16
6
10
«Прощальный вальс»
Муз.А.Флярковский,
Сл.А.Дидуров
4
1
3
«Мой дом»
Муз.Е.Швилпе
Сл.Н.Подгорбунских
4
1
3
Познавательно-развлекательное мероприятие внутри кружка. «Музыкальный ринг»
4
2
2
Итоговое занятие. Генеральная репетиция
4
4
Всего
16
4
12
3.
Песни в военной шинели.
Песни о войне.
16
7
9
Музыкальная гостиная
Из истории песен военного времени.
2
2
«Баллада о солдате»
Муз.В. Соловьёв – Седой,
Сл. М.Матусовский
4
1
3
«Партизанский лес»
Муз. А.Абрамова,
Сл. М.Владимова
4
1
3
«Сигнальщики – горнисты»
Муз.А.Пахмутовой,
Сл.Н.Добронравова
4
1
3
Музыкальная гостиная.
Прослушивание песен военных лет
2
2
Всего
16
7
9
4.
Новогодняя сказка.
Новогодние песни.
16
4
12
«Песня о волшебниках»
Муз. Г.Гладкова,
Сл.В.Лугового
«Новогодние пожелания»
Муз. В.Салакса,
Сл.З.Пурвы, перевод Л.Дымовой
4
4
1
1
3
3
«Возле старой ёлки»
Муз. Д.Львова-Компанейца,
Сл.А.Викторова
4
1
3
«Снежинки»
Муз. В.Шаинского,
Сл. М.Танича
4
1
3
Всего
16
4
12
5.
Когда мои друзья со мной.
Песни о дружбе, друзьях, родителях.
32
9
23
«Мой братишка»
Муз. Е. Швилпе
Сл. Н.Подгорбунских
4
1
3
«Дружба»
Муз. Е.Швилпе
Сл.Е.Виницкой
4
1
3
«День рождения
Муз. Е.Швилпе,
Сл.Н.Подгорбунских
4
1
3
«Большой хоровод»
Муз.Б.Савельева
Сл.Е.Жигалкина, А.Хайт
4
1
3
Всего
16
4
12
Музыкальная викторина
2
2
«Лиманджумба»
Муз.Е.Швилпе
Н.Подгорбунских
4
1
3
«Найди себе друга»
Муз.А.Зацепина,
Сл.Л.дербенёва
4
1
3
«Песенка про папу»
Муз. В.Шаинского,
Сл.М.Танича
4
1
3
Музыкальный КВН
2
2
Всего
16
5
11
6.
Край родной на век любимый.
Песни о Родине, о природе, русские народные песни
32
14
18
Прослушивание русских народных песен. Прослушивание дисков с выступлением детских хоровых коллективов.
2
2
«Посею лебеду на берегу»
(русская народная песня)
2
1
1
«В деревне-то было в Ольховке» (русская народная песня)
4
1
3
«У дороги чибис»
Муз.М.Иорданцева
Сл.А.Пришельцева
4
1
3
«Пожалуйста не жалуйся»
Муз. В.Шаинского,
Сл. М.Львовского
4
1
3
Всего
16
6
10
«О музыке и в шутку и в серьёз» - познавательная программа о музыке.
2
2
«Зелёный мир»
Муз. М.Парцхаладзе,
Сл. Ю.Полухина
4
1
3
«Здравствуй, лес»
Муз. С.Туликова,
Сл. М. Пляцковского
4
1
3
«Журавель» (русская народная песня)
2
1
1
«Со вьюном я хожу»
(русская народная песня)
2
1
1
Презентация «Русские народные инструменты в умелых руках музыкантов»
2
2
Всего
16
8
8
7.
Хорошо, что есть каникулы.
Песни об интересах, увлечениях ребят
14
4
10
«В нашем лагере»
Муз.Ю.Чичкова,
Сл. П.Синявского
«Песня юных мечтателей»
Муз.Б.Фиготина,
Сл.Е.Черных
«Деньки стоят погожие»
Муз. Е.Птичкина,
Сл.М.Пляцковского
4
4
4
1
1
1
3
3
3
«Хорошо, что есть каникулы»
Муз. Д. Львова – Компанейца,
Сл. С.Богомазова
2
1
1
Всего
14
4
10
8.
Итоговое занятие.
Заключительный концерт для родителей «До, ми, солька»
2
2
Всего
2
2
Всего занятий за год:
144
48
96
IV. Содержание программы дополнительного образования детей.
Введение в программу. Теория: «Давайте познакомимся!» Выявление у детей их интересов и творческих способностей. Инструктаж по технике безопасности.
Чему учат в школе.
а) «Чему учат в школе» (муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского)
Теория: Беседа о композиторе В.Шаинском. Исполнительский план песни.
Практическая работа:разучивание текста песни, исполнение куплетов и припева. Работа над динамикой.
б)«Дружба» Муз.Е.Швилпе, сл.Е.Виницкой
Теория: Беседа о композиторе Е.Швилпе. Исполнительский план песни.Практическая работа:разучивание текста песни, исполнение куплетов. Работа над динамикой и дыханием.
Теория:Рассказ о творчестве первой исполнительнице этой песни Екатерины Семёновой.
Практическая работа:разучивание текста песни, исполнение куплетов. Работа над дыханием и звуко-высотными соотношениями. Работа с солистами. Отработка приёма: солист-хор.
д)Музыкальная викторина.
Практическая работа:активизация детей к творчеству через музыкальную викторину.
е)«Лиманджумба» Муз.Е.Швилпе, Н.Подгорбунских.
Теория: Беседа о названии песни. Исполнительский план песни.
Практическая работа:сольфеджирование песни, исполнение куплетов. Работа над дыханием.
ж)«Найди себе друга» Муз.А.Зацепина, Сл.Л.Дербенёва.
Теория: Презентациякинофильма о творчестве А.Зацепина .
Практическая работа:разучивание текста песни, исполнение куплетов. Работа над темпом.
з)«Песенка про папу» Муз. В.Шаинского, Сл.М.Танича
Теория: Беседа об авторах песни. Ритмизация текста песни.
Практическая работа:Работа над дикцией. Исполнение припева в разных темпах.
и)Музыкальный КВН.
Теория: Принципы построение КВН.
6. Край родной на век любимый. Песни о Родине, о природе, русские народные песни.
а)Прослушивание русских народных песен. Прослушивание дисков с выступлением детских хоровых коллективов.
Теория: Знакомство детей с лучшими образцами русского народного творчества.
б)«Посею лебеду на берегу» (русская народная песня)
Теория: Беседа о русской народной песне. Ритмизация текста.
Практическая работа:Работа над дикцией. Изменение темпа в куплетах.
в) «В деревне-то было в Ольховке» (русская народная песня).
Теория: Беседа о русской народной песне. Ритмизация текста. Роль солистов в русской народной песне.
Практическая работа:разучивание текста песни, исполнение куплетов. Работа над дыханием и звуко-высотными соотношениями. Работа с солистами. Отработка приёма: солист-хор.
г)«У дороги чибис» Муз.М.Иорданцева, Сл.А.Пришельцева.
Теория: Беседа об авторах песни.
Практическая работа:Работа над дикцией. Изменение темпа в куплетах.
д)«Пожалуйста не жалуйся» Муз. В.Шаинского, Сл. М.Львовского
Теория:Интонация в песне: паузы в тексте и в музыке.
Практическая работа:разучивание текста песни, исполнение куплетов. Работа над темпом.
е)«О музыке и в шутку и в серьёз» - познавательная программа о музыке.
Теория:Музыка – часть художественной культуры. Продукт человеческого творчества.