Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование компьютера на уроках немецкого языка

Submitted by Татьяна Михайловна Ворожищева on Wed, 07/11/2012 - 20:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ворожищева Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 

МОУ "Школа № 53"

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Немецкий язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> Использование информационных технологий на уроках немецкого языка</p>

 

 

                              ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОМПЬЮТЕРА  НА

                                   УРОКАХ  НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

 

               Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

               Термин «новая информационная технология обучения» появился, когда компьютеры стали широко использоваться в образовании. Технология обучения с использованием  компьютера называется компьютерной технологией.

               Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

                Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

                 I- как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

                 II- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

                 III- как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

 

                                              ЦЕЛИ

 

                 Использование компьютера на уроках преследует несколько целей:

- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

-  подготовка личности «информационного общества»;

- дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные

  решения.

 

                         КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

- Обучение – это общение ребенка с компьютером.

- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным

  особенностям ребенка.

- Диалоговый характер обучения.

- Управляемость: в любой  момент возможна коррекция учителем процесса

   обучения.

- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем

  типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при

  общении с компьютером.

- Неограниченное обучение:  содержание, его интерпретация и приложения

  как угодно велики.

 

                 

                                      ОСОБЕННОСТИ  МЕТОДИКИ

 

               Компьютерные  средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

              Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

              В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие;

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

               В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов, их хранения;

- текстовой редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей;

- средство моделирования.

                Функцию объектаобучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении  различных информационных сред.

                Сотрудничающий коллективвоссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

                Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом

(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка

рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

-Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

-Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

                 Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать  как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

-  знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными командами;

- знание современных программ и операционных средств общего назначения и владение их функциями;

- владение хотя бы одним текстовым редактором;

-первоначальное представление об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

                  Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet:

- переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

                  Наряду с компьютерными технологиями используется аудиовизуальные технологии обучения, которые являются одним из направлений информационных технологий. Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения.

                  

                  Информационные компьютерные технологии занимают прочное место в процессе обучения. Наряду со многими положительными моментами

есть и   недостатки. Это прежде всего  отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалога с компьютером. Но компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. Оптимальным для школы является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока. Я работаю с тремя программами. Это «Grammatik. Deutsch fur Anfanger», автор Рената Лушер, издательство «Хуебер» (для 5-7 классов), «Lehr-und Ubungs-СD-ROM der deutschen Grammatik», издательство «Хуебер» (для 8 – 9 классов), «Themen aktuel»,  издательство «Хуебер» (для учащихся средней школы). Грамматические упражнения увлекательными не назовешь, да и подбор таких заданий в учебнике и в рабочей тетради не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер.  Программы включают в себя грамматические явления, изучаемые в школе. Здесь большое количество упражнений, которые можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся. Уровень сложности идет по нарастающей. Учитель имеет возможность найти каждому ученику задание по силам, что является хорошим стимулом в работе. Объем выполненных заданий больше того, что было бы сделано на обычном уроке. Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель. Применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. Поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных  требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.   

                  

 

 

 

Используемая литература:

    Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.

                            - М., 1994.

    Вильямс Р.  Компьютеры в школе.- М. 1998.

    Дидактические основы компьютерного обучения.- Л., 1998.     

    Ulrich S. Neue Medien  in der Lehrerfortbildung//Fremdsprache Deutsch.

    1999. - № 2.

Прикрепленный файлSize
Печатная работа.doc62.5 KB