Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-размышление о счастье по сказке народов Северного Кавказа «ОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Артемьева Надежда Вячеславовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Тувсинская средняя общеобразовательная школа" Цивильского района

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 

 

Цели урока:

 1. пробудить интерес к чтению, научить размышлять над поставленными вопросами;

2. развивать творческие способности обучающихся;

3.  воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, веру в мечту, любовь.             

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Чувашская сказка

Материалы из газет

Книга для внеклассного чтения

Используемое оборудование: 

Национальные костюмы

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p style="margin-left:13.7pt;"> 1.Вступительное слово учителя.</p> <p style="margin-left:13.7pt;"> 2.Пересказ текста</p> <p style="margin-left:13.7pt;"> 3. Аналитическая работа по тексту.</p> <p> &nbsp; &nbsp;4.Инсценировка по чувашской притче &laquo;Телей&raquo;.</p> <p style="margin-left:13.7pt;"> 5.Творческие работы учащихся.</p> <p> &nbsp; &nbsp;6.Объяснение домашнего задания.</p>

 

Урок-размышление о счастье по сказке народов Северного Кавказа

«ОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ»

Цели урока:

 1. пробудить интерес к чтению, научить размышлять над поставленными вопросами;

2. развивать творческие способности обучающихся;

3.  воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, веру в мечту, любовь.             

  Структура урока:

1.Вступительное слово учителя.

2.Пересказ текста

3. Аналитическая работа по тексту.

   4.Инсценировка по чувашской притче «Телей».

5.Творческие работы учащихся.

   6.Объяснение домашнего задания.

 Ход урока

I. Оргмомент. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое - счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как остаться счастливым? Какие ассоциации вы­зывает у вас это слово?

 

 

  Радость в семье               понимание в семье           все  здоровые

          Любовь близких                      Счастье                богатство

 

 

Учеба в вузе                хорошая работа                          много друзей

 

Подумаем над этими вопросами, когда будем слушать сказку «Об­щее счастье». Эта сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение народами, живущими на Северном Кавказе.

П.    Пересказ сказки.( Ученики пересказывают сказку)

III.     Аналитическая работа по тексту.

1) Была ли счастлива семья старика в начале сказки?   В чем это проявилось?

Все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме.  В семье назы­вали друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому.

 

2) В доме старика народу «столько, что большому селению впо­ру». Как вы понимаете эти слова? Почему он не отделяет своих взрослых сыновей?

(Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи и когда все уйдут, не станет ни силы, ни богатства).

 

3) Какое значение имеет само слово «разлад»? В чем проявляется разлад в семье старика?

  1) отсутствие порядка

  2) раздор, разногласие.

  3) Разлад в семье- это беда.

 

4) Почему Общее счастье покинуло семью старика?

(Счастье ушло из дома, потому что повторялось число 13: в доме старика очень много народу. Вот они и мешали друг другу)

 

5) Сказка называется «Общее Счастье». Можно ли сказать, что Общее Счастье главное действующее лицо произведения?

(Нет, главное действующее лицо в сказке старик. На нем самая большая доля ответственности за судьбу семьи: он - старший, он им всем отец.)

 

6) Что старик делает для того, чтобы вновь ощутить себя боль­шой единой семьей? Правильный ли путь он выбрал?

 ( Он дает возможность каждому ощутить свою долю ответственно­сти за будущее всей семьи. Счастье семьи зависит не от одного че­ловека, а от всех, но и один человек может многое сделать для всех.)

 

7) Как вы думаете, почему Общее Счастье захотело помочь ста­рику? Что означают его слова: « Я тебя уважу» - уважение к воз­расту старика или к его усилиям по сохранению семьи?

( Общее Счастье знает и ценит усилия старика по сохранению се­мьи и поэтому хочет его поддержать, утешить и тем самым сгла­дить свой отказ).

 

8)     Уважают ли старика его домочадцы? В чем это проявляется?

 ( Не выходили из дома, забегали, забеспокоились, семья прибежала к нему.)

 

9)     Просьба младшей невестки. Как вы понимаете ее слова? Со­гласны ли вы с тем, что «общая жизнь, общая работа и любовь друг к другу» и есть Общее Счастье?

 

10)  Вернулось ли Общее счастье в семью старика?

 

 (Да, Счастье вернулось в дом старика. В семье произошли большие изменения).

 11)  Благодаря  чему Счастье вернулось в дом старика: благодаря волшебству или  благодаря усилиям людей?

      ( Счастье вернулось благодаря усилиям людей. Они сами захотели быть   

       счастливыми,  своим трудом физическим и духовным  доби­лись счастья.)

 

11)  Если есть  общее счастье семьи, может быть, есть и Об­щее Счастье всего     

      нашего мира? В чем, по-вашему мнению, оно со­стоит? Как его добиться?

Ответы учащихся.

 

IV. Не только народы Северного Кавказа думали о счастье, но и наш чувашский народ мечтал о нем.


             Посмотрим инсценировку чувашской притчи «Телей».

            Жил один человек. У него было трое сыновей. Жили они счастливо.

           -Я хочу уйти из твоего дома, - говорит Счастье старику.

           Тогда старик позвал своего старшего сына и говорит: «Счастье хочет     оставить  

            нас. Что ты скажешь на это?

Пусть уходит, нам счастье не нужно, вместо него останется Единство.

Потом отец к среднему сыну обращается: « Счастье хочет оставить нас. Что ты скажешь на это?»

Средний сын говорит: «Ну и пусть уходит, ведь у нас есть Дружба».

Наконец  отец говорит своему младшему сыну: «Счастье решило уйти. Что ты думаешь?»

Младший отвечает; «Счастье уйдет – братство и родство останутся».

Старик все это сообщает Счастью. Счастье отвечает: «Нет, я из вашего дома не уйду. Где  Единство, Братство и Дружба, там место и счастью. Мы не только в мыслях вместе, но и в работе.

И с этого времени Счастье навсегда поселилось в доме старика.

(Все артисты в чувашской национальной одежде)

V.А вы сами, что думаете о счастье? Каким представляете его?

1) Дети зачитывают свои творческие работы.

Что такое счастье?

Счастье- это когда люди живут мирно, когда нет войны и когда все хорошо.

Многие богатые люди считают себя счастливыми, потому что у них есть для счастья  все. Но не у всех есть это счастье.   Много денег, а счастья нет в семье.

Счастливым можно стать и в бедности, если  у тебя есть родные. Счастье состоит не в деньгах, а в любви, в доброте и отзывчивости. Если у тебя нет родных и родного дома, о тебе все будут говорить, что ты несчастлив. Чтобы стать счастливым, нужно уважать старших, любить друзей и не обижать. Друзья всегда помогут, когда у тебя несчастье.

         Счастье – это родной дом, близкие и родные. У всех трудящихся земного шара общее счастье, общие стремления и цели. Все хотят счастья.

                                                                                   5класс       Иванова Алина

 

 

 

Что я делаю для того, чтобы из моего дома не ушло счастье?

Я думаю, что в каждой семье есть счастье. И чтобы сохранить его в семье, нам всем надо стараться, надо жить дружно: не ругаться, любить и уважать друг друга, прислушиваться к мнениям старших. И стараться понимать друг друга. В выходные дни все вместе выходили бы на культурный отдых, где можно развеяться от повседневной суеты. По праздникам поздравлять родных, друзей, старших, накрывать семейные праздничные столы.

Если мы не будем терять свои чувства, то счастье не уйдет никогда.

                                                                                      Осипов Денис, 5 класс

 

 

                                                               Хотя с тобой разлучен,

                                                               Познал я горькое страданье,

                                                               Страданье – счастье, если в нем

                                                               Таится  встречи ожиданье.

                                                                                                    Рудаки

Мы много раз задумывались над вопросом, что такое счастье?

В чем же секрет счастья?

Многие думают, что счастье – это тогда, когда много денег, когда есть большая квартира, машина, а некоторые думают совсем по-другому.

Кто думает, что счастье в богатстве,  тот глубоко ошибается. Мне кажется, что счастье в том, что мы родились в том прекрасном, огромном мире, где нас окружают широкие поля, дремучие леса, реки и близкие нам люди. Иногда мы думаем, что несчастны. Но это не так.

Счастье каждый понимает по-своему. Счастье для юноши - скорей всего, быть рядом с любимой, слышать ее голос, делить с ней все горести и радости. Как в народе говорят: « Горе на двоих становится половиной, радость, наоборот, становится безграничной».

Для матерей счастье – видеть своих детей всегда здоровыми, бодрыми и настоящими людьми. Ведь недаром они учат нас всему, что сами знают, что вычитали. Счастье детей – это и есть частичка счастья наших любимых мам.

Как писатели представляют счастье? Даже природа для них является счастьем. Выйдешь в лесу на лужок и оглядываешься по сторонам. Сердце начинает биться сильнее, когда вдыхаешь ароматный, свежий запах ели или сосны, вдыхаешь и забываешь все горести  и страдания, которые были  до этого и это все как рукой сбрасывает твою тоску.

Да, счастье все понимают по-своему. Но нам всем  не надо ожидать счастья, а самим стремиться к нему. Без счастья нет жизни и это каждый должен знать.

Человеку больше надо радоваться, то есть быть счастливым, а меньше страдать.

 

 

 

 

 

Счастье для меня – это моя мама.

Самый близкий моему сердцу, самый понятный и дорогой человек – моя мама. У нее было много забот со мной. Когда я родилась, она много ночей проводила без сна, потому что я была очень капризной, крикливой и беспокойной. Помню, как мама брала меня на руки и пела, как-то особенно выделяя слова «дочурка», «доченька», и они навсегда закрепились в моей памяти.

Aкак она отправляла меня в школу! Как заботилась обо мне, когда я болела. Она заботливо украшала мою подушку маленькими игрушками. Это были медвежата и слоники, которые лапками, как прищепками, цеплялись за подушку, как бы заглядывая мне в глаза и успокаивая, говорили: «Катя, привет!» А я, когда видела их, радовалась так, что забывала про боль. Да, так отвлечь от боли может только мама. Ее улыбка всегда согревает меня и в радости, и в горе. Мне так хочется радовать ее хорошими оценками, поступками, знаниями. Какое счастье иметь такую маму.

                                                                                          Степанова Екатерина

 

Чтобы я сделала, чтобы счастье не ушло из нашей семьи?

Счастье в семье - это понятие растяжимое. Все его понимают по-своему. Для меня счастье – это хорошие отношения в семье. Это когда все друг друга уважают, помогают друг другу, когда дела делаются сообща и вместе.

Я счастлива, когда счастливы родители, а они счастливы, когда радуются дети. Если я убираюсь по дому, готовлю иногда обед, уважаю соседей, то мои родители, конечно, счастливы. Если всю работу мы делаем вместе, если отдыхаем вместе – это счастье семьи.

Счастье- это когда мы все здоровы и довольны своим трудом, а самое главное любовь и хорошие добрые отношения в семье зависит от нас, а, значит, и наше счастье тоже.

                                                                                                         Ученица 6 класса.

 

 

2)Учитель читает отрывки из газет, журналов, творческих работ учащихся.

 

VI. Что же такое счастье с точки зрения психотерапевта?

 

Стоит лишь позволить себе роскошь побыть несчастным хотя бы минут пять, как начинает портиться погода, ломается телефон, обо­стряется где-нибудь обстановка, заболевает приятель.

Каждый вкладывает в понятие «Счастье» то, что ему не хвата­ет. «Счастье - это когда тебя понимают так, как ты сам того хочешь».

 «Счастье - это исполнение желаний». Но когда желание достигается, мы нередко чувствуем опустошение. А может быт, чтобы понять, что такое счастье, нужно ненадолго пережить несчастье?

 Известный психотерапевт Владимир Леви пишет:  «Есть два главных типа людей счастливых.

 

 

1.  «Счастливый характер».

Люди с талантом быть счастливыми - солнечные натуры, Они симпатичные и ладно сложенные. Вокруг них всегда светло, сво­бодно дышится, и они приносят удачу. Доброжелательность, чувство юмора сохраняют жизнедеятельность и какую-то дет­скую веру.

2.   «Счастье не дается, а создается».

Есть суждение, что больше всех на этом свете везет дуракам. Но нигде нет утверждения, что дураки и есть самые счастливые люди. Для счастья необходим ум. Не ум эрудита и не ум игрока. А такой ум, который имеет ребенок. Ум души».

Семь главных свойств счастливых людей.

1)    Не задаются вопросом: счастливы или нет - просто живут.

2.)  Знают, чего хотят.

3.)   Не умеют скучать.

4.)  Внутренне свободны.

5.)   Не обвиняют ни других. Ни себя.

6.)   Умеют любить.

7.)   Умеют быть благородными.

VI. Стихотворения и поговорки о Счастье.

 Стихотворение Э. Асадова «Счастливый человек».

Поговорки и пословицы…

VII. Высказывания учеников о Счастье.

«Счастье - это, когда много друзей, которые помогут тебе везде».

 «Счастье- это видеть деревья, цветы в поле.

   Счастье-это хорошая семья» и т.д.

-Счастье, счастье, счастье.... Сколько раз мы повторяем это слово. А вот что это такое, наверное, мало кто задумывался. У каждого счастье разное. Для одних - это сила и здоровье. Другие считают, что в богатстве и славе заключается счастье. А я вот считаю, что главное для счастья - это чистая совесть, чтобы людям в глаза не стыдно было смотреть.

Ведь согласитесь: здоров ты или болен, богат или беден, хо­рошо работаетили плохо, если твоя совесть нечиста и на тебе лежит какой – либо  грех, люди будут тебе не доверять и, возможно, даже покинут  в трудную минуту. А разве это Счастье? Разве счастлив одинокий человек?

Не совершайте плохих дел, тогда вы сможете считать себя человеком в большой степени счастливым.

 

Вывод.

 

Мы с вами живем в одном большом доме: нашем мире - планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное Общее Счастье, кото­рое помогло бы создать общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. Но если мы будем чувствовать свою ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить бу­дущее с учетом интересов и мнений других людей, возможно, нам удастся создать новый Дом - Мир, в котором захочет поселиться Общее счастье.

 

VIII. Домашнее задание.

Написать по сказке «Общее счастье» сочинение- рассуждение.

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн