Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями
Submitted by Зоя Борисовна Рязанова on Tue, 13/11/2012 - 05:43
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Термин "взаимодействия" предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов.
Так, Т. В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. К ним относиться информционно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
Традиционные формы
Их можно разделить на три части: коллективные, индивидуальные, наглядные.
К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей.
Следующая коллективная форма взаимодействия с родителями – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам "Досуг в семье" или "Физическое развитие ребенка в семье". Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организации семейных праздников, сюрпризов.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижения единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи.
Консультации организуют дл того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. она побуждает родителей присматриваться к детям, выявлять черты их характера, задумываться над своими методами воспитания, анализировать собственные опыт общения с ребенком.
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействие с семьей.
1. День открытых дверей – это форма возникла в 20-е гг. прошлого века с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей.
2. Папки - передвижки называются так, потому что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей.
3. Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный зарисовками, иллюстрациями, фотографиями. Они располагаются на детских шкафчиках раздевалки или на столе в родительском уголке. В ширме можно раскрыть условия для формирования навыков самообслуживания, методов и приемов руководства играми, основные психофизиологические особенности детей того или иного возраста, режим дня, труд и наблюдения в природе и др.
4. Рекомендуют оформить стенды для родителей, выставки. Главное требование к формированию наглядных материалов – текст должен быть доступным, эстетично оформлен, интересным по содержанию.
Нетрадиционные формы
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
Так, Т. В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. к ним относиться информционно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
1. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос, тесты, анкетирование, "почтовый ящик", куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
2. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
3. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи "Театральная пятница", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей" и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитание ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.
4. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д.
Осмотр видеоматериалов и слайд-шоу используют мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми. Рекомендуется применят лист индивидуальных успехов, где можно разными цветам отметить, как ребенок спал, ел. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а посредственное.
Одна из форм, проверенных временем, – подключение родителей к ДОУ. Например, приготовить любимые блюда для детей, сшить одежду для кукол, отвести детей в театр, на экскурсии в выходные дни. Пап и мам нужно привлекать к участию в субботниках и озеленение территории ДОУ. Также могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения, произведения декоративно-прикладного искусства.