Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внедрение в дошкольную среду чувашских национальных традиций через народные игры.

Submitted by Зоя Борисовна Рязанова on Tue, 20/11/2012 - 06:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федорова Альбина Павловна
Место работы, должность: 

Воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Березка»

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.</p>

 

Внедрение в дошкольную среду чувашских национальных

традиций через  народные игры.

            Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

            Ознакомление дошкольников национальным традициям меня интересует с давних времен. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.

            Свободно владея чувашским языком, зная о культуре народа  не понаслышке,  мне легко говорить детям о национальных традициях, играх, передавать подрастающему поколению житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующим поколением. В чем же заключается сила народной педагогики, традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимного человеколюбивого отношения к окружающим. Считаю, что именно цель «облагораживания» человеческой души и утвердилась в народной педагогике.

            Исходя из опыта работы, выявила противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно- экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей на занятиях – с другой. Выявленное противоречие помогло мне обозначить проблему: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.  Основной вид деятельности дошкольников является игра, только через игру ребенок познает окружающий мир, не ошибусь, если скажу, что большое значение во внедрении в дошкольную среду чувашских народных традиций имеют народные чувашские игры.

            На начальном этапе работы поставила цель: развитие познавательного интереса к чувашским народным играм. Старалась раскрыть их многообразие и колорит, объяснила, что в играх отражен трудовой и бытовой уклад жизни чувашей. Отметила связь игр с календарными факторами, установившимися формами проведения досуга молодежи; улах, вайа уявё, календарно – обрядовыми праздниками: сурхури, саварни, сёрен, акатуй. Работу проводила в ходе занятий познавательного цикла. В работе использовала произведения декоративно- прикладного искусства, фольклор.

            На втором этапе познакомила детей с самими играми. Детям 4-5 лет объяснение игры предложила поэтапно, в ходе игровых действий для детей 6-7 лет даю объяснения перед началом игры. При этом имеет значение последовательность объяснения: название игры, содержание, правило, игровые движения, распределение ролей, размещение детей на площадке, игровые действия. Название игры даю на чувашском языке с его переводом. Если в игре есть речитативы, их разучиваем заранее. При распределении ролей использую считалку, жеребьевку с применением чувашского детского фольклора. В работе использую формы поощрения, принятые в детской среде чувашского народа: предоставляю победителю право начать первым или вести следующую игру, выбрать партнера. Проигравшие игроки исполняют танец, песню, физические упражнения.

            На следующем этапе осуществляется углубление игры. Учу детей создавать её варианты. Первоначально вариант предлагаю сама. На этой ступени важно помочь детям установить связь предложенной игры с первоисточником. При варьировании игры вносятся усложнения в движениях и действиях водящего : подачи сигнала к действии и т.д. В дальнейшем предлагаю видоизменить игру, особую роль в этом играет метод творческих заданий . Перед детьми стоят задачи, пробуждающие творческую активность, инициативу и самостоятельность.

            Обучение детей созданию подвижных игр на фольклорные сюжеты завершают работу по углубленному изучению народных игр. Знакомлю детей с фольклорным произведением, организую беседу , помогаю подобрать движения для передачи образа, активизирующего знания детей о структуре и особенностях чувашских игр.

            Есть много народных игр для детей,  связанных с чувашскими  традициями  , хочу остановиться на некоторых из них.

            Акатуй- весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах  царило веселое оживление. Праздник Акатуй украшали  разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивание горшка», «молодушки с коромыслом», играли в игру «Уйах е хевел» (Луна и солнце), «Хёр памалла» (Дочку замуж отдаю), «Ал татмалла» , «Тилирам». Эти игры рассчитаны на участие в них всей группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться  воле всех играющих. Есть игры на испытание коллективной силы. Команды игроков формируются по ходу игры, завершающим этапом которой является  борьба за перетягивание игроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок борется уже не за свою команду , а за ту, которая перетянула. 

            Сурхури. В первый день  сурхури детвора собирается группами и обходит в деревне каждый двор. Ребята под музыку поют песни с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. Большое место в празднике сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и новогодние гадания. На празднике Сурхури  мы с детьми играем в сюжетно – ролевую игру «Угощение гостей», с целью формирования навыков гостеприимства, ознакомления с приветствиями и добрыми пожеоаниями чувашского народа и ознакомления с чувашскими национальными блюдами: аш шурпи, шарттан, чакат, салма, хуплу).

            «Саварни» дословно обозначает: «масляная неделя». Молодежь в масленицу обычно по утрам и вечерам катается на санках с пригорок возле деревни. В сани запрягают коня с бубенцом и катаются вдоль деревни туда и обратно, поют, ездят в соседние деревни, гостят  друг у друга. На празднике «ряженые воспитатели»  - масленичная баба с дедом водят с детьми  хоровод, играют в такие игры как «Ачасен ташши», «Тух-ха»,  «Ванюк», «Касримушка», «Юр савать».

            Манкун- праздник встречи весеннего нового года по древне – чувашскому календарю. Название манкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Великий День. После распространения христианства чувашский манкун совпал с христианской пасхой. При праздновании Пасхи играем в игры «Сурет Ваня», «Васка кушак», «Самартана  ан семер», «Хевел тух», водим хороводы.

            Уяв- весенне – летний период молодежных игрищ и хороводов. Слово уяв буквально означает «соблюдение» (от слова «уя»-«блюсти»). В период уява хороводы водили каждый день с утра до позднего вечера. Вечерами под деревом жгли костры, вокруг них кружились несколько кругов. На Уяве водим хороводы такие, как «Сасаран пёл», «Тухья тахан!», « Миша, теп», играем в игры «Серелле»,  «Хур акашсем», «Суккар упа», «Сарасем», «Селене хуринчен тыт»  и другие игры.

 

            В завершении хочу сказать, мы, взрослые, не должны забывать, что сохранение и возрождение чувашских народных традиций начинается со своего края, с себя  и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

 


»  Tags for document: