Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть красотки видео

Официальный сайт physbook 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Фото пользователя Венера Николаевна Александрова
Submitted by Венера Николаевна Александрова on Sat, 24/11/2012 - 01:12

 

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк. Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражал собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Виды игр, средства, условия

 

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей, сил ребенка.

6.В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознал и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь, на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил - правила действия и правила общения с партнерами.

Правила действияопределяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)

Правила общениявлияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная и привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е., с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

 

1.Сюжетно - ролевые игры

Развитие сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте

 

Возраст

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

 

Вывод

 

 

 

 

 

Сюжет

Быт (дочки-матери)

Производственные

(больница, магазин,  парикмахерская, др.)

 

Общественно-политические (войнушка, президент, космические полеты)

 

1) охватывается все большая

сфера действительности

2) усложнение сюжетной

линии

Содержание игры

действия с определенными предметами

 

Воспроизведение отношений между взрослыми, выполнение роли, выделяются специальные действия, которые передают характер отношений

Подчинение правилу, вытекающему из взятой на себя роли

 

Развитие содержания происходит от отображения действий к отношениям

 

Роль

Определяется или предметом или характером действий, не

называются. К концу  3 года роли называются детьми, намечается

распределение функций

Ясно очерчены и выделены, определяют и направляют поведение ребенка, появляется ролевая речь (в соответствии с ролью)

 

В игре ведет одну линию поведения, ролевые функции взаимосвязаны, речь носит ролевой характер (соответствует роли)

 

По мере развития роль приближается к действительности, определяет поведение ребенка в игре

 

Действия

Однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций. К концу количество действий расширяется, логика действий легко нарушается

 

Разнообразны, определяются взятой на себя ролью

 

появляется действие условно («как будто»), идут в четкой последовательности, отображают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. действия ясно выделены, направлены к персонажам игры

 

Постепенно начинают отображать логику реальной действительности. Происходит развитие действий от однообразных к разнообразным. Строго воссоздающим реальную логику. Усложнение действий, расширение их количества

Правила

Нет определенных правил, нарушаются без протестов со стороны детей

 

Нарушение логики действий опротестовывается, дети подчиняются правилам, вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Замечается нарушение со стороны

Нарушение логики действий и правил опровергается, что мотивируется ссылкой на реальную действительность с указанием на рациональность правил

 

С развития сюжетно-ролевой игры постепенно вычленяются правила, поведение ребенка подчиняется правилам

 

 

Сюжет - действительность, которая отображается в игре, в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:

- труда;

- бытовые;

- с общей тематикой.

Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин);

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание игры

Содержание - то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

1. предметная деятельность;

2. отношения между людьми;

3. поведение людей.

Структура сюжетно - ролевой игры:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется код игры.

2. Театрализованные игры

Театрализованные игры - разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Театрализованные игры:

1.игры-драматизации;

2.игры на темы литературных произведений.

Игра – драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

Сюжет игры, последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

 

3. Строительно-конструктивные игры

 

Виды материалов

Примеры

1

Большой строительный материал для возведения сооружений на полу

Куб, паралеллипипед и др.

2

Настольный строительный материал

Приблизительно те же формы, но меньше размером

3

полуфабрикаты

Наборы досочек, арок, фронтонов и др.

4

конструкторы

Усложненный строительный материал

 

4.Творческие игры– игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

 

Виды

Характеристика

1

Отображают

Отношения, связанные с ролью, с позиции собственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия

2

Связанные с детским трудом

В игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие

3

Умственное воспитание

Формирование фундаментальных психических процессов

4

Умственная активность

Связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как ведет себя, открывает возможность для перехода мышления на новый уровень

5

Систематическое воспитание

Способствует развитию художественных интересов, появляются и развиваются способности к музыке, танцам

 

6

Двигательная деятельность

Быстрое развитие, осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника

 

Детская игра привлекала внимание не только педагогов, но и исследователей самых разных областей науки: психологии, физиологии, биологии, истории, этнографии, искусствоведения и др.

Альберт Эйнштейн,  в свое время говорил, «что детская игра – это исключительный феномен, по сравнению с которым его теория относительности – детская игрушка».

Поэтому явления ребенок и игра настолько органично взаимосвязаны, что первое без второго воспринимается как сигнал тревоги, как признак серьезного нарушения в развитии, как показатель отсутствия самого важного условия  для формирования полноценной личности ребенка.

Вот почему такое внимание вопросу развития детской игры всегда уделялось учеными, поэтому эта проблема остается актуальной  и в наше время.

 


Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно