Преемственность обучения в пятом классе как залог дальнейшего успешного обучения учащихся в школе II ступени
Submitted by Татьяна Михайловна Панкратова on чт, 29/11/2012 - 11:13
Преемственность обучения в пятом классе как залог дальнейшего успешного обучения учащихся в школе II ступени
Панкратова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска Ставропольского края
Каждый год, когда берешь пятый класс, с тревогой думаешь: «Как построить свою работу с детьми, чтобы процесс их привыкания прошел быстро, безболезненно, чтобы пятиклашки почувствовали себя уверенно, осознали, что перешли в школу II ступени?»
Прежде всего, как предметник создаю ситуацию успеха уже на первом уроке, заставляю детей поверить в свои возможности через игровые моменты, конкурсы (отвожу этому 7-10 минут урока). Затем пытаюсь заинтересовать учащихся, рассказывая им о специфике предмета, о необходимости работать на уроке и дома, причем в определенной системе, говорю о том, как важно быть внимательным и активным на каждом уроке (ведь это основные компоненты успеха). Процесс обучения – это двусторонний процесс: учитель хочет научить, а ученик должен хотеть учиться. Недаром народная мудрость гласит: «Хорошо того учить, кто хочет учиться».
Опыт показывает, что успешной работе с пятиклассниками способствует предварительное изучение класса. Необходимо, чтобы учитель и ученики общались в течение года; предметник должен видеть работу класса, знать результаты итоговых работ, совместно с учителем начальной школы должен провести в конце учебного года (в мае) срезы или тестирование по каждому разделу языка (приложение).
Можно и нужно проверить технику чтения, подготовить и провести викторины по тексту изученных произведений (с помощью библиотекаря), умение определять тему, основную мысль произведения, называть главных и второстепенных героев, уметь составлять элементарный план, вести читательский дневник.
Ведь в пятом классе учащиеся продолжают совершенствовать эти навыки и умения, учатся разным видам пересказа: подробному, сжатому, пересказу с изменением лица, пересказу статей учебника, учатся чтению в лицах, усваивают теоретические сведения, работают с литературоведческими терминами…
Анализируя отчет о летнем внеклассном чтении, прошу назвать любимых авторов, любимые произведения, прочитать любимые стихотворения. К сожалению, в последнее время все чаще слышу, что дети читают произведения зарубежной литературы или книги современных русских писателей, причем далеко не лучшие. Считаю задачей номер один развивать вкус детей к хорошим книгам, провожу один раз в две недели опрос: «Что читаем? Какого писателя для себя открыли? О какой книге хотели бы рассказать?» Рекомендую читать книги В. Крапивина, В Осеевой, Н. Носова. Если подобная работа велась в начальной школе, то дети продолжают читать. А чтение, как известно, лучшее учение. Читающие ученики лучше владеют связной речью, у них богатый словарный запас, хорошая зрительная память. Они грамотнее своих одноклассников.
Если методическое объединение учителей русского языка и начальной школы будут сотрудничать, т.е. учителя начальной школы, учитывая перспективу, будут консультироваться у своих коллег, как лучше преподнести материал по той или иной теме, как работать над ошибками, как делать разбор по составу (морфемный), синтаксический разбор и т.д., то все это ведет к тому, что не будет так называемых «западающих» тем, т.е. пробелов как всего класса, так и у отдельных учащихся. В процессе обучения не может быть мелочей, здесь все важно: почерк ученика, оформление классных и домашних работ, различных видов разборов, система работы над ошибками. И учить этому нужно с самого начала правильно, чтобы в школе II ступени эти навыки развивались и закреплялись, совершенствовались. Это основа основ, фундамент, на котором вырастают крепкие и прочные знания. Да, у каждого учителя свой «почерк», свой стиль работы, но нужно помнить, как важно каждому ребенку заложить умение учиться, выполнять все в определенной последовательности: подробно записывать домашнее задание, писать цель к упражнениям и выполнять указанные разборы. Все это ведет к осознанному восприятию или закреплению изученного материала. Не следует забывать о развитии монологической речи: на первом этапе нужно не только учить запоминать правила, но и учить применять их, используя такие формы работы, как комментированное письмо, объяснительный диктант, индивидуальную работу у доски, графическое обозначение орфограмм.
Очень важно заранее знать, кто из предметников и в каких классах будет работать. И каждый из учителей должен найти время, чтобы познакомиться с системой работы другого, «передать» класс в конце года, дав ему объективную характеристику по всем параметрам; в сентябре при всей занятости педагога первым классом, во что бы то ни стало следует посетить уроки в среднем звене.
На мой взгляд, соблюдение этих требований в системе обеспечит успех педагогам и их ученикам.
Приложение
5 класс
Проверка обязательного уровня обученности русскому языку
за курс начальной школы
Часть I
В каких словах безударная гласная в коне может быть проверена словом «боль»?
а) Большой; б) больница; в) болеть; г) болевой; д) большинство
Укажите слова, в которых нужно вставить непроизносимую согласную
Какой суффикс указывает на форму прошедшего времени:
а) -ну- б) -и- в) -е-; г) -уч-; д) -л-
Выпишите предложения, в которых глагол употреблен в форме будущего времени:
а) По дороге идут ребята.
б) Около леса они свернули с тропинки.
в) Ребята будут собирать в лесу грибы и ягоды.
г) Домой они возвратятся к обеду.
Укажите местоимения:
а) сын; б) ею; в) с нами; г) ей; д) я; е) брат;
ё) с нею
Какое слово в каждой группе является лишним, чем оно выражено:
а) носишь; строил; писала; говорил.
б) бег; прыжки; тренировка; соревноваться.
в) у меня; в лесу; у дороги; в книге.
Часть III
Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты:
Туристы преодолели опасный участок.
Перед ними расстилался угрюмый океан.
Они приготовили ужин и расположились на ночлег.
Холодный ветер принес первые капли дождя.
Найдите предложения с однородными подлежащими:
В лесу мы собирали ягоды и грибы.
Налетел ветер с сбросил с деревьев листву.
Скоро вернутся к нам грачи и ласточки.
В лесу, на лугах разносилось пение птиц.
Сад украшали розы и пионы.
Найдите предложения, в которых допущены ошибки, исправьте их:
Дождь угомонился и давно замолк.
На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев, и набиваю мешок.
Дверь отворилась, и заскрипела.
Малыш испугался но маму не позвал.
Малыш испугался а сестренка пришла ему на помощь.
Выпишите сложные предложения, расставьте знаки препинания:
Звезды меркнут и гаснут. Небо порозовело и показался край солнца. Лес ожил и запели птицы. Когда солнце взойдет оно согреет своими лучами землю.
Часть IV
(речеведческие умения и навыки)
Определите тему стихотворения. Выберите самый удачный заголовок:
У ежей подрос ежонок –
Замечательный ребенок.
Но боятся мама с папой
Малыша погладить лапой.
(В. Орлов)
а) Ежонок; б) Колючий ребенок; в) Дружная семья
Какое из предложений, отмеченных цифрой, должно быть написано с красной строки?
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. 1) Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза. 2) Затем подумал и сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…
(По А.Н. Толстому)
Выберите концовку текста.
Жил-был в деревне старый кот, злющий-презлющий. Все кошки и собаки боялись его острых когтей и прятались, как только он появлялся на улице.