Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гражданско-патриотическое воспитание: опыт педагогов учреждений дополнительного образования Нижегородской области: сборник

Фото пользователя Елена Викторовна Боровская
Submitted by Елена Викторовна Боровская on Wed, 12/12/2012 - 10:55

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этой рубрике размещаем материалы рукописного сборника педагогов дополнительного образования Нижегородской области 

Гражданско-патриотическое воспитание : опыт педагогов учреждений дополнительного образования Нижегородской области : сборник материалов по итогам курсовой подготовки [Текст] /Коллектив авторов.; составитель сборника: к.п.н., доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО Боровская Е.В.– Нижний Новгород : ГБОУ ДПО НИРО, 2012. - 30 с.

Вес получился достойный, поэтому материалы размещаем на страничке (без иллюстарций; иллюстрации могут посмотреть зарегистрированные пользователи в прикреплении к данному материалу), а сам сборник рассылаем авторам, чтобы, Вы, уважаемые коллеги, могли сборник распечатать и/или прислать Ваши пожелания и замечания.  

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородский институт развития образования

Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Гражданско-патриотическое воспитание:

опыт педагогов учреждений дополнительного образования Нижегородской области: сборник материалов по итогам курсовой подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

 

Гражданско-патриотическое воспитание : опыт педагогов учреждений дополнительного образования Нижегородской области : сборник материалов по итогам курсовой подготовки [Текст] /Коллектив авторов.; составитель сборника: к.п.н., доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО Боровская Е.В.– Нижний Новгород : ГБОУ ДПО НИРО, 2012. - 29 с.

 

 

 

 

© Коллектив авторов

© Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО

 

 

 

 

Эссе

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…

Крошилина Ираида Владимировна,

Редактор газеты «Привет» ДДЮТ г. Дзержинска,

член Союза Журналистов РФ

 

«Почему я пришел в Школу начинающего журналиста?»

   Какие они разные – мои первогодки… Пришли на первое занятие в Школу начинающего журналиста. Знакомимся: Аня (голубоглазая и улыбчивая), Саша (сосредоточенный и немного напряженный), Вера (вертится как волчок и успела уже подружиться с «соседкой» рядом), Дима (на лице будто написано «И зачем я сюда пришел?»… Представляюсь и я, рассказываю о Дворце, о нашей Школе, предстоящих праздниках и конкурсах и, конечно, о газете «Привет!», которую теперь будем выпускать вместе с новичками. По традиции прошу ребят написать небольшое сочинение-размышление на тему «Почему я пришел в Школу начинающего журналиста?». Хотелось бы, говорю я своим «желтоперым», чтобы вы немного рассказали о себе, своей семье, друзьях, о том, в какой школе учитесь, на какой улице живете, что знаете о родном городе, о своей Родине, а также о своих мечтах и, возможно, будущей профессии.

   Когда читаю их первый для меня «литературный труд», выясняется, что кто-то действительно серьезно задумался о профессии журналиста, кто-то хочет публиковать свои стихи в газете, многие пришли, чтобы найти новых друзей, кого-то привела мама… Тут же выясняется, что некоторые не знают отчества папы, именем кого назван Дзержинск, а фамилия Михалков ассоциируется только с детскими стихами… А ведь ребятам – 12-14 лет…

Готовим октябрьский выпуск газеты

   Сообща планируем номер, обсуждаем, какие темы и кому интересны. Сообщаю, что в самом начале ноября – 4 числа мы отмечаем День народного единства. Раздаю своим журналистам небольшие анкеты, где прошу рассказать, знакомы ли им такие фамилии как Минин и Пожарский, прошу вспомнить хотя бы первые строки гимна России, знают ли они, кто на сегодня в нашем государстве Путин и Медведев и так далее.

    На следующем занятии они узнают от меня, что «гражданам России» не пристало не знать очевидных и значимых вещей о своей Родине. Но чтобы им не было так стыдно и «страшно» за себя, тут же решаем «пойти в народ» с подобной анкетой и узнать, а другие воспитанники Дворца – более осведомлены о предстоящем празднике, о государственных символах? Когда ребята возвращаются в кабинет, наперебой рассказывают, что не только детвора, но и родители, пришедшие во Дворец, не смогли ответить на все вопросы. Выход находим сообща – о Дне народного единства не просто пишем в «Привет!», но делаем специальную стенную газету для информационного стенда Дворца.

 

…А еще разгадайте кроссворд

   Стенная газета получилась очень креативной – тексты об истории праздника, фотографии, пословицы о Родине, детские стихи о родном крае, а еще… мы придумали кроссворд, посвященный государственным символам России – гербу, флагу, гимну, сведениям об авторе гимна и так далее. Ребята решили: помещать правильные ответы в перевернутом виде в конце кроссворда не будем! Объявим мини-конкурс – кто первый из воспитанников Дворца правильно разгадает кроссворд и принесет свои ответы в нашу редакцию, тот получит приз!

   Каково было наше удивление, что первым оказался наш воспитанник – только постарше и из другой группы. Поскольку других конкурсантов не было, пришлось вручить набор гелевых ручек начинающему журналисту из группы №2. Тоже приятно))).

Презентация как форма закрепления знаний

   «Дорогие мои! Я поздравляю вас, - говорю я своим первогодкам, - вы не только стали грамотнее, осведомленнее, приобрели знания, необходимые каждому россиянину, вы приняли участие в выпуске газеты, вы осуществили благородную миссию просвещения своих ровесников. А теперь предлагаю на занятии по компьютерной графике (еще один предмет в Школе начинающего журналиста) каждому попытаться создать электронную презентацию, посвященную Дню народного единства. Выберем тайным голосованием лучшую из них с тем, чтобы ровно через год вы, уже второгодки, рассказали об этом государственном празднике, используя презентацию, своим младшим товарищам - ребятам, пришедшим к нам в первый раз». Предложение было принято, но со встречным – «А можно готовить презентацию вдвоем? Втроем?» «Да без проблем! Так даже веселее!»

Вместо эпилога

   Журналист… Слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Выпуская газету, ребята сдружились, приобрели опыт общения с респондентами, получили знания и с удовольствием поделились ими… Теперь они четко знают, что означает триколор, кто в России президент, почему можно гордиться гражданином Мининым…  И как сделать, чтобы новое поколение вновь пришедших в Школу начинающих журналистов тоже знали…также гордились…

 

А еще мы…

1) Участвуем в КВН "Я Дворец полюбил"

 

 

2-3)  В телекомпании "Волга" (на мастер-классе и экскурсии); с выпускником Школы начинающего журналиста, а ныне ведущим новостной программы на "Волге" Евгением Деревянко

  1. В "Лазурном" в профильную смену как победители областного конкурса (Центр эстетического воспитания) "Мальчишник-газета"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6)  Мы - команда "Дружные" - участники телемоста в честь 50-летия полета Юрия Гагарина в космос

 

Туризм – школа патриотизма

 

Краснова Ольга Васильевна,

Методист МБОУ ДОД СЮТур,

г. Павлово

 

Начиная с 1988 года Станция юных туристов г.Павлово ведет систематическую работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся средствами  туризма и краеведения по программе областного  туристско-краеведческого движения «Отечество», включающая  направления: « К туристскому  мастерству», « Историческое наследие», «Культурное наследие», « Школьные музеи».

Учебные программы всех туристско-краеведческих объединений содержат разделы и темы, ориентированные на активное развитие и воспитание морально-волевых и физических качеств будущих патриотов Родины.

Ежегодно педагоги дополнительного образования Станции юных туристов г. Павлово совершают степенные и категорийные туристские походы вместе со своими воспитанниками, а также организуют различные  мероприятия: соревнования по спортивному ориентированию и спортивному туризму, краеведческие конкурсы и викторины к юбилейным и памятным датам, форумы, экскурсии.

Маршруты походов и экскурсий разнообразны. Походы по родному краю воспитывают любовь к своей малой родине, а это первый шаг к формированию патриотических чувств; закалка и навыки самообслуживания позволяют адаптироваться к различным, порой сложным условиям жизни, развивают необходимые качества будущих защитников Отечества.

Об одном из таких мероприятий мне хочется рассказать. Это районный патриотический форум «Павловская линия обороны», посвященного победе советского народа в Великой Отечественной войне, целями которого стало:

- формирование гражданской позиции, любви к родному краю,

- приобщение подрастающего поколения к своей национальной истории,

а задачами:

- дать представление о событиях в годы Великой Отечественной  войны,

- приобщить учащихся к поисковой работе,

- стимулировать развитие познавательного интереса у ребят.

Форум « Павловская линия обороны» проводится традиционно в конце апреля – начале мая в районе д. Лаптево, где  принимают участие команды учащихся школ, техникумов, ВУЗов. Состав команды: 8-10 человек. Участники должны иметь: парадную форму на открытие, спортивную форму, посуду для приема пищи и медицинскую аптечку.

Программа форума:

1. Торжественное открытие форума (Выступление ветеранов войны, труда).

2. Экскурсия по Павловской линии обороны.

3. Военизированная полоса препятствий.

4. Эстафета.

5. Солдатская каша, чай.

6. Песни о войне у костра.

Возможные этапы полосы препятствий:

преодоление болота по кочкам, организация полевой связи, метание в цель, доставка боеприпасов, транспортировка раненого, преодоление болота по жердям, переправа по бревну, преодоление завала, «заминированный» участок, подъем по веревке, траверс склона, вертикальный маятник, переправа по параллельным веревкам.

Старт проводится по жеребьевке. Результат команды определяется  суммой времени прохождения дистанции и штрафного времени.

Эстафета:участники по одному бегут до рубежа и метают гранату за обозначенную границу, участник не добросивший гранату, штрафуется  дополнительным кругом (по правилам Биатлона).

В данное время  на Станции юных туристов, в МБОУ ООШ д.Лаптево собран большой краеведческий материал по истории края, в частности по оборонительным рубежам 1941 года (статьи, заметки, воспоминания старожилов, фотографии, карты местности, стихи, сценарий проведения форума), который  используется на занятиях ТКО, а также при проведении экскурсии: «Павловская линия обороны» (д. Лаптево – д. Детково – д. Шишкино) среди обучающихся младшего и среднего звена образовательных учреждений.

 

Статья из районной газеты «Павловский металлист» от 15 мая 2011 года:

 «Территория нашего края была далеко от фронтовой линии. Не гремели на ней кровопролитные сражения, подобные Сталинградскому или Курской битве. И все же назвать нижегородскую землю тылом можно было только условно. Войну здесь ждали и к ней готовились…» – читаем мы в книге «Детковская сторона», автором которой является Мокеев Николай  Васильевич,  павловский краевед, директор Лаптевской школы.

В одном из таких мест между деревнями Лаптевом и Детковым, стало традицией в канун празднования Дня победы советского народа в Великой Отечественной войне проводить районный форум среди обучающихся.

В этом году, 27 апреля в форуме «Павловская линия обороны», организованном и проведенном сотрудниками Станции юных туристов приняли участие более 150 учащихся образовательных учреждений: школ, техникумов и высших учебных заведений (МОУ СОШ№ 1,3,5,6,7,9,10,11, 16, ВСШ-2, ТСШ-1, Д/дом, Ярымовская, Таремская, Лаптевская, Горбатовская).

На  торжественном открытии форума выступила Галина Ивановна Корешкова – партизанка-радистка, ветеран  войны и труда.  Она рассказала о том, как ее направили учиться в 40 - запасной батальон на радистку, как вместе с рацией «забрасывают» к партизанам с важным заданием – достать план оборонительных укреплений г. Орша. Целый месяц шла передача плана на большую землю и это очень сильно помогло в освобождении города Орша, так как это был важный железнодорожный узел. За этот подвиг  Галина Ивановна была  представлена к  награде  «Орден Боевого Красного Знамени». «Трудно было, тяжело, но мы выстояли, потому что свято верили в Победу", – сказала Галина Ивановна.

Внимательно ребята слушали ветерана труда Харитонову Ларису Петровну, она поделилась воспоминаниями о своем участии в строительстве оборонительных рубежей. «Трудная доля выпала на плечи женщин, подростков и стариков, рывших противотанковые рвы в дождь и холод. Эта война очень многое показала, что мы из себя представляем, как мы сплочены, как готовы  отразить врага…».

Далее ребята совершили экскурсию по оборонительным рубежам. Ребята познакомились с трудовым подвигом павловчан в годы войны, узнали, что линия фронта проходила всего в нескольких сотнях километров от нашего района. Заинтересовал ребят железобетонный ДОТ (долговременная огневая точка): «Какое орудие было  здесь установлено?», «Сколько человек помещалось в ДОТе?», «Как велось наблюдение?» и многое другое. 

Участники форума возвращаются на поляну, где у большого костра угощаются «солдатской кашей» и исполняют песни военных лет, которые с первых дней войны делила с воином горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними  и помогала переносить голод и холод. Прошли годы, и песни военных лет звучат сегодня в исполнении ребят: «Темная ночь», «В землянке», «Эх, дороги» и др.

Далее, используя рельеф местности времен войны – оборонительные рубежи 1941 года, сотрудники СЮТур подготовили военизированную полосу препятствий. Ребятам предстояло пройти различные переправы, завал, донести боеприпасы, доставить пострадавшего, организовать полевую связь, уничтожить вражеский танк, разминировать поле и др., где  ребята показали  свою ловкость, смелость, смекалку и  взаимовыручку.

На военизированной полосе препятствий были подведены итоги. Призеры награждены грамотами и призами Управления образования, активные участники грамотами и сладкими призами.

Все участники форума, ребята и их руководители, остались очень довольны столь познавательным и интересным проведенным мероприятием.

Специалисты СЮТур рекомендовали организаторам внеклассной работы, классным руководителям образовательных школ посетить места трудового подвига павловчан в годы войны, познакомиться с прошлым родного края.  Это будет хорошим Уроком мужества и стойкости.

(К большому сожалению, Г.И. Корешковой и Харитоновой Л.П. нет с нами… Вечная им память…  Все труднее становиться найти и пригласить на поляну, на «окопы» людей старшего поколения. Приходиться о них рассказывать  экскурсоводам).

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревянная ложка как источник любви к Родине

 

Логинова Ольга Викторовна,

 МБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества

г. Дзержинск.

 

 Патриотизм, любовь к Родине…

     Кажется, что это настолько широкие понятия, охватывающие многие аспекты жизни уже вполне взрослого и состоявшегося человека. А на самом деле патриотическое воспитание начинается с  раннего возраста через деятельность, которую мы предлагаем детям.

     В своей работе с дошкольниками 5-6 лет в школе раннего эстетического развития «Солнышко» мы стараемся включать патриотические моменты в общую канву практически всех занятий.

     Так на музыкальных занятиях мы решили, что будем учить наших  воспитанников играть на деревянных ложках. Ложки были куплены не в обычном магазине, а специально заказаны в Семёнове. Этот город нашей области славится своей фабрикой, которая занимается росписью по дереву в лучших русских традициях.

     Казалось бы, детям просто дали расписные ложки и предложили простучать на них незамысловатый ритм. Но в начале занятия мы рассказали им небольшую историю о том, как такие ложки делали и пользовались ими в старину, и что эта традиция сохранилась до наших дней. Ребята с интересом слушали такой рассказ. А на ложках мы играли русские народные песни «Во кузнице…» и «Как у наших у ворот…». Это было по-настоящему увлекательное занятие для наших воспитанников. В конце года мы показали два номера на заключительном концерте для родителей.

       По своему собственному опыту мы видим, что патриотизм – это не абстракция. Это конкретные действия педагогов и родителей для того, чтобы дети любили свою страну. На своих занятиях мы делаем это через знакомство с культурой и  традициями нашего народа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание музыкой

 

Тарасова Ольга Алексеевна,

педагог дополнительного образования,

Дворец детского (юношеского) творчества,

г. Дзержинск Нижегородской области

 

Музыка – искусство, которое обладает большей силой эмоционального воздействия на ребенка.  Она развивает фантазию, пробуждает эмоции.  В тоже время успех в музыкальных занятиях  зависит от огромного трудолюбия и усидчивости. В современном музыкальном мире  особая популярность принадлежит гитаре. Это один из самых сложных инструментов. Когда ребенок приходит обучаться игре на гитаре, ему приходится преодолевать много трудностей:  изучение  нотной грамоты, делать первые шаги в освоении инструмента, следить за посадкой и правильностью постановки рук, учиться детально прорабатывать технически сложные такты и  правильно исполнять музыкальные произведения. У каждого ребенка этот период происходит по разному – одному дается легко, другой сам терпеливо преодолевает трудности, а к третьему необходимо найти индивидуальный подход и научить его справляться с трудностями. Со второго года обучения дети вливаются в коллектив оркестра русских народных инструментов и осваивают второй инструмент – русский народный  – домру или балалайку. Посещая оркестр, дети учатся жизни в социуме, воспитывая у себя такие качества как дружелюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, ответственность за себя и коллектив. Особенно это проявляется во время поездок на конкурсы в другие города. Здесь открываются все тонкости души ребенка, его мысли и переживания, адаптация в коллективе, свобода действий  и воспитание, полученное в семье. Дети часто делятся со мной своими чувствами, эмоциями, мыслями и для меня очень важно, чтобы ребенок был уверен в том, что его высказывания не будут подвергаться осуждению и в тоже время его мысли направить в правильное русло. Очень важен в воспитании личный пример уважительного отношения к себе и окружающим, доброжелательность, внимательность и забота, сопереживание, любовь, дети интуитивно чувствуют отношение взрослых к себе. Большое значение в воспитании обучающихся имеет их участие в благотворительных концертах, в таких как День матери, День инвалидов, День пожилого человека и множество других. Также на протяжении всех лет обучения проводится знакомство и изучение лучших образцов русской народной музыки, классической, фольклора, и приобщение к культурным ценностям народов России и мира.

 

Нам очень хорошо вместе

(из опыта работы)

 

Захарычева Светлана Рудольфовна,

педагог дополнительно образования, Центр внешкольной работы «Ровесник», г. Заволжье

 

Меня зовут Захарычева Светлана Рудольфовна. Я работаю в Центре внешкольной работы «Ровесник». Руковожу творческими объединениями «Художественная вышивка» и «Забавная игрушка». С детьми мы изучаем своеобразие этих видов искусства, знакомимся с «теоретическими тайнами», приобретаем практические умения. На занятиях мы переносимся в то время, когда всё это зарождалось и развивалось.

\фото\P1030639.JPG

Ребята учатся изготавливать сувениры для своих самых близких и дорогих людей. Все они с душевным теплом и заботой изготавливают подарки ко Дню матери, Рождеству, Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая. Подготовка к этим праздникам состоит не только в приготовлении подарков. Перед каждым из таких дней в объединениях проходят или театрализованные представления, или конкурсные программы, или викторины и т.п. Всегда  приглашаются родители. Ребятам очень нравится это время, а особенно, сама возможность участия в праздничном событии. Каждый ученик, по мере своих способностей и желаний вовлечён в мероприятия, что помогает более полно прочувствовать праздник. Как правило, торжество заканчиваются дружеским чаепитием.

В объединениях работает программа «Доброе сердце». Вместе с детьми мы изготавливаем подарки для тех, кто нуждается во внимании и поддержке. Это и пенсионеры, и инвалиды, и ветераны. Подарочные работы разносим адресатам, которые нас ждут и хотят поделиться своими историями. Каждый раз, узнавая что-то новое, интересное от старшего поколения, дети под большим впечатлением (особенно, послушав о военных годах) возвращаются в объединения. В такие дни, как правило, уже не шьётся, не вышивается. Так много интересной и важной информации получено, так необходимо поделиться, обменяться мыслями, что и происходит за чашкой горячего чая. (Фотоотчёт нашего похода вывешиваем на стенд информации).

Ребята очень любят участвовать в выставках разного уровня (внутри кружка, городские, областные, межрегиональные). Если на первом году обучения каждый хочет показать лишь свою работу, то потом, всё большую популярность приобретают коллективные работы. Здесь видна сплочённость коллектива, умение находить правильное решение, умение сотрудничать, общаться между собой. Очень приятно, что такие работы отмечают и те организации, в которых проходят выставки.

Детям очень интересно участвовать в выставках, посвящённых каким-либо знаменательным датам, т.к. перед началом работы ребята узнают много новой информации и особым образом переживают услышанное и увиденное. Особенно значимы для наших детей работы ко Дню Победы, 400-летию ополчения Минина и Пожарского, 200-летию войны с Наполеоном.

Много информации о родном крае стараются найти и сами учащиеся, участвуя во Всероссийской выставке «Зеркало природы», областном конкурсе «Хочу всё знать».

В нашем центре внешкольной работы немало различных объединений. Конечно, ребятам интересно общаться не только между собой, но и с другими. Существует практика общения и взаимопомощи между детьми. Учащиеся помогают довыполнить другим работу к выставкам (деревообрабатывающий кружок), подготовиться к соревнованиям (выполнение презентаций). В прошлом учебном году ребятам авиамодельного кружка приготовили две презентации для участия в соревнованиях посвящённых перелёту В.П. Чкалова через Северный полюс. Бывает и так, что наших детей приглашают на соревнования с целью поддержки ребят из других объединений.

С ребятами часто выезжаем на природу, где учимся видеть по настоящему ценное и красивое. Такие поездки ещё больше сближают наши коллективы. Нам очень хорошо вместе!

\фото\P1030893.JPG

 

\фото\IMG_4871.JPG

 

Проект «Великие сражения Великой войны» на базе школьного музея

 

Марычева Полина Викторовна,

педагог-организатор,

г. Дзержинск

Воспитание личности школьника как патриота своей школы, города, страны является приоритетным в деятельности руководителя школьного музея и центра "Патриот" на базе этого музея.

Создан музей боевой славы был при активной поддержке со стороны администрации и участии педагогов и родителей школы. Он включил в себя четыре основных раздела: Великая Отечественная война, Военный конфликт в Афганистане, Военные будни Чеченской республики и Снаряжение, и обмундирование разных лет.

На базе музея проводятся уроки, встречи с ветеранами, экскурсии, конкурсы чтецов, выставки рисунков, различные игровые программы для младших школьников, реализуются проекты и акции.

Мне бы хотелось рассказать, как на базе школьного музея был организован и реализован проект "Великие сражения Великой войны". Ребятам школы было предложено объединиться в группы или индивидуально разработать, создать и защитить макет одного из сражений Великой Отечественной войны. Для того, чтобы создать такой макет, ребятам необходимо было изучить документальные факты (фото, видео, воспоминания участников) прохождения сражения, ознакомиться с материалами сети Интернет и архивов. Участниками проекта была проделала очень серьезная работа на добровольной основе. По детским работам мы смогли увидеть, насколько дети увлечены этой работой, сколько самых мельчайших элементов изобразили в своих макетах. Материалы при создании макета использовались самые разные. Например, при создании макета сражения "Бой у станции Крюково" использовались бумага, картон, пластилин, вата, для передачи главной особенности времени года, а именно зимы. Для создания макета "Танковое сражение юго-западнее Витебска" были использованы картон - при моделировании танков и для основы, а так же природный материал - веточки, палочки, камни, ракушки, песок. Была работа, посвященная битве под Москвой, полностью выполненная в технике папье-маше с полной передачей особенностей рельефа местности, а так же с окопами, заграждениями из колючей проволоки и противотанковых ежей. Работ всего было чуть меньше двадцати, но что особенно ценно, что ребята подготовили доклады и мультимедийные презентации о выбранном сражении, указали источники получения информации, приложили репродукции фото и видеоматериалов.

По окончании проекта была создана большая экспозиция в музее и проведены экскурсии с участием групп ребят - создателей макетов, которые сами представляли свою работу, проводили мини экскурсию по одному экспонату. А следует отметить, что макеты стали достойными экспонатами музея и заняли важное место в нем.

 

Экспедиции по родному краю

 

Марычева Полина Викторовна,

педагог-организатор, МБОУ СОШ № 36

г. Дзержинск

В настоящее время я руковожу объединением дополнительного образования с туристическо-краеведческой направленностью. Вместе с ребятами мы изучаем географические особенности нашего края, особенности растительного и животного мира, а так же культурные и исторические ценности родного края.

Исходя из данных задач, мы и выстраиваем маршруты наших экспедиционных походов. Осенью прошлого года наша группа ходила в лесные массивы поселка Желнино с целью изучения истории создания и особенностей церкви, расположенной на территории исторически очень значимого поселка - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Это действующий православный храм, который был построен в 1878 году на деньги купца Солина.

Ребята разделились на группы. Одна группа занималась опросом местного населения, вторая подготавливала снимки внешнего убранства церкви, третья общалась с настоятелем данной церкви. Четвертая группа осталась на месте палаточного лагеря, готовили обед на костре, ждали экспедиционные отряды. Все группы сработали на отлично. Итогом стал экспедиционный отчет с презентацией, а также статьей и фоторепортажем в школьной газете.

Ребятам очень понравилась такая форма работы, и они сами предложили следующую цель экспедиции - Церковь Николая Чудотворца в Решетихе, которая была построена в 1900 году на средства промышленника П.М.Гурьева - основателя сетевязального промысла в наших краях.. Поход был на более далекое расстояние, требовал более тщательной подготовки, но ребят не напугала подобная перспектива. И снова были собраны рюкзаки, взяты фотоаппараты и диктофоны. С данным исследованием мы заняли второе место в городском конкурсе юных экскурсоводов в номинации "Храмы и церкви родного края".

Мероприятия гражданско-патриотической тематики в творческом объединении технической направленности «Начальное техническое моделирование»

 

Ясникова Ольга Павловна,

педагог дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Ровесник», г. Заволжье

 

Центр внешкольной работы «Ровесник» находится в г.Заволжье. Это единственный центр в районе, где педагоги дополнительного образования ведут технические кружки.

Я, веду начальное техническое моделирование (это различные поделки, модели, макеты и т.д. из бумаги) с детьми семи-двенадцати лет

С первых занятий, мы стараемся воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей. В течение года мы проводим воспитательные мероприятия: конкурсы («Обгоняя скорость звука», «Веселый экспресс», «В мастерской Самоделкина» и др.); выставки («Юные техники»). Также принимаем участия в районных, областных, всероссийских конкурсах, выставках и соревнованиях: «Лети, модель», «Время, вперёд», «Новогодний сувенир», «Арт-деко», «Юные дарования», «Зеркало природы».

На занятиях мы изготавливаем модели: танка Т-34, автомобили (Москвич, Жигули, КамАЗ), самолёты Миг-29, Миг-31, Су-27, Кадерон, Буран. Проводим беседы об истории изготовления этих моделей. Читаем с детьми журналы «Левша», «1000 загадок». Показываемпрезентации: «Полет к звёздам», «Осенние загадки», «Рождественские гадания».

С детьми мы принимаем участие в городском конкурсе по научно-техническому моделированию, который проходит по 3-м номинациям (авто-, судо- и авиамоделирование), где ребята изготавливают модели самолёта, автомобиля, парохода, ракеты. Каждый год посвящён разным датам: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «65-летие победы в Великой Отечественной войне», «Перелет В.П.Чкалова» и т.д. На мероприятиях, посвященных знаменательным датам, мы рассказываем об истории нашей страны (кто первый полетел в космос, о наших героях-земляках).Дети с интересом принимают участие во всех мероприятиях. Проводим викторины на исторические темы.

Каждый год мы принимаем участие в социальном проекте «Доброе сердце». Дети своими руками изготавливают различные поделки и затем дарят их на день пенсионера, инвалида и ветерана ВОВ.

Недавно мы с ребятами принимали участие в конкурсе «Лети, модель», посвящённом 100-летию А.В. Ворожейкина – военного лётчика, нашего земляка. Старшие дети запускали сложные модели самолётов, а младшие сначала изготавливали простейшие самолётики, а затем тоже запускали их (чей самолёт улетит дальше?).

Принимаем участие в конкурсе «Хочу всё знать», где ребята пишут исследовательские работы по следующим темам: «Значение имени в истории страны: знаменитые нижегородцы на благо Родине», «Исторические персонажи в преданиях родного края».

Участвуем в выставках: «Арт-деко» (посвящённая 400-летию «Минина и Пожарского»); «Время,вперёд» в номинации «Модель своими руками» по следующим темам: история авиастроения в моделях, легенды ракетостроения, Отечественное судостроение: от эпохи Петра I до наших дней. Ребята срадостью и с большим энтузиазмомпринимают участие в жизни нашего творческого объединения.

 

Дом, где я живу…

 

Пыхонина Ольга Михайловна

Педагог-организатор МБОУ ДОД

«Починковский ЦДО»

 

Воспитание настоящего гражданина и патриота своей страны – одна из главных задач современного образования. Важная роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию.

Как только ребенок 6-7 лет переступает порог Центра дополнительного образования, сама среда, атмосфера Центра, общение с педагогами начинает формировать у него качества гражданина и патриота.

Могут ли занятия по программе «Оригами» создать условия для того, чтобы дети начали проявлять интерес к своей стране, своей малой родине, гордились ими? Думаю, что могут. Интерес начинается с того, что ребенку знакомо и дорого, с того, что его окружает — это его семья, дом, улица.

Недавно мы с ребятами 1 года обучения, возраст их 6-7 лет, изучали тему «Домики». Начали мы занятие с загадки о доме. Затем я предложила детям рассказать о своих домах, где они живут, за что им нравится свой дом. Каждый ребенок начинал свой рассказ словами «Приглашаю в гости, в дом, где я живу. Мой дом…».  То есть у нас получилась небольшая заочная экскурсия. Ребята с удовольствием рассказывали о своих домах, чем неповторим их дом. После беседы мы перешли к творческой части работы. Детям дали такое задание:  «Ваша группа получила участок под строительство улицы. Вы – ее будущие жители. Давайте построим на ней дома». Дети активно включились в работу, «строили» свои дома, складывая их из бумаги и украшая по своему замыслу. Несмотря на то, что схема изготовления домика была общая, дом у каждого получился свой неповторимый и необыкновенный. Итогом работы стало создание коллективного панно «Наша улица».

Интересно было наблюдать за тем, как дети трудились, «строя» дом для себя и для общего дела. Оказывали помощь друг другу в работе, вкладывали частичку своей души в свой «дом». И, конечно, же, все остались довольны результатом своего труда.

Думаю, что ребята, которые сейчас так старательно работают над бумажными домиками, будут проявлять эту старательность и упорство  в более значимых делах.  Потому, что все качества, которые мы закладываем в детей с детства, проявятся в будущем. И, как настоящие граждане своей страны, дети будут трудиться для ее блага и гордится этим.

 

Слет СТИМ как один из способов гражданско-патриотического становления личности

 

Дубова Наталья Александровна

зам. директора по УВР

МБОУ ДОД «Перевозский ДЮЦ»

 

Последнее десятилетие 20 века и начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства.  Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию.

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, воспитание правовой культуры, активная адаптация на рынке труда социализация личности в обществе являются важнейшими задачами образовательного учреждения в области гражданского  воспитания. Наиболее эффективно эти задачи можно решать неформальными средствами  взаимодействия.

 В Перевозском районе уже сложились свои традиции. Так, например, полюбившийся всеми слет районной молодежной организации СТИМ (Союз Творческой  Инициативной  Молодежи), участниками которого являются старшеклассники школ района, проходит 2 раза в учебном году (осенние и весенние каникулы).  Одними из основных направлений его работы являются: патриотическое, гражданское,  развитие творческой активности,  развитие лидерских способностей и т.д. В подготовке этих  мероприятий задействованы учащиеся и педагоги школ района, МБОУ ДОД «Перевозский ДЮЦ», управление образования.

Дети проводят вместе с организаторами слета целый день на базе одной из школ района.

По каждому направлению организаторы  вместе с детьми готовят различные формы деятельности: ролевые игры, дебаты, акции, викторины, театрализованные представления и др.

Каждый слет посвящен одной теме: Дню народного единства,  Дню ребенка, Дню космонавтики и др.

В 2011 году  слет был посвящен Дню народного единства. В театрализованной форме детям было рассказано  о гражданине Минине  и его роли в жизни Российского государства. Затем были дебаты по теме  «Участие различных слоев населения в ополчении». Ребята были в роли К. Минина, стрельцов, бояр, бедняков и сами пытались понять и ответить на вопрос, как бы поступили они в ситуации, когда нужно было подняться на защиту Родины.

В такой игровой форме  еще более подробно дети  узнали о  К. Минине и  делах во благо Руси.

В осенние каникулы 2012 года  слет СТИМ  был посвящен Всероссийскому Дню ребенка (по календарю 20.11). Большую воспитательную роль играют тематические часы с приглашением гостей. Запомнилась ребятам беседа с прокурором Перевозского района, который еще раз напомнил старшеклассникам об основных положениях  Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка. Дети активно задавали интересующие  их вопросы, обсуждали статьи документов и вели диалог. Цель этой встречи: формирование гражданской компетентности у  обучающихся, повышение уровня их правовой культуры.

Несомненно, такие мероприятия формируют чувство патриотизма, происходит гражданское становление личности.

Старшеклассники с большим удовольствием принимают участие в слете СТИМа (во главе союза стоит президент, выбирается путем голосования). Это еще один воспитательный момент в процессе становления гражданина Российской Федерации.

С каждым годом участников слета становится больше и больше. Мы, организаторы (МБОУ ДОД «Перевозский ДЮЦ» и управление образования) стараемся создать атмосферу уважения, доверия, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая, духовно здоровая личность, человек, любящий свою Родину, бережно относящийся к традициям своего народа, осознающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.

 

Творчески дарить добро…

 

Яструбенко Ирина Михайловна,

педагог дополнительного образования

Дом детского творчества, Гагино

 

В творческом объединении художественной направленности «Чудесница» мы реализуем дополнительную образовательную программу по изобразительной деятельности детей «Точка, точка, запятая…».

Обращение к гражданско-патриотической тематике прослеживается практически по всему курсу, начиная с раздела «Наблюдаем и изображаем осень» и заканчивая разделом «Народное творчество».

Прежде чем научить детей рисовать пейзажи, мы ходим с ними на экскурсии в парк, на речку Пьяну, на Моховое озеро. Наблюдаем за изменениями в природе. Дети видят красоту речки, берёзовой рощи, соснового бора на озере, колорит той местности, где они родились и живут.

Беседы с детьми, по ходу экскурсии, позволяют выявить их привязанность к родной земле. Детям нравится здесь жить, дышать чистейшим воздухом, купаться в Пьяне, ходить в походы в леса и луга нашего района.

Обращение к архитектуре родного села также позволяет воспитывать особое вдумчивое отношение к своей малой родине. Дети не только рисуют дома с резными ставенками, в которых большинство из них живёт, но и стремятся изучить, исследовать, какие дома строили в старину (наличники, конёк и др.), какой была Русская изба. Их интересуют нравы и быт своего народа. Интерес к истории русского быта поддерживается благодаря экскурсиям в районный краеведческий музей, где дети с удовольствием рассматривают старинную посуду, скарб, слушают экскурсовода, прикасаясь к частичке прошлого.

Особое значение в воспитании и обучении детей имеет изучение народных промыслов и народных праздников. «Связующая нить времен» позволяет обратиться к истокам, корням народного творчества.

Обязательный программный материал согласовывается с пожеланиями детей. Совместная работа педагога и учащихся позволяет нам решать, поставленные перед творческим коллективом, задачи по воспитанию гражданской ответственности, развитию чувства взаимопомощи и другие.

Дети стремятся принять участие в создании устного журнала «Дети войны», в подготовке и проведении познавательного часа «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», библиотечного часа «Моя малая родина – Гагино». Не обходится без юных художников и программа мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества «Мальчишник» - «Богатырская наша сила».

А ещё дети творческого объединения активные участники социального проекта «Дари добро», оказывая посильную помощь вдовам и труженикам тыла.

 

Воспитание «настоящих людей» через русскую песню

 

Шилова Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования,

Центр детского творчества

г. Заволжье Нижегородской области

 

Наличие духовных ценностей, потребность в нравственно-эстетическом совершенствовании всегда были отличительными чертами русского национального менталитета. Но социальные и политические изменения в стране, в жизни людей негативно отразились на душах подрастающего поколения. Очевидна необходимость решения задач  нравственно-эстетического и гражданско-патриотического развития личности ребёнка.

На своих уроках я не очень много говорю о патриотизме, т. к .дети приходят заниматься музыкой и основная моя задача, как педагога, научить детей играть на инструменте, аккордеоне или баяне, а вот определённую ситуацию на уроке я создаю, чтобы  ребёнок тоже мог сопереживать проблемам своей маленькой родины. Рассказываю об истории нашего города. Веду беседу о проблемах в стране, о том, как русская песня, может передать душу нашего народа. Должна быть связь поколений, позволяющая воспитать в детях  уважение к старшим, к  истории своей страны.

Я стараюсь поддерживать эту связь через своих учеников. С детьми младших классов мы играем на инструменте самые простые русские песни и мелодии. Я им объясняю, что в большинстве своём русские песни звучат медленно, протяжно, лирично, с непременной кульминацией. Играется такая мелодия штрихом легато и легатиссимо. Обязательное выделение фраз и предложений, нюансов и музыкальных оборотов, вкладывание ”души” в исполнение. Эти мелодии своей выразительностью передают картину русской жизни. Играем колыбельные, шуточные (Камаринская), лирические (“То не  ветер ветку клонит”, ”Не летай, соловей”, ”А мы просто сеяли”, ”Ах ты, степь широкая”). Такую музыку мы исполняем широко, раздольно, плавно и протяжно, т.к. она рассказывает о бескрайней степи, о Волге-матушке. У детей, я думаю, возникает чувство гордости, что они сами живут на реке Волге, начинают осознавать связь поколений.

В средних и старших классах я даю своим ученикам уже более сложные обработки русских народных или военных песен. Например, моя ученица Вера Конкова принимала участие и заняла 1 место в зональном туре 5 всероссийского конкурса-фестиваля детско-юношеского творчества ”Во славу Отечества”. Конкурс состоялся 16 марта 2005 года в г. Дзержинске и посвящался 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Сейчас Вера уже, будучи студенткой коммерческого института, является лидером профсоюзной организации, организатором различных съездов, семинаров, летних лагерей для студентов. Также Вера стала победителем городского конкурса ”Песни войны” cвоенными песнями ”Огонёк” (муз. Б. Мокроусова) и русской народной песней “Утушка луговая” (в обработке В. Гридина).

В этом году мой ученик Максим Удалов занял 3 место на международном конкурсе ”Волга впадает в сердце моё” cрусской народной песней” Выйду ль на улицу” в обработке Бурьян. В жури конкурса особо отмечалось и приветствовалось исполнение русских народных обработок.

В старших классах я даю для ознакомления “Гимн России” – музыкальный символ нашего государства, также воспитывающий патриотическое сознание. Я объясняю учащимся, что эта музыка призвана объединить весь народ, в нём отражены идеи единства, нерушимости, свободы.

Каждый год у нас в Центре Детского творчества проходят концерты для ветеранов войны. Мои ученики исполняют военные песни: ”В землянке”, ”Три танкиста”, ”Ехал я до Берлина”. Ветераны очень любят, когда дети исполняют на аккордеоне песню ”Сормовская лирическая.”

Проводим тематические вечера с ветеранами нашего Заволжского моторного завода. Они нам рассказывают о своём нелёгком труде, о трудностях и победах.

На своих уроках я ввожу ребёнка, прежде всего, в мир добра и гармонии. Для меня важнее всего, чтобы они выросли настоящими людьми!

 

 

Картинг – школа коллектива

 

Вихров Михаил Геннадьевич,

педагог дополнительного образования,

руководитель кружка «Картинг»,

Центр внешкольной работы «Ровесник», г. Заволжье

 

Я, Вихров Михаил Геннадьевич, работаю педагогом кружка «Картинг» с 2000 года. Моя задача не только научить кружковцев техническим навыкам, работе на станках, ремонту двигателей и их настройке, но и бережному отношению к закрепленной за ними технике.

Мои воспитанники способны оказывать дружескую помощь товарищам по команде. Ребята всегда приходят на помощь в трудную минуту.

Мы выезжаем на соревнования. На Кубке Нечерноземья в г. Ярославле Катя Завражнова (9 лет) занимала I-IIIместа, Ковань Алексей II, III, IVместа. Участвуем в областных соревнованиях Памяти Алексея Рязанова, картингиста, трагически погибшего на соревнованиях.

Воспитываю в духе патриотизма. На соревнованиях приучаю не думать о личном результате, а бороться за призовое место всей команды. В результате понимания коллективизма команда в течении 10 лет была Чемпионом области. Это говорит о том, что в команде твердое правило «Один за всех и все за одного». Какие бы неполадки с картингом не случались на соревнованиях, каждый оказывает помощь.

По традиции всегда отмечаем всем коллективом день рождения кружковца. После каждых соревнований анализируем ошибки, даем советы. И это мне помогает иметь дружный и сплоченный коллектив. Многие кружковцы, окончив занятия, поступают в институты, работают руководителями на производстве, но всегда приходят к юным кружковцам: помогают советами и делятся накопленным опытом, полученным в клубе; поддерживают на соревнованиях.

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Стр.

Крошилина Ираида Владимировна Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…

2

Краснова Ольга Васильевна Туризм – школа патриотизма

9

Логинова Ольга Викторовна Деревянная ложка как источник любви к Родине

15

Тарасова Ольга Алексеевна Воспитание музыкой

16

Захарычева Светлана Рудольфовна Нам очень хорошо вместе (из опыта работы)

17

Марычева Полина Викторовна Проект «Великие сражения Великой войны» на базе школьного музея

20

Марычева Полина  Викторовна Экспедиция по родному краю

21

Ясникова Ольга Павловна Мероприятия гражданско-патриотической тематики в творческом объединении технической направленности «Начальное техническое моделирование»

22

Пыхонина Ольга Михайловна Дом, где я живу…

23

Дубова Наталья Александровна Слет СТИМ как один из способов гражданско-патриотического становления личности

24

Яструбенко Ирина Михайловна Творчески дарить добро…

26

Шилова Наталья Николаевна Воспитание «настоящих людей» через русскую песню

27

Вихров Михаил Геннадьевич Картинг – школа коллектива

29

 

 

 

 

 

С благодарностью за Ваш труд,

уважаемые коллеги!

 

Составитель сборника,

Боровская Елена Викторовна

Прикрепленный файл Size
Иллюстарции на второй странице.doc 390 KB
А еще мы.doc 9.88 MB
Иллюстрации к Туризм-школа патриотизма.doc 1.64 MB
Нам очень хорошо вместе_иллюстрации.doc 1.55 MB

»  Размещено в сообществах:   
Нижегородская школа воспитания

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн