Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья на конференцию

Submitted by Татьяна Николаевна Пименова on чт, 13/12/2012 - 14:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пименова Татьяна Николаевна, Кахний Галина Леонидовна
Место работы, должность: 

МБОУ ООШ №17 Александровского района Владимирской области

учителя начальных классов

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Статья из обобщения опыта на тему &quot;Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе&quot;</p>

Пименова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

Кахний Галина Леонидовна, учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 17

Александровского района

Владимирской области

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 «Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я могу запомнить.

Вовлеки меня - и это станет моим навсегда» -

                                                        Так гласит народная мудрость.

                                                             Детство – прекрасная пора!

Маленький человечек шести лет переступает порог школы, попадает в большой мир знаний, где ему предстоит узнать много интересного и неизвестного, искать ответы на свои вопросы.

             Формирование любознательной, активной и заинтересованной познать мир личности -  одна из приоритетных задач в концепции модернизации российского  образования.

          Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе  требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. 
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. 

         Стандарты второго поколения ставят перед учителями задачу: научить ребёнка учиться,   а также подготовить ученика, который способен  быстро схватывать новую информацию,  внедрять её в практику; преодолеть формализм в обучении, неуспеваемость;  необходимо воспитать человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом, жаждой знания и творчества. Русская пословица гласит: « Корень ученья горек, да плод его сладок». Помощниками для решения данной задачи являются  информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).  Как показывает практика, без новых ИКТ уже невозможно представить современную школу.  Для детей младшего школьного возраста, а особенно для первоклассников важен фактор привлекательности: анимация, цветные картинки, мультфильмы, игры, презентации, задания разной сложности и т.д.   Разнообразие форм работы на уроках  в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создаёт у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к предмету за счёт новизны его подачи, снижает утомляемость детей.

             Компьютер может быть на уроке и тренажёром, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.

          Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а и мобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции.

Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

         Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и  контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговая последовательность самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

 Работая в школе более 20 лет, приходиться постоянно заниматься самообразованием, искать новые формы и методы  преподавания, перерабатывать новую дополнительную и методическую литературу. В своей практике отдаём предпочтение проведению уроков в нестандартной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – поиск, урок-диспут, интегрированному уроку. Для проведения такого типа урока перерабатывается  огромное количество информации.

  В наше время на помощь приходят  ИКТ. Это новое веяние в образовательном процессе позволяет провести урок на высоком уровне. Компьютер, интернет, мультимедиа – это те технологии, без которых педагоги не представляют свою подготовку к уроку.

        Использование ИКТ в начальной школе позволяет совершенствовать традиционную систему обучения. Учащиеся самостоятельно моделируют, корректируют процессы и явления, изучаемые на уроке, выступают не только в роли зрителя, слушателя и исполнителя, но и становятся помощниками учителя (соавторами), выступая перед одноклассниками с собственно подготовленными на компьютере докладами, сообщениями, проектами, презентациями.

      Вот уже второй год мы работаем по федеральным государственным образовательным  стандартам  второго поколения. УМК «Школа России» выпустила новые учебники с CDдисками. Электронные приложения к урокам математики, русского языка, окружающего мира преподносят труднодоступный материал в занимательной и увлекательной форме, вызывают интерес не только к изучаемой теме, но и ко всему предмету в целом. Учащимся легко запомнить материал, который представлен в виде игры. Так на уроке математики во 2 классе по теме «Час. Минута. Определение времени по часам» ребята с удовольствием используют тренажер «Часики». Все учителя знают, что эта тема сложная, не все дети умеют правильно определять время по часам. После такой практической работы, учащиеся получают определенный навык.

      На уроках русского языка предпочтение отдается использованию упражнений для закрепления пройденного материала и развития речи. С удовольствием проходят проверочные и контрольные работы по разным темам, что позволяет быстро оценить успех ученика и получить данные о затруднениях, испытываемых  ими.

       Очень часто учителю приходиться добавлять информацию самостоятельно, так как некоторые темы в приложениях отсутствуют. Так к урокам по окружающему миру были созданы презентации: «Дикие и домашние животные», «Дикорастущие и культурные растения» и др.  Материал к презентациям подбирается из разных источников: Интернета, сканирование нужного материала, составление схем таблиц, моделей, тестов, добавление анимации.

В 2012 учебном году введен курс ОРКСЭ. Родители 4 класса выбрали модуль «Основы светской этики». Мы работаем по учебнику издательства «Просвещение». Учебник очень трудный, написан труднодоступным языком. Сделать уроки более познавательными, интересными, а главное понятными помогают возможности ИКТ. На всех уроках используются ИКТ с различными средствами: презентации (в  коллекции имеются презентации по всем темам курса ОСЭ), а также используем ресурсы из интернета, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» - все ресурсы данного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности,  рабочая тетрадь по курсу «Основы светской этики».

В качестве примера остановимся на уроке 30 «Любовь и уважение к Отечеству»

      Цель:

  1. Формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;
  2. Уважительного отношения к представителям иных религиозных культур, проживающих в российской федерации.

      Задачи:

  1. Сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;
  2. Реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством;
  3. Сформировать первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства;
  4. Формировать умения действовать сообща, прислушиваться к  мнению окружающих.

На уроке рассматриваются понятия: «Отечество», «Родина», «Отчизна», «патриот», «государственная символика».

Оборудование: мультимедийный проектор; диск «Основы светской этики» 

                            выставка книг о России, флаг, герб, карта;

                            портреты государственных деятелей, героев России, великих  

                            людей;     

                            репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи,

                            города;

                            листы с заданиями для групп; рабочая тетрадь;

                            аудиозаписи (гимн, песни о Родине).

Место проведения: классная комната.

 Используются разнообразные виды работ: групповая; индивидуальная; работа с информацией; тестирование.

Используютсяпрограммы: Microsoft Office Word, Microsoft Power Point.

 Конечно, использование на уроке ИКТ требует очень большой подготовки учителя, но затраченный труд оправдывает себя во всех отношениях: дети с интересом вовлечены в сложный материал, самооценивают себя на каждом занятии – и можно с уверенностью сказать, что самооценки не завышенные. Трудные материалы рассматриваются лучше, если всё это в анимированных картинках, с героями из сказок, красивыми цветными фотографиями. Особое внимание уделяется здоровью детей. На уроках включаются физкультминутки под различные детские песни  – ребята исполняют фрагмент песни и двигаются, как сказочный герой, которого они видят на экране. Обязательным условием являются требования к условиям и организации урока с применением компьютера. Зная психологические особенности учащихся начальной школы, работа с компьютером должна быть четко продумана и распределена по времени (по норме). Учителю необходимо досконально продумать где, когда и как использовать ИКТ. Длительность занятий для учащихся 3-4 класса не должна превышать 15-20 минут, а в 1 -2 класса 10-15 минут.

Продолжением уроков является внеурочная деятельность, где также используются различные ИКТ.  Подготовка учеников 1 класса к разным проектам также не обходится без ИКТ. Подобрать материал можно не только в книжных источниках, но и  конечно, в Интернете.

        ИКТ используются не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания. Классные часы,  школьные и внешкольные мероприятия, проводимые с помощью новых технологий стали более разнообразными, интересными и запоминающимися. Родительские собрания – более практичными и обучающими.

         Конечно, чтобы провести урок или подготовить мероприятие с использованием ИКТ, учитель должен обладать компьютерной грамотностью и умением применять ее на практике.  Для этого необходимо постоянно повышать свою квалификацию и заниматься самообразованием.

        Но надо помнить, что ребенок идет в школу за знаниями. И задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать учебный процесс, который способствовал бы успешному усвоению учебного материала и положительно сказывался  на психологическом развитии учащегося. Отсюда следует, что ИКТ должны помочь ему разобраться в огромном потоке информации, проанализировать ее и запомнить, не навредив здоровью. Ни в коем случае нельзя брать ИКТ, как основной элемент образовательного процесса.

В заключение хотелось бы затронуть вопрос об основных проблемах, которые должен решить учитель при организации урока с применением ИКТ. ИКТ  прочно входят в учебно-воспитательный процесс, становятся  сегодняшним днем школы. И ясно, что точный и тщательный контроль за такими уроками будет содействовать улучшению качества уроков. При этом нельзя забы­вать, что урок с применением ИКТ неизбежно влияет на последующие уроки по данной теме, от его качества за­висит устойчивость знаний — ведь урок с ИКТ  наиболее насыщен и в учебно-информационном, и в эмоциональ­ном плане.

Применение компьютера учителю начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, ведь никакой компьютер не может заменить «живое» слово учителя, общения детей друг с другом.Некоторые высказывают нелепое предположение об изобретении виртуальных учителей. Нельзя представить себе виртуальную мать, и виртуального учителя трудно будет изобрести. Педагог остается, а информационно-коммуникативные технологии оказываются для него хорошим подспорьем.

 Главное всегда помнить одну из заповедей: «Не навреди!»

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.org
  2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.
  3. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
  4. ИКТ в начальной школе – http://yu-dulimova.ucoz.ru/IKT_v_nachalnoy_shkole.
  5. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  6. Использование ИКТ в обучении младших школьников – pedsovet.orq/component/option/com_mtree/task,viewlink/link_id,8889/ltemid,188/
  7. Использование ИКТ в начальной школе - nsportal/ru/nachalnaya-shkola/informatika/ispolzovanie-ikt-v-nachalnoi-shkole.
  8. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении детей начальной школы – pedsovet.orq/component/option,com_mtree/task.viewlink/link_id,2306/itemid,343/
  9. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
  10. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
  11. Концепция  модернизации российского образования.
  12. Мылова И. Б.  СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\Публикации
  13.  «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
  14. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  16. 76pz-plescheevskaya.edusite.runsportal.ru pedsovet.org
  17. do.gendocs.ru nsportal.rurudocs.exdat.com
  18. nsportal.ru

 

 

Прикрепленный файл Size
Конференция в Александрове.zip 1.78 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн