Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



11 кл Элективный курс Экономика и право

Фото пользователя Татьяна Юрьевна Калиниченко
Submitted by Татьяна Юрьевна Калиниченко on пн, 17/12/2012 - 05:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Калиниченко Татьяна Юрьевна
Место работы, должность: 

 

Красноярский край Кежемский район г. Кодинск

МКОУ «Кодинская СОШ №4»

Учитель истории и обществознания

Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Право
Предмет(ы): 
Экономика
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Данный элективный образовательный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года. Курс &laquo;Экономика и право&raquo; является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный&nbsp; курс на просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции и экономики, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме.</p>

 

 

 

Муниципальное казённое  образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №4 города  Кодинска

 

Рассмотрено на заседании                                                                          «Утверждаю»

Научно-методического совета                                                    Директор МКОУ СОШ № 4

Протокол №___от «__»_____2012г.                                                    Мирошниченко А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Экономика и право».

 

Программа элективного курса для 11-х  классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Калиниченко Т.Ю.учитель истории

и обществознания

(учитель 1 категории)

 

 

 

 

 

 

г. Кодинск-2012г

 

 

Пояснительная записка.

 

                  В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Экономика и право» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества

Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.

Программа курса «Экономика и право» предназначена для 11-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.

 

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года. Курс «Экономика и право» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный  курс на просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции и экономики, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме.

 

 

Цели и задачи данного курса:

 

·        Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека.

·        Сформировать правовую  и экономическую компетентность учащихся

·        Создать  условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.

·        Развить у учащихся гражданственность

·        Подготовить учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе

·        Обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;

·         Сформировать у учащихся основы экономического мышления;

·        Выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;

·        Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;

·  Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.

·  Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.

·  Усвоить знания об основных отраслях права.

 

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

 

·        Поиска информации по заданному вопросу

·        Выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической  областях

·        Самостоятельной работы с документами

·        Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы

·        Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях

·        Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни

 

 

 

Приемы организации деятельности:

·        Лекция

·        Научно-практическая конференция

·        Диспут

·        Дискуссия

·        Мини-сочинение

·        Семинар

·        Практическая работа

·        Ролевая игра

·        Деловая игра

·        Дебаты

·        «Мозговой штурм»

·        Работа с источниками

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроляподразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

·       Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);

·       Итоговый (написание эссе, подготовка презентации)

 

Сроки

Тема

Виды контроля

Основные умения

ОКТ.

.ЭКОНОМИКА (18ч)

 

 

 

4

Роль экономики в жизни общества

 

Умение понять как экономика влияет на повседневную жизнь людей

11

Типы экономических систем

К.р.

 

18

Экономическое содержание собственности

 

Раскрыть основные понятия темы

25

Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя

 

Выявлять структуру социального объекта

НОЯБ.1

Производство: структура, факторы, виды.

тест

 

8

Рынок как особый институт социально-экономической системы

тест

 

15

Экономическая свобода и социальная ответственность

тест

Умение давать оценку значения противоречий современного мира в области экономики

22

Экономическая культура.

С.р

Умение аргументировать ответы

29

Государственный бюджет

 

Давать оценку значения налогов

6

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса.

тест

 

13

Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

 

П.р.

Делать прогнозы экономического развития

20

Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса.

 

Умение раскрыть гуманистический смысл религии

27

Акции и облигации.

с.р.

Умение аргументировать ответы

 

Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.  

 

Умение утверждаться и развивать достоинство личности

 

Виды налогов. Государственные доходы и расходы.

К.р.

Выработать умение выйти из сложившейся ситуации

 

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

 

 

 

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

 

Оценивание собственных аргументов со стороны класса

 

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

тест

Умение раскрыть смысл безработицы

 

Деньги и их функции. Банковская система

тест

Умение аргументировать ответы

 

ПРАВО (17)

 

Умение утверждаться и развивать достоинство личности

 

Право в системе социальных норм

п.р.

Выработать умение выйти из сложившейся ситуации

 

Основные признаки права

 

 

 

Источники права

П.р.

 

 

Правоотношения и правонарушения

 

Умение раскрыть понятия темы

 

Современное российское законодательство

К.р.

Умение подготовить сообщение

 

Административное право

 

 

 

Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса.

 

Определить понятия, связанные с политической деятельностью

 

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

тест

 

 

Гражданское право

тест

Давать оценку значения противоречий современного мира

 

Трудовое право

тест

Умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения

 

Семейное право

тест

Умение работать с документами

 

Уголовное право

с.р.

Умение составлять схемы

 

Экологическое право

 

Умение составлять схемы

 

Предпосылки правомерного поведения

П.р.

Работа с документами

 

Правовая культура

П.р.

Умение раскрыть сущность политического статуса личности

 

Общество в развитии

 

 

 

Проблема общественного прогресса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

ЛИТЕРАТУРА К УЧЕБНОМУ КУРСУ

 «ЭКОНОМИКА И ПРАВО»

1. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.

2. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.

4. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.

5. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.

6. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.

7. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.

9. Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.

10. Конституция РФ. Москва. 2007г.

11. Сборник олимпиад и задач по праву. Волгоград. 2007г.

12. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Обществознание. Экономика. Право. Волгоград. 2006г.

13. . Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.

14. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.

15. Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». Учитель 2007г.

16. Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.

17. Всеобщая декларация прав человека.

18. Конвенция о правах ребенка.

19. Международный пакт о гражданских и политических правах.

20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

 

 

Литература для учащихся.

Ø  Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – JuniorAchievementRussia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

Ø    Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.

Ø  Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – JuniorAchievementRussia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

Литература для учителя.

  1. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  2. Равичев С и др. Сборник  тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  3. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – JuniorAchievementRussia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  4. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – JuniorAchievementRussia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  5. Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2007.

 

 

 

Приложение 1.

 

Опорные понятия

 

Семья социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Экономика– хозяйство и хозяйственная деятельность, т.е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей. Экономику называют также науку о хозяйстве и хозяйственной деятельности.

Основные материальные потребности- потребности человека в еде, одежде и жилье.

Натуральное хозяйство образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить все или почти все, что ей нужно для жизни.

Частная собственность- форма юридического закрепления за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности

Домохозяйство- экономическая ячейка, состоящая из одного или более лица, которая снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих собственные потребности

Бизнес-это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

Прибыль-это разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

Заработная плата (номинальный доход)- денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.

Реальный доход- количество товаров и услуг, которое гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Ресурсы- источники, средства обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства. Ресурсы бывают: природные, трудовые, основной капитал ( здания, оборудование), оборотный капитал (сырье, материалы, энергия), финансовые (денежный капитал).

Капитал семьи- это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, электрические устройства и т.п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую стоимость.

 Доход деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или  какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный  входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путевка в дом отдыха, служебная машина), то денежный доход включает только деньги, полученные за определенный период времени.

 Расходы - уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.

Бюджет– в переводе с английского означает «денежная сумка» - это смета или финансовый отчет, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год).

 Потребительским бюджетомназывают таблицу доходов и расходов человека, семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

Прожиточный минимум- это социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности людей и восстановления их рабочей силы, т. е. тот самый минимум, который необходим человеку для существования.

Потребительская корзина- это принятый в данной стране расчетный годовой набор товаров и услуг, потребление которого обеспечивает необходимый уровень жизни населения. В потребительскую корзину входят основные продукты питания: молоко, хлеб, мясо, масло, фрукты, овощи, различные услуги и т. д.

Баланс– это равновесие, а точнее сопоставление отдельных сторон какого-то явления, которые должны уравновешивать друг друга, например: доходы – расходы; ресурсы – потребности и т.д.

Прибыль – разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

 Рынок – это совокупность экономических отношений; определенное место, где происходит торговля (синонимы: ярмарка, базар).

Сбыт – продажа готовой продукции, изделия.

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

Ссуда – передача материальных ценностей или денег одними участниками договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой процента.

Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Счет – документ на получение денег за оказание услуги или выполненную работу.

Товар – продукт, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность посредством купли-продажи.

Чистая прибыль –часть прибыли, которая остается в полном распоряжении семьи после уплаты налогов и других обязательных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя.

1. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.

2. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.

4. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.

5. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.

6. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.

7. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.

9. Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.

10. Конституция РФ. Москва. 2007г.

11. Сборник олимпиад и задач по праву. Волгоград. 2007г.

12. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Обществознание. Экономика. Право. Волгоград. 2006г.

13. . Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.

14. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.

15. Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». Учитель 2007г.

16. Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.

17. Всеобщая декларация прав человека.

18. Конвенция о правах ребенка.

19. Международный пакт о гражданских и политических правах.

20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
11 кл Элективный курс Экономика и право.docx 30.54 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн