Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа коррекционно- развивающих занятий эмоциональной сферы для начальной школы

Submitted by Мария Витальевна Тимофеева on Fri, 21/12/2012 - 13:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тимофеева М.В.
Место работы, должность: 

Начальная школа- детский сад № 1

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Настоящая программа предназначена для педагога- психолога начальной школы. Она разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной сферы младших школьников. Отсутствие типовых программ и пособий для их реализации стимулирует творчество психолога в процессе подбора игровых упражнений и заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей в группе, в выборе форм и учета контроля.</p> <p> Основная цель- помочь детям&nbsp; понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Эта программа может быть использована в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, направлена на развитие сферы общения ребенка, его коммуникативных способностей. Программа может служить ориентиром для педагога- психолога и пополняться за счет новых наработок.</p> <p> <strong>Организация учебного процесса.</strong></p> <p> &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Каждое занятие состоит из 2-4 частей и занимает не более 40 минут. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, они проводятся 1 раз в неделю.</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Программа

коррекционно- развивающих занятий

эмоционального развития для начальной школы.

 

 

 

 

 

Автор: педагог- психолог

МОУ «Начальная школа – детский сад № 1» г.ЯрославляТимофеева М.В.

 


ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

(Эмоциональная сфера. Начальная школа.).

            Настоящая программа предназначена для педагога- психолога начальной школы. Она разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса, развития эмоциональной сферы младших школьников. Отсутствие типовых программ и пособий для их реализации стимулирует творчество психолога в процессе подбора игровых упражнений и заданий, с учетом индивидуальных особенностей детей в группе, в выборе форм и учета контроля.

Основная цель- помочь детям  понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Эта программа может быть использована в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей, направлена на развитие сферы общения ребенка, его коммуникативных способностей. Программа может служить ориентиром для педагога- психолога и пополняться за счет новых наработок.

            С помощью игр решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка), проблемы обучения.

Развитие эмпатии представля­ет собой неотъемлемую часть формирования личности, вос­питания у индивида культуры межличностных отношений. Ребенок, понимающий чув­ства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь челове­ку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враж­дебность и агрессивность.

Содержа­ние предлагаемых занятий направлено на решение следующих задач:

  • расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  • развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
  • формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
  • воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

В содержание отдельных занятий включено проведение ди­агностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим их людям.

При проведении каждого занятия в качестве основных ме­тодов и приемов работы предлагается использовать:

  • беседы на моральные темы;
  • упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;
  • обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;
  • рисование на заданную тему.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществ­ляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно -развивающее воздействие на детей.

Организация учебного процесса.

            Каждое занятие состоит из 2-4 частей и занимает не более 40 минут. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, они проводятся 1 раз в неделю.

  Учет и контроль успеваемости.

            Отбор детей в группу и итоговый контроль осуществляются на основании специального тестирования. Выбор методик осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными перед специалистом задачами. В журнале учета групповых занятий заносятся данные о посещаемости и текущем наблюдении за поведением детей в процессе групповой работы.


Программа занятий эмоционально- психологического развития для учащихся 1-2 классов.

 

 

 

Название

Источник.

Примечания

 

 

 

 

Занятие № 1

 

1

Учимся вежливости.

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.33

 

Цель: формирование эффективных способов общения.

2

Зеркало.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.115

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитие эмоционально- выразительных движений.

3

Волшебный сон.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.84

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 2

 

1

Змейка.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.20

 

Цель: способствовать сплочению группы, формированию доверия друг к другу.

2

Волшебное слово. Простое слово «Извините».

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.35,37

 

Цель: формирование эффективных способов общения.

3

Избавление от тревог.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.102

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 3

 

1

Через стекло.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.

 

Цель: формирование умения передавать чувства, желания с помощью мимики и выразительных движений, умения расшифровывать «неречевые» сигналы.

2

Как нужно вести себя во время разговора. Это интересно.

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.31,42

 

Цель: формирование эффективных способов общения.

3

Серебряное копытце.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.102

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 4

 

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.1

 

Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение, способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

2

Друг и в радости,  и в горе всегда рядом.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35

 

Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2) Диагностирование проявления эмпатии.

3

Тихое озеро

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 5

 

1

Слепой и поводырь.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.109

 

Цель: развитие чувства ответственности за другого, доверительного отношения друг к другу.

2

Собака- верный друг.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.42

 

Цель: 1) Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека.

2) Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

3) побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), попавшим в беду.

3

Избавление от тревог.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.102

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 6

 

1

Клеевой дождик.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.107

 

Цель: развитие доверительных отношений друг к другу, физическое и эмоциональное раскрепощение.

2

Не мучайте животных!

      С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.52

 

Цель: 1) Учить различать понятия «играть» и «мучить».

2) Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира.

3) Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

3

Чудесный сон котенка.

В.Е.Орел, И.Л.Кряжева, З.П.Рыжикова «Программа анималотерапии для дошкольников». С. 11

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 7

 

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.2

 

Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение, способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

2

Сказки: «Кошка Эльвира», «Собака Шарик», Как подружились кошка с собакой».

В.Е.Орел, И.Л.Кряжева, З.П.Рыжикова «Программа анималотерапии для дошкольников». С. 21,22

 

Цель: воспитание внимательного отношения к животным.

3

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

 

 

Занятие № 8

 

1

Подушечные бои.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.106

 

Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

2

Три денежки.

«Сказки для дошкольников и младших школьников»С.

 

Цель:

3

Скучно, скучно так сидеть.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.24

 

Цель: развитие двигательной активности, быстроты реакции, способствовать сплочению группы.

 

 

Занятие № 9

 

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.3

 

Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение, способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

2

Ждешь короны…

«Сказки для дошкольников и младших школьников»С.

 

Цель:

3

Запретное движение.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.35

 

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания.

 

 

Занятие № 10

 

1

Я решаю- я не решаю.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.26

 

Цель: способствовать осознанию значимости собственного выбора.

2

А то бы так.

«Сказки для дошкольников и младших школьников»С.

 

Цель:

3

Два барана.

С.И.   Семенака «Уроки добра»С.38. =Распечатка.

 

Цель: ослабление негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

 

 

Занятие № 11

 

1

Счетные палочки.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.27

 

Цель: способствовать самовыражению детей.

2

Как Ежунька уроки делать научился.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.75

 

Цель: преодоление трудностей в обучении.

3

Меткий стрелок.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.199

 

Цель: развитие умения владеть телом, внимания, доверительного отношения друг к другу.

 

 

Занятие № 12

 

1

Кто ты?

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.26

 

Цель: развитие рефлексии.

2

История про то, как Сашенька научилась писать.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.82

 

Цель: работа с проблемой- отсутствие учебной мотивации.

3

Зеркало.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.132

 

Цель: развитие спонтанности, самовыражения.

 

 

 

 

Занятие № 13

 

1

Сердце класса.           

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.56

 

Цель: формирование позитивного восприятия сверстников.

2

Верить!

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.93

 

Цель: работа с проблемой – неуверенность в себе.

3

Слепой и поводырь.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.132

 

Цель: развитие доверия друг к другу.

 

Занятие № 14

 

1

Рисунок «Какой я?»

=Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.135

 

Цель: развитие способности к рефлексии, эмоциональной сферы.

2

Помоги другу.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.124

 

Цель: учить находить выход из сложных ситуаций, быть внимательным и заботиться друг о друге.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98

 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

 

Занятие № 15

 

1

Рисунок моего настроения.

=Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.135

 

Цель: развитие эмоциональной сферы, способности к рефлексии.

2

Как бы ты поступил?

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.99

 

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнева.

3

Ладонь в ладонь.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу.

 

 

Занятие № 16

 

1

Просто старушка.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.31

 

Цель: воспитание уважительного отношения к пожилым людям, побуждать к проявлению им сочувствия

2

Рисунок «Я в будущем»

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.128

 

Цель: осознание возможности преодоления в будущем своих недостатков, формирование перспективы будущего и уверенности в своих силах.

3

Море волнуется.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.200

 

Цель: развитие воображения, способствование сплочению группы.

 

Занятие № 17

 

1

Мимическая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.67

 

Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение, способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

2

Дорисуй картинку.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.70

 

Цель: изучение и осознание мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировка выразительной мимики.

3

Найти пару.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.37

 

Цель: развитие доверительных отношений друг к другу и эмоционального раскрепощения.

 

Занятие № 18

 

1

Настроение.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.58

 

Цель: расширение представлений о разнообразии возможных настроений, понять их связь между собой.

2

Угадай, кто я?

Т.В.Громова «Страна эмоций»

 

Цель: развитие эмоционально- волевой сферы, акцент на формировании способности осознавать и принимать свои эмоции.

3

Пишущая машинка.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.40

 

Цель: развитие внимания, взаимопонимания.

Занятие № 19

 

1

Чьи качества?

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.58

 

Цель: способствовать развитию самоуважения; развивать умение видеть хорошие качества окружающих.

2

Кем я хочу быть.

=Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.189

 

Цель: способствовать осознанию личностных особенностей и возможность влияния их на развитие личности и жизненный путь.

3

Рассказать стихотворение руками.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.168

 

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, эффективных форм невербального общения.

4

Релаксация.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.66

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 20

 

1

Улавливай шепот.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.198

 

Цель: развитие внимания, эмоциональное раскрепощение.

2

Пишем буквы на спине соседа.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.113

 

Цель: развитие сенситивности, доверия друг другу.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98

 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Полет высоко в небе.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.     (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 21

 

1

Снежная королева.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.130

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

2

Море волнуется.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

 

 Цель: развитие воображения, внимания, самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения.

3

Ассоциации.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.229

 

Цель: развитие креативности.

4

Радуга.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.   (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 22

 

1

Царевна- несмеяна.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.131

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

2

Испорченный телефон.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.37

 

Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

3

Перебрасываем мяч.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.216

 

Цель: развитие внимания, мышления, креативности

4

Релаксация.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.   (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 23

 

1

Имя и качество.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.190

 

Цель: создание работоспособности в группе.

2

Перечислить свойства предметов.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.215

 

Цель: развитие креативности.

3

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

4

Плывем в облаках.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С. .   (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 24

 

1

Взрослое имя.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.129

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация самосознания имени.

2

Угадай-ка.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.133

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация самосознания имени.

3

Кричалки- шепталки- молчалки.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28

 

Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения..

4

Глубокое дыхание.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.7

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 25

 

1

Ладонь в ладонь.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу.

2

Конкурс хвастунов.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.130

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

3

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

4

Лифт.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.9

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 26

 

1

Я умею.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.132

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

2

Смелый мальчик.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.135

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

3

Я кубик несу и не уроню.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

 

Цель: развитие координации движений, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

4

Водопад.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.9

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

 

 

Занятие № 27

 

1

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

2

Тень.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитие эмоционально- выразительных движений.

3

Запретное движение.      

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.35

 

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания.

4

Отдых на море.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С. .   (Распечатка)

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

 

 

Занятие № 28

 

1

Иголка и нитка.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76

 

Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом.

2

Слушай команду.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.53

 

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98

 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Воздушный шарик.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.28

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Занятие № 29

 

1

 

Связующая нить.

Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 108

 

Цель: развитие навыков эффективного общения.

2

 

Пещера моей души.

Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.

 

Цель: работа над трудностями осознания своих переживаний.

 

3

 

Круговые движения.

Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 104

 

Цель: способствовать физическому и эмоциональному раскрепощению.

 

4

Правила дружбы.

Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 99

 

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнева.

 

Занятие № 30

 

1

Какие бывают улыбки.

Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 110

 

Цель: развитие навыков эффективного общения.

 

2

А как ты считаешь?

Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С. 25

 

Цель: содействовать осознанию ценности собственного  мнения.

 

3

Сказка про жителей ладошек.

Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С. 84

 

Цель: профилактика нарушения поведения.

 

4

Как бы ты поступил?

Филиппова «Общение. Дети 7-10 лет.» С. 99

 

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнева.      

 


Программа занятий эмоционально- психологического развития для учащихся 3-4 классов.

 

 

 

Название

Источник.

Примечания

 

Занятие № 1

 

1

Учимся вежливости.

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.33

 

Цель: формирование эффективных способов общения.

2

Зеркало.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.115

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитие эмоционально- выразительных движений.

3

Прикоснуться к синему.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 50

 

Цель: снятие скованности, напряжения, способствовать развитию внимания друг к другу.

4

Волшебный сон.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.84

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 2

 

1

Змейка.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.20

 

Цель: способствовать сплочению группы, формированию доверия друг к другу.

2

Волшебное слово. Простое слово «Извините».

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.35,37

 

Цель: формирование эффективных способов общения.

3

Угадать звук.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 49

 

Цель:  развитие воображения, внимания друг к другу.

4

Избавление от тревог.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.102

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

 

Занятие № 3

 

1

Через стекло.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.

 

Цель: формирование умения передавать чувства, желания с помощью мимики и выразительных движений, умения расшифровывать «неречевые» сигналы.

2

Как нужно вести себя во время разговора. Это интересно.

Ред. Т.А. Ладыженская «Речевые секреты» С.31,42

 

Цель: формирование эффективных способов общения.

3

Эта вещь.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 48

 

Цель:  развитие воображения, внимания друг к другу.

4

Серебряное копытце.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.102

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 4

 

1

Ролевая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.111, Ч.1

 

Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение, способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

2

Друг и в радости,  и в горе всегда рядом.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.35

 

Цель: 1) Формирование представления о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2) Диагностирование проявления эмпатии.

3

Тихое озеро

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.34

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

Занятие № 5

 

1

Слепой и поводырь.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.109

 

Цель: развитие чувства ответственности за другого, доверительного отношения друг к другу.

2

Собака- верный друг.

С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.42

 

Цель: 1) Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека.

2) Развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

3) побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), попавшим в беду.

3

Избавление от тревог.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.102

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 6

 

1

Клеевой дождик.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.107

 

Цель: развитие доверительных отношений друг к другу, физическое и эмоциональное раскрепощение.

2

Не мучайте животных!

      С.И.Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать»С.52

 

Цель: 1) Учить различать понятия «играть» и «мучить».

2) Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира.

3) Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

3

Чудесный сон котенка.

В.Е.Орел, И.Л.Кряжева, З.П.Рыжикова «Программа анималотерапии для дошкольников». С. 11

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

 

 

Занятие № 7

 

1

Какие бывают улыбки.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.110

 

Цель: помочь понять детям, что с помощью одной мимической реакции можно выразить широкий спектр различных эмоциональных состояний.

2

Как решить эти проблемы? (ребенок- ребенок)

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 119-121

 

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтных ситуациях.

3

Изобразить эмоции.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.71

 

Цель: изучение и осознание мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировка выразительной мимики.

4

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

 

 

 

Занятие № 8

 

 

 

1

Подушечные бои.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.106

 

Цель: развитие саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

2

Выбросить количество пальцев по цифре.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.21

 

Цель: способствовать установлению взаимопонимания, способствовать повышению самооценки, групповому сплочению.

3

Угадать действие.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.44

 

Цель: способствовать групповому сплочению, установлению взаимопонимания, способствовать повышению самооценки.

4

Скучно, скучно так сидеть.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.24

 

Цель: развитие двигательной активности, быстроты реакции, способствовать сплочению группы.

 

 

 

 

Занятие № 9

 

1

Пожелания на день

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.31

 

Цель: развитие самосознания, умения оказать положительные знаки внимания сверстникам.

2

Принять позу.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.31

 

Цель: воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

3

Как решить эти проблемы? (ребенок- учитель)

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 122-123

 

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтных ситуациях.

4

Броуновское движение.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.32

 

Цель: развитие невербальных средств общения, способствовать установлению доверительных отношений друг к другу.

 

 

 

 

 

 

Занятие № 10

 

1

Я решаю- я не решаю.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.26

 

Цель: способствовать осознанию значимости собственного выбора.

2

А то бы так.

«Сказки для дошкольников и младших школьников»С.

 

Цель:

3

Два барана.

С.И.   Семенака «Уроки добра»С.38. =Распечатка.

 

Цель: ослабление негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

 

 

Занятие № 11

 

1

Счетные палочки.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.27

 

Цель: способствовать самовыражению детей.

2

Передать информацию.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.64

 

Цель: развитие эмоционально- выразительных движений, эффективных способов невербального общения.

3

Наблюдение за движением другого.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.100

 

Цель: развитие сенситивности, внимательного отношения друг к другу.

4

Меткий стрелок.

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина  «Учим детей общению» С.199

 

Цель: развитие умения владеть телом, внимания, доверительного отношения друг к другу.

 

 

 

Занятие № 12

 

1

Кто ты?

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.26

 

Цель: развитие рефлексии.

2

Узнать человека по описанию

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.113

 

Цель: развитие сенситивности, внимательного отношения друг к другу.

3

Изобразить состояние.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.119

 

Цель: развитие сенситивности, внимательного отношения друг к другу.

4

Зеркало.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.132

 

Цель: развитие спонтанности, самовыражения.

 

 

 

 

Занятие № 13

 

1

Т- образные рубашки.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 92

 

Цель: развитие самоуважения, рефлексии.

2

Верить!

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.93

 

Цель: работа с проблемой – неуверенность в себе.

3

Слепой и поводырь.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.132

 

Цель: развитие доверия друг к другу.

 

Занятие № 14

 

1

Рисунок «Какой я?»

=Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.135

 

Цель: развитие способности к рефлексии, эмоциональной сферы.

2

Как решить эти проблемы? (соперничество детей)

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 124-125

 

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтных ситуациях.

3

Помоги другу.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.124

 

Цель: учить находить выход из сложных ситуаций, быть внимательным и заботиться друг о друге.

4

Слон и пальмовое дерево.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 50

 

Цель: снятие скованности, напряжения, способствовать развитию внимания друг к другу.

 

 

 

Занятие № 15

 

1

Рисунок моего настроения.

=Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» С.135

 

Цель: развитие эмоциональной сферы, способности к рефлексии.

2

Как бы ты поступил?

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.99

 

Цель: обучение приемлемым способам выражения гнева.

3

Ладонь в ладонь.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.199

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу.

 

 

Занятие № 16

 

1

Что означает интонация.

Ильина «Развитие вербального воображения» С.57.

 

Цель: развитие эмоционально- эффективных способов общения.

2

Рисунок «Я в будущем»

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.128

 

Цель: осознание возможности преодоления в будущем своих недостатков, формирование перспективы будущего и уверенности в своих силах.

3

Море волнуется.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.200

 

Цель: развитие воображения, способствование сплочению группы.

 

Занятие № 17

 

1

Мимическая гимнастика.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.67

 

Цель: снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение, способствовать расширению поведенческого репертуара детей.

2

Дорисуй картинку.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.70

 

Цель: изучение и осознание мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировка выразительной мимики.

3

Найти пару.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.37

 

Цель: развитие доверительных отношений друг к другу и эмоционального раскрепощения.

 

 

 

Занятие № 18

 

1

Настроение.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.58

 

Цель: расширение представлений о разнообразии возможных настроений, понять их связь между собой.

2

Как решить эти проблемы? (конфликты вне школы)

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 126-127

 

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтных ситуациях.

3

Пишущая машинка.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.40

 

Цель: развитие внимания, взаимопонимания.

 

 

 

Занятие № 19

 

1

Чьи качества?

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.58

 

Цель: способствовать развитию самоуважения; развивать умение видеть хорошие качества окружающих.

2

Кем я хочу быть.

=Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.189

 

Цель: способствовать осознанию личностных особенностей и возможность влияния их на развитие личности и жизненный путь.

3

Рассказать стихотворение руками.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.168

 

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, эффективных форм невербального общения.

4

Релаксация.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.66

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 20

 

1

Улавливай шепот.

Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению».С.198

 

Цель: развитие внимания, эмоциональное раскрепощение.

2

Пишем буквы на спине соседа.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.113

 

Цель: развитие сенситивности, доверия друг другу.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98

 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Полет высоко в небе.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.     (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 21

 

1

Снежная королева.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.130

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

2

Море волнуется.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.30

 

 Цель: развитие воображения, внимания, самоконтроля, снятие психоэмоционального напряжения.

3

Ассоциации.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.229

 

Цель: развитие креативности.

4

Радуга.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.   (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

 

Занятие № 22

 

1

Царевна- несмеяна.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.131

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

2

Телефон.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 68

 

Цель: развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

3

Перебрасываем мяч.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.216

 

Цель: развитие внимания, мышления, креативности

4

Релаксация.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С.   (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 23

 

1

Имя и качество.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.190

 

Цель: создание работоспособности в группе.

2

Перечислить свойства предметов.

Ред. Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» С.215

 

Цель: развитие креативности.

3

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

4

Плывем в облаках.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С. .   (Распечатка)

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 24

 

1

Взрослое имя.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.129

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация самосознания имени.

2

Угадай-ка.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.133

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация самосознания имени.

3

Кричалки- шепталки- молчалки.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.28

 

Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений, самоконтроля, снятие психоэмоционально напряжения..

4

Глубокое дыхание.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.7

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

 

Занятие № 25

 

1

Выполнить задание

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 70

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитию доверия друг к другу, внимания.

2

Конкурс хвастунов.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.130

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

3

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

4

Лифт.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.9

 

Цель: релаксация, развитие воображения.

 

Занятие № 26

 

1

Я умею.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.132

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

2

Смелый мальчик.

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» С.135

 

Цель: работа с самосознанием, гармонизация притязаний на признание.

3

Я кубик несу и не уроню.

И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» С.14

 

Цель: развитие координации движений, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

4

Водопад.

Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» С.9

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

 

 

Занятие № 27

 

1

Минутка шалости.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.19

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

2

Тень.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.

 

Цель: способствовать сплочению группы, развитие эмоционально- выразительных движений.

3

Запретное движение.      

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.35

 

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания.

4

Отдых на море.

Л.И.Катаева «Коррекционно- развивающие занятия с дошкольниками» С. .   (Распечатка)

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

 

 

Занятие № 28

 

1

Иголка и нитка.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.76

 

Цель: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить группу на активную работу и контакт друг с другом.

2

Слушай команду.

Е.А.Алябьева «Психогимнастика в начальной школе» С.53

 

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания.

3

Маленькие привидения.

Ю.В.Филиппова. «Общение. Дети 7-10 лет».С.98

 

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

4

Я люблю тебя, только не могу улыбнуться.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С.52

 

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, способствовать развитию взаимопонимания.

 

 

Занятие № 29

 

1

 

Угломер.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 46

 

Цель: снятие скованности, напряжения.

2

 

Если бы мои ноги могли говорить.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 88

 

Цель: развитие самоуважения, рефлексии.

3

 

 

 

 

Цель:

 

4

 

 

 

Цель:

 

Занятие № 30

 

1

Показать часы.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 47

 

Цель: снятие скованности, напряжения.

2

Если бы я мог сделать то, что хотел.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 96

 

Цель: развитие самоуважения, рефлексии.

3

Волшебный микрофон.

П.Прутцманн «Дружный класс или маленькая планета». С. 66

 

Цель: выработка целеполагания, умения рефлексировать, установление обратной связи.

 

4

 

 

 

Цель:

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Программа.doc 476.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн