Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Использование развивающих игр для формирования познавательного интереса детей с у/о".

Фото пользователя Раиса Степановна Птушенко
Submitted by Раиса Степановна Птушенко on Sat, 22/12/2012 - 12:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Птушенко Раиса Степановна
Место работы, должность: 

ГОУ ЛО "Сиверская специальная школа - интернат" , 

учитель начальных классов .

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Статья- выступление перед проведением мастер класса &quot;Играя, развиваемся&quot;.</p>

                                                                                  Использование развивающих игр

для формирования познавательного интереса

детей  с у/о.

 

                                                                                                                  Мы придаём такое важное значение детским играм, что 

                                                                                                                    если б устраивали учительскую семинарию, мужскую 

                                                                                                                     или женскую, то сделали бы теоретическое и 

                                                                                                                  практическое  изучение детских игр одним из главных

                                                                                                                    предметов.

                                                                                                                                                                                                 К.Д.Ушинский.

 

 Развитие у младших школьников с ОВЗ познавательного интереса, универсальных учебных действий

 ( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования.                                                        

Большинство детей с  у/о наряду с речевым недоразвитием, отсутствием внимания, недостатками мыслительной деятельности  имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации. Движения рук бывают несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать кольца на стержень.

Работая учителем начальных классов, и получая в первом классе таких детей, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами развития ребенка как личности,  включения его в процесс творчества на уроке , являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций.

И тут на помощь пришли развивающие игры.

С 2010 года я начала работу по накоплению материала: изучила  методическую литературу,  стала делать подборку развивающих игр и применять их на уроках.

В своей работе использую четыре  вида развивающих игр:

- игры с предметами;

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Вот примеры некоторых игр:

1. Игра «Угадай место игрушки».

Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков примеры вида  7+1 и рисует на доске лесенку. Он говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание – расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке.» Дети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.

2. Игра «Маятник».

Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Просит показать, как  покачивается маятник. Предлагает детям покачаться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.

Учитель пишет на доске примеры на сложение и вычитание чисел вида:  5+1;  6+1,  7+1  и т. д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают примеры.

3.Игра «Грибная полянка».

На доске – рисунки ежика, деревьев, грибов.

- Поможем ежику собрать грибы.

Вызванный к доске ученик берет гриб, решает записанный на нем пример. Если ответ правильный, гриб накалывается ежу на спину.

4. Игра «Весёлый мяч», которую можно проводить на различных уроках (чтение, математика, русский язык, окружающий мир)

- словесные;

-настольно – печатные;

К ним относятся различные виды лото, домино,  пазлы,  кубики, палочки.

1. На уроке математики при изучении темы «Взаимное положение геометрических фигур» использую  развивающую игру «Математический планшет»

Задание:  дети получают задание построить квадрат и вписать в него треугольник. Наряду с активизацией мыслительной деятельности включается и тактильно-двигательное восприятие.

Эта игра даёт возможность ребёнку освоить базовые концепции планиметрии: периметр, площадь,  фигура и т.д.;

даёт представление о симметрии, трансформации размера, формы. Позволяет развивать речь детей правильно ориентироваться в окружающем предметном мире, а вместе с этим развивает мелкую моторику.

2.Применение  на уроке  Знакомство с окружающим миром  занимательной и несложной в использовании  игры « Логический экран» учит ребёнка рассуждать,  аргументировать свои ответы, общаться.

3. Развивающая игра «Кубики для всех», Блоки  Дьенеша(Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш) , палочки Кюизенера

Компьютерные:

-Последнее время  в нашу жизнь всё больше входит  компьютер. Уроки с использованием ИКТ позволяют мне  не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения, такие уроки любимые у моих учеников.

Использование таких компьютерных игр как «Развивашки», «Размышлялки», «Баба Яга учится читать», «Баба Яга  учится считать»,  « 38 попугаев» на уроках и во внеурочное время позволяет не только овладевать новыми знаниями, но и формирует навыки  анализа и классификации,  общения, самоконтроля, саморегуляции, т.е. способствует усвоению детьми универсальных учебных действий, делает процесс обучения,  воспитания и развития более привлекательным и результативным.

Я рассажу об использовании палочек Кюизенера, с которыми мы сейчас работаем. (Палочки Кюизенера созданы бельгийским учителем начальной школы Джорджем Кюизинером).

Палочки Кюизенера не так просты, как кажется. Чтобы аккуратно составить простой узор из палочек, нужно хорошо контролировать работу ведущей руки, потому что палочки –не магнитные, они легко сдвигаются, если их неосторожно задеть, а задеваешь их всякий раз, когда рядом пытаешься положить еще одну палочку. Работа с палочками Кюизенера сродни работе ювелира – который нанизывает на украшение драгоценные камни, только в отличие от него, у малыша нет в руке пинцета и драгоценные камушки – палочки Кюизенера, не застывают на украшении. Работая с палочками хотя бы 5-10 минут в день, вы очень скоро поразитесь, насколько точными станут движения ребёнка.

 

Первый этап работы с палочками Кюизенера:

примеры заданий на начальном этапе:

Разложите палочки по длине и цвету.

1.     Прошу ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у меня.

2.     Выкладываю  несколько палочек в ряд, даю пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Прошу его отвернуться —убираю  из ряда одну палочку. Обучающиеся  должны  догадаться, какая палочка пропала.

3.     Перемешаю все палочки Кюизенера. Попрошу детей  разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.

4.     С помощью красной палочки измерьте длину окружающих предметов: кровати, стола, книги.

5.     Выкладываю  фигуру и прошу  детей сделать такую же.

6.     Прошу  ребенка с закрытыми глазами найти две палочки разной длины. Даю подсказку, какого цвета одна палочка. Сможет ли он догадаться, какого цвета другая палочка?

7.     На сколько одна палочка длиннее другой?

8.     Прошу ребенка выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.

Второй этап работы с палочками Кюизенера: математический

Второй этап работы с палочками – математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа. Например, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и, соответственно, какую часть составляет красная палочка от коричневой?

Это 2/4

Сколько зеленых палочек помещается в коричневую палочку и какую часть зеленая палочка составляет от целого? Это 3/4

 

Это 9/10

Палочки Кюизенера – простая «визитная карточка» таблицы умножения. Начнем с белой палочки, обозначающей число один. Если ее взять в единственном числе, то и получится число один. Если взять десять белых палочек, получится уже число 10, которое нужно проверить «правильной палочкой».

 

Другие примеры заданий на втором этапе:

Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.

Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».

К цветной палочке необходимо подобрать ее аналог, изображенный на карточке в виде числа.

Палочки Кюизенера и обучение языку

1 Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучению математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударыне и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском.

2.Вот таким образом показываем ударение и, соответственно, разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую вы могли встречать раньше в наших азбуках:

 

3. Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных.

Игры  и упражнения с волшебными палочками
1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.
10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.
18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.
19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?
20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить  такую же по длине, как оранжевая.
25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.
27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.
28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.
29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.
31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
  32. Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.
33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.
34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с  закрытыми глазами).
35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?
36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?
37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.
38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.
39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.
40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.
42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.
43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)
44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.
48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.
49. Составь поезд  из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.
50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?
52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.
53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).
54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой а или в квадрат.
56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

 

Методика Кюизенера: плюсы

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.

Игры и упражнения представлены в порядке усложнения. Они помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы, помогут освоить состав чисел и научиться решать простые арифметические и логические задачи.

 

  Помимо явной эффективности обучения математике, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Презентация 5.ppt646 KB