Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное мероприятие игра "Что? Где? Когда?"

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - пн, 31/12/2012 - 00:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ гимназия №9 города Воронежа
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

 

 

Научиться применять изученные теоретические знания  по органической химии для решения практических проблемных ситуаций.

Задачи:

обучающие: Научить использовать в практических ситуациях знания по темам "Теория химического строения" и "Углеводороды". Познакомить с неизвестными учащимся сторонами деятельности выдающихся ученых- химиков: Д.И. Менделеева, А.П. Бородина, А.М. Бутлерова.

воспитывающие: Формировать познавательного интереса к предмету. Воспитание чувства ответственности, коллективизма, навыков работы в группе.

развивающие: Учить устанавливать причинно-следственные связи, расширить кругозор учащихся, формировать логическое мышление. Вырабатывать навыки монологической речи. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, компьютерная презентация.

Волчок со стрелкой, конверты 12 секторов, периодическая система, табло, на котором отражается текущий счет, песочные часы на 1 минуту, гонг (две алюминиевые крышки), музыкальное оформление, оборудование для вопросов и заданий (см. "Вопросы").

Краткое описание: 
Внеклассное мероприятие в форме игры "Что? Где? Когда?" по темам "Теория химического строения" и "Углеводороды" будет способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету химия.

 

Оформление: Игровой стол в центре класса. На столе – волчок со стрелкой, конверты – 12 секторов.

Подготовка: В классе назначаются 2 капитана, которые формируют себе команды по 8 человек, двое ассистентов (проводят опыты, меняют счет на табло, следят за счетом, выносят оборудование для каждого вопроса). Остальные учащиеся класса – активные зрители. Они будут иметь право ответить на вопрос, если с ним не справляется команда.

Вопросы

Сектор 1.

Оборудование: четыре таблички с надписями: «Диссертация. Дневные бабочки Волго-Уральской фауны», «Научный труд. Пчела, ее жизнь и правила толкового пчеловодства», «Научная статья. О различных случаях объяснения изомерии», «Теория химического строения».

Связь между этими четырьмя трудами гораздо более тесная, чем может показаться на первый взгляд. Они даже могли бы стоять на одной полке в библиотеке. Что общего у этих работ?

Сектор 2.

Д.И. Менделеев был не только великим химиком, но и видным общественным деятелем. Заботясь об экономическом развитии государства, он активно возражал против использования нефти в качестве топлива. «Нефть – не топливо. – Писал он. – Можно топить и ассигнациями». А где должно использовать нефть с точки зрения Менделеева? Докажите правоту ученого.

Сектор 3.

Оборудование: листок бумаги, на котором раствором серной кислоты сделана и высушена какая-нибудь надпись, спиртовка, спички.

В знаменитом рассказе Эдгара По «Золотой жук» герой прочитывает зашифрованное письмо, буквы которого проступают под действием тепла.

На нашем листе тоже есть надпись. Она не видна, так как сделана бесцветным раствором серной кислоты. Но стоит подержать ее над пламенем… Объясните, в чем суть явления?

Сектор 4.

В 1822 г Фридрих Вёллер получил циановую кислоту HCNO и, исследовав ее соли, нашел, что это вполне устойчивые вещества. Однако другой известный химик Гей-Люссак утверждал, что соли кислоты с таким составом взрываются с большой энергией от легкого толчка, и назвал кислоту гремучей. Известный вам химик Берцеллиус заявил, что кто-то из двоих ошибся. Но время рассудило, что оба правы. Как такое может быть?

Сектор 5.

В 19 веке постепенно начинает распространяться новое вещество – натуральный каучук. Он был непрактичным, при нагревании становился липким, легко плавился и уже не возвращался в первоначальное состояние. Поэтому при получении каучука изобретатели пытались добавить какие-то примеси, улучшающие его свойства.

Чарльз Гудьир торговал в Америки каучуковыми пластинами. Его пластины содержали в качестве примеси серу. Однажды он нечаянно уронил дорогостоящую пластину на плиту. Он схватил ее и начал мять, пытаясь убедиться, безнадежно ли она испорчена. Какой результат получил Гудьир?

Сектор 6.

Если жестяное ведро или большую кастрюлю с водой поставить греться на газовую плиту, то вскоре наружные стенки и особенно дно посуды становятся мокрыми. Может быть, металл при нагревании расширился настолько, что в межатомные промежутки стали протискиваться молекулы воды?

Предложите свое объяснение.

Сектор 7.

Оборудование: Стакан со слабым раствором йода, сухарик.

Многие люди любят пить чай с сухариками. Однако жидкость в этом стакане только внешне похожа на чай, а сухарик для нее мог бы стать индикатором. Сухарик изменит свой цвет, если опустить его в раствор. Что находится в стакане?

Сектор 8.

В Древнем Китае кору тутового дерева размачивали, расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли к ней клей, заливали водой и просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую на сите, опрокидывали на доску, прессовали и просушивали. Через минуту вы представите современный вариант этого изделия.

Сектор 9.

Шведский ученый-химик, с 1853 года работал в России, в фирме принадлежавшей его отцу. Фирма поставляла вооружение для русской армии. Разработал состав бездымного пороха. Его знаменитейшим изобретением стал продукт, в котором вещество, полученное нитрованием глицерина, наносилось на пористый носитель, например, кирпич.

Но больше всего он прославился тем, что завещал 33 млн шведских крон, проценты с которых ежегодно вручаются авторам лучших работ в области физики, химии, физиологии, медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира. Назовите фамилию этого человека и его изобретение.

Сектор 10.

У острова Гаити во время своего путешествия в 1493 году испанский адмирал Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Европейцам казалось невероятным, но мяч, ударяясь, высоко подскакивал в воздух. Колумб привез несколько кусков этого удивительного вещества, но в Европе оно никого не заинтересовало. Перечислите основные сферы использования этого вещества сегодня.

Сектор 11.

В шуточном гимне химиков поется:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Из водорода масло получить.

И Н2О на фанту переделать,

И аммиак в сметану превратить.

Предложите способ превратить керосин в воду.

Сектор 12.

Оборудование: фрагмент любого музыкального произведения А.П. Бородина.

(Звучит музыка). Вы слышите фрагмент из оперы «Князь Игорь» «Половецкие танцы», написанной русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным.

А пока вы слушаете, я расскажу вам об одном из способов получения галогенпроизводных углеводородов. Для этого берут серебряную соль какой-либо карбоновой кислоты и добавляют галоген. В результате длина цепи уменьшается на один атом углерода.

R-COOAg + Br2  --->  RBr + CO2 + AgBr

Что общего у прослушанной музыки и данной химической реакции.

Сектор 13.

В одном фантастическом рассказе ученый изобрел прибор, превращающий любой предмет в его зеркальное отражение: правую перчатку в левую и т.д. Опыты он проводил с мышами, но обращенные мыши быстро гибли от авитаминоза, пока он не догадался и овощи, которыми он кормил мышей, пропускать через этот прибор. Как объяснить полученный результат с точки зрения химии и автора рассказа?

Ход урока.

·                       Вступительное слово учителя

·                       Капитаны выбирают себе эмблемы: сова деятельная и сова философствующая. Первой садится за стол команда, выбравшая эмблему деятельной совы. После раскручивания волчка по стрелке определяется сектор и задается вопрос. Команда имеет минуту обсуждения. Хранитель времени подает сигнал по окончании минуты.

·                       Если команда правильно отвечает на вопрос – она получает очко и остается за столом.

·                       Если команда не справляется с вопросом – право ответа имеют зрители. После этого за стол садится команда соперников.

·                       По окончании игры подводятся итоги, победителям вручаются призы, учащимся, проявившим себя, выставляются оценки.

Ответы на вопросы.

1.    Автором всех работ является А.М. Бутлеров.

2.    Нефть – ценнейшее сырье нефтехимической промышленности. Из нее получают пластмассы, каучуки, бензин, керосин, смазочные масла и много других необходимых веществ.

3.    Концентрированная серная кислота является распространенным водоотнимающим средством. Надпись была сделана раствором кислоты, но при нагревании связанные молекулы воды отщеплялись и улетучивались, кислота концентрировалась. А потом она обуглила бумагу, поскольку бумага – это углевод. Она состоит из целлюлозы.

4.    Циановая и гремучая кислота являются изомерами. Они имеют одинаковый состав, но разное строение, а следовательно, и разные свойства. Веллер и Гей-Люссак просто имели дело с разными кислотами.

5.    Гудьир получил резину. Атомы серы сшили молекулы каучука в сетчатую структуру, вещество стало термореактивным. Так было сделано замечательное открытие.

6.    При сгорании природного газа образуются пары воды. А поскольку ведро или кастрюля имеют большую емкость и долго остаются холодными, пары конденсируются на них и становятся видимыми капельками.

7.    Сухарик содержит крахмал, изменяющий свою окраску в растворе йода. Следовательно, в стакане раствор йода.

8.    Китайцы были первыми, кто научился делать бумагу. Описан древний рецепт получения бумаги.

9.    Речь идет об Альфреде Нобеле, завещавшем свое состояние на вручение премии, получившей название Нобелевской. А продукт, который он изобрел и внедрил в производство – динамит.

10.                      Вещество, которое привез Колумб – каучук. Из него изготавливают резину, которая используется в автомобилестроении (шины), приборостроении (ленты транспортера, резиновые прокладки), быту.

11.                      Керосин – это углеводород, молекулы которого имеют длину цепи от 12 до 18 атомов углерода. При сжигании углеводородов образуется углекислый газ и вода.

Например: 2 С12Н26 + 37 О2 = 24 СО2 + 26 Н2О

12.                      Данная химическая реакция была открыта Бородиным и носит его имя. А.П. Бородин был не только композитором, но и  химиком. Он автор более 40 научных работ по химии.

13.                      У большинства витаминов имеются оптические изомеры. Организм усваивает только одну форму. Только эта форма и существует в природе. Остальные можно синтезировать в химической лаборатории. Но они являются неактивными, бесполезными. Если же все ферменты в организме живого существа сделать оптическими антиподами, активной станет другая форма витаминов, не встречающаяся в природе. Ее то и получал ученый в фантастической рассказе.

Литература.

1. А.П. Бородин на сайте "Лучшие люди страны".

2. История открытия натурального каучука.

3. А.М. Бутлеров. Википедия.

4. "Черное золото" империи.

5. Истории древнего Китая. Великие изобретения.

6. Химия. Шаг за шагом. Рабочие тетради. 10 класс. Теория химического строения. - М.: 1997. 

7. Чарльз Гуидьир

Прикрепленный файлРазмер
Что. Где. Когда.rar3.41 Мбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
"Балаковочка"

Оценка материала

...