Submitted by Ирина Николаевна Кокорина on Tue, 08/01/2013 - 13:41
Тема: Этнос и нация.
Национальный менталитет. Национализм.
Цели и задачи:
1) познакомить с основными признаками этноса и нации, со структурой национального менталитета, показать основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества;
2) развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии;
3) формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.
На прошлом уроке мы рассмотрели такие понятия этнос, нация, этничность.
Давайте вспомним значение этих понятий.
Как вы понимаете выражение Бернарда Шоу: «Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника»?
Объяснение нового материала.
Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет. Часто это понятие заменяют понятием национальный характер. Познакомимся с этими понятиями более подробно.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Что такое национальный менталитет?
- В чём проявляется национальный менталитет?
- С чем связаны черты характера определённого народа?
-Согласны ли вы с определением из текста?
- Приведите примеры, подтверждающие тезис относительно того, что национальный менталитет- явление хоть устойчивое, но не застывшее.
- Каким образом на характер ментальности оказывают воздействие национальные традиции и ценности?
- Почему нельзя абсолютизировать традиции?
- Почему нельзя их игнорировать?
- Что служит опорой в укреплении и сохранении традиций?
- Каковы, по мнению философа Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называет их сверхнациональными?
На каникулы вы получили задания на группы. Вы изучили материал о ментальности русского народа, выскажите своё мнение.
Группы презентуют свой материал.
Этническое многообразие современного мира.
Учёные утверждают, что в мире нет ни одной «чистой нации». Ведь история народа- непрерывный этногенез, т.е.процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов. Не случайно обществоведы шутят- легче пересчитать звёзды, чем этносы.
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определённой системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира, например так:
Географическая классификация
Языковая классификация
Антропологическая классификация
Народы Европы
Народы Азии
Народы Африки
Народы Америки
Народы Австралии и Океании
Афразийская
Картвельская
Индоевропейская
Дравидская
Уральская
алтайская
европеоиды
монголоиды
негроиды
австралоиды.
В этой связи особенно опасным становится явление, получившее название «национализм». Рассмотрим схему:
Национализм- это идеология, политика, психология, которые основываются на признании приоритета национального фактора в общественном развитии.
-Встречали ли вы в своей жизни проявления национализма?
- Каково ваше отношение к нему? Позицию аргументируйте.