Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе пот теме "Охрана животных"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Громяк Елена Николаевна
Место работы, должность: 
Учитель начальных классов
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Образовательные: 1.Формирование экологической компетентности Развивающие: 1.Развитие познавательного интереса обучающихся 2.Развитие творческой активности детей 3.Развитие мышления, наблюдательности, процессов сравнения, обобщения Воспитательные: 1.Воспитание бережного отношения к природе 2.Воспитание любви к Родине
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник "Мир вокруг" 3 класс, А.А.Плешаков
Используемая методическая литература: 
"Поурочные разработки по курсу окружающий мир" 3 класс, Т.Ю.Целоусова,Т.В.Максимова
Используемое оборудование: 
1.Компьютер 2.Проектор 3.Экран 4.Выставка книг по изучаемой теме 5.Учебник, рабочая тетрадь 6.Схемы "Правила поведения в природе" 7.Кроссворд
Используемые ЦОР: 
Презентация
Краткое описание: 
Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных"

Ход урока.

I. Психологический настрой на урок.(Презентация. Слайд 1.)

Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Проверка д/з(Слайд 2)

II.Сообщение темы и цели урока.

"Охранять природу - значит охранять Родину!" М.М.Пришвин

У: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока "Охрана животных".

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, все они вымерли по вине человека. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения и она составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной книгой. (Слайд 3)

У: Для чего нужна Красная книга? (Она информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.)

У: Как вы думаете, почему именно Красной книгой назвали, а не жёлтой, синей? (Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не уничтожайте растения.)

У: Как вы думаете, почему Красную книгу переиздавали? (Появились новые виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.)

III. У: Международная Красная книга состоит из цветных страниц: (Слайд 4)

 

чёрный– список тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;
красный– особо редкие и исчезающие животные;  
жёлтый– животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы
белый- животные, которые до сих пор мало изучены;
зелёный– спасенные от вымирания.
 
IV. Животные Красной книги.
 
У: А сейчас мы поговорим о животных Красной книги.
 
О соболе.(Слайд 5)

Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных, занимающих в составе промысловой фауны видное место.

Средняя длина тела соболя 50 см, масса — 1 — 1,5 кг. Основное место обитания — глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты.

Ведет оседлый образ жизни, придерживаясь определенного участка, который покидает в самом крайнем случае: при лесном пожаре, недостатке корма, усиленной рубке лесного массива.

В дневное время соболь плохо видит, держится неуверенно, зато ночью обнаруживает большую ловкость.

Выходя на охоту, соболь обязательно пробегает по каждому лежащему на его пути стволу упавшего дерева, обследуя вывернутые корни, коряги, рытвины, где находит норы мышевидных грызунов, которые составляют его основную пищу. Нападает на различных птиц и зверьков (боровая дичь, бурундуки, зайцы), а также не брезгует ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом поедает ягоды (голубику, рябину, черемуху, шиповник). Большое место в питании соболя занимают кедровые орешки. Найдя зимой бурундука с запасом орехов, соболь съедает хозяин этих запасов и его пищу. Врагов у соболя почти нет, если не считать крупных хищных птиц, медведя, росомаху и большую куницу — харзу.

Соболи размножаются весной. Гнезда для рождения потомства они устраивают в дуплах поваленных деревьев, в старых пнях, иногда в земляных норах. Дно убежища выкладывают мхом, сухими листьями, шерстью.

В апреле-мае у соболихи появляется от двух до семи детенышей, слепых и белесых, которые через несколько дней темнеют. Соболята раз в пять меньше матери. Малыши быстро растут и через месяц прозревают. Первое время мать кормит соболят молоком, позже носит им небольших зверьков и птиц, а подросших водит с собой, приучая к добыванию пищи.       

 Соболята резвятся, как котята, в драке громко урчат. В двухмесячном возрасте они переходят на корм взрослых. В августе-сентябре выводки распадаются и ведут самостоятельную жизнь.

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится.

В далеком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России и шили золотым фондом казны. Но затем вследствие хищнического истребления запасы соболя катастрофически упали и ему грозило полное и исчезновение. Охота была запрещена.

В 1929 г. в Московском зоопарке был получен приплод от соболей, и после научной разработки условий ухода и содержания их стали разводить на зверофермах.

Кроме того, соболи были выпущены на волю в подходящие для них районы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, где они хорошо прижились. Их численность возросла настолько, что во многих местах стала выше, чем 100 лет назад. Сейчас общая численность соболей превышает 700 тыс. голов.

Большую роль в сохранении этого вида сыграл запрет охоты и создание заповедников.

О белом медведе.(Слайд 6)

 

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики — белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись калачиком, ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра.

В берлоге медведица проводит шесть месяцев. У медведицы бывает! два-три малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они! слегка покрыты белой шерсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 г, а длина туловища — 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

В течение первых месяцев медвежата находятся с мамой. За это время у них прорезаются зубки, на 30-й день открываются глаза и слуховые отверстия.

 Белый медведь питается рыбой (нерпа), гренландскими тюленями, молодыми моржами. В голодное время — трупами китов, дельфинов.

В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо пищу, жир — для хозяйственных целей, шкуру — для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей, послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя медленно, но растет.

О морже.(Слайд 7)

 

Морж – могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны. Клыки моржей – до 80 сантиметров в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды.

О орле-беркуте.(Слайд 8)

 

Орел-беркут – большая, величественная птица. Размах её крыльев – до 2 метров. Беркут может подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу.

О фламинго.(Слайд 9)

 

Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.

Живут фламинго 25—30 лет. Это очень интересная птица. Тело высотой до 1,5 м, вес — 4 кг. У фламинго очень интересные гнезда. Они конической формы или в виде башенки высотой 1,5 м, а сверху — углубление, в которое самка откладывает два яйца белого цвета с зеленоватым оттенком.

Основа гнезда — ил и вспомогательный материал (перья, ракушка камешки, стебельки растений). Высиживание продолжается 30—32 дня. А птенцы смешные: ноги толстые, красные, клюв прямой — тоже красный. Одеты они в серый пух. Уже через месяц птенцы начинают сам питаться. Через три-четыре месяца они вырастают до размеров своих родителей. Первое оперение у них серое с розовым оттенком. Такие платья носит молодняк два года, а потом одевается в розовый наряд.

О тигре.(Слайд 10)

 

В 1947 г. в нашей стране была запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускался только по специальному решению.

В конце XIX в. тигров было около 100 тыс. особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

В семействе диких кошек тигр — самый крупный зверь. Тело его длиной 4 м. Тигр весит около 390 кг. Тигрица несколько меньше самца. Тигр - бродяга-одиночка. Питается в основном крупнокопытными животными. Суточный поход тигра — 20—30 км. Тигрица только во время родов и выхаживания молодняка задерживается на одном месте. Тигрица - мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда. А вообще тигры постоянных убежищ не имеют.

Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть.

Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детенышей одна. В среднем она вынашивает детенышей 100 суток. У нее рождается два-четыре тигренка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шерсткой с заметными полосами. Весят тигрята от 700 до 1000 г, длинна тигренка с хвостом 40—50 см. На седьмые сутки открываются глаза. Тигрята растут быстро. Живут тигры 25—30 лет.

О журавле.(Слайд 11)

 

В нашей стране обитает семь видов журавлей: серый, красавка, канадский, даурский, черный, белый (или стерх), японский.

Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский, черный и белый журавли внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под угроз исчезновения. Пока не поздно, журавлей надо спасать.

Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги.

В два-три года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны стоять на ногах. Глазки открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки.

Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и желтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовить к первому путешествию.

О жуке-красотеле.(Слайд 12)

 

Жук-красотел живет в лесах. Длина его тела около 3 сантиметров. Он поедает опасных для леса гусениц.

О выхухоли.(Слайд 13)

 

Когда-то давно (считают, что выхухоль появился на Земле 30 млн лет назад) он был распространен по всей Европе. Но поскольку мех этого зверька очень высоко ценился, то был он почти полностью истреблен. И может быть, исчез бы совсем, если бы не взяли его под охрану.

Выхухоль — зверек небольшой, длина его в среднем 20 см, а вес примерно 0.5 кг. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, т.к. смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимой.

На суше выхухоль довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно — быстро плавает, хорошо ныряет, может долго не показываться на поверхности.

Норы выхухоль делает на берегу, но вход в них всегда расположен под водой.

Кроме основной норы, у всех выхухолей есть еще одна-две. Там зверьки хранят запасы и поедают пойманную во время охоты добычу. Питается выхухоль животной и растительной пищей. А находит ее зверек на дне, уткнув свой длинный хоботок в ил или помогая себе передними лапами. Он взрыхляет ил и подбирает насекомых и личинок.

Увидеть выхухоль трудно, хоть и живет он часто рядом с человеком. Разве что весной, выгнанный половодьем из своего убежища, сидит он на деревьях или плывет на куче хвороста у всех на виду. Очень часто в это время выхухоль становится добычей для ондатры или американской норки. Случается, гибнут выхухоли и в норах во время половодья, и подо льдом. Поэтому этого редкого и до сих пор малоизученного, но очень ценного зверька строго охраняют.

О лебеде.(Слайд 14)

 

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.

Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их можно услышать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.

Огромные белые птицы на синем апрельском небе — это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении — и при крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании когда шумно расплескивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах — это чуткие и осторожные птицы.

В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно жив в зоологических садах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

Лебедь — прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в наше стране запрещена.

V.Физкультминутка

 

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко

(ходьба с подниманием рук).

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

(наклониться вперед, руками коснуться пола)

И назад в дупло кладем

(выпрямиться, поднять руки вверх).

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим

(бег на носочках).

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться

(наклониться вперед).

Как много мы увидели:

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

VI. У: Ребята,какие экологические правила нужно соблюдать? (Слайд 15)

 

1.Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

2.Не будем подходить близко к гнездам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.

3.Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детенышей зверей.

4.Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

VII. У:Итог урока. Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.(Слайд 16)

У:Прочитайте слово,которое получилось в выделенном столбце.(БЕРЕГИ)

У:Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...

VIII.Группа учащихся читает стихотворение "Береги природу":

 

Чтец   1.     Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

 

Чтец  2.      Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь.

Ведь небо — это их стихия!

Ведь небо — это их свобода!

Ведь небо — это вся их жизнь!

 

Чтец  3.      А в небе — стая журавлей

Так грустно над землей кружится.

Земля... Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

 

Чтец  4.      Тогда бы мертвым стало небо.

И — тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

 

Чтец 5.       Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло...

Опомнись, вздрогни, человек!

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

 

Чтец 6.       Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом и дубрав...

IX.Домашнее задание. 1.Прочитать в учебнике статью "Охрана животных"(стр.112-115), подготовить ответы на вопросы раздела "Проверь себя"(с.116) 2.Выполнить задания 1,2,3(учебник,с.116)
Прикрепленный файлSize
Охрана животных.pptx1.17 MB

»  Tags for document: