Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Определение имени прилагательного

Данные об авторе
Автор(ы): 
Роква Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 15, учитель начальных классов

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цель:познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник для 3 класса, 2 часть Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, ООО «Баласс», 2006; тетрадь по  чистописанию М.А.Яковлева, ООО «Баласс», 2003

Используемая методическая литература: 

Р.Н.Бунеев методические рекомендации по русскому языку для 3 класса

Используемое оборудование: 

Оборудование:мультимедийный проектор; компьютер;  сигнальные карточки взаимо-выручки и самооценки; учебник для 3 класса, 2 часть Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, ООО «Баласс», 2006; тетрадь по  чистописанию М.А.Яковлева, ООО «Баласс», 2003; презентация к уроку.  

Краткое описание: 
<h1> <span style="font-size: 12px;">Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию&nbsp; процесса обучения и воспитания, через создание потенциала устой чивого развития каждого ребёнка. Поэтому предлагаемый урок русского языка, построен по принципам развивающего обучения и &nbsp;направлен&nbsp; на использование учащимися продуктивной деятельности, разви-тие у них творческих потенциалов, стимулированию активной познавательной мотивации и &nbsp;интереса к предмету, &nbsp;&nbsp;самостоятельности&nbsp; в обучении, а также на&nbsp; воспитание нравственных качеств ребёнка.</span></h1> <h1> <span style="font-size: 12px;">Использование индивидуальных дифференцированных заданий для учеников, межпредметных связей, проблемных ситуаций, различных видов контроля&nbsp; позволяет развивать способности детей, повышать языковую культуру учащихся.</span></h1> <h1> <span style="font-size: 12px;">&nbsp;Урок имеет сопровождение в виде электронной презентации, которая на различных этапах позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, эффективно осуществляет обратную связь, помогает повысить познавательный интерес и работоспособность учащихся.</span></h1>

Ход урока:

I. Оргмомент:подготовка рабочего места, посадка, нацеливание на урок, запись числа

II. Минутка чистописания. Орфографическая минутка.          Слайд 1

Проводится  в тетрадях по чистописанию с.39, урок 109. Некоторые уч-ся работают по индивидуальным карточкам.

Написание каких букв сегодня повторим? Запишите их.

Прочтите высказывание К. Паустовского. Как вы его понимаете? Запишите его, найдите изученные орфограммы, объясните их написание.

Сколько бы  ни  пришлось жить на ___ свете,  никогда  не  перестанешь  удивляться  России. 

                                                                                                                              (К. Паустовский)

Назовите самостоятельные  и служебные части речи, использованные в высказывании К. Паустовского. Найдите имена существительные, укажите их род и число. Проверка: сигнальные карточки

Разберите  как часть речи (запись уч-ся самостоятельно, 2 ученика работают на доске):

 1в. (На)  свете – (на чём?  где?) – сущ., н.ф. (что?) свет, неодуш.,  м.р., ед.ч.   

2в. России (чему?)- сущ., н.ф. (что?) Россия, неодуш., ж.р. , ед. ч.

Проверка: взаимопроверка

III. Подготовка к восприятию нового материала.     

Прочитайте:

                               Птицу ищу из .... страны:                  Слайд 2

С .... хвостом .... длины,

С перьями цвета .... тишины,

С клювом, стучащимся  в .... сны

                                                             (К. Мустафин)

  • - Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
  • - Что необходимо сделать для того, чтобы оно было интересным? (Вставить слова, подходящие по смыслу).

Я слово ищу необычное, звучное,                               Слайд 3
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
IV. Формулирование темы урока.

- Используя предыдущие задания, сформулируйте тему урока.Вы правы. Тема нашего урока:«Определение имени прилагательного».            Слайд 4

 

 - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…) Какие задачи вы поставите для себя на урок?

Цель нашего урока: познакомиться с именем прилагательным и его  признаками.      Слайд 5

Задачи:

  1. Определение имени прилагательного.
  2. Признаки имени прилагательного
  3. Имя прилагательное в речи.

Работа в парах:

- Используя опорные слова, дополните текст стихотворения, определите на какие вопрос они отвечают?

(опорные слова: лесной,  чудесной, необычной,  павлиньим, детские).

                                        Птицу ищу из чудесной страны:                          Слайд 6

С павлиньим хвостом необычной  длины,

С перьями цвета  лесной  тишины,

С клювом, стучащимся  в детские сны

                                                                      (К. Мустафин)

Какие же слова мы с вами вставили? (имена прилагательные). Какова роль имён прилагательных в этом стихотворении?

V.Повторение изученного материала об имени прилагательном. Работа с определением.

Что же такое имя прилагательное? (ответы уч-ся). Прочтите правило в учебнике (учебник с. 69, упр. 308 и правило).

Что вы нового узнали о имени прилагательном?

Правильно ли мы дали определение имени прилагательного?                              Слайд 7

 

 

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.

Обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие?

«Прилагательное» (от латин.) – «присоединение, прибавление»

твечает на вопросы Какой?

ятельная ельного?нике.

Почему это самостоятельная часть речи? Что помогает отличить имя прилагательное от других частей речи. К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другими частями речи? (не может быть признака без предмета). Для чего же нужны в речи имена прилагатель-ные? (называют  разные признаки одного и того же предмета).

Хорошо, ребята, мы справились с первой задачей. Перейдём ко второй.

  1. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

1) Работа с  учебником.

Упражнение 309,с. 70

Понаблюдайте за тем,  как изменяются имена прилагательные. Сделайте вывод.

Синий карандаш         м.р.

Синяя лента                 ж.р.

Синее море                  ср. р.

Синие зонтики            мн. ч.

Вывод: имена существительные изменяются по родам и числам.

Как узнали род  и число имени  прилагательного? (По имени существительному, с которым оно связано)

Какого рода имя прилагательное синие?    ?!

Понаблюдаем:

Зонтики (м.р.)      синие

Парты ( ж.р.)        синие

Облака (ср.р.)       синие

Существительные разных родов, а что происходит с именем прилагательным? Оно изменилось? Сделайте вывод.

Вывод: имена прилагательные во мн.числе породам не изменяются.

2) Уч-ся 1 группы списывают слова 2-го столбика, выделяют окончания имён прилагательных.

Сладкий

Сладкая

Сладкое

Сладкие

Проверка. Проверку проводит консультант.

Остальные уч-ся  работают  по индивидуальным карточкам. Задание:  подобрать и записать  как можно больше имён прилагательных. Определить их род, выделить окончания.

2 группа:                                                                          3 группа:                

Яблоко (какое?)…,  …                                              Линейка  (какая?)…,  …

Мальчик (какой?) …, …                                           Слова (какие?) …, …

Проверка. Чтение получившихся словосочетаний. Роль имён прилагательных.

Сделайте вывод, какие окончания  имеют имена прилагательные.

- Какой признак имени прилагательного можно узнать по окончанию? (род, число)

Какие окончания имеют имена прилагательные  ж.р, м.р., ср.р.,  во  мн. числе?             Слайд 8

 

 

Окончания имён прилагательных

м.р.

ж.р.

ср.р.

мн.ч.

какой?

-ой, -ый, -ий

какая?

-ая, -яя

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

 

Имена прилагательные изменяются по родам. Можно ли также сказать об  именах существительных?  (нет, они имеют род). В чём разница?                                                                                     Слайд 9

Вывод:

 

Изменяются

По родам

По числам

Имена прилагательные

+

+

Имена существительные

-

+

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.                                    Слайд 10

VI. Тренировочные упражнения. Самостоятельная, дифференцированная работа.

- Следующее задание сложнее, вы будете выполнять его самостоятельно. Если задание вызовет затруднение, воспользуйтесь цветной сигнальной карточкой.
1 группа:

Прочитай. Составь и запиши словосочетания СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Укажи род имён существительных  и  имён прилагательных.

Широкая                   холмы

Жаркий                     равнина

Громкое                    день

Хорошая                   дыхание

Буро-зелёные           музыка

 

2 группа:

Прочитай. Распредели словосочетания СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ+ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  по группам.

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов…»

«В жаркий день, когда некуда деваться от зноя и духоты, плеск воды и громкое дыхание купающегося человека действуют на слух, как хорошая музыка».

«Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые… представлялись теперь бесконечными…»

 

Мужской род

Женский род

Средний род

 

 

 

 

 

 

 

3 группа:

Прочитай. Допиши словосочетания, используя предложения. Укажи род имён существительных и  имён прилагательных.

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов…»

«В жаркий день, когда некуда деваться от зноя и духоты, плеск воды и громкое дыхание купающегося человека действуют на слух, как хорошая музыка».

«Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые… представлялись теперь бесконечными…»

Равнина (какая?) …

День (какой?) …

Дыхание (какое?)…

Музыка (какая?) …

Холмы (какие?) …

Проверка: самопроверка  по таблице:                                                                        Слайд 11

 

 

Мужской род

Женский род

Средний род

жаркий день

широкая бесконечная равнина

громкое дыхание

 

хорошая музыка

 

 

Постановка проблемного вопроса. Были ли затруднения при выполнении заданий?       ?! ( какого рода прилагательное буро-зелённые, загорелые, лиловые?) или Почему нет  в таблице словосочетания буро-зелёные холмы, лиловые холмы, загорелые холмы?

Вывод: Прилагательные загорелые, лиловые,   буро-зелёные холмы  употреблены в форме множественного числа. У прилагательных во множественном числе род определить нельзя.

VII. Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа.

При составлении заданий для самостоятельной работы я использовала отрывки из произведения нашего великого земляка А.П.Чехова  «Степь». Вы, наверное,  заметили как необыкновенно точно, ярко, с любовью описывает природу нашей донской земли писатель. Как вы думаете, что помогло ему в работе?

Предположения учащихся о роли имён прилагательных в речи.Зачем мы используем в речи  имена прилагательные? (украшают, уточняют нашу  речь, делают её яркой, красочной, обогащают красивыми оборотами…)

Я надеюсь, что вы, когда вырастете, тоже станете талантливыми личностями,  и будете прославлять  свою Родину и любимый край, а пока я предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. Сегодня мы попробуем написать рассказ. А поможет нам в этом игра «Мозаика». Перед вами слова-стёклышки, которые нужно собрать, чтобы получился рассказ. Но сочинять мы будем  необычные рассказы.

1 группа: используя слова-прилагательные составить весёлый  рассказ.

2 группа: используя слова-прилагательные составить грустный рассказ.

3 группа: используя слова-прилагательные составить фантастический рассказ.

 

Необычная планета.

          На планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер. 

Домики у человечков были…, с крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что… домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили  в гости.

 

 

                                                                                                              

 

голубой

клетчатый

умный

квадратный

фиолетовый

смешной

добрый

крылатый

сердитый

злой

быстрый

полосатый

лысый

весёлый

солнечный

светлый

мохнатый

огромный

пушистый

лохматый

волшебный

бескрайний

лиловый

ужасный

шёлковый

прозрачный

стеклянный

бумажный

медный

синий

глубокий

широкий

золотистый

серебристый

носатый

шерстяной

красивый

оранжевый

хвостатый

плоский

толстый

худой

зубастый

щекастый

бледный

зелёный

шумный

звонкий

ушастый

летучий

кривой

жёлтый

светлый

чёрный

красный

странный

багровый

серый

удивительный

бархатный

прелестный

чудесный

милый

коричневый

малюсенький

крупный

громадный

фантастический

колючий

кирпичный

железный

прекрасный

 

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка:чтение рассказов

Какой рассказ понравился больше? Почему?

Какую роль сыграли имена прилагательные в этих рассказах? (помогли точно описать образы героев,   их характеры,  настроения…)

 VIII. Контроль.

- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.

I вариант

1. Имя прилагательное обозначает:                              
а) признак предмета;
б) предмет;
в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с существительным;
б) с глаголом;
в) с прилагательным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) какой?, какая?, какое?, какие?;
б) что делает? что сделает?;
в)  кто? что?
4. Имена прилагательные весёлые, родные, милые:
а)  не имеют рода;
б) женского рода;
в) среднего рода.

II вариант

1. Имя прилагательное изменяется:                              
а) по родам и лицам;
б) по родам и числам;
в) имеют род;
2. Имя прилагательное -  это …
а) служебная часть речи;
б) самостоятельная часть речи;
в) словосочетание;
3. Имя прилагательное  зимнее
а) женского рода;
б) среднего рода;
в)  мужского рода.
4. Слово правило отвечает на вопрос:
а)  какое?;
б) что?;
в) что делать?

                                                                                               Слайд 12

Проверка: самоконтроль                                                                                          

Вы  отлично справились  с  заданием  и  усвоили тему урока,

                                                     если

1 вариант: при ответе на каждый вопрос,  отметили задание а)

2 вариант: при ответе на каждый вопрос,  отметили задание б)

IX. Подведение итога урока.

Что нового узнали на уроке об имени прилагательном? Составление рассказа по схеме.

                                                                                                                                Слайд 13

 

имя прилагательное- это…

 

связано с…

 

 

 

изменяется   по…

 

роль в речи

               

 X. Выставление отметок.

Самоанализ работы на уроке уч-ся. Выставление отметок

XI. Д/З

С.90, упр. 5; сочинить сказку об имени прилагательном.    Слайд 14

 

Прикрепленный файл Размер
роква.ppt 4.16 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн