Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Природные ресурсы Восточной Сибири

Submitted by Аля Александровна Фартучная on пн, 14/01/2013 - 06:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фартучная Аля Александровна
Место работы, должность: 
МКОУ Чикманская СОШ Чулымского района, учитель географии
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

 

  • ·       познакомить учащихся с природными ресурсами Восточной Сибири и характером их использования;

  • ·       развивать творческие способности учащихся

  • воспитывать любовь к родной природе

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2001

Используемая методическая литература: 

 

1.    Агишева Т.А. и др. Современный дизайн участка.- М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.

 

2.    Акимушкин И.И. Мир животных. – 2-е изд. М.: Мысль,1990.

 

 

3.    Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2001.

 

4.    Третьяков Ю. Туристическими тропами. Новосибирск, Зап.-Сиб. Кн. Издательство, 1978.

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

Авторская презентация

Краткое описание: 
Урок географии в 8 классе.

 

Оборудование: физическая карта России, атласы для 8 класса, коллекция горных пород, компьютерная презентация в качестве наглядного пособия.

 

План урока

 

1.   Организационный момент

2.   Изучение нового материала

3.   Закрепление

4.   Домашнее задание

5.   Подведение итогов урока

 

Ход урока

 

1.   Организационный момент.

 

Учитель:здравствуйте, ребята, дорогие гости! Я всех рада видеть на уроке. Традиционно  свой урок мы начнем с заполнения « дневника настроения».

 

                               (Слайд №1)

 

 

 

                           Дневник настроения

 

 Настроение

Цвет

Восторженное

Красный

Радостное

Оранжевый

Хорошее

Желтый

Спокойное

зеленый

тревожное

Фиолетовый

Унылое

Серый

Мрачное

Черный

 

 

 

2.   Изучение новой темы.

 

(Слайд №2)

Природные ресурсы Восточной Сибири

(Слайд №3)

Российское могущество прирастать будет Сибирью

М.В.Ломоносов    

(Слайд №4)

Физическая карта России

Учитель.Восточную Сибирь называют краем будущего. Еще в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Попробуем поразмышлять вместе край будущего – что это?

- наличие разнообразных природных ресурсов для развития современных отраслей народного хозяйства;

- благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека;

- экологически благоприятная обстановка для жизни людей.

        Восточная Сибирь сказочно богата различными природными ресурсами: минеральными, энергетическими, лесными, рекреационными и т.д.

        В Восточной Сибири сосредоточено до 80% запасов каменного и бурого угля (Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский).

        Богата Восточная Сибирь и рудными месторождениями; железными рудами Коршуновского и Абаканского месторождений, Ангара-Питского района, медно-никелевыми рудами Норильска.

        Известны месторождения нерудных ископаемых: слюда, графит, стройматериалы.

        Об одном из таких минералов нам расскажет Букова Марина

(Слайд №5)

                                       Чароит

 

        В 1973 годув Якутии, в глухой сибирской тайге, на обрывистом берегу студеной реки Чары было открыто месторождение.

        Камень очаровал редкой для природных минералов фиолетовой окраской. Чароит – так назвали находку.

        Восточная Сибирь  по-прежнему сохраняет свою традиционную роль главного поставщика золота в стране (старейшее Бодайбинское месторождение в Якутии). Большое значение для хозяйства страны имеют крупнейшие месторождения алмазов в Якутии, образование которых также связано с трапповым магматизмом.

        Щедро наделена Восточная Сибирь гидроэнергетическими ресурсами. Многоводные реки Енисей, Лена, Вилюй, Ангара используются для получения дешевой электроэнергии.

         Но и это еще не все. В самом конце хх века был открыт еще один уникальный энергоресурс – газогидрат.

                           (Слайд №6)

 

                           Газогидрат

         По мере того, как лозунг «ХХ! Век – век газа» проникает в общественное сознание, растет интерес и к этому нетрадиционному источнику газа, как залежи газогидратов. Газовые гидраты – это скопления газа в особом, связанном на молекулярном уровне с водой, состоянии.

 

         Ребята, вам была дано задание найти в Интернете информацию об этом новом полезном ископаемом. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы.

 

1. Вопрос: как образуются газогидраты?  (Вика)

Ответ. Газовые гидраты – молекулы газа, чаще всего метана, «вделанные» в ледяную или водяную кристаллическую решетку. Газовый гидрат образуется при высоких давлениях и низких температурах, поэтому в природе встречается либо в осадках глубоководных морских акваторий, либо в сухопутной зоне вечной мерзлоты, на глубине в несколько сотен метров ниже уровня моря. Один кубометр газогидрата содержит примерно 200 кубометров газа.

 

2. Вопрос: каковы запасы газогидратов?  (Антон)

Ответ. Геофизики разных стран пришли к выводу, что запасы газового гидрата в сотни раз превышают запасы нефти и природного газа. Если прогнозируемые запасы газа на планете составляют от 300 до 600 трлн. кубометров, то прогнозные запасы газового гидрата – от 2800 до 25000 трлн. На них человечество может безбедно жить сотни лет.

 

 

3. Вопрос: где на Земле находятся скопления газогидратов? ( Дима)

Ответ.Исследования показывают, что около 98% мировых запасов газовых гидратов находятся в океане. Оставшиеся 2% - на суше в зоне вечной мерзлоты. Россия обладает чуть ли не самыми большими запасами газогидратов, т.к. 60% территории страны лежит в зоне вечной мерзлоты.

 

4. Вопрос: ведется ли сейчас добыча газогидратов? (Таня)

Ответ.Добыча газогидратов не ведется. Проблема в том, что ученые не могут найти способ сохранения газогидратов в первоначальном состоянии до переработки. Дело в том, что условие стабильности газогидратов – высокое давление. Как только достаешь их с глубины, они начинают таять буквально на глазах.

 

5. Вопрос: ведутся ли в других странах разработки по добыче газогидратов?

    (Алена)

Ответ. Миллионы долларов на собственные проекты по добыче и переработке газогидратов тратят Индия, Южная Корея, Канада, Норвегия и США.

 

Учитель. Ребята,у этого нового полезного ископаемого нет еще своего знака. Подумайте и в течение одной минуты нарисуйте этот знак на листе, а потом выберем лучший.

Учитель:велики биологические ресурсы региона. Издавна славится тайга пушным промыслом, особое место занимает сибирский соболь; сбором ягод, грибов, орехов.

         На юге региона осваиваются почвенные ресурсы. Особенно плодородны почвы в котловинах и районах лесостепи и степи в предгорьях Алтая.

         Начинается освоение и богатых рекреационных ресурсов территории. Об этом хочется рассказать подробнее.

         Ребята, вам было дано задание подготовить рассказ о том, как бы вы использовали рекреационные ресурсы одного их районов Восточной Сибири, например, Алтая. Его территория еще в 1998 году была включена в список объектов всемирного наследия. Эта чудесная горная страна восхищает  красотой своих гремучих рек и водопадов, озер и снежных вершин.

                                               (слайд №7)

(фотографии природы Алтая)

Дима

 

                   Я являюсь руководителем и финансовым директором туристической фирмы «Вояж». Это коллективная собственность, которая принадлежит семи компаньонам. Все мы бывшие одноклассники и хорошо знаем друг друга. Все мы после школы учимся в различных учебных заведениях, а в летнее время зарабатываем деньги, используя туристический бизнес. Наша фирма расположена у поселка Ая, на берегу Катуни. К нам приезжают любители активного отдыха на природе из Новосибирска, Кемеровской области, Алтайского края и других регионов.

                   В штатное расписание фирмы входят такие должности как коммивояжер, финансовый директор, экскурсовод, ланшафтный дизайнер, менеджер по досугу, инструкторы по плаванию и конному спорту. Сейчас каждый из них расскажет о своей работе.

 

 Таня

 

         В фирме «Вояж» я работаю коммивояжером. Я составляю маршруты для туристов. Туристическое путешествие это не только радость, но и испытание. Очень интересно самому разрабатывать и пролагать туристический маршрут. Чувство первооткрывателя не покидает меня на протяжении всего пути, даже если он несложен и проходит по обжитым и знакомым путям.

         Мною разработано три вида маршрута:

- познавательного характера, он проходит по интересным местам и уникальным природным объектам;

- оздоровительного направления, он включает прогулки на лошадях;

- маршрут экстремального туризма – это сплав по реке Катунь.

Все эти маршруты рассчитаны на однодневные походы, поэтому в первую

половину дня планируется пройти 60-70% намеченного пути с тем, чтобы во вторую половину можно было без спешки вернуться назад, переодеться и отдохнуть.

         При разработке маршрутов обязательно учитывается большой привал для обеда. Лучше всего его устраивать в самое жаркое время дня. На месте, выбранном для привала, обязательно должна быть тень. Хорошо также, если будет проточная вода, чтобы можно было умыться.

         В заключении хочу дать несколько советов начинающим туристам:

·        Неправильно думать, что туризмом могут заниматься только физически здоровые люди. Известно множество случаев, когда туристические походы улучшали состояние больного при целом ряде заболеваний. Нужно только перед выходом на маршрут обязательно посоветоваться со специалистами – медиками и, во всяком случае, не совершать свое первое туристическое путешествие ранней весной или поздней осенью.

·        Никогда не выходите в поход в новой обуви. Правильно подобранная обувь должна быть удобна, прочна, хорошо сидеть на ноге и, обязательно разношена.

·        Не забудьте взять с собой кусок полиэтиленовой пленки. Она заменит скатерть и сбережет вещи от сырости, ею можно накрыться во время дождя.

·        Не разбрасывайте вокруг бивака остатки пищи и пустые консервные банки. Всегда помните о тех, кто после вас может прийти отдыхать на место вашей стоянки.

Физпауза

(учитель показывает 2-3 упражнения учащимся для          снятия напряжения)          

 

Вика

 

                                      (фотографии экскурсии)

 

                  В нашей фирме я работаю экскурсоводом. Маршрут, по которому мы проходим с туристами, носит познавательный характер. Начинается он от поселка Ая на Катуне, проходит через навесной мост к Камышенскому водопаду. По пути мы заходим в кафе над Катунью, чтобы отдохнуть и перекусить. Далее путь лежит через Чекитаманский перевал (2413). Через него раньше проходила дорога к старому шелковому пути. Здесь стоит стела, поставленная в честь 200 летия добровольного вхождения Алтая в состав России. Затем мы подходим к Тавдинским пещерам. В одной из первых пещер на входе лежит пещерный гном. По преданиям местных жителей его надо задобрить, для того, чтобы с нами ничего не случилось и он смог нас выпустить на поверхность. Для этого туристы кладут к его подножью монеты, сигареты и другие предметы. В конце маршрута особый интерес представляет грот с иконой у острова Татмос (0257). Здесь мы отдыхаем и возвращаемся в обратный путь.                                     

 

 

                                               Ира

                                      (фотографии домиков)

 

         Я учусь заочно на ланшафтного дизайнера. Для того, чтобы ваш участок выглядел так, как хочется, существует такая наука, как ландшафтный дизайн. Родился ланшафтный дизайн в США, чуть более 100 лет назад. Этот вид деятельности помогает создать искусственную среду для жизнедеятельности человека использованием природных компонентов.

         Ланшафтный дизайн – это комплекс мероприятий, нацеленный на благоустройство участка. При благоустройстве участка используются преимущественно природные материалы: растительность, вода, камни, почва, а также непосредственно особенности ландшафта.

         В фирме я работаю менеджером по хозяйству. Я слежу за благоустройством домиков для отдыхающих, кафе, площадкой для  конкурсов и административным корпусом. Дома для отдыхающих у нас деревянные. Рассчитаны они на различные категории отдыхающих, в зависимости от их достатка: от дешевых двухместных до более дорогих и комфортабельных. Учитывая местные условия, особой популярностью пользуются национальные жилища алтайцев, которые называются аилы. Это шестиугольные постройки с дымоходом в крыше.

 

 

        

Алена

                                               (фотографии с лошадьми)

         Лошадь снова входит в моду. Конный туризм расширяет круг своих поклонников и любителей. Разве плохо, если ваша цель – прокатиться ,не спеша, на чистом воздухе, сесть не в душный автомобиль, а в добрую коляску, запряженную прекрасной лошадью!?

         А сколько здоровья приносит просто верховая езда. Причем заниматься этим можно в любом возрасте: в детстве, в молодости, в старости. Верховая езда великолепно развивает ноги, торс ( и, следовательно, и осанку) и мышцы рук. Верховая езда помогает сохранить стройность, препятствует  излишней полноте.

         В нашей фирме я работаю инструктором по  верховой езде. В работе мы используем такую породу лошадей как Донская верховая лошадь. Начало этой породы

было положено в х1х веке. Из дальних походов привозили донские казаки восточных лошадей (карабахских, персидских, ахалтекинских). Те смешивались с местными, в основном ногайскими, лошадьми. Так получилось отличная, кавалерийская лошадь, выносливая и крепкая. Позднее ее улучшали прилитием крови орлово - растопчинских и английских чистокровных лошадей.

         С каждой группой туристов я работаю по два дня: в первый день обучаю новичков приемами верховой езды, даю им инструктаж, а во второй совершаем трехчасовую конную прогулку. Маршрут проходит как по равнинной, так и горной местности.

 Антон

                                               (фотографии сплавов)

         В нашей фирме я выполняю обязанности инструктора по плаванию. Мы предлагаем один из видов экстремального туризма – это сплав по реке Катунь. Сплав осуществляется на резиновых лодках, которые называются рафта. Каждому туристу выдается плавательный комплект, в состав которого входит гидрокостюм, каска, спасательный жилет, весло и мешок – драйбек, что означает «сухая сумка». На каждом рафте помещается по 5-6 человек. Если в группе есть новички, то их, как правило, помещают в центре лодки. Перед началом сплава провожу инструктаж по правилам поведения в экстремальных условиях. В случае, если во время сплава кто-нибудь оказывается за бортом, то его нужно будет поймать и затащить в лодку так, чтобы он оказался спиной к рафту.

         В середине маршрута предусмотрена остановка, для того, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Для этого выбирается удобное место на скалах. В качестве столика можно использовать весло. Маршрут рассчитан на четыре часа. В конце маршрута сплавщиков ждет автобус, который привозит туристов на основную базу.

 

Марина

 

(фотографии конкурсов)

 

         В нашей фирме я выполняю обязанности менеджера по досугу. Моя задача – в свободное от экскурсий время организовать различные эстафеты, конкурсы и соревнования. Сегодня вашему вниманию я представлю некоторые из них.

         Собирается  3-4 команды по 10 человек (примерно).

                                               Задание №1

         Бегут по 2 человека, один из них на одной ноге, а вторую ногу держит другой.

                                               Задание №2

 

         Два члена команды бегут, неся на руках третьего

                                               Задание №3

 

         Между деревьями натягивается сетка. Нужно всю команду перетащить через сетку так, чтобы не касаться веревок сетки (на сетке висят колокольчики, если сетку задеть, то они зазвенят и все надо будет начинать сначала).

                                              

                                               Задание №4

 

         На земле нарисована спираль. Есть бревно, к которому привязаны веревки. С помощью веревок бревно ставится в вертикальное положение и по спирали выводится из круга так, чтобы основание бревна было на земле и не наклонялось.

                                               Задание №5

 

         Команда стоит на бревне: 5 человек лицом сюда, а 5 человек спиной. Задание состоит в том, чтобы поменяться местами и ни разу не соскочить с бревна. Кто не удержится, начинает все сначала. (Это очень трудное задание).

                                               Задание№6

 

         Все команды собираются вместе. Им связывают ноги, и так нужно добраться до какого-нибудь предмета, за которым лежит приз.

         Менеджером в данной фирме я работаю в летние время, а остальное время посвящаю учебе на юриста.

Туристический бизнес приносит неплохую прибыль. В будущем, если нас не разорит финансовый кризис, мы планируем работать и в зимнее время, организуя горно-лыжные оздоровительные мероприятия.

 

 Дима

 

                   Есть у нас и проблемы. В первую очередь это утилизация отходов и мусора. Хотя мы ведем с отдыхающими разъяснительные беседы о бережном отношении к природе, мусор накапливается. Особенно много остается пластиковых  бутылок. Пока все это мы сжигаем, но в перспективе хотим приобрести мини мусороперерабатывающий завод и открыть цех, в котором из пластиковых бутылок и алюминиевых банок делать сувениры и продавать их туристам.

 

        

         Учитель. Спасибо, ребята, за интересные сообщения. А теперь, чтобы проверить как вы усвоили новый материал, напишем с вами фактологический диктант. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите писать только ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Закрепление    

                  

                                      Фактологический диктант

 

1.    Кому принадлежат слова «Российское могущество прирастать будет Сибирью»?

2.    Как называются природные ресурсы, используемые человеком для отдыха и восстановления здоровья?

3.    О каких новых минералах вы сегодня узнали?

4.    Какие виды туризма вы знаете?

5.    Перечислите профессии, о которых вы услышали на уроке.

6.    Почему Восточную Сибирь называют краем будущего?

 

3.   Домашнее задание

 

Учитель.Ребята, дома выполните следующие задания: 1. прочитаете параграф 40 в учебнике; 2-е задание по выбору: заполнить таблицу в конце параграфа, либо составить кроссворд по теме.

 

4.    Подведение итогов урока. Заполнение «дневника настроения» на конец урока.

 



На: ресурсы


Ответы на География 8 класс Таблица 9

Таблица 9, Природные ресурсы Восточной Сибири.

Минеральные: 1)бурый уголь (Канско-Ачинский бассейн) 2)каменный уголь(Тунгусский, Иркутско-Черемковский бассейны) 3)газ(п-ов Таймыр: месторорждение Мессояха) 4)железные руды (Ирбинское месторождение, месторождение Абаза) 5)Бокситы(Красноярский край) 6) медь, никель (Норильск: Тамахское месторождение) 7)золото (Бодайбо) 8)поваренная соль (Усолье-Сибирское, Братск) Лесные ресурсы: значительные(лесоизбыточный район) Лиственница, ель, пихта, кедровая сосна. Биологические: Повы малоплодородны. Резко континентальный климат умеренного пояса (резкие амплитуды температур), до Нижней Тунгусски холодный пояс. Водные ресурсы огромны(Самая полноводная река-Енисей, а также Ангара, оз.Байкал) Рекреационные ресурсы: крайне низкая степень туристической освоенности(кроме некоторых районов: оз. Байкал, Красноярские столбы

http://gizmolord.ru/otvety-na-geografiya-8-klass-tablitsa-9/

Комментарий был изменен с момента создания (Logiin, вс, 10/05/2015 - 19:03).


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн