Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Размещено: Татьяна Григорьевна Кобзина - пн, 14/01/2013 - 18:45

В современном музыкальном исполнительстве проблема развития музыкальной памяти очень актуальна. Свыше ста лет назад возникла и стала постепенно утверждаться тенденция концертного исполнения без нот и с тех пор эта проблема волнует, хотя и в различной степени учащихся и маститых артистов, мыслящих педагогов и крупных ученых. Писать о музыкальной памяти начали еще в середине прошлого века, когда концертное выступление без нот не только не считалось обязательным, но и рассматривалось как акт нескромности. Естественно, что и память в те времена не считали необходимой составной частью музыкальной одаренности. С течением времени концертное исполнение без нот все больше завоевывало себе право на существование. Музыканты-исполнители объясняли это обстоятельство тем, что игра наизусть совершенно необходима для творческой свободы.

В последнее десятилетие XIX века публичное исполнение наизусть стало эстетической нормой, и возможно, поэтому интерес к проблемам музыкальной памяти возрос. В том числе рост интереса к проблеме музыкальной памяти определялся успехами экспериментальной психологии, и в частности, эксперементально-психологическими исследованиями памяти.

В   первой   четверги   XX   века   появился   ряд   интересных   статей   и исследований о воспроизведении и запоминании музыки. Проблема развития музыкальной памяти является предметом интереса не только для музыкантов, но и психологов и педагогов. Несмотря на исследования в данной области, проблема совершенствования музыкальной памяти в наши дни является столь же острой проблемой, как и сто лет назад.

Мы рассмотрим типы и функции музыкальной памяти, соотнося музыкальную память с общей. Также мы обозначим взаимосвязь музыкальной памяти и слуха, так как слух играет одну из ведущих ролей в обучении музыке. Кроме этого мы ответим на вопрос, как же развивать музыкальную память.

 

Как память связана с музыкой?

 

С точки зрения психологии видов памяти три:  эмоциональный, образный и логический. Запоминание и воспроизведение чувств это эмоциональная        память; запоминание и  воспроизведение эмоционального содержания музыкального произведения также является эмоционального вида музыкальной памяти. Образная память по понятиям психологии — запечатление и воспроизведение образов предметов и их свойств. Образная память — это память воображения, память на картины природы и жизни, а также на звуки, цвета, запахи, вкусы. Исходя из этого, назовем память на конкретные музыкальные образы образным видом музыкальной памяти. Последняя тесно переплетается с эмоциональной памятью.

Прямое отношение к музыкальной памяти имеет и логический вид памяти, представляющий собой запоминание и воспроизведение мыслей, неразрывно связанных со словами, речью. Логическая музыкальная память, как показывает практика, это память на логику соотношения звуков, созвучий, тональностей. Строится она, как и общая логическая память, на основе психических действий анализа и синтеза.

Итак, мы выделили три вида музыкальной памяти, аналогичные трем видам общей памяти: эмоциональный, образный, логический.

В музыкальной практике проявляются и все виды общей памяти: слуховой, зрительный (память на нотный текст, на зрительную, зрелищную сторону), слухо-зрительный, двигательный (моторная память), слухо-двигательный (память на звучание интервалов в зависимости от растяжения пальцев на инструменте: нередки случаи, когда ученик помогает себе при пении игрой на столе для того, чтобы точнее определить задание на слух).

Кроме того, психологи насчитывают четыре процесса или функции памяти: запоминание, сохранение, вспоминание и забывание.

Запоминание — это заучивание, один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, восприятий, представлений, мыслей, действий. Аналогично общей памяти, музыкальная проявляется как непроизвольное и произвольное, сознательное запоминание, которое бывает долговременным и кратковременным, осмысленным (логическим) и неосмысленным (механическим). Как и общее, оно может быть ассоциативным.

Относится к музыкальной памяти и процесс сохранения, т.е. удержания в памяти информации. Выражается это в отложении в памяти запомненных музыкальных интонаций, интервалов, аккордов и знаний о них, в приобретении музыкального опыта, музыкальных знаний в целом.

Всякая музыкальная деятельность – будь  это эмоциональное восприятие музыки, ее исполнение и сочинение – так  или иначе связана с процессом сохранения, приобретенным опытом, опирается на него и не может существовать в отрыве от него. Должна идти речь о прочности, объеме и точности сохранения в памяти музыкального материала, как и всякого другого. Процесс, как общей памяти, так и музыкальной — непроизволен, существует долговременно или кратковременно.

Вся музыкальная деятельность связана с воспроизведением. Под воспроизведением надо понимать любое осуществление приобретенного опыта. Выявление внутренних сенсорных (слуховых) образов, а также внутреннее пение, а не только внешнее его проявление – пение вслух, игра на музыкальных инструментах, дирижирование – входят в число проявлений музыкальной памяти.

Все виды музыкального воспроизведения, как и любого другого, могут быть непроизвольными и произвольными, происходят логическим или механическим путем, осуществляются быстро или медленно, точно или неточно, в различном объеме.

Процесс воспроизведения называют в психологии вспоминанием. Добавим   к   сказанному,   что   запоминание – первичное действие,сохранение информации — вторичное, а воспроизведение – действие  третьего   порядка.   Сохранение   или  удержание  в  памяти информации составляют сумму знаний, навыков, т.е. опыт человека, тогда как запоминание является средством  приобретения знаний  и накопления   опыта.   Объем   запоминания   зависит   от   способности количественного охвата запоминаемого материала (много или мало может запомнить данный человек в данное время, имеющий перед собой единичный, конкретный объем для запоминания).

Также в музыкальной памяти имеет место процесс узнавания (например, при повторном прослушивании отдельной темы, группы тем и т.д.) и процесс забывания, как необходимый для нормального развития человеческой психики.

С точки зрения психической деятельности человека, музыкальная память является разновидностью общечеловеческой памяти, присущей любому   виду   человеческой   деятельности.   Термин   «музыкальная память» отражает не столько специфичность, «непохожесть» этого явления    на    общечеловеческое,    сколько,    скорее,    музыкальную разновидность общей человеческой способности памяти. Музыкальная память имеет специфический механизм, реагирующий именно на звуки так   называемый   слуховой   анализатор.   Механизм   взаимосвязи восприятий   и   представлений   с   памятью   до   настоящего   времени полностью не изучен. Известно лишь, что представления, в том числе и слуховые, имеют теснейшую взаимосвязь с памятью. Механизм представления звуков опирается на условные и безусловные следовые звуковысотные рефлексы.

 

Взаимосвязь слуха и памяти

 

Рассмотрим отношение процессов памяти, и в первую очередь процесса вспоминания к внутреннему слуху. Как уже говорилось, вспоминание складывается из узнавания и воспроизведения. Воспроизведение происходит по трем направлениям; 1) вызывание сенсорных образов; 2) выполнение моторного акта; 3) свободные ассоциации.

Все три разновидности воспроизведения бывают как внешнеслуховыми (пение и игра), так и внутрислуховыми (внутреннее слышание и пение). Без запоминания и сохранения звуковысотной информации внутренний слух существовать не может. Забывание — естественная и необходимая реакция организма. Забывание высоты звуков и их соотношений во внутреннем слуховом процессе слишком велико, и усилия должны быть направлены именно на его уменьшение.

Несмотря на то, что внутренний слух опирается на все свойства памяти, нельзя отождествлять одно с другим. Не отождествляется также внутренняя речь с памятью, хотя последняя служит опорой первой.

 

Как развивать музыкальную память

 

Повсеместная установка на памяти подразумевает не широкое понятие памяти - как основы всех психических процессов, а узконаправленное - именно запоминание, а конкретно – объем запоминания. При этом все усилия затрачиваются на развитие навыков запоминания как можно большего по протяженности материала.

После того, как учащиеся приобрели навыки по восприятию и представлению тоники, тональности, усвоили фонизм интервалов, аккордов, стали ориентироваться в гармонических последовательностях созвучий, понимать и слышать отклонения и модуляции, можно начинать работу над сложным развитием внутреннего представления — представлений протяженных музыкальных построений. В связи с этим встает вопрос и о развитии способности запоминания, а точнее — его объема.

Способы запоминания музыкального материала индивидуальны и субъективны. Остановимся на способе заучивания и представления больших построений на основе анализа, его особенностей. В этом случае лучше всего использовать диктант, который обычно проводится регулярно в течение многих лет и служит активным упражнением для развития памяти.

К способам, облегчающим восприятие, запоминание, сохранение и представление  больших построений,  относится  членение  целого на части с запоминанием какой-либо особенности каждой части, а также отыскивание повторов (например, секвенций,  сходных построений, метроритмических, фактурных  повторов  и т.д.).  Важно  давать на первых порах мелодически  яркие построения, лучше всего использовать образцы  из музыкальной литературы.  Легко запоминаемая музыка направит ученика на выработку навыка аналитического подхода к тексту, побудит исследовать особенности материала. Если ученик убедится, что этот способ приносит свои плоды, облегчает запоминание, и в итоге улучшает запись диктанта, он будет пользоваться им всякий раз.

Эту работу с учащимися можно проводить по-разному. Сначала необходимо объяснить цели и приемы анализа, затем отметить, на что следует, прежде всего, обратить внимание, разобрать несколько диктантов вместе с учащимися. Важно и нужно следить, чтобы учащиеся самостоятельно проделывали эту работу, и проверять ход их мысли во время записи. Например, сыграть диктант три раза, а потом спросить  ученика,   в   каком  такте   каденция,   с   какой   ступени   или функции начинается диктант, сколько отклонений в данном диктанте, сколько среди  них отклонений в мажор,  минор.   Следующий этап
работы       предложить    учащимся    записать    диктант,    указав    его особенности: разметить каденции, места отклонений, обозначить их.

Для развития объема памяти и представлений очень полезна работа на досочинение и сочинение различных построений по заданным схемам. Например, педагог играет начало мелодии — ученик сочиняет продолжение или целиком мелодию по правилам структуры (подъем, спад, кульминация, скачок, заполнение и т.д.).

Развитие способности запоминать и представлять протяженные построения идет бок о бок с задачей запоминать и представлять точно и полно весь материал. Для этого нужно научиться членить текст и мысленно представлять его особенности. Следует учить записывать диктант, начиная с наиболее ярких и понятных мест. Этот способ пригоден и для определения и записи последовательности аккордов.

Полезно давать специально диктанты с секвенциями: определять шаг секвенции, степень точности звеньев, тональности звеньев. Секвенции фактически сокращают диктант по протяженности (т.к. секвенция - повтор, какого - то отрезка).

Также полезно играть, слушать и записывать гармонические последовательности на один и тот же материал: например только доминантовые цепочки. Ученик запоминает логику и виды последовательности на выбранный материал, у него накапливается «багаж». В записываемой или определяемой на слух гармонической последовательности иногда можно начать разбор с самого простого аккорда или оборота, от него уже идти вправо или влево.

Кроме того, большое значение имеют о   прочность   и   скорость запоминания   и   представления   музыки.   Развить скорость запоминания и представления больших построений можно двумя путями одновременно или выбрать один из них, исходя из индивидуальности учащегося: посредством усложнения материала с сохранением его объема или посредством увеличения объема материала с сохранением его трудности. При этом количество проигрываний в том и другом случае остается неизменным.

Для развития прочности и скорости запоминания можно использовать следующие виды работы:   1) написанный диктант после нескольких упражнений записать в другой тональности, т.е. транспонировать по памяти; 2) хорошо выученное наизусть закрепить транспонированием (например, номер из учебника по сольфеджио); 3) написанный в начале урока диктант записать в конце урока или после перерыва по памяти; 4) то же самое, но записать по памяти с середины или последние 2 -3 такта; 5) то же самое можно проделать с выученным номером для пения.

Можно предложить еще несколько видов работы над прочностью и скоростью запоминания музыкального материала. В частности, тренировать учащихся записывать или определять на слух за одно и то же время упражнения с увеличением их сложности: например, писать 20 минут очень простые, но длинные диктанты; или запомнить и спеть по памяти очень простые, но протяженные (относительно возможностей учащихся) мелодии.

Также положительный эффект оказывает усложнение музыкального материала, но незначительно, сохраняя для выполнения упражнения (диктант или любая другая форма работы) прежние временные сроки; запомнить и представить ( в любой форме работы: диктант, определение на слух аккордовой последовательности, пение по памяти) за короткое время небольшой и простой отрывок (один такт); за то же время — такие же легкие два такта; за то же время — такие же легкие три такта. Постепенно (продолжительность работы следует выбирать индивидуально) доводить диктант до законченной протяженной формы (период), сохраняя прежнее время для его выполнения. Все эти упражнения проделывать в дальнейшем с несколько более трудным материалом.

Все эти упражнения позволят учащимся в необходимых случаях преодолеть психологический барьер: помогут ему поверить в свои возможности, незаметно для него приведут к выполнению более сложных заданий.

 

Выводы

 

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти. Мы определили три типа музыкальной памяти: эмоциональный, образный и логический. Рассматривая её функции, мы выделили запоминание и сохранение  как явления, неизменно сопутствующие процессу обучению музыки,  а также вспоминание, являющееся основой вопроизведения. Функция забывания неоднозначна: несмотря на то, что она является естественной и необходимой для психики, именно она представляет собой основную проблему с точки зрения сохранения запомненного. Таким образом, основные усилия направлены на борьбу с забыванием. С другой стороны, развитие памяти,  как правило, понимается как развитие функции запоминания, и в первую очередь внимание обращается на объём запоминаемой информации.

Мы основывались на способе заучивания и представления больших построений на основе анализа, его особенностей. Мы предлагаем следующие методы и приёмы развития музыкальной памяти:

  • Использование легкозапоминаемых образцов  из музыкальной  литературы
  • Диктанты, в том числе диктанты с секвенциями
  • Досочинение
  • Постепенное усложнение или увеличение объёма материала
  • Правильное распределение повторений в процессе заучивания

Кроме того, важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой.

Итак, мы пришли к выводу, что музыкальная память – неотъемлемый элемент обучению музыке. И, несмотря на то, что развитие музыкальной памяти требует много усилий, при планомерных и последовательных тренировках, можно добиться хороших результатов, что впоследствии положительно повлияет на результат обучения музыке в целом.

 

Литература

  1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону:  Феникс, 2002.
  2. Максимов С. Е. Развитие гармоничного слуха. М: Музгиз, 1960.
  3. Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Олма-пресс, 2004.
  4. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано.М., 1984.
  5. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. М.: 1984.
  6. Незайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
  7. Оськина С. Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования.   М.: АСТ, 2003.
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  9. Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. Краснодар, 2004.
  10. Ребер А. Большой толковый психологический словарь М.: Вече, АСТ, 2000.
  11. Рибо Т. Психология внимания, 2-е изд. СПб: 1982.
  12.  Серединская В. О развитии внутреннего слуха на уроках сольфеджиоМ.: Музгиз, 1962.
  13. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. АПНРСФСР, 1961г.
  14. Теплов Б. М. Психология муз. Способностей. АПН РСФСР, 1947.

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн