Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Развитие навыков речевого общения на уроках русского языка.

Submitted by Ирина Витальевна Павелко on Tue, 15/01/2013 - 15:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Меркушева Наталья Борисовна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №2 г. Сиаврополя

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> В сатье освещен вопрос, &nbsp;как&nbsp; на практике можно привить учащимся желание учиться речевому общению (из опыта работы)Собеседник, речевой контакт, анализ.?</p>

         

 

Статья учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Ставрополя Меркушевой Н.Б.                                   

Развитие навыков речевого общения на уроках русского языка.                         (Из опыта работы). 

         

            Нередко из уст ученика можно услышать: «Зачем изучать русский язык?». В этом «зачем» порой кроется и его нежелание учиться и непонимание им конечной цели обучения.

Условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний, на мой взгляд, обеспечивает коммуникативная направленность преподавания русского языка. Не случайно в основе планирования Примерной программы основного общего образования по русскому языку урокам речевого общения отводится большое количество уроков. Перед современным урокам русского языка Государственным стандартом поставлена конкретная цель – подготовить учащихся  к жизни, научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения. Каждый урок, по моему глубокому убеждению, должен быть средством общения, воздействия, убеждения.

Почему коммуникативная направленность урока (в большей степени русского языка) стала в настоящее время особенно актуальной?

Современный подросток чрезвычайно изменился за последние 10 лет. Тревогу у учителей и психологов вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение общаться с окружающими, находить друзей, быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким людям. С годами эти качества не исчезают, а закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности. Таким человек приходит в коллектив и не трудно догадаться, как сложится его отношения с людьми. Как видим, проблема носит далеко не частный характер. И суть её в том, что

такой человек не умеет общаться с людьми, а значит, не сможет стать

конкурентноспособной личностью в нашем государстве.

 

 

Закономерен вопрос: а разве речевому общению нужно учиться? Разве сама жизнь не учит человека ежедневно, ежечасно? Оказывается, можно прожить долгие годы, так и не поняв, почему возникли острые конфликты, потеряно столько друзей и человеческих контактов. Таким образом, сама жизнь ставит перед нами определённую цель – научить школьников владеть русским языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях и не стыдиться своей речи.

Как же на практике можно привить учащимся желание учиться речевому общению?

Общение как вид человеческой деятельности – сложный процесс; он

состоит из взаимосвязанных звеньев, где каждое невозможно без

предыдущего и непременно подразумевает последующее. Учитывая это, я знакомлю учащихся с доступной их возрасту структурой процесса общения. Это предполагает три этапа постижения науки общения:

1)установление контактов с собеседником;

2)непосредственный процесс общения (обмен мнениями, мыслями, чувствами, переживаниями);

3) послеречевой анализ ситуации общения.

Итак, первый этап – умение устанавливать контакты с окружающими.

Активно просвещать учащихся в этом направлении, формировать у них умение видеть и слышать мир мне помогает художественная литература. Я привлекаю внимание учащихся к психологически значимым деталям, формирую умение во внешних приметах видеть душевное состояние другого человека.

Второй этап – анализ эпизодов непосредственного общения.

На этом этапе постижения науки общения мне также помогает художественная литература, которая богата необходимыми эпизодами: («Дина спасает Жилина», «Нападение на каморку Герасима», «Столкновение

 

 

Андрея Дубровского с псарём Парамошкой», «Свидание Владимира Дубровского с Машей», «Разговор Васи с отцом о кукле», «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями»).

         Особое внимание при работе с эпизодами я уделяю выявлению характера общения (социальный, моральный, психологический); цели общения (обмениваются взглядами на окружающую жизнь, выясняют отношения, убеждают в чем – либо, делятся опытом, передают эмоции, чувства и т.д.); духовной сущности общения; формы общения; результата общения.

Третий этап, пожалуй, наиболее сложный – послеречевой анализ ситуации общения. Я стараюсь учить учащихся видеть себя в системе общественных отношений, развивать у них самооценку. Самооценка, на мой взгляд, чрезвычайно влияет на характер конфликтных ситуаций: в ней видны мотивы поступков, которыми руководствуется человек, его притязания, стремления, отношение к себе. Вот почему так важно, чтобы учащиеся понимали не только окружающих, но и видели и оценивали себя.

       Таким образом, жизнь и художественная литература дают  замечательные образца общения и, знакомя учащихся с ними, я помогаю им лучше овладевать этим искусством.

       На протяжении нескольких лет я искала подходы к осуществлению задачи – развития навыков речевого общения на уроках русского языка. За основу работы был положен составленный мною план  коммуникативно направленного преподавания русского языка.

 При проведении уроков, направленных на развитие навыков речевого

общения, особое внимание я уделяю цели урока – формирование языковой, языковедческой компетенции учащихся и конкретным задачам обучения русскому языку: изучение системы русского языка как средства развития лингвистического мышления, языкового чутья; изучение фактов языка в причинно – следственном аспекте; использование дидактических материалов, применение приёмов, учитывающих и развивающих индивидуальные особенности, речь учащихся; приёмов, направленных на социализацию, развивающих лингвистическую, коммуникативную, культурологическую компетенции.

         Независимо от темы урока -  на каждом есть место речевой ситуации.

Например, тема урока «Морфология. Повторение.» (6 класс).

Тренировочные устные упражнения:  заполнить таблицу, приготовить сообщение «Классификация частей речи».

Речевая ситуация:  А) от имени учителя,

                                Б) от имени учёного – лингвиста.

Задание:обосновать различия в выборе обращений; интонационные различия двух вариантов сообщений, чем они вызваны.

              Или урок русского языка в 8 классе по теме: «Стили речи».

Тренировочные письменные сообщения:на основе текста о правилах дорожного движения составить, а потом озвучить текст – наставление разговорного стиля.

Речевая ситуация:1 – й ряд – от имени мамы дочке,

                              2 – й ряд – от имени инспектора дорожного движения

                              учащимся школы,

                              3 – й ряд – от имени старшего брата младшему.

        Особое внимание   уделяю  развитию навыков речевого этикета у учащихся. Богатый материал  для этого дают пословицы, которые я активно

использую на уроках русского языка.

       Интересным источником пословиц о речи ,по моему мнению, является словарь В.И.Даля и сборник «Пословицы и поговорки народов Востока».

Я предлагаю учащимся устные и письменные рассуждения по пословицам о речи, при этом стараюсь выбирать такие, по которым впоследствии будут вводиться правила речевого этикета. Например, «Все беды от языка», «Лошадь узнают по езде, а человека в общении», «Человек спрятан за его словами; хочешь понять человека, вслушайся в его речь», «Язык мал, великим человеком ворочает».

В своей работе я также использую правила речевого этикета для Говорящего и Слушащего, составленные Ю.В.Рождественским «О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок». На мой взгляд, они интересны тем, что подкрепляются пословичным материалом.

                               Правила для Говорящего.

1.Осторожно обращайся со словом!

«Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть», «Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст».

2. Тщательно продумай свою будущую речь!

«Прежде чем говорить, подумай о смысле», «Если боишься – не говори, если сказал, то не бойся!» 

3. Оцени уместность своей речи!

«Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати».

4. Не искажай действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».

5. Правильно избирай собеседника!

«Глухой слушает, а немой говорит».

6. Не наноси ущерба собеседнику!

«На языке мёд, под языком лёд», «Все беды от языка», «Языком убивают как

кинжалом, только кровь не льётся».

7. Не говори о том, что всем известно!

«Учит рыбу плавать», «Яйцо курицу уму – разуму учит».

8. Не будь многословным!

«Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену».

9. Следи за своим тоном, мимикой, жестами.

«Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано».

                      Правила для Слушащего.

1.Выслушай обращённое к тебе слово!

Вникни в содержание речи и попробуй понять Говорящего.

«Сто человек – сто мнений», «Сколько людей, столько умов».

2. Распознай намерения и интересы собеседника!

«Человек спрятан за своими словами; хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

3. Не принимай решения, выслушав только одну сторону!

4. Если тебе не ясно, не спеши с выводом!

5. Если сомневаешься в искренности своего собеседника, сопоставь его высказывания, обращенные к разным людям, сделанные в разное время!»

«Зайцу говорит – беги, борзой говорит – лови».

            После введения и осмысления правил речевого общения  предлагаю учащимся самостоятельно составить небольшой словарик пословиц о речи ( с толкованием смысла каждой приведённой пословицы). Таким образом увеличивается багаж знаний по пословицам о речи.

          Также я обращаю внимание учащихся на типичные ошибки при ведении беседы.

1.Ошибка в избрании собеседника.

2. Нарушение порядка ведения беседы – «Отвечает тогда, когда его не спрашивают».

3. Нарушение темы беседы – «Дед говорит про курицу, бабка про утку».

4. Ошибка в умолчании – «Вы слушайте, а мы будем молчать» и др.

         Систематически я провожу диагностику коммуникативно - речевых умений учащихся, выявляю уровень учебных достижений школьников.

В начале учебного года, полугодия, четверти провожу контрольные работы, позволяющие выявить осмысленность применения изученного. В дальнейшем провожу индивидуальные тестирования по определённому кругу вопросов.

         Исследую грамотность чтения учащихся. При этом оценивается не техника чтения, а умение понимать главную мысль всего текста и смысл отдельных его частей, умение использовать прочитанное в различных речевых ситуациях.

         Учащиеся 5 – 9 классов ведут словари лингвистических терминов. На мой взгляд, он необходим  для  овладения научным языковым материалом и использования при создании собственного текста.

         Большие возможности для речевого общения представляют и внеклассные мероприятия.

Тема мероприятия: «Положительные  и отрицательные человеческие качества»

Речевое задание: попробуйте сочинить диалог Правды и Лжи, Смелости и трусости.

      Если развитие навыков речевого общения будет осуществляться учителем систематически, то результаты не заставят себя ждать:

1. Учащиеся будут бегло, осознанно и выразительно читать текст любого стиля.

2. Осознанно воспринимать высказывание в устной и письменной форме: определять стиль и тип речи, тему и основную мысль текста, выделять в нём главную информацию, фиксировать зависимость между существенными

мыслями, определять способы и средства связи предложений в тексте.

3. Анализировать языковые средства, использованные в тексте, оценивать из с точки зрения норм литературного языка, а также коммуникативной целесообразности произведённого автором отбора.

4. Воспроизводить текст устно и письменно (подробно, сжато, выборочно).

5. Редактировать чужой и свой текст, устраняя ошибки и недочёты в содержании и языковом оформлении; совершенствовать текст, улучшая его композицию, делая более выразительным язык высказывания.

6. Создавать самостоятельные устные и письменные высказывания на предложенную учителем или самостоятельно избранную тему, соблюдая логику развития основной мысли, отбирая языковые средства с учётом коммуникативной задачи высказывания. 

Прикрепленный файл Size
Нередко из уст ученика можно услышать.doc 50.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн