Методы обучения:репродуктивные, частично-поисковые.
Методы преподавания:постановка проблемных вопросов и задач.
Оборудование:Таблица растворимости кислот, оснований, солей. Презентация в программе PowerPoint«Как составить синквейн», видеофрагмент «Взаимодействие серной кислоты с металлами».
Для одной группы учащихся: штатив для пробирок,5 пробирок;вещества: цинк в гранулах, CuО,р-ры - СН3СООН, H2SO4,KOH,Na2CO3.Фенолфталеин.
Раздаточный материал (инструкции по ТБ и ОТ, рекомендации по проведению л/о и практических работ, их оформлению, индивидуальные карточки-задания у учащихся на партах).
Предварительная подготовка к уроку: деление класса на группы по 3-4 уч-ся, расстановка столов для групп. Сообщение «Что такое кислоты» - готовит 1 уч-ся. Каждый уч-ся готовит небольшое сообщение о применении 1-2-х кислот в жизни человека.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организ. момент
Проверка наличия учащихся, готовности к уроку.
Подготовка к уроку.
Постановка цели и задач урока
Знакомлю с темой урока, предлагаю сформулировать цель.
Формулируют цель урока.
Повторение сформированных знаний, умений и навыков, являющихся опорой
Упражнения на их усвоение и закрепление
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщим и углубим знания по теме «Кислоты», с которой вы знакомились в 8-10 классах, покажем зависимость изменения свойств кислот от состава их молекул,общие и особенные химические свойства кислот. Записываем тему урока. (Прочитать план урока на доске):
План урока:
1. Что такое кислоты?
2. Классификация кислот.
3.Свойства кислот.
4.Тесты на закрепление изученного.
1. Что такое кислоты?
2. Классификация кислот.
Сообщение учащегося«Что такое кислоты?»
Демонстрация портрета Аррениуса.
Вопросы учащимся:
1.Что такое кислоты с точки зрения диссоциации и с точки зрения протонной теории?
2.По каким признакам можно классифицировать кислоты?
Какими общими свойствами обладают органические и неорганические кислоты? Чем это можно объяснить? Проделайте химические реакции с цинком, оксидом меди (11), гидроксидом калия, карбонатом натрия. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций (уксусная и серная кислоты).
Охарактеризуйте особенные свойства кислот (серная концентрированная, азотная, уксусная и муравьиная кислоты).
а)закончить уравнения реакций взаимодействия конц. серной к-ты с Ме; ОВР.
б)№8 с.292 по учебнику (по желанию).
Записывают домашнее задание.
1-й ученик.
Мы с вами в сельской местности живем
И летним утром в огород пойдем.
У каждого из нас не просто огород,
А царство дивное кислот.
Растет крапива у забора,
И вы без лишних разговоров
Крапиву с корешком сорвете –
Нет места ей на вашем огороде!
Однако же крапива больно жжется,
И вам, конечно же, придется
Перчаткой руку защитить –
От жгучих волосков крапивы оградить.
От волосков тех – маята,
В них – муравьиная кислота.
Есть место кислоте муравьиной
И в яде пчелином.
Муравьи защищаются от нападения,
Разбрызгивая муравьиную кислоту за мгновение.
2-й ученик.
На грядочке щавель произрастает,
И вкус его, конечно, каждый знает.
Щавелевая кислота – в растенье этом,
И щи из щавеля мы сварим летом.
3-й ученик.
На яблоне большие шаровидные плоды –
Так окупились наши прежние труды.
Яблочная кислота есть в яблоках чудесных,
Необычайно вкусных и полезных.
4-й ученик.
Кавказская легенда утверждает,
Что если вас змея, или паук, иль скорпион кусает,
То надо вам, конечно, первым делом
На ранку сок лимона выжать смело.
Но далеко от нас Кавказ!
И скорпионы, право, не про нас!
Лимончик, шаровидный, золотой,
Насыщен лимонной кислотой.
Лимонной кислоте повсюду место есть:
В плодах крыжовника ее не счесть.
В малине, хвое, соке свекловичном
Имеется она в наличии.
5-й ученик.
Отведать вкусный виноград,
Конечно, каждый будет рад.
Однако, если виноград скисает,
Уксусная кислота возникает.
В винном уксусе есть эта кислота.
Жидкость с резким запахом, бесцветная она.
Уксус нам в быту знаком –
Мы за обеденным столом
Пельмени поедать готовы,
Взяв уксус как приправную основу.
Уксусная кислота человеку нужна –
Используется в промышленности она:
Для приготовления синтетического волокна,
Для консервирования мясных и рыбных продуктов,
Для консервирования овощей и фруктов.
6-й ученик.
Молочная кислота распространена в природе.
Мы в кислом молоке ее находим,
И в наших мышцах есть ее немало,
Она – продукт брожения глюкозы и крахмала.
Если человек переутомляется,
То концентрация молочной кислоты в нем
повышается.
Общая слабость, тяжесть в мышцах – итог
переутомления.
Значит, нужен отдых, без сомнения!
Молочная кислота в кожевенном производстве
применяется,
В красильном деле и в медицине употребляется.
7-й ученик.В конце XVIII в. английский химик и философ Джозеф Пристли впервые приготовил газированную воду, растворяя в воде углекислый газ, растворение сопровождается образованием угольной кислоты. Такой раствор под названием «содовая вода» широко использовался в качестве напитка. За это открытие Пристли был награжден золотой медалью.
8-й ученик.В одном из своих рассказов М.М.Пришвин поведал, что в кормлении волчат участвует не только волчица, но и волк. У волчицы в молоке не хватает необходимой для питания волчат соляной кислоты. Для того чтобы восполнить ее недостаток, волк отрыгивает волчонку часть своей пищи, содержащей соляную кислоту.