Вы не зарегистрированы

Авторизация



М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Submitted by Ирина Александровна Шемякина on Sat, 19/01/2013 - 11:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шемякина Ирина Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ "Озеркинская СОШ" Горномарийский район
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Познакомить учеников с произведением М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 5 класс. В 2 ч. Ч1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. - 12-е издание. М.: Дрофа,2009. - 254 с.

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, экран, колонки.

Используемые ЦОР: 

презентация «Денис Иванович Давыдов», «Словарь терминов», озвученный М.Казаковым диафильм 1964 года «Бородино»

Краткое описание: 
Урок литературы в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова с использованием ИКТ-технологии, технологии развития критического мышления. Направлен на воспитание чувства патриотизма. Это 1 урок по изучению данного произведения. Предусматривает знакомство с текстом через озвученный диафильм и выявление художественных особенностей текста.
Предмет:литература
Класс:5
ТЕМА: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ текста. (Урок 1.)
ВИД:урок - размышление.
ТИП:формирование новых знаний.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа.
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
-          обучить самостоятельному анализу художественного текста, 
-          учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке,
-          формировать устойчивый интерес к предмету.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
-          развивать навыки выразительного чтения,
-          формировать навыки коммуникативного характера.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
-          воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.
ОБОРУДОВАНИЕ:компьютер, проектор, интерактивная доска.

На боковушке классной доски запись:

1- басня

2- олицетворение

3- И. А. Крылов

4- мораль

Ресурсы:портрет М.Ю. Лермонтова, презентация «Денис Иванович Давыдов», «Словарь терминов», озвученный М.Казаковым диафильм 1964 года «Бородино» (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=BO4_ZXela_c), таблицы 1,2,3, учебник литературы 5 класс автор Курдюмова Т.Ф. – М.:Дрофа,2008 г.

1.      Оргмомент. Актуализация знаний.

-                   В эти осенние месяцы по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 200-летию битвы под Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей отечественной войне 1812 года. Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Правильно, стихотворение «Бородино».)

2.      Определение цели и задач урока.

-                               Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (ответы детей)

-                   (работа по таблице №1в парах) Запишите в 1 столбик таблицы, что вы знаете об этом событии, во 2 столбик запишите, что хотите узнать (опрос 2-3 учеников, что же они хотят узнать.)

-                   В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»

3.       Работа по теме урока.
3.1.         Слово о писателе.
-       Откройте учебники (цветные вкладки). Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. Почему так его назвали, вы мне скажите, когда назовете годы его жизни. Вы знаете, когда родился Лермонтов? Нет? А я вам докажу, что вы знаете. Первые две цифры его даты рождения - обозначение века расцвета русской литературы (18), третья цифра – под ней находится название небольшого стихотворного рассказа, в котором дается нравоучительное, сатирическое  изображение жизни (1), и четвертая цифра - под этой цифрой находится определение нравоучительного вывода в басне  (4). Ответ:1814 год – год рождения поэта.  А прожил он всего  27 неполных лет. Значит, вторая дата – 1814+27=1841.
-       Слово о писателе. (выступление ученика)

Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

-       За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.

3.2.         История создания стихотворения «Бородино». (выступление ученика)

-       Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатав­шимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдо­ва.  

-       Слово о Д.Давыдове (выступление ученика со своей презентацией «Денис Иванович Давыдов», далее звучит песня Д.Давыдова в исполнении ученицы под гитару).

3.3.         Исторические события в произведении.

-       Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие – бородинское сражение отечественной войны 1812 года. Пришло время обратиться к произведению. Но прежде чем его слушать, проведем словарную работу.

-       Словарная работа (выступление ученика со своей презентацией «Словарь терминов»).

-         Слушание озвученного диафильма «Бородино» в исполнении М.Казакова.

-         Первое впечатление. Опрос детей. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

3.4.                     Исследование текста.

-       Работа с учебником с. 217

-       Как построено стихотворение?

Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой, темой. (словарь с.251 учебника)

-       Сколько строф в стихотворении? 13 и одна повторяется.

-       Работа в группах с таблицей №2  Цель  работы  – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические  данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.

С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения (в костюме).

1.                Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

2.                Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

3.                До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

4.                В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.

5.                На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

6.                Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить,потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

 

Таблица №2 для учителя

Цитаты из исторической справки
Цитаты из стихотворения
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
3 строфа:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.
4 строфа:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.
 
Строфа 6:
Два дня мы были в перестрелке…
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению
 
Строфа 7
Прилег вздремнуть я у лафета…
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
 
Строфа 8:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
 
Строфа 13:
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

 

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

3.5.         Анализ художественных средств стихотворения.

-       Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

-       Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.  Выпишите их.

Таблица №3 для учителя

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

4.       Подведение итога урока.

-       С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?

-       Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

-         Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).

5.      Рефлексия.

-       Таблица №1. Заполняем столбик «Что я узнал на уроке.» Обсуждение.

-    Игра «верные - неверные утверждения». Суть игры: ученик по теме урока произносит утверждение, начиная со слов «я считаю, что…», а другой ученик, ему отвечает «я с тобой не согласен, потому что…», либо «я с тобой согласен, потому что…» Цель: выяснение того, что учащиеся отметили, как главное, что усвоили.

Заключительное слово  учителя: нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

6.       Отметки.

7.      Домашнее задание.Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Приложения. (раздаточный материал)

Таблица 1 (фио ученика)____________________________________________________

 

Что я знаю
Что хочу узнать
Что узнал
     

Таблица 2.Подбери цитаты из текста

Цитаты из исторической справки
Цитаты из стихотворения
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
 
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.
 
До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.
 
 
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению
 
 
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
 
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

 

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

 

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

 

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
денис давыдов.ppt1.58 MB
Словарь терминов.ppt976.5 KB

»  Размещено в сообществах: