Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа "Мордовский национальный костюм"

Фото пользователя Анна Ивановна Черепахина
Submitted by Анна Ивановна Черепахина on Tue, 22/01/2013 - 18:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Черепахина Анна Ивановна, Сайгин Никита
Место работы, должность: 

Руководитель- учитель начальной школы МОУ СОШ №41 г. Саранск

учащийся 4 «А» класса МОУ СОШ №41 г. Саранск

Регион: 
Республика Мордовия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Данная исследовательская работа собрана и систематизирована моим учеником, на основе рассказов предков, наблюдений и изучения материалов.</p>

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41» г.о.Саранск

 

 

 

 

 

 

 

Мордовский

национальный костюм

 

 

 

 

 

 

                                                                              Автор  работы:  Сайгин Никита,

                                                                              учащийся 4 «А» класса.

                                                                              Руководитель:

                                                                              Черепахина Анна Ивановна,

                                                                               учитель начальных классов.

 

 

 

Саранск 2011

 

 

                                      

 

                                                  Содержание:

 

 

 

1. Введение                                                                                                 стр.3

 

2.  Из истории мордовского народа.                                                        стр3 

 

3.  Национальная одежда мужчин.                                                           стр.4

 

4.  Эрзянский женский костюм.                                                                стр.4

 

5.  Мокшанский женский костюм.                                                            стр.5

 

6.  Заключение.                                                                                            стр.5

 

7.  Список использованной литературы.                                                   стр.6

 

1.  Введение

      Тема моей работы «Мордовский национальный костюм»  выбрана не случайно. И я объясню почему. Моя бабушка родом из села Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия. В этом мордовском селе прошло ее детство и юность, но и сейчас она часто посещает свою родину, так как люди этого села очень трепетно относятся к своим корням и традициям. И не случайно, именно в Старой Теризморге построены современные здания Центра мокшанской культуры, который в 2007 году в рамках первого Международного финно-угорского фестиваля посетили президент России В.В.Путин и премьер-министр Финляндии.

   Интересны рассказы моей бабушки об обычаях мордвы, о свадебных обрядах, о праздниках, которые  любят и встречают они очень весело с песнями, танцами и угощениями. Но об этом, наверное,  в другой раз.

  Сегодня я хочу рассказать все, что слышал, видел сам, и читал об удивительных мордовских костюмах, сделанных вручную мордовскими женщинами, украшенные вышивкой, многочисленными изделиями из металла, бисера и монет. Сколько же нужно иметь терпения, умения, чтобы создать один такой костюм.

2. Из истории мордовского народа.

     Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению мордовских костюмов, мне бы хотелось сказать несколько слов об истории мордовского народа и мордовского костюма.

Духовная культура мордвы – одного из крупных народов, населяющих Поволжье, - сложилась в сложных исторических условиях.

Образование древних мордовских племен происходило на территории, которая ограничивалась на востоке рекой Сурой, на юге – верховьями Суры и Мокши, на севере – Волгой, на западе – нижним течением Оки. Одно из первых упоминаний о мордве относится к середине VIвека как о племени, платившем дань готскому королю Германариху.

  Территориальная удаленность древнемордовских племен Окско-Сурского междуречья от более южных их сородичей , проживающих в верховьях Суры и Мокши, сыграла большую роль в процессе выделения среди этого народа эрзи и мокши: южная (пензенская) группа племен явилась основой формирования мокши; северная стала основой для эрзи.

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности,примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений. 

 Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, народный праздничный костюм является своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного быта. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках.                      

 

3.  Мордовская народная одежда мужчин.

  А сейчас рассмотрим мордовский народный костюм мужчин.

  Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста. . На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком. Верхней одеждой были суконные кафтаны и овчинные полушубки. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы, их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз , который вытеснил валяные шапки.

 

4.  Эрзянский женский костюм.

 Наиболее интересен , красочен и разнообразен женский костюм.

 Итак, эрзянский женский костюм.

 Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя.

Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста. Она имела четыре шва посередине груди и спины , два по бокам. Главным украшением рубахи была вышивка , очень плотная. По праздникам поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Поверх рубахи эрзянки надевали нагрудные и поясные украшения. К нагрудным относятся бисерные воротники, ожерелья и медная застежка в виде обруча с рядами бус, цепочек и жетонов. Поясные украшения замужних эрзянок состояли из передника, поясных полотенец и набедренника «пулагай».

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками.

5.  Мокшанский женский костюм.

 А теперь, мокшанский женский костюм.

Рубаха мокши ( панар, щам) несколько отличалась от эрзянской . Она шилась из трех полотнищ холста. Рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном соответствовало эрзянской рубахе. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе. Такой многослойный костюм делал делал фигуру женщины широкой и округлой.

 Одежда расцвечивается нарядными боковыми подвесками, расположенными симметрично по бокам, и разнообразными бусами на груди. Декоративным центром нагрудных украшений является застежка, которая закалывает ворот рубахи (сюлгам).

  Для мокшанок типичны были двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки.

 

    6. Заключение

  Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки еще довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам.

   Большая коллекция старинной народной одежды собрана в Мордовском республиканском краеведческом музее имени И.Д. Воронина, которая включает повседневные, праздничные и ритуальные костюмы, изготовленные вручную мордовскими женщинами. В фондах музея насчитывается более 200 тысяч памятников отечественной истории.  Одним из самых зрелищных элементов экспозиции музея является "Курная изба" конца XIX - начала XX века. Крытая соломой крыша, земляной пол, печь, в которой теплится "огонь", хозяйственная и бытовая утварь, элементы одежды создают эффект присутствия, который усиливают манекены "хозяина" с гончарным кругом и "хозяйки" за прялкой .

 

 7. Список использованной литературы.

 

1.      Юшкин Ю.Ф.  Мордовия. Народное искусство. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1985г.

2.      Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982г.

3.      Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.

4.      Память. Мордовия. Энциклопедический справочник. Саранск: Морд.    

       книжн. изд-во, 1994 г.

5.      Интернет-источники  http://www.mrkm.ru , http://www.itogi.ru , http://zubova-poliana.narod.ru ,

 

     

Прикрепленный файлSize
Презентация Сайгин Никита 2.ppt4.8 MB
МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.doc60 KB