Вы не зарегистрированы

Авторизация



Устный журнал «Есть книга правды и свободы»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Костенко Любовь Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ Матвеево Курганская сош №3, учитель истории

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Политология
Цель урока: 

1.     Воспитание патриотизма и гражданственности;

2.     Развитие познавательного интереса к истории своей страны;

3.     Способствовать формированию правовой культуры учащихся;

4.     Обучать навыкам групповой работы;

5.     Популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации;

Воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Методические разработки воспитательных дел в классе. Под редакцией Е.Н.Степанова, М.А. Александрова.

2.     Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Великордная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.

3.     Классные часы. 5-9 классы. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко.

4.     Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М. : «ТИД «Русское слово - РС», 2002.

5.     Газета для организаторов внеклассной работы «Досуг в школе», №2, №6, 2006.

Используемая методическая литература: 

1.     Методические разработки воспитательных дел в классе. Под редакцией Е.Н.Степанова, М.А. Александрова.

2.     Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Великордная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.

3.     Классные часы. 5-9 классы. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко.

4.     Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М. : «ТИД «Русское слово - РС», 2002.

5.     Газета для организаторов внеклассной работы «Досуг в школе», №2, №6, 2006.

Краткое описание: 
<p> Данная методическая разработка относится к организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.</p> <p> Важность проблемы государственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения, поскольку последние десятилетие 20 и начало 21 века в России связано с восстановлением исторической российской государственности и соответственно восстановлением российской символики.</p> <p> Именно такие мероприятия &nbsp;являются воплощением истории нашей Родины, они способствуют развитию патриотизма гражданина, так как символика Российской Федерации &ndash; это отражение ее настоящего и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Отношение к государственным символам &ndash; это отношение к самому государству.</p> <p> Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с разной символикой, тем способные они к ее восприятию, к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности.</p>

  Устный журнал «Есть книга правды и свободы»

Пояснительная записка к проведению мероприятия

«12 декабря – день принятия конституции Российской Федерации».

Данная методическая разработка относится к организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Важность проблемы государственного воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения, поскольку последние десятилетие 20 и начало 21 века в России связано с восстановлением исторической российской государственности и соответственно восстановлением российской символики.

Именно такие мероприятия  являются воплощением истории нашей Родины, они способствуют развитию патриотизма гражданина, так как символика Российской Федерации – это отражение ее настоящего и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Отношение к государственным символам – это отношение к самому государству.

Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с разной символикой, тем способные они к ее восприятию, к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности.

 Цели:

1.     Воспитание патриотизма и гражданственности;

2.     Развитие познавательного интереса к истории своей страны;

3.     Способствовать формированию правовой культуры учащихся;

4.     Обучать навыкам групповой работы;

5.     Популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации;

6.     Воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Задачи:

1.     Дать основные понятия о символах и эмблемах государства, показать, что государственная символика – это общегражданская ценность;

2.     Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к символам своего государства.

 

 Звучат фанфары, дети встают.  .

Ученик1.

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя, Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

 

 Ведущий: Основным законом нашего государства является КОНСТИТУЦИЯ РФ. Последняя конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года:

«Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Ученик:1.Есть книга правды и свободы,

               Вся наша жизнь – ее слова,

               Запечатлели в ней народы

              Свои священные права.

Ученик:2Той книги солнечные строки

                Лежат пред нами, как дороги,

                  Зовут на подвиг и на труд…

               Как песнь заветная поэту,

                 Она тебе принадлежит.

               И для Отечества родного

               По зову творческой души

                Впиши в нее хотя б полслова,

               Верней, всю жизнь в нее впиши.

Ученик:1.Конституция Российской Федерации:

 УСТАНАВЛИВАЕТ, ГАРАНТИРУЕТ, ОБЯЗЫВАЕТ.

«Конституция (от лат. Constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» - определение из Советского энциклопедического словаря.

В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство. Конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму, в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейском континентах.

Виды конституции

В современном правоведении различаются писанные и неписанные конституции. Под писанной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной и государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписанной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и не октроированные (принятые высшим законодательным органом власть, учредительным собранием или референдумом). По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то ее принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписанные конституции.

По форме закрепления власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США, Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет не единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с «Хабеас корпус акт» и «Билля о правах»(оба приняты еще в XVII веке), а так же традиции, составляющих в совокупности ее конституции. Более того для XX столетия, особенно второй его половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, и условиями нового времени.

 

Учитель:Наша родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы -  дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом. Государственный флаг является символом государства.

Ученик1.

Взвейся в небо, флаг России гордый!

В лучезарном небе вознесись!

Триколором -  красным, синим, белым,

Гражданин России, ты гордись!

Ученик2

.Белый – мир, невинность, совершенство,

Чистота и правда наших дней,

Благородство, божество, блаженство,

Путь к свободе россиян, людей.

Ученик1

Синий – небо, символ веры, духа, чести,

Поднимавший рать против врагов.

Не во имя мести – ради чести,

Доблести и верности сынов.

Ученик2.

Красный – жар войны, защиты, веры,

Героизма доблестных бойцов,

Командиров пыл, на смерть ведущих

Русских несломимых храбрецов.

Учитель:Главный символ любого государства – это герб, в котором  в изобразительной форме выражена государственность страны. Указом президента России 30 ноября 1993 года введен новый государственный герб – двуглавый орел, который является символом вечности России, символом сохранения  в русском народе в чистоте веры православной, символом глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории.

Ученик1

Наш герб – укрепленье Отечества,

Оплот он богатства его.

Пусть помнит Руси человечество –

Святыня – дороже всего!

Ученик2

Спокоен за наше Отечество,

Его охраняет не год –

Двуглавый орел человечество

России на крыльях несет.

Ученик1

В когтях его скипетр с державой,

Корона венчает его.

Увенчан он русскою славой

Единством народа всего.

Ученик2

Как символ Европы и Азии,

Украшен медалью златой,

Копьем поражает дракона

Георгий – наш всадник святой.

Учитель:Герб РФ олицетворяет всю силу, мощь, независимость, единство и суверенитет нашей великой страны.

 

Ученик1

То был и есть России клич,

Клич гордой песни величавой.

И гласом всех ее звонниц

Он раздается над державой.

Ученик2

«Живи, отечество мое!»-

Поют поляны и дубравы.

«И, славься! Славься, - мы поем, -

Наш голос светлый, величавый».

Ученик1

Гимн наши нервы бередит,

И кровь по жилам быстро льется

То был и есть России клич,

Он в нашем сердце остается.

Ученик2

Его нельзя иначе петь:

В нем гордость наша, наша Слава.

Пусть величавее звенит наш гимн,

Его поет держава!

Учитель:Торжественная песня, ставшая символом государства – это гимн государства. Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время поднятия государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к той стране, чей гимн звучит. (звучит гимн)

Учитель:Мы, молодое поколение России, бережно принимаем наши символы государства и никому не позволим над ними надругаться. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России.

Ученик1

Русь моя, любимая Русь!

Смотрю на тебя безбрежную,

То лиственную, то снежную,

Смотрю и не насмотрюсь.

Ученик2

 .

О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце, одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.

 

2. Интеллектуальная игра«МОЙ ВЗГЛЯД» 

 

Учитель.Итак, начинаем правовую игру «Мой взгляд». Сегодня в нашей игре принимают участие 4 команды.(Представление команд).

Оценивать выступления наших команд будет компетентное жюри.

( Представление жюри).

Игра будет состоять из четырех туров, каждый из которых оценивается в зависимости от уровня сложности вопросов. Первый тур – 1 балл; второй тур – 2 балла; третий тур – 3 балла, четвертый тур – 4 балла.

Объявляю начало первого тура! Вы не так далеко ушли от периода раннего детства, где любили читать и слушать сказки. Вам предлагаются сюжеты из известных сказок. Вам необходимо за 1 минуту определить, какое право сказочного героя нарушено, закончить фразу.

1.     Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…(свободное передвижение).

2.     Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на …(личную неприкосновенность).

3.     Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на…(неприкосновенность жилища).

4.     Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд).

5.     Царевич Иван из сказки «Иван – царевич и серый волк», украв жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(владение имуществом). Подводятся  предварительные итоги.

Объявляю начало второго тура.

1.     Назовите форму высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренную Конституцией России.( Референдум)

2.     Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ.

(конституция).

3.      Кто является гарантом конституции (президент).

4.     Название этого документа в переводе с латинского означает «установление», «устройство».(конституция).

5.     Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики (республики).

 Объявляю начало третьего тура.

1.     Главой чего является президент РФ? (государства)

2.     На какой срок избирается президент РФ? (на 6лет).

3.     Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание).

4.     Что осуществляет исполнительную власть в РФ? (правительство РФ).

5.     Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться? (да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту.Ст.63 ТК.)

6.     Имеют ли право подростки 12 и 17 лет заниматься предпринимательской деятельностью? (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст. 28 ГК.)

7.     Ученики школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет. Какие последствия могут быть? ( Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет. Ст. 5 УПК)

8.     На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как можно  этих подростков наказать? (Это расценивается как мелкое хлиганство,ст.158.Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет.

Объявляю начало четвертого тура. Команды отвечают на вопросы викторины(раздать задания)

САМЫЙ ЭРУДИРОВАННЫЙ ЗНАТОК КОНСТИТУЦИИ РФ.( за ответ-житон)

ВОПРОСЫ:

1.     Что такое символ? (условный знак, обозначение).

2.     Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

3.     Что такое герб? (эмблема государства).

4.     Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

5.     Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

6.     Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

7.     Что такое гимн? (торжественная песня).

8.     Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

9.     Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

10.Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

11.Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

12.Что означает слово «герб»? (наследство).

13.Старинное русское название флага? (стяг).

14.Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

15.Кто является главой Российского государства? (президент).

16.Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

17.Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

18.Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

19.Назовите денежную единицу России. (Рубль).

20.Назовите растение – символ России. (Береза).

21.Назовите столицу России. (Москва).

22.Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

23.Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

24.Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

25.Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

26.Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

 Продолжите предложение.

1.Конституция РФ была принята….(12.12. 1993г.)

2.Конституция была принята всенародным….(голосованием , на референдуме)

3. По Конституции Российская Федерация  является…(демократическим, федеративным, правовым, с республиканской формой правления государством)

4. Главой государства является….(Президент)

5.Президент РФ  избирается  сроком на…(4 года)

6.Президентом РФ может быть избран ….(гражданин РФ, не моложе 35 лет, проживающий не менее 10 лет в РФ)

7. Законодательным органом власти в РФ является (Федеральное собрание)

8. Федеральное собрание состоит из…(2-х палат: Верхняя- Совет Федерации, нижняя-Государственная Дума)

9.Депутатом Государственной Думы может быть  избран …(гражданин РФ, не моложе 21 года)

10.Носителем власти в РФ является…(многонациональный народ)

11.РФ светское государство – это значит что….(Церковь отделена от государства)

12.РФ социальное государство - это значит что…(Политика государства направлена на поддержку малоимущих граждан…)

13. В РФ в равной степени признаются все формы собственности…. (Государственная, частная, муниципальная и иные формы собственности)

14.Государственная власть в РФ разделена на….(Три ветви –законодательную, исполнительную и судебную)

15.Главнокомандующим Вооруженных сил РФ является….(Президент)

-выделяется из зала пятерка учащихся , давших лучшие ответы, затем из них выделяются три лучших, затем выделяется два, а затем победитель.

-Церемония награждения победителя.

Учитель:  Спасибо всем за внимание! С праздником!

1.     Сколько раз в России принимался основной закон государства? (5 раз)

2.     Какой праздник отмечают в России 12 июня? (День России)

3.     Сколько лет исполняется последней Конституции РФ. (15 лет)

4.     Автор слов гимна России? (Михалков С.В.)

5.     Что символизируют цвета флага РФ? (Вера,Надежда,Любовь)

6.     Перечислите ведущие политические партии РФ? (………)

7.     Когда состоятся следующие выборы президента РФ? (В 2012 году)

 Используемая литература:

1.     Методические разработки воспитательных дел в классе. Под редакцией Е.Н.Степанова, М.А. Александрова.

2.     Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Великордная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.

3.     Классные часы. 5-9 классы. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко.

4.     Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М. : «ТИД «Русское слово - РС», 2002.

5.     Газета для организаторов внеклассной работы «Досуг в школе», №2, №6, 2006.