Вы не зарегистрированы

Авторизация



МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Submitted by Татьяна Алексеевна Тростина on Sat, 26/01/2013 - 12:54

 

 

Среди многочисленных вопросов, связанных с эстетическим воспитанием, необходимо выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебно­го вопроса - вопроса о приобщении к народной культуре детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить пла­номерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народный фольклор займет заслуженное место. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художест­венные образы народной музыки привлекают внимание детей, доставляют им радость и в то же время оказывают на них свое воспитательное воздействие.

Произведения детского фольклора для ребенка и подростка - живые организмы, полевые цветы, вырастающие на глазах. Фольклор очень близок детям, «созвучен им по мироощуще­нию». И нужно с самого раннего возраста воспитывать в детях чувство радости от общения с фольклором, тогда, став взрослее, они сохранят интерес и любовь к нему. А это чрезвычайно важ­но, ведь, по словам Д. И. Шостаковича, народная музыка «очи­щает дух». Попевки, считалки, скороговорки, песенки - неотъ­емлемая часть детского быта.

Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает мелодиче­ские интонации и ритмические особенности, они становятся близ­кими и родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно ска­ жется на отношении к миру, повлияет на формирование нравст­венности, поскольку эстетические интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народному фольклору нужно воспитывать.

Необходимы активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими ме­тодами в работе педагога могут стать:

исполнение и разучивание учащимися произведений рус­ского фольклора, слушание народной музыки;

 

исполнение и разучивание учащимися произведений рус­ского фольклора, слушание народной музыки;

беседа как путь накопления теоретических знаний;

чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь нако­пления исторических знаний о народном творчестве;

пение различных упражнений, песенок-попевок, способ­ствующих созданию активной творческой атмосферы;

сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, кон­трастных образов, что способствует углубленному эмоциональ­ному восприятию произведения;

музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.

Как же проверить, насколько развивается у детей интерес к народному творчеству? Для этого можно воспользоваться раз­личными путями, например:

свободное высказывание детей о музыкальном фольклоре;

викторины с элементами игры;

оценка школьниками произведений по трем категориям: «очень нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится».

Уровень развития интереса к народному творчеству оп­ределяется следующими показателями.

- Эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы.

-  Проявление любознательности (вопросы к учителю, жела­ние высказывать свои впечатления; желание коллекционировать предметы, относящиеся к фольклорным этническим жанрам).

- Степень осознанности своих впечатлений, выявляющаяся

в суждениях и оценках воспринятого при проведении письменных и устных ответов­

Итак, суммируя все вышеперечисленное, можно сделать выводы:

Учитывая то, что младший школьный возраст является особенно перспективным в развитии эстетической восприимчи­вости, необходима достаточная нагрузка на память детей. Она создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народному творчеству. Музыкальный эстетический слух детей будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь, анализировать) свою народную музыку, творчество других народов.

Детей увлекает и вносит эмоциональный интерес только насыщенное разнообразным материалом, проводимое в доста­точно быстром темпе занятие.

Широкое использование народного эпоса в обучении де­тей младшего школьного возраста повышает уровень их воспри­ятия, которое становится все более дифференцированным, эмо­циональным и осмысленным, что проявляется в устойчивом внимании детей, в  желании больше узнать о творчестве разных народов, чаще слышать родную музыку.

 Русские фольклорные традиции:внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Автор составитель О.В. Ворошилова

 



На: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕ


Спасибо за информацию.



На: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕ


Применили в своей работе. Спасибо