Официальный сайт toppromotion 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Решение тригонометрических уравнений

Размещено: Лариса Ивановна Баутина - ср, 06/02/2013 - 13:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баутина Лариса Ивановна - учитель первой квалификационной категории
Место работы, должность: 
МКОУ Серебрянская СОШ Чулымского района, учитель математики
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
  • образовательные – обобщить и систематизировать материал по данной теме: провести условную классификацию тригонометрических уравнений и методов их решения;
  • развивающие – способствовать формированию умений применять приёмы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
  • воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активность, мобильность, умения общаться, общей культуры.
  •  
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. А.Г.Мордкович Алгебра и начала математического анализа часть 1 учебник (базовый уровень) 10-11 класс, Москва «Мнемозина», 2012 год
  2. А.Г.Мордкович Алгебра и начала математического анализа часть 2 задачник (базовый уровень) 10-11 класс, Москва «Мнемозина», 2012 год 
Используемая методическая литература: 
  1. А.Н.Рурукин, Л.Ю.Хомутова, О.Ю.Чеканова Поурочные разработки по алгебре и началам анализа к УМК А.Г. Мордковича и др., Москва «ВАКО» 2012 год
  2. Алгебра и начала анализа 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Мордковича Iполугодие, автор – составитель Т.И.Купорова, Волгоград: Учитель, 2009 год
  3. Л.А.Александрова Алгебра и начала математического анализа 10 класс Самостоятельные работы, под ред. А.Г.Мордковича, Москва «Мнемозина», 2011 год 
Используемое оборудование: 

Интерактивная доска

Краткое описание: 
План урока: I. Организационный момент. II. Систематизация и повторение теоретического материала. III. Работа по повторению и классификации тригонометрических уравнений. IV. Минута отдыха. V. Практическая работа. VI. Из истории тригонометрии VII. Проверка уровня усвоения. VIII. Подведение итогов урока.

Задачи урока:

  • повторить основные типы тригонометрических уравнений, наиболее типичные приёмы и методы их решения, систематизировать знания по данной теме (слайд 2) .

Методы обучения:частично-поисковый, решение познавательных обобщающих задач, самопроверка, взаимопроверка.

Форма организации урока:индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:рабочие тетради,компьютер и интерактивная доска, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Систематизация и повторение теоретического материала.
  3. Работа по повторению и классификации тригонометрических уравнений.
  4. Минута отдыха.
  5. Практическая работа.
  6. Из истории тригонометрии
  7. Проверка уровня усвоения.
  8. Подведение итогов урока.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Учитель говорит тему и цель урока.

Эпиграфом нашего урока будут такие слова:

  1. Результат учения равен произведению способности на старательность.
    Если старательность равна нулю, то и все произведение равно нулю.
    А способности есть у каждого
    (слайд 4).

 

  1. Систематизация и повторение теоретического материала.
  2. Опрос обучающихся
  3. Дать определение арккосинуса a, арксинуса a, арктангенса a, арккотангенса a.
  4. Как решить уравнение вида y=sinx, y=cosx, y=tgx, y=ctgx.(слайд 5).
  5. Указать допустимые значения arccinx, arccosx, arctgx, arcctgx.
  6. Продолжить: arccin (-x), arccos (-x), arctg (-x), arcctg (-x).

 

  1. Найдите соответствие между схемой и уравнением.

 Учащиеся работают на индивидуальных досках, составляют слово. Ответ: арксинус(слайд 6).

 

  1. Учащиеся работают на индивидуальных досках.

Вычислить:

 (слайды 8,9).

Имеет ли смысл выражение:

 (слайд 10).

Записать решение простейших тригонометрических уравнений:

 sin x=1, sin x=0, sin x=-1, cos x=1, cos x=0, cos x=-1(слайд11).

  1. Найдите ошибки в уравнениях.

      (слайды 12-17)

5. Разложить на множители:

(слайд 18)

  1. Работа по повторению и классификации тригонометрических уравнений.

 

Учитель:Сразу обратим внимание на некоторые обстоятельства, которые надо иметь в виду при решении тригонометрических уравнений. Во-первых, все общие правила, относящиеся к решению уравнений, имеют ту же силу. Во-вторых, существует условная классификация тригонометрических уравнений. И в- третьих, какой бы сложности ни было уравнение, в конце концов, оно всё равно сведётся к решению простейшего тригонометрического уравнения.

При решении тригонометрических уравнений необходимо соблюдать общие правила:

- следить за равносильностью преобразований;

- не допускать потери корней;

- отбрасывать посторонние корни(слайд 19).

И последнее, для тригонометрических уравнений не существует единого метода решения. В каждом конкретном случае успех определяется, в частности знанием тригонометрических формул и навыками решения.

1 этап

Цель:закрепить решение простейших тригонометрических уравнений.

 Выполните письменно самостоятельную работу. 3 ученика у доски (остальные по  распределены по группам)

Решите уравнения:

(слайд 20).

 

2 этап

Цель:закрепить умения решать тригонометрические уравнения методом сведения к квадратному.

Учитель:закрепим метод введения новой переменной,методом введения новой переменной решаются те тригонометрические уравнения, которые представляют собой квадратные уравнения относительно какой-либо тригонометрической функции. Если в уравнение входят различные тригонометрические функции, то надо выразить их  через одну(слайды 21-23).

 (слайд 24)

  1. Минута отдыха

Массаж ушных раковин (слайд 25)

 

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно последовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели».

 Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;

5)растирание ушей до ощущения «горения».

  1. Практическая работа

3 этап

Цель:закрепить навык решения тригонометрических уравнений методом разложения на множители.

Учитель: под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит несколько множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Таким образом, данное уравнение можно представить в виде совокупности более простых уравнений. Рассмотрим уравнение, которое решается с помощью  метода разложения на множители.

 (слайд 26).

  1. Из истории тригонометрии (сообщение обучающегося класса)(слайд 27)
  2. Проверка уровня усвоения

Самостоятельная работа обучающихся

Вариант 1

  1. Решите уравнение:

а) 2 sin x – 1 = 0;

б) 6 sin2 x – 5 cos x + 5 = 0;

в) 2tg2x + 3 tgx = 0

 

        Вариант 2

1. Решите уравнение:

а) 2 cos x –  = 0;

б) cos2 x + 2 sin x + 2 = 0;

в) tg2x-  tgx= 0. (слайд 28)

Ответы:

 

№ задания

1 вариант

2 вариант

x= (-1)k + πk, k∈Z

x= ± + 2πk, k∈Z

x= 2πk, k∈Z

x=  + 2πk, k∈Z

x = πk, x = -arctg1,5+ πk, k∈Z

x = πk, x =  + πk, k∈Z

(слайд 29)

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание:задачник для 10 класса «Алгебра и начала математического анализа» (2012) под редакцией А.Г.Мордковича№ 16.13(г), №16.14(б), №17.9(в)(слайд 30).
  3. Рефлексия: учащиеся выбирают из предложенных вариантов оценку работы на уроке и записывают в тетрадь  (слайд 31).

Учитель:к сожалению, нельзя указать общего метода решения  тригонометрических  уравнений , почти каждое из них (кроме простейших) требует особого подхода.

«Мышление начинается с удивления», – заметил 2 500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления – могучий источник желания знать; от удивления к знаниям – один шаг». А математика замечательный предмет для удивления. Я надеюсь, что сегодняшний наш урок прошел для вас с пользой. Думаю, научившись бороться с трудностями при решении ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ  УРАВНЕНИЙ, вы сможете преодолевать любые жизненные трудности.

  

Прикрепленный файл Размер
Урок математики в 10 классе по теме Тригонометрические уравнения.doc 508 Кбайт
Презентация.rar 2.57 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн