Данные об авторе
Место работы, должность:
МКОУ Серебрянская СОШ
Регион:
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
познакомить с буквой Ж, ж; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение; прививать интерес и любовь к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ж, ж; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные - УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные: общеучебные – чтение прямых слогов, выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие, понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
9
Используемые учебники и учебные пособия:
Букварь Журова Л.Е.
Используемая методическая литература:
Методическое пособие "Обучение грамоте" Журова Л.Е.
Краткое описание:
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ж, ж. Чтение слогов
I. Организационный момент.
– Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
– Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
– Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
– Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н. Френкель
II. Введение в тему урока.
1. Фонетическая разминка.
– Как жужжит жук? (Ж-ж-ж.)
На доске – рисунок с изображением жука.
2. Закончить фразы.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький ... (снежок).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало… (жарко).
С. Маршак
А слониха, вся дрожа,
Так и села на… (ежа).
К. Чуковский
А рядом бегемотики
Схватились за… (животики).
К. Чуковский
– Какой одинаковый звук во всех словах? (Звук [ж].)
– Как вы думаете, что сегодня будем изучать? (букву Ж )
-Так же читать слоги, слова и тексты с этой буквой.
III. Работа по теме урока.
– Не случайно я начала урок со стихотворения про жука. Рассмотрите букву ж . На что похожа буква?
– Многие поэты заметили сходство буквы с жуком и сочинили такие стихи.
Ученики читают стихи.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
В. Кожевников
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
С. Маршак
1. Звукобуквенный анализ слова «лыжи».
– Отгадайте загадку.
На прогулке бегуны
Через луг к березке
Одинаковой длины
Тянут две полоски.
(Лыжи.)
– Сколько звуков в слове «лыжи»? (4.)
– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
– Интонационно выделите первый звук в слове. (Л-л-л-ыжи.)
– Назовите первый звук. ([л].)
– Интонационно выделите второй звук в слове. (Л-ы-ы-ы-жи.)
– Назовите второй звук. ([ы].)
– Интонационно выделите третий звук в слове. (Лы-ж-ж-ж-жи.)
– Назовите этот звук. ([ж].)
– Интонационно выделите четвертый звук в слове. (Лыжи-и-и.)
– Назовите звук. ([ы].)
– Который по счету звук [ж]? (Третий.)
– Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, звонкий, твердый.)
– Составим схему слова «лыжи».
Один ученик работает у доски.
– Замените фишки буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?
2. Звукобуквенный анализ слова «пирожок».
– Назовите предмет, изображенный на 2-й картине. (Пирожок.)
Звукобуквенный разбор проводится аналогично разбору слова «лыжи».
– Произнесите слово «лыжи», выделяя третий звук; слово «пирожок» , выделяя пятый звук.
– Сравните звук[ж] в словах «лыжи» и «пирожок». Он мягкий или твердый?
Вывод: звук [ж] – всегда твердый.
– Замените фишки в схемах слов на букву ж .
3. Подбор слов со звуком « ж » , расположенным в начале слова, в середине и на конце.
4. Чтение слогов, слов и загадок.
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.
– Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?(Звук [ж ]– всегда твердый.)
– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам
– Прочитайте слова-названия животных. (Жук, уж, жаба.)
– Прочитайте слова-действия. (Последний столбик.)
На доскезаписаны предложения.
– Прочитаем скороговорку сначала медленно, потом быстрее. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
– Прочитайте по себя группу слов, данных в учебнике. Найдите слова, которые встретились в скороговорке.
– Хором произнесите слово, осталось.(Ежонок.)
– Сравните число звуков и букв в этом слове.(Букв – 6, а звуков – 7, так как буква е в начале слова обозначает два звука.)
– Отгадайте загадки. стр.122(Еж, снег.)
Хорошо читающие дети помимо загадок из учебника самостоятельно читают загадки, записанные на доске.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж.)
Л. Ульяницкая
Маленькая собачка,
Свернувшись, лежит;
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок.)
– Что интересного в этих загадках? (В загадках есть одинаковые слова «лежали» – «лежал», «побежали» – «побежал». Но отгадки совершенно разные.)
5 . Физминутка для глаз
6. Чтение новых слов.
– Составьте слова со слогом «жа».
– Прочитайте слова, которые начинаются слогом «жа». (Жало, жабо, жаба, жара, жалит.)
– Прочитайте слова, в которых слог «жа»последний. (Сажа, кожа, лужа, ложа.)
7. «Найди слово в слове».
– Прочитайте первое слово. (Ежик.)
– Какое слово в нем нашли? (Еж.)
– Какие буквы лишние? (Буквы и , к .)
– Закройте эти буквы ладошкой. Прочитаем новое слово.
Аналогичная работа проводится с остальными словами: еж ик, жеребенок , жаворон ок, пожар, этаж ерка.
8. Чтение рассказа «Жаба и Жук» .
– Каким был Жук? А Жаба?
9. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрась те части рисунка, в которые вписана буква ж .(Жук.)
2) Прочитай рассказ, составь предложения. Подчеркни слоги с буквой ж .(хорошо читающие дети)
IV. Итог урока.
На доскезаписаны слоги.
ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ ДЭ КЯ СЮ ЛУ ЖИ
–Разделите слоги на две группы. (ВА РО ЛУ ГЫ ДЭ; КЯ ЗЁ СЮТЕ.)
– Почему слог «жи» не включили ни в какую группу? (Буква и указывает на мягкость предшествующего согласного, но в данном случае этого не происходит, так как з вук [ж ]всегда твердый.)
V. Рефлексия. - Чем занимались на уроке?
- Какие задания были лёгкими для вас?
- В каких испытывали трудности?
- Какую букву выучили?
- Кто подружился с новой буквой?
- Что вы узнали о букве и её звуках?