Зрительные нарушения осложняют формирование речи, отрицательно сказываются на её чувственной стороне, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание. Речь - мощное компенсаторное средство, помогающее сравнивать признаки предметов, актуализировать прошлые представления и создавать новые, способствовать расширению кругозора детей.
Нарушение зрения и общее недоразвитие речи детей сказывается, прежде всего, на их восприятии. Неточное представление об окружающем предметном мире провоцирует накопление в речи штампов высказывания, и затрудняют развитие познавательной деятельности дошкольника. Недоразвитие речи затрудняет осмысление материала, ведёт к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности. Как показали исследования, дети с ОНР и зрительной недостаточностью отстают в овладении навыками связной диалогической речи. Возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает эмпатией на собеседника.
Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявлений детей предлагается нетрадиционная форма проведения логопедического занятия- метод интервьюирования.
Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия. При обучении диалогической речи в виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладевать простыми синтаксическими моделями фраз.
Данный метод позволяет:
- развивать личностные качества детей;
-учить преодолевать скованность;
-быть активным и самостоятельным собеседником;
-развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
-вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
-устранять избыточное , психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её, а также аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
-овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств, готовит их к жизни в социуме. Только анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.
Цель предлагаемых заданий- развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом, - основные задачи, основные задачи которые ставит перед собой педагог. В зависимости от лексической темы условные знаки меняются, но не все.
В течение недели проводится работа по активизации и расширению словарного запаса детей по лексическим темам. В конце недели на групповом логопедическом занятии с использованием метода интервьюирования отрабатываются лексико-грамматические категории, связная речь, закрепляются знания, умения и навыки по теме.
Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в беседе, задания усложняются за счёт введения рисунков, условных знаков: что сначала - что дальше – чем закончился диалог.
После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью. При закреплении лексической темы очень важна чёткая постановка вопросов, необходимых для ведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребёнка уточняется, обогащаясь представлениями в ответах других детей, что в дальнейшем отражается на качестве его пересказа, рассказа. Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приёмы. Игровая мотивация речевой деятельности становится определяющей, но не единственной. В глубине игры зреет иная мотивация – учебная. Создаётся ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться.
Такое построение обучения не только облегчает труд логопеда, но и во много раз увеличивает эффективность занятий за счет включения игрового приёма и метода интервьюирования.
|