Согласные звуки [л], [л,]. Буквы Л,л. Чтение слов с изученными буквами.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Постановка темы и задач урока.
- На уроке продолжим узнавать новое о звуках [л],[л,] и букве Л. Будем читать, сравнивать слова, наблюдать за изменениями слов.
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Главный вопрос урока.
Вопрос Почемучки:
- Какие «секреты» таит буква Л?
IV. Мотивация учебной деятельности (развитие долговременной памяти).
1.Анаграмма пословиц.
- Ребята, повторим пословицы. Я начинаю, а вы заканчиваете. Дружно, хором.
Нет друга, ищи,…а нашёл береги.
Не стыдно не знать,…стыдно не учиться.
Труд кормит,…а лень портит.
Каков мастер,…такова и работа.
Знания собираются…по капле.
2.Знакомство с новой пословицей.
- Прочитаем новую пословицу, кому трудно, читают знакомые буквы, слияния.
Кто много читает, тот много знает.
-По слогам.
- А теперь плавно.
- А теперь целыми словами.
- О чем «говорит» пословица?
- Да, правильно, и при этом надо читать вдумчиво.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
V. Работа по теме урока.
1.Чтение столбиков слов.
- Прочитайте слова 1 столбика. Аня, читай.
стол
сто лик
- Что обозначают слова?
(Стол – большой, столик - маленький).
- Что повлияло на изменение слова?
(Добавился слог ИК, и изменилось значение слова).
- Прочитайте слова 2 столбика. Оля ,читай.
лил
на лил
- Что обозначают эти слова?
- Почему значение слов разное?
(Потому что добавился слог НА, и изменилось значение слов)
- Прочитайте слова 3 столбика. Коля, читай.
со лил
са лат
(солил - что-то посолил, добавил соль в салат – это блюдо).
- Что обозначают эти слова?
- Что общего во всех этих словах?
(Встречается буква Л, начинаются и заканчиваются все слова с согласной буквы).
Вывод:
-Ребята, что можете сказать из этого упражнения?
- Если добавляется слог или буква, то меняется значение слова.
Физ.минутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
VI. Работа над текстом.
1.Работа по учебнику.
а)Первичное чтение.
Самостоятельное чтение текста. Дети готовят текст для чтения.
-Прочитаем рассказ самостоятельно .
-При чтении подумайте, о чем рассказ?
б)Вторичное чтение .
Хорошо читающий ученик перечитывает текст выразительно ещё раз.
-Прочитаем ещё раз рассказ . Послушайте чтение ребят.
- Следим «волшебной точкой».
-Понравилось чтение ребят?
-Каким оно было?
в)Оценивание чтения по плану.
Чтение:
Беглое
Правильное
Осмысленное
Выразительное
- Хорошее чтение, без ошибок, хороший темп, голосом передают границы предложений. Старайтесь и вы ,ребята, так читать.
в)Работа над содержанием текста.
- О чем рассказ?
(Рассказ о том, как ребята пришли на чаепитие. В гостях вели разговоры. Ухаживали друг за другом.)
г)Работа над иллюстрацией.
- Рассмотрите картинку.
- Назовите имена ребят?
(Алла, Алик, Таня, Коля).
д) Выборочное чтение.
- Как зовут первого слева мальчика?
(Алик).
- Как узнали, подтвердите словами из текста?
( У Алика салат. Он солит салат).
А как зовут мальчика рядом с Аллой? (Коля).
-Зачитайте.
( У Коли стаканы. Он налил соку.)
- Как зовут первую справа девочку?
(Таня).
- Докажите, зачитав предложение.
(У Тани и Коли сок).
е) Озаглавливание текста.
- Озаглавьте текст. Ваши варианты.
(Гости. Чаепитие. День рождения.)
- Как надо вести себя в гостях?
(Угощать, ухаживать за столом , говорить друг другу вежливые слова
« спасибо», «до свидания»).
- В каких случаях используют заглавную букву?
(В начале предложения. В середине предложения в именах людей)
- Молодцы! Хорошо почитали, потрудились.
VII. Открытие «секрета» буквы Л.
- Прочитайте имена девочек. Читай, Оля.
Алла
Анна
VII. Открытие «секрета» буквы Л.
- Что необычного видите?
(Две буквы л, две буквы н).
- Да, ребята, эти согласные - двойные согласные.
-Как поведут себя двойные согласные при делении на слоги и при переносе слов?
-Ваши варианты .
( Ребята предлагают свои варианты).
- Когда делим на слоги, то эти две согласные расходятся в разные слоги.
- Слова с двойными согласными переносятся так:
Алла Ал - ла
Анна Ан - на
VIII. Работа со схемами слов.
На магнитной доске схемы слов.
-К каким именам девочек подходят схемы?
На доске:
( Первая схема подходит к слову Нина, вторая – к словам Алла, Анна.)
IX.Закрепление материала.
1.Чтение-наблюдение слов.
2.Чтение-изменение слов.
-Почитаем имена мальчиков. Рассмотрим, понаблюдаем за их изменениями.
Алик
Стасик
Антон
Константин
- Назовите это же имя по-взрослому.
-Как будет звучать имя?
Алик -Альберт
Стасик -Станислав
-Как будут звучать два других имени по-детски ?
Антон – Антоша
Константин – Костя
- Как зовут вас в семье ?
- А в жизни для чего человека называют по-взрослому, и наоборот?
(По – взрослому называют в уважительной форме , в документах, в паспорте, в классном журнале.
В семье – любя, ласково…)
- А отчество человека как образуется?
(Только от мужского имени, от отца).
Вывод:Что можете сказать из этого упражнения?
Физ.минутка.
Зарядка(стоя между партами) Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть. X. Работа с предложением.
- Рассмотрите задание.
-Какое задание нужно выполнить?
(подставить подходящие по смыслу слова с опорой на картинки).
1) Подбор подходящих слов по картинкам.
2)Чтение предложений.
Окуни и лини - ...
Аисты и утки –...
Лисы и лоси –...
А осы кто ?
Осы -...
рыбы (рисунок 1) (рисунок 2)
птицы (рисунок 3) (рисунок 4) (рисунок 5)
звери (рисунок 6) (рисунок 7) (рисунок 8)
насекомые(рисунок 9)
- Какое получится 1-е предложение? Кто прочитает?
(Окуни и лини – рыбы.)
- Почему? (т.к. тело покрыто чешуёй.)
- Какое получится 2-е предложение?
(Лисы и лоси – звери.)
- Почему? (т.к. тело покрыто шерстью.)
- Какое получится 3-е предложение?
(Аисты и утки – птицы.)
- Почему? (т.к. тело покрыто перьями.)
- Почему в конце 4-го предложения стоит вопросительный знак?
(т.к. содержится вопрос.)
- Прочитай его правильно ,соблюдая интонацию ,голос.
- Каким будет 5-е предложение?
(Осы – насекомые.)
- Почему? (т.к. у них шесть лапок.)
- Назовите еще насекомых.
(Шмель, муравей, бабочка, мотылёк.)
2)Работа со схемой слов.
-Какое слово соответствует схеме? Вам помогут картинки.
- Соедените схему слова с картинкой.( Работа у доски).
-Придумайте и назовите свои слова к данной схеме .(Работа в паре ).