Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поэма «Слово о полку Игореве». История создания, сюжет и композиция.

Submitted by Надежда Александровна Протченко on пн, 11/02/2013 - 15:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Протченко Надежда Александровна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МКОУ Чикманской СОШ Чулымского раона
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели урока(результаты):

Личностные:

·         Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, в том числе к личностям, которые внесли свой вклад в историю России.

·         Создать условия для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

·         Развивитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умения слушать и слышать, участвовать в дискуссии.

 

Метапредметные:

·         Умения принимать решения и осуществлять осознанный выбор.

·         Смысловое чтение.

·         Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и с учителем.

 

Предметные:

·         Методическая:поделиться с коллегами опытом проведения урока с применением ЭОР.

·         Образовательная: изучить историю создания «Слова о полку Игореве»,

показать историческую основу, рассмотреть сюжет, составить композиционный план поэмы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г

Краткое описание: 
Данная методическая разработка представляет собой первый урок по поэме древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Ведь это один из величайших памятников русской литературы того времени, оказавший влияние на ее дальнейшее развитие. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке в качестве демонстрационного материала используется мультимедийная презентация с гиперссылками на цифровые образовательные ресурсы, а также с видеороликами, демонстрирующими материал урока. Во второй половине урока предполагается групповая работа по составлению цитатного плана поэмы, а в конце урока, на этапе первичного контроля - индивидуальная работа на ПК – тестирование по произведению.

 

 

Структура и ход урока

 


Этап урока

Описание

Время

Слово учителя.

 

 

 

Индивидуальное задание учащегося

Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве» - «начало всех начал русской литературы».

Оно рассказывает о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. ( Слово «половцы» выписывается на доске и комментируется).

Заранее подготовившийся ученик даёт историческую справку о походе Игоря Новгород-Северского на половцев, привлекая карту похода (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91d78b3a-c42c-4abd-9594-db1b7374784f/%5BLI9RK_1-02%5D_%5BIL_02%5D.swf ).

 Это произведение имеет сложную и загадочную историю. Написано оно примерно в тот же 1185 год и в последующем неоднократно переписывалось. Автор поэмы неизвестен, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем его имя. Древнерусские авторы редко подписывали свои произведения. Можно только догадываться, что это был хорошо образованный человек, который разбирался в политике и очень любил свою родину.

Через четыре века  один из писцов составил сборник, который позже стал известен как Спасо-Ярославский хронограф, в состав которого входило и «Слово…» Впоследствии следы произведения теряются. Лишь в конце 18 века известный собиратель русских древностей Мусин-Пушкин купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/135d6dc1-23c9-4e04-ace9-70c0b2227659/25_38.JPG). В этом рукописном сборнике Мусин-Пушкин и обнаружил редкое по красоте художественное произведение. Прежде чем представить его читателям, необходимо было расшифровать поэму. Текст был написан на древнерусском языке. Не был разделён на слова. Три года учёные переводили и комментировали «Слово…». Уже тогда они понимали значение поэмы, и один из экземпляров был даже представлен Екатерине Великой.

Посмотрите и послушайте фрагмент вступления к «Слову…» Видео 1.

В начале 19 века поэма «Слово о полку Игореве» вышла отдельным изданием (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1289fbc4-385a-4764-afa7-a5762e9344c2/10_02.jpg). Произведение было столь совершенным, что многие сомневались в его подлинности. Этому способствовала также судьба поэмы. Во время французского нашествия в сентябре 1812 года тот самый рукописный хронограф, найденный Мусиным-Пушкиным, сгорел во время Московского пожара. Сохранились только переписанные с него копии (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14b9f0df-036d-4fdc-bfa8-371dbb298903/%5BLI9RK_1-01%5D_%5BIL_03%5D.htm). Дальнейшие исследования учёных, в частности Д.С.Лихачёва, доказали подлинность поэмы. Оказалось, что поэма таит в себе ещё много загадок. О некоторых из них вы сможете узнать из статей Д.С.Лихачёва. Вы прочитали текст именно в его переводе.

6 мин.

4 мин.

Предварительная беседа по тексту «Слова…»

- Каков сюжет этой поэмы?

(В поэме говорится о неудачном походе князя Игоря на половцев, описываются две битвы князя, его пленение, а также бегство из плена и возвращение на родину.)

- Как вы поняли, почему автор выбрал для описания не победный поход русичей на половцев во главе с князем Святославом, а позорное поражение князя Игоря?

( Автор хотел показать на примере этого бесславного похода причину поражения и донести до читателя мысль о необходимости объединения в борьбе против общего врага.)

Действительно, это так. Послушайте начало поэмы и подумайте, чему посвящено вступление.

5 мин.

Выразительное чтение наизусть вступления  

« Слова…»

Читает заранее подготовленный ученик со слов «Не пристало ли нам, братья…» до слов «…за землю русскую».

3 мин.

Анализ вступления

- О чём говорится во вступлении? Как вы поняли, кто такой Боян (Баян)? Почему автор так подробно останавливается на его поэтической манере?  Видео 2

(Во вступлении  автор упоминает  некоего Бояна, который, очевидно, был тоже певцом. Он говорит: « Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.»

-Действительно, Боян – это легендарный певец и сказитель (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de1c5568-5ebb-4be7-9c7f-5971adf5d713/Vasnetsov.Bayan.jpg    ).  Посмотрите, каким видит Бояна художник?

( Учащиеся делятся своими впечатлениями от образа  Бояна, созданного Васнецовым. Они отмечают колоритную   внешность,   а  также  богатство его внутреннего мира.)

4 мин.

Словарная работа.

Учитель комментирует выражение «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками»

( Глагол «растекался» создаёт ощущение простора, протяжённости, широты образа; «выражение «растекаться мыслию по древу» - это метафора, которая обозначает «говорить пространно, излишне подробно, а в некоторых  русских говорах  «мысь» значит «белка», поэтому выражение можно понимать и как « белкой по дереву, сизым орлом под облаками, серым волком по земле…»)

1 мин.

Промежуточный вывод.

Мы убедились, насколько красив язык этого произведения, поэтому композиционный план пусть будет цитатным. (Вспомнить, чем цитатный план отличается от простого).

1 мин.

Составление композиционного цитатного плана поэмы.

Итак, какую цитату вы предлагаете в качестве первого пункта плана, отражающего вступление?

( 1. «Пусть начнётся же песнь эта по былям нашего времени…»)

1 мин.

Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой.

Учащиеся предлагают свои варианты цитатного плана поэмы. В группах отбираются наиболее удачные варианты, которые затем озвучиваются как итог групповой работы. Вместе с учителем ребята обсуждают достоинства и недостатки предложенных вариантов. Выбирается наиболее удачный план. В ходе работы на доске появляется иллюстративный материал, который помогает учащимся зрительно представить события, изображённые в поэме.

Пример цитатного плана: (первый пункт составлен вместе и записан в тетради).

2. «Страсть князю ум охватила и желание отведать Дону великого заслонило ему предзнаменование» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5731f060-4e33-4913-8f60-65855741a901/Bisti.SlovoOPolkuIgoreve3.jpg).

3 «Седлай же, брат, своих борзых коней. А мои готовы уже, осёдланы у Курска…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f9357ce8-6b3b-4c51-9787-295948e4bc52/%5BLI9RK_1-03%5D_%5BIL_09%5D.htm).

4. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc77a2ce-dec0-4054-8f46-9868f64eea2a/%5BLI9RK_1-03%5D_%5BIL_03%5D.htm).

5. «Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…»

6. «…в княжеских крамолах жизни людские сокращались».

7. « И на третий день к полудню пали стяги Игоревы…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69b3a2f4-9476-4479-811b-1e8e5881c54a/Vasnecov.PoslePoboisha.jpg).

8. «Тоска разлилась по русской земле…»

9. «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах»

10. «…великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное».

11. «На Дунае Ярославнин голос слышится…» (Видео – Плач Ярославны). Гравюра http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fdc914d0-9db3-4776-bf1d-e1c3400e5adb/Bisti.SlovoOPolkuIgoreve4.jpg

12. «Игорю-князю Бог путь указывает из земли половецкой в землю русскую…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ee95662-ba05-40e3-9ef9-5f31b5e4726a/%5BLI9RK_1-01%5D_%5BAU_04%5D.htm).

13. «Игорь-князь на русской земле…»

14. «Князьям слава и дружине».

10 мин.

Контрольный тест

Вариант 1 – для слабых учащихся (http://cor.edu.27.ru/dlrstore/ab069d93-c086-55ea-44f9-a864c30ce976/test_igor.doc)

Вариант 2 – для сильных учащихся (http://www.fcior.edu.ru/card/15888/kontrolnyy-test-po-slovu-o-polku-igoreve-uglublennoe-izuchenie.html#)

7 мин.

Комментарий учителя,  а также подведение итогов урока и выставление оценок.

Этот цитатный план поможет нам на следующем уроке разобраться, каким видит неизвестный древнерусский автор образ русского князя, какой он представляет русскую женщину, жену.

3 мин.

     

Домашнее задание.

1.     Выписать в тетрадь имена русских князей, которые встречаются в поэме вместе с эпитетами, которыми награждает их автор.

2.     Выучить наизусть один из отрывков: вступление или «Плач Ярославны».

3.     Сделать свою иллюстрацию к одному из пунктов цитатного плана (по желанию).

2 мин.

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Учебные действия

Планируемые результаты

Учебные действия

Планируемые результаты

Учебные действия

Планируемые результаты

Слово учителя

 

Вступительное слово, демонстрация иллюстраций, запись слова «половцы» на доске, комментарии.

Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Структурирование информации по теме.

Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Умение слушать, ставить вопросы.

Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность.

 

Саморегуляция, самоконтроль.

Индивидуальное сообщение

Контролирует, комментирует, дополняет

Выступающий: самостоятельно формулирует свою речь, выбирая и структурируя материал. Класс: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний по теме.

Выступление.

Слушают одноклассника, задают вопросы по теме.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  Умение слушать, формулировать вопросы.

 

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, планирование и самоконтроль своей деятельности.

Планирование, самоконтроль, самокоррекция.

Предварительная беседа по тексту «Слова…»

Задает вопросы, комментирует ответы, дополняет, поясняет.

Отвечают на вопросы по сюжету, структурируют информацию, проявляют знание темы.

Поиск и представление необходимой информации на основе прочитанного.

Ставят и отвечают на вопросы, сотрудничают со сверстниками и учителем.

Умение организовать учебную коммуникацию.

Анализируют материал.

Саморегуляция.

Выразительное чтение наизусть вступления  

« Слова…»

Слушает выступающего

Выступающий: выразительно читает текст. Класс: слушают, воспринимают, оценивают

Умение представить материал, умение проанализировать выступление

Слушают и оценивают, высказывают свое мнение.

Умение сотрудничать, отстаивать свою точку зрения.

Объективное оценивание.

Само и взаимоконтроль

Анализ вступления

Комментирует выступление и видеофрагмент, задает вопросы

Отвечают на вопросы, изучают видеоматериал, анализируют, делают выводы.

Умение структурировать и анализировать материал

Отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения, слушают товарищей

Умение организовать учебное сотрудничество

Оценивают себя и одноклассников

Саморегуляция, самоконтроль

Промежуточный вывод.

Ставит учебную задачу

На основе проделанной работы делают промежуточный вывод урока

Умение структурировать информацию, делать выводы

Говорят и слушают, приводят аргументы

Умение организовать коммуникацию

Слушают и оценивают, делают выводы

Саморегуляция, рефлексия

Составление композиционного цитатного плана поэмы.

Ставит учебную задачу, комментирует первый этап ее выполнения

Формулирую первый пункт плана

Умение работать с информацией

Выдвижение своей версии, аргументы в ее пользу

Умение слушать, отстаивать свою т.зр., участвовать в диалоге

Выстраивают план деятельности по решению учебной задачи

Умение организовать свою деятельность

Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой.

Наблюдает за решением поставленной учебной задачи

Организуют работу с материалом, составляют план

Умение работать с информацией, структурировать, выбирать и т.д.

Организуют сотрудничество в группе, совместно составляют план

Умение организовывать коммуникацию в группе сверстников

Распределяют роли в группе, планируют и контролируют свою деятельность

Планирование, коррекция, саморегуляция

Контрольный тест

Объясняет условия выполнения теста

Самостоятельно работают на ПК, отвечают на вопросы

Умение предоставить необходимую информацию

 

 

Самостоятельная работа

Саморегуляция, самоконтроль

Заключительный этап

Комментирует, участвует в диалоге выставляет оценки

Представляют, анализируют материал, участвуют в проблемном диалоге и т.д.

Умение представить информацию, приводить аргументы

Участие в общеклассном диалоге, аргументирование, комментирование

Умение участвовать в коммуникации

Умение говорить и слушать, работать в ситуации диалога

Оценивают работу друг друга и свою.

Рефлексия, самоконтроль и коррекция.

 

Прикрепленный файл Size
Разработка.docx 36.63 KB
Поэма «Слово о полку Игореве».pptx 1.68 MB
Слово Вступление.wmv 2.54 MB
Слово Начало похода.wmv 2.16 MB
Слово Плач Ярославны.wmv 4.02 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн