Поэма «Слово о полку Игореве». История создания, сюжет и композиция.
Submitted by Надежда Александровна Протченко on пн, 11/02/2013 - 15:51
Структура и ход урока
Этап урока
Описание
Время
Слово учителя.
Индивидуальное задание учащегося
Русская литература возникла как чуткий отзвук на все, что могло волновать человека, и стала художественной памятью того, что кровью сердца вливается из прошлого в настоящее, что предостерегает судьбу отчизны от несчастий, что обеспечивало единство великой русской земли, ее самобытность и национальную независимость. Ранней и самой замечательной исторической песней было «Слово о полку Игореве» - «начало всех начал русской литературы».
Оно рассказывает о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. ( Слово «половцы» выписывается на доске и комментируется).
Заранее подготовившийся ученик даёт историческую справку о походе Игоря Новгород-Северского на половцев, привлекая карту похода (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91d78b3a-c42c-4abd-9594-db1b7374784f/%5BLI9RK_1-02%5D_%5BIL_02%5D.swf ).
Это произведение имеет сложную и загадочную историю. Написано оно примерно в тот же 1185 год и в последующем неоднократно переписывалось. Автор поэмы неизвестен, и мы вряд ли когда-нибудь узнаем его имя. Древнерусские авторы редко подписывали свои произведения. Можно только догадываться, что это был хорошо образованный человек, который разбирался в политике и очень любил свою родину.
Через четыре века один из писцов составил сборник, который позже стал известен как Спасо-Ярославский хронограф, в состав которого входило и «Слово…» Впоследствии следы произведения теряются. Лишь в конце 18 века известный собиратель русских древностей Мусин-Пушкин купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/135d6dc1-23c9-4e04-ace9-70c0b2227659/25_38.JPG). В этом рукописном сборнике Мусин-Пушкин и обнаружил редкое по красоте художественное произведение. Прежде чем представить его читателям, необходимо было расшифровать поэму. Текст был написан на древнерусском языке. Не был разделён на слова. Три года учёные переводили и комментировали «Слово…». Уже тогда они понимали значение поэмы, и один из экземпляров был даже представлен Екатерине Великой.
Посмотрите и послушайте фрагмент вступления к «Слову…» Видео 1.
В начале 19 века поэма «Слово о полку Игореве» вышла отдельным изданием (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1289fbc4-385a-4764-afa7-a5762e9344c2/10_02.jpg). Произведение было столь совершенным, что многие сомневались в его подлинности. Этому способствовала также судьба поэмы. Во время французского нашествия в сентябре 1812 года тот самый рукописный хронограф, найденный Мусиным-Пушкиным, сгорел во время Московского пожара. Сохранились только переписанные с него копии (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14b9f0df-036d-4fdc-bfa8-371dbb298903/%5BLI9RK_1-01%5D_%5BIL_03%5D.htm). Дальнейшие исследования учёных, в частности Д.С.Лихачёва, доказали подлинность поэмы. Оказалось, что поэма таит в себе ещё много загадок. О некоторых из них вы сможете узнать из статей Д.С.Лихачёва. Вы прочитали текст именно в его переводе.
6 мин.
4 мин.
Предварительная беседа по тексту «Слова…»
- Каков сюжет этой поэмы?
(В поэме говорится о неудачном походе князя Игоря на половцев, описываются две битвы князя, его пленение, а также бегство из плена и возвращение на родину.)
- Как вы поняли, почему автор выбрал для описания не победный поход русичей на половцев во главе с князем Святославом, а позорное поражение князя Игоря?
( Автор хотел показать на примере этого бесславного похода причину поражения и донести до читателя мысль о необходимости объединения в борьбе против общего врага.)
Действительно, это так. Послушайте начало поэмы и подумайте, чему посвящено вступление.
5 мин.
Выразительное чтение наизусть вступления
« Слова…»
Читает заранее подготовленный ученик со слов «Не пристало ли нам, братья…» до слов «…за землю русскую».
3 мин.
Анализ вступления
- О чём говорится во вступлении? Как вы поняли, кто такой Боян (Баян)? Почему автор так подробно останавливается на его поэтической манере? Видео 2
(Во вступлении автор упоминает некоего Бояна, который, очевидно, был тоже певцом. Он говорит: « Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.»
-Действительно, Боян – это легендарный певец и сказитель (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de1c5568-5ebb-4be7-9c7f-5971adf5d713/Vasnetsov.Bayan.jpg ). Посмотрите, каким видит Бояна художник?
( Учащиеся делятся своими впечатлениями от образа Бояна, созданного Васнецовым. Они отмечают колоритную внешность, а также богатство его внутреннего мира.)
4 мин.
Словарная работа.
Учитель комментирует выражение «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками»
( Глагол «растекался» создаёт ощущение простора, протяжённости, широты образа; «выражение «растекаться мыслию по древу» - это метафора, которая обозначает «говорить пространно, излишне подробно, а в некоторых русских говорах «мысь» значит «белка», поэтому выражение можно понимать и как « белкой по дереву, сизым орлом под облаками, серым волком по земле…»)
1 мин.
Промежуточный вывод.
Мы убедились, насколько красив язык этого произведения, поэтому композиционный план пусть будет цитатным. (Вспомнить, чем цитатный план отличается от простого).
1 мин.
Составление композиционного цитатного плана поэмы.
Итак, какую цитату вы предлагаете в качестве первого пункта плана, отражающего вступление?
( 1. «Пусть начнётся же песнь эта по былям нашего времени…»)
1 мин.
Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой.
Учащиеся предлагают свои варианты цитатного плана поэмы. В группах отбираются наиболее удачные варианты, которые затем озвучиваются как итог групповой работы. Вместе с учителем ребята обсуждают достоинства и недостатки предложенных вариантов. Выбирается наиболее удачный план. В ходе работы на доске появляется иллюстративный материал, который помогает учащимся зрительно представить события, изображённые в поэме.
Пример цитатного плана: (первый пункт составлен вместе и записан в тетради).
2. «Страсть князю ум охватила и желание отведать Дону великого заслонило ему предзнаменование» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5731f060-4e33-4913-8f60-65855741a901/Bisti.SlovoOPolkuIgoreve3.jpg).
3 «Седлай же, брат, своих борзых коней. А мои готовы уже, осёдланы у Курска…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f9357ce8-6b3b-4c51-9787-295948e4bc52/%5BLI9RK_1-03%5D_%5BIL_09%5D.htm).
4. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc77a2ce-dec0-4054-8f46-9868f64eea2a/%5BLI9RK_1-03%5D_%5BIL_03%5D.htm).
5. «Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…»
6. «…в княжеских крамолах жизни людские сокращались».
7. « И на третий день к полудню пали стяги Игоревы…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69b3a2f4-9476-4479-811b-1e8e5881c54a/Vasnecov.PoslePoboisha.jpg).
8. «Тоска разлилась по русской земле…»
9. «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах»
10. «…великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное».
12. «Игорю-князю Бог путь указывает из земли половецкой в землю русскую…» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ee95662-ba05-40e3-9ef9-5f31b5e4726a/%5BLI9RK_1-01%5D_%5BAU_04%5D.htm).
13. «Игорь-князь на русской земле…»
14. «Князьям слава и дружине».
10 мин.
Контрольный тест
Вариант 1 – для слабых учащихся (http://cor.edu.27.ru/dlrstore/ab069d93-c086-55ea-44f9-a864c30ce976/test_igor.doc)
Вариант 2 – для сильных учащихся (http://www.fcior.edu.ru/card/15888/kontrolnyy-test-po-slovu-o-polku-igoreve-uglublennoe-izuchenie.html#)
7 мин.
Комментарий учителя, а также подведение итогов урока и выставление оценок.
Этот цитатный план поможет нам на следующем уроке разобраться, каким видит неизвестный древнерусский автор образ русского князя, какой он представляет русскую женщину, жену.
3 мин.
Домашнее задание.
1. Выписать в тетрадь имена русских князей, которые встречаются в поэме вместе с эпитетами, которыми награждает их автор.
2. Выучить наизусть один из отрывков: вступление или «Плач Ярославны».
3. Сделать свою иллюстрацию к одному из пунктов цитатного плана (по желанию).
2 мин.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Учебные действия
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемые результаты
Слово учителя
Вступительное слово, демонстрация иллюстраций, запись слова «половцы» на доске, комментарии.