Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения"

Фото пользователя Людмила Матвеевна Савельева
Submitted by Людмила Матвеевна Савельева on Tue, 12/02/2013 - 13:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Савельева Л.М.
Место работы, должность: 
МКОУ Серебрянская СОШ
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Краткое описание: 
комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

 

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Постановка темы и цели урока
  3. Презентация
  4. Повторение изученного:
    а) теоретическое;
    б) практическое (работа с буклетом)
    1. Цифровой диктант
    2. Заполнение «слепой» схемы
    3. Соединение предложений
  5. Решение кроссворда
  6. Исследовательская работа по группам
  7. Комплексный анализ текста
  8. Восстановление деформированного текста
  9. Домашнее задание (дифференцированное)
  10. Рефлексия
  11. Подведение итогов урока
  12. Прослушивание песни

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:  Презентация  (приложение1)        (слайд 1)

Слово учителя: Ребята, на предыдущих уроках мы работали над такой синтаксической единицей языка как  сложноподчинённое предложение. Сегодня мы должны повторить всё, что мы изучили и знаем об этом «непростом» сложном предложении. Задача нашего урока: сравнивать, углублять, закреплять.  А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Да потому что, через несколько дней, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 75 лет. Я уверена, что все вы слышали песни в его  исполнении,  смотрели фильмы с его участием и имеете представление о его творчестве, к которому можно относиться по-разному, но главное: к нему нельзя оставаться равнодушным.

    Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».

3. Презентация о В. Высоцком (слайды 2-16)

4. Повторение изученного:  (слайды 17-18)

А)Теоретическое:

- Какое предложение называется ССП?   (устная работа над предложением):

Пример:1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

- Какое место по отношению к главному занимает в этом предложении придаточное?   (после главного)

_  Только ли в такой позиции по отношению к главному предложению может находиться придаточное?       (может находиться перед главным, в средине и в конце)

- Перестройте это предложение так, чтобы придаточное находилось перед главным, а затем в середине. Как изменится пунктуация?   ( Чтобы творить, человек должен быть наделён фантазией.  Человек, чтобы творить, должен быть наделён фантазией).

Б) Работа с предложением, записанным на доске:

Задание: вставить пропущенные буквы и запятые, объяснить, начертить схемы, определить виды придаточных и способ подчинения.

За все чем дыш..шь и ж..вешь,

Зубами брат д..ржись.

Когда умреш(?) тогда поймеш(?)

Какая штука жизнь.

В) Практическое: Работа с буклетом. (Приложение №2)

Задание 1. Цифровой диктант

Задание: Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где – подчинительные?
  2. Определение не отвечает на вопрос чей?
  3. Предложение – это синтаксическая единица?
  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
  5. Союз однако – подчинительный?
  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

 

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

 

Задание 3.

Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных.
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою. (Прослушать фрагмент песни «Я не люблю», прокомментировать основную мысль)
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

5. Решение кроссворда    (Слайд21)

Сейчас вам предстоит интересная работа – заполнить кроссворд. Чтобы вам легче было справиться с этой задачейдавайте назовем основные виды СПП по значению и союзам?

А теперь разгадываем кроссворд, лист, с кроссвордом у каждого на столе (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).

 

 

       

1

 

 

 

 

 

 

       
           

2

 

 

 

 

 

 

   

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

4

 

 

 

 

 

 

 

 

   
     

5

 

 

 

 

             

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

7

 

 

 

 

 

   
       

8

 

 

 

 

 

 

       
     

9

 

 

 

 

 

 

 

 

     
       

10

 

 

 

 

 

 

       
           

11

 

 

 

         

 

Примеры предложений:

  1. Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
  2. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
  3. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
  4. Петухи дерутся, так что перья летят.
  5. Там, где растут розы, растут и шипы.
  6. Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
  7. Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
  8. Мне грустно, потому что я тебя люблю.
  9. Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
  10. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
  11. Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

Проверить ответы по слайду, объяснить ошибки.

6. Исследовательская работа по группам

  • Класс делится на 5 групп.
  • Каждая группа анализирует текст на карточке.
  • Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
  • (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

7. Комплексный анализ текста.(Слайд 22-24)

Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Слайд.

Задания:

  • Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
  • Составьте схему 8 предложения.
  • Объясните значение слова бард.
  • Выпишите частицы из предложения №12.
  • Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

8. Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Слайд 25

  1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
  2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
  3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
  4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
  5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
  6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
  7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

  • 9. Домашнее задание( Слайд 26)
  • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
  • Решение кроссворда ( см. буклет)

10. Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

  • Я сегодня узнал(а), научился(ась)
  • Что понравилось на уроке?
  • Что не понравилось ?

11. Итог урока.

  • В чём же своеобразие СПП?
  • Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

 

Прикрепленный файл Size
Приложение1.ppt 3.5 MB
Приложение2.rar 111.84 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн