Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка круглого стола с учителями «Оценка и самооценка в работе учителя»

Submitted by Эльмира Фаритовна Юсупова on чт, 14/02/2013 - 08:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юсупова Эльмира
Место работы, должность: 

Гимназия №8, заместитель директора по УВР

Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p align="center"> Методическая разработка круглого стола с учителями</p> <p align="center"> &laquo;<strong>Оценка и самооценка в работе учителя</strong>&raquo;</p>

 

Методическая разработка круглого стола с учителями

«Оценка и самооценка в работе учителя»

Цель: обсудить проблемы оценки и самооценки как способа фиксирования результатов педагогической деятельности при работе над проектом, исследовательской работой.

Задачи:

·        расширить представления педагогов об оценке и самооценке в работе учителя.

·        мотивировать педагогов на  то, что умение реализовать педагогическое оцениваниеесть  важная составляющая компетентности  современного учителя.

·        способствовать актуализации знаний педагогов о современных технологиях оценки и самооценке в работе учителя.

·        активизировать творческий ресурс педагогов.

Форма проведения: круглый стол

Техническое обеспечение: интерактивная доска или проектор.

Вопросы для обсуждения:

1.     В чем проявляется ваше умение реализовать педагогическое оценивание?

2.     Какие способы взаимооценки и самооценки обучающихсяВы считаете наиболее эффективными? Почему?

3.     Какие критерии оценки и самооценки проектной деятельности учащихся как способа работы над исследовательской работой школьника вы считаете обязательными? Почему?

4.     Для чего нужен метод проектов?

5.     Какие социальные проекты, на Ваш взгляд, возможно создать и реализовать в нашей школе?

План.

1.     Вступительное слово организатора о технике ведения беседы за круглым столом

2.     Актуализация внимания педагогов к вопросу умений реализовать педагогическое оцениваниекак важной составляющей компетентности учителя

3.     Возможности реализации компетентности учителя в области оценки и самооценки:

а) Этапы работы над проектом учащихся как способ разноуровневого и дифференцированного обучения

б) Способы и критерии оценки и самооценки проектной деятельности учащихся как способ работы над исследовательской работой школьника

в) Социальный проект в начальной школе как способ формирования и оценки личностных достижений школьников

4. Определение существующих трудностей. Поиск решений. Обобщение.

5. Рекомендации по итогам круглого стола

 

Ход круглого стола

1.Вступительное слово организатора о технике ведения беседы за круглым столом. Мотивация на работу.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались за круглым столом, посвященном теме «Оценка и самооценка  в работе учителя». Вам предстоит активная работа Материал и информацию можно будет не только увидеть и услышать, но и записать, обобщить, выделить наиболее значимые и важные моменты, и проверить свои знания.

Нами заранее определены ведущие6 это учителя, заявленные в плане круглого стола. Порядок работы:

Ответственный ведущий знакомит Вас с интересной и актуальной информацией, которая носит проблемный характер. Заканчивает свое выступление вопросом. Мы просим Вас включиться в обсуждение и прийти к общему результату.

Умение реализовать педагогическое оцениваниеесть  важная составляющая компетентности  современного учителя.Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося (воспитанника) от внешней оценки к самооценке.Действия педагога, связанные с разъяснением критериев оценки и правил ее выставления, важны для учеников (воспитанников), так как внешнее оценивание сопровождает человека не только в школе или в вузе, но и в других сферах жизни. Если педагог стремится к тому, чтобы ученик (воспитанник) понимал, почему ему выставлена определенная оценка и что надо сделать, чтобы она стала выше, он, по сути, способствует тому, что ученик усваивает позитивные социальные нормы и правила поведения,являющиеся залогом успешного включения молодого человека в социальные отношения.

Вопрос №1: в чем проявляется ваше умение реализовать педагогическое оценивание?

Примерные ответы-подсказки для направления обсуждения:

Учитель должен

·        Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании.

·        Аргументировать оценки, показыватьобучающимся их достижения и недоработки.

·        Применять различные методы оценивания обучающихся.

·        Уметь сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

·         Способствовать формированию навыков самооценки учебной деятельности.

 

2. Слово организатора второго этапа круглого стола об этапах работы над проектом учащихся как способа разноуровневого и дифференцированного обучения

Выступающий обратил внимание  на то, что в последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности:

•      владение универсальными способами деятельности,

•      владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда,

•      владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию),

•      нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).

    Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.

    Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам.

Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения.

Вопрос №2:

Какие этапы работы над проектом следует оценивать?

В чем проявляетсяразноуровневое и дифференцированное обучении в период работы над проектом?

Какие способы взаимооценки и самооценки обучающихсяВы считаете наиболее эффективными при работе над проектом? Почему?

4.     Слово организатора третьего этапа круглого стола о способах и критериях оценки и самооценки проектной деятельности учащихся как способа работы над исследовательской работой школьника.

Выступающий раскрыл вопрос реализации творческого потенциала школьников с помощью проектной технологии и при работе над исследовательской работой с учащимся. Это позволяет решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Вопрос №3: Какие критерии оценки и самооценки проектной деятельности учащихся как способа работы над исследовательской работой школьника вы считаете обязательными? Почему?

Примерные ответы-подсказки для направления обсуждения:

Критерии оценивания:

1 – самостоятельность работы над проектом;

2 – обоснование выбора темы и ее актуальность;

3 – практическая значимость работы;

4 – оригинальность решения проблемы;

5 – артистизм и выразительность выступления;

6 – глубина и широта знаний по проблеме;

7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы);

8 – использование наглядности и технических средств.

Исходя из основных требований к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся.     

5.Слово о социальном проекте в начальной школе как  способе формирования и оценки личностных достижений школьников.

За период обучения в школе учащиеся должны приобрести необходимые социальные компетенции, поэтому задача учителя создавать условия для формирования активной жизненной позиции школьников.

Личностная направленность  в  воспитательном процессе выходит на первое место. Раскрытие лидерских качеств у младших школьников проявляется в сотрудничестве, совместной деятельности, при условии взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Реализация задач воспитательного процесса осуществляется через организацию коллективных творческих дел. Одной из форм этой деятельности  являются  социальные  проекты. Имен­но социальное проектирование позволяет учащимся ре­шать основные задачи социализации:

Ø    формировать своё мировоззрение;

Ø    устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и  взрослых.

Социальный проект в нашем случае выступает как форма самораскрытия ребёнка, позволяющая выявить индивидуальность каждого участника (сферу его интересов и способностей).Проведение проекта значимо и для лидера, и для его команды, и для участников проекта.  Главным принципом на этапах подготовки и реализации проекта является принцип сотрудничества, так как участники  находится во взаимодействии с родителями, с учителем, с одноклассниками, с гимназистами младших или старших классов, которые в свою очередь тоже взаимодействуют друг с другом.

Вопрос №4: Какие социальные проекты, на Ваш взгляд, возможно создать и реализовать в нашей школе?

Примерные ответы-подсказки для направления обсуждения:

В  начальных классах на этот учебный год  запланированы следующие проекты:

Проект «Наша школьная столовая»

Работа над проектом.

 1 группа  фоторепортаж «Коллектив нашей школьной столовой»

  2 группа  провести конкурс сочинений «Какой я хочу видеть нашу школьную 

                   столовую»

  3 группа  создание и распространение памятки «Правила поведения в столовой».

  4 группа  выставка салфеток (Работы выполняются дома с родителями).

  5 группа  готовит  оформление стола по правилам сервировки.

Проект «Наша школьная библиотека»

Работа над проектом.

Задания распределились следующим образом:

1      группа: найти загадки, стихи о библиотеке, сочинить частушки;

2      группа: найти интересную информацию о библиотеке;

3      группа: найти информацию о прошлом нашей школьной библиотеки; узнать у родителей сведения о том, кто учился в нашей школе и любил посещать библиотеку;

4      группа: взять интервью у нашего библиотекаря, написать сочинение, выполнить рисунки;

5      группа: придумать макет библиотеки будущего.

Проект «Моя семья»

Цель проекта: как можно больше узнать о своей семье, познакомиться с традициями, реликвиями семьи, узнать о семейных праздниках.

1 группа.Узнать, какие профессии у наших родителей и других родственников.

 В классе есть трудовые династии.

2 группа.   Выяснить, чем любят заниматься наши родные.

 Хобби членов семьи.

3 группа.  Узнать о реликвиях семьи.

Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение

4 группа:  Найти стихи, пословицы, высказывания, интересные факты о семье.

5 группа:Написать сочинения «Защитники нашей земли» о прадедах, дедах, отцах, участвующих в военных действиях, служивших в рядах вооружённых сил

«Мой город»

1 группа - история рождения Оренбурга

2 группа - достопримечательности города

3 группа - стихи и песни о городе

4 группа – Степной район

Это коротко о социальном проекте как одной из форм организации развития личностных качеств ребёнка.

Сообщение  о диагностике личностного развития. Проследить за динамикой личностного развития детей, задействованных в социальных проектах можно, по 3 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

1 блок – организационно-волевые качества - они являются основой деятельности любой направленности;

2 блок –ориентационные свойства личности-побуждают активность ребёнка;

3 блок –поведенческие характеристики отражают тип общения со сверстникам.

Состав каждого блока личностных качеств можно проследить по таблице.

   (на стенд вывешивается таблица)

- Работа по предложенной технологии позволит отследить динамику личностного роста ребёнка, выявить то, каким он пришёл, чему научился , каким стал через некоторое время.

Определение существующих трудностей. Руководитель дискуссии просит собравшихся высказаться о трудностях и проблемах, которые, по их мнению, существуют в настоящее время. Он задает вопрос: «Где, по вашему мнению, самые слабые места? Где, у кого, и по какому поводу наблюдаются особые трудности? Что показывают результаты вашего анализа?»

Эту часть дискуссии рекомендуется дробить на отдельные четкие вопросы. Иначе участники беседы могут потерять основную мысль и обсуждения не получится. Если ведущий видит, что обсуждение «уходит» от заданной темы, он возвращает ее в нужное русло постановкой дополнительных вопросов.

Поиск возможностей.Ведущий ставит следующий вопрос: «Какие возможности вы видите для преодоления существующих трудностей и устранения недостатков?»

Обобщениепозволяет руководителю беседы компоновать отдельные доклады и выступления, подводить промежуточные и общие итоги, менять ход дискуссии, если возникает вероятность отклонения от темы. Обобщение, по сути, представляет собой извлечение из отдельных выступлений общей идеи и ее увязывание с главной темой.

Обобщения должны быть краткими и четкими. Их смысл заключает не в повторном «прокручивании» перед участниками всего хода дискуссии, а в выделении се основных моментов и подведении итогов.

Руководителю дискуссии не следует произвольно интерпретировать выступления коллег. У собеседников не должно возникать подозрения, что, искажая чужие мысли, он сознательно пытается выдвинуть на первый план собственные идеи. Наоборот; ведущий должен подчеркивать, что его задача — объективное изложение всех точек зрения и дальнейшее конструктивное ведение дискуссии.

В рамках коллегиального сотрудничества все большую значимость приобретает беседа за круглым столом, являющаяся кооперативной формой подготовки и принятия решения. Эффективность круглых столов прямо зависит от заинтересованности участников, их компетентности, а также готовности соблюдать дисциплину и правила дискуссии.

Рекомендации по итогам круглого стола

I. Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников

Этап работы над проектом

Критерии, соответствующие этапам

Характеристика критерия

Подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий

Планирование работы

Осведомленность

Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом

Исследовательская деятельность

Научность

Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

Самостоятельность

Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия

Результаты или выводы

         Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

Системность

Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

Структурированность

Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

Интегративность

Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы

Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности

Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

Коммуникативность        

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

 

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

 

II. Диагностика личностного развития

Для определения  уровня самооценки я вам предлагаю использовать такие методы диагностики:

-Анкета «Уровни самооценки»

 -Анкета «Оцени себя»

 -Тест «Лестница»

-Методика Дембо-Рубенштейна «Определение уровня притязания»

 

n  Для диагностики интереса ребёнка к занятиям в детском объединении я вам предлагаю следующие методы:

-Анкета «Изучение мотивов выбора определённой деятельности»

 -Тест «Портрет моей семьи»

-Метод незаконченного предложения «Моё любимое занятие»

 

n  Для диагностики отношения ребёнка к конфликтам в группе предлагаю использовать следующие методы:

-Тест «Терем-теремок»

-Диагностические собеседования «Склонность к авторитарным

« действиям», «Способен ли ты защитить свою позицию», «Определить

способность уважать достоинство другого человека»

-Анкета «Каков наш коллектив»

 

n  Для диагностики типа сотрудничества можно использовать в своей практике следующие методы:

-Тест на контактность

 -Тест-игра «Расскажи мне обо мне»

   -Тест «Знаете ли вы себя»

 -Анкета «Межличностные отношения»

 -Тест «Мой герой (идеал)»

-Тест «Психологическая совместимость»

 

Анкета «Оцени себя»

Цель:Выявление навыков самооценки, соответствие уровня самооценки оценки со стороны товарища, взрослых.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

n  Что нравится тебе в людях?

n  Какие положительные качества ты сам отмечаешь у себя?

n  Какие ты находишь у себя недостатки?

n  Какие недостатки находят у тебя товарищи? Взрослые?

n  В чём тебе нужна помощь взрослых? Родителей? Учителей? Друзей?

 

Тест «Лестница»

Цель: Способны ли ребята дать самооценку, могут ли увидеть себя глазами других.

Ребятам предлагается нарисовать лесенку и ответить на вопросы: «На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя, друга, почему?», «Как ты думаешь на какую ступеньку тебя поставят мама, учитель, друзья, почему?» Чем выше ступенька, тем выше уровень самостоятельности у детей стоящих на ней. Благополучный вариант, когда дети считают, что мама их поставит на самую верхнюю ступеньку, а сами они ставят себя немного ниже. Такие дети, ощущая поддержку за спиной, уже выработали способность критически оценивать себя как личность.

 

Методика Дембо-Рубенштейна «Определение уровня притязания»

Ум           здоровье       счастье        характер            

Ребёнку сначала предлагается определить уровень , где находится он сам.    

               8-10 баллов – самооценка завышенная

               5-7 баллов – самооценка адекватная

               1-4 балла – самооценка низкая

Затем по этим же критериям ребёнку предлагается определить каким он будет в будущем.

Тест «Портрет моей семьи»

Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, где он определяет своё место в семье.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью. При анализе рисунка учитывают в первую очередь содержательные аспекты (анализ структуры рисунка семьи, её членов  в отдельности), различие стилей рисования (кол-во деталей, цвета), анализ процесса рисования (последовательность, затраченное время, комментарии).

Метод незаконченного предложения «Моё любимое занятие»

Цель: выявить наиболее популярное занятие ребёнка.

Детям предлагается ответить (устно, письменно, нарисовать):

n  Больше всего я люблю делать …………..  .

n  Моё любимое занятие …………………...  .

n  В первую очередь я хотел бы заниматься ……………………   .

      Во – вторую - ………………………….   .

В – третью - ……………………………  .

Тест «Терем-теремок»

Цель:выяснить на что ориентируется ребёнок в ситуации затруднения.

Детям предлагается воображаемая ситуация : «Представьте себе, что вы заблудились в лесу. Вы расстроены напуганы. И вдруг совсем неожиданно вы из лесной чащи выходите на солнечную поляну на которой стоит домик. Скажи кого ты хотел бы встретить в нём? Почему?

 

Тест «Мой коллектив»

Учащимся объединения  раздают листочки, включающие противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в объединении. Чем ближе к правому или к левому слову в каждой паре они поместят знак «Х», тем более выражен, по их мнению, этот признак в объединении, каждым заполняется бланк:

 

                    БАЛЛЫ                5   4   3   2   1

ДРУЖЕЛЮБИЕ……………………………………ВРАЖДЕБНОСТЬ

СОГЛАСИЕ………………………………………...НЕСОГЛАСИЕ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ…………………………НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

УВЛЕЧЁННОСТЬ………………………………….РАВНОДУШИЕ

ВЗАИМОПОДДЕРЖКА…………………………   НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ТЕПЛОТА…………………………………………...ХОЛОДНОСТЬ

СОТРУДНИЧЕСТВО………………………………ОТСУТСТВИЕ  СОТРУДНИЧЕСТВА

ВЗАИМОВЫРУЧКА……………………………….ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМОВЫРУЧКИ

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ…………………………….СКУКА

УСПЕШНОСТЬ……………………………………..НЕУСПЕШНОСТЬ

Тест «Мой герой»

Цель: выяснить те образцы, идеалы, которые имеет ребёнок, которым хочет подражать.

Данная методика может проводиться в нескольких вариантах :

1.Вопросы:

n  На кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

n  Есть ли в объединении ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

n  На кого из знакомых, из героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

2.Выбрать, на кого ты хотел бы походить: на маму, папу, соседа, брата, сестру, знакомого, учителя, товарища.

3.Сочинение-рассказ: «Я хочу быть…, как…»

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн