Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа учителя-логопеда

Submitted by Евгения Дмитриевна Гурдина on Sat, 16/02/2013 - 09:32

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский  сад комбинированного вида № 184

 

 

«Утверждаю»

 заведующий МАДОУ №184

М.Н. Шиляева_____________

«____»_____________201__г.

 

 

Программа  принята на заседании

педагогического совета МАДОУ №184                         

протокол  № ___от  28.09.2012 г.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

«Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе для детей с ОНР».

 

 

 

Программа предназначена для детей подготовительной группы.

 

Срок освоения программы – 1 год.

 

 

 

               Составитель:              

Гурдина Е.Д., учитель-логопед.

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012 г.

 

Оглавление

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………....2

1. Содержание коррекционно-развивающей программы…………… ……… …….……5

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с об­щим недоразвитием речи в условиях образовательного процесса……………………….… …6

3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий………………..…… 7

4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи……………………… ………………………………………………………………….…….. 9

5. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. ……..……10

6. Заключение…………………………………………………………………………….… 11

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………….….....12

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...13

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в группе, имеющей речевой профиль «Общее недоразвитие речи».

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом пред­ставляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и зву­ковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недоста­точ­ность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого раз­вития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выражен­ны­ми проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недораз­ви­тия (Левина Р.Е., Фи­ли­чева Т.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становят­ся не­ус­п­евающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препят­ству­­ет фор­ми­ро­ванию их полноценной учебной деятельности.

Исходной методологической основойпрограммы являются положения, разработанные в отечест­венной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Фи­ли­­че­вой, Г.В.Чиркиной и другими.

Планирование данной рабочей программысоставлено на основе «Программы коррекцион­но-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)»  Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются  положения общеразвивающей программы «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.:  Детство-Пресс, 2011г. и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Курдвановская Н.В., Кислова Т.Р.,  Нищевой Н.В.и др.  

Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми докумен­тами:

 - Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»;

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденномпо­ста­нов­лением Правительства РФ от  27.10.2011г № 2562. (зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2012г. регистрационный № 22946)  вступил в силу с 01.05.2012г;

- Уставом МАДОУ зарегистрированного  ИФНС Росси по Центральному району  г. Хаба­ров­ска в Единый государственный реестр юридических лиц от 10.08.2011г. ОГРН 1022700023310, ГРН 2112721081911  зам. начальника Зверевой Г.П.

  -  Лицензией на ведение образовательной деятельности выданной 28 ноября 2011 г. регист­ра­ционный номер 599 серия РО № 029768

  - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10  «Сани­тар­но-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима рабо­ты дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государст­вен­ного санитарного врача РФ от  22.07.2010г. с изменениями  №1 утвержденными постановлением Глав­ного государственного санитарного врача РФ от  20.12.2010г № 164  

  - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

   -Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к опре­де­лен­­ному виду»;

-Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Пра­ви­тельства Российской Федерации от  16.03.2011г. № 174;

-   Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверж­дении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования».

- Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобра­зова­тельной программы дошкольного образования»

- «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нор­ма­тивно-правовых документов и программно-методических материалов.Министерство обра­зова­ния РФ, Москва, 2001г.

- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.

- Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и допол­не­ни­ями, внесенными федеральными законам.

- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998. 

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление прави­тель­ства РФ №666 от 12.09.2008г.

  - Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- пе­да­гогическом консилиуме».

 

Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи органи­зу­ется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особен­ностя­ми развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них спе­ци­фи­ческих нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психо­ло­гич­еских или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нор­мального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выражен­ности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы лого­пе­дического воздействия.

Целью данной Программыявляется построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, способствующей усвоению общеобразовательной программы, предусматривающей полное взаимо­дей­ствие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреж­де­ния и родителей дошкольников.

Ком­плексность педагогического воздействия направлена на

  • На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников среднего - старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и вы­равнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
  • На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
  • На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой массо­вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики)
  • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
  • Развитие навыков связной речи дошкольников.
  • Развитие и коррекция психических процессов.
  • Развитие коммуникативности и успешности в общении.

    Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей  с трудностями адаптации, обусловленными ограничен­ными возможностями здоровья;

2.  Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.

3.  Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы  у ребёнка с ОНР в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекцион­но-речевой работы с детьми с ОНР в соответствии с  их индивидуальными и групповыми планами;

 4. Оценка результатов помощи детям с ОНР и определение степени их речевой готовности к школь­ному обучению;

 5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР основной общеобразова­тель­ной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помо­щи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей осо­бен­ностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным,  правовым и другим вопросам;

 

Программа предназначенадля детей с третьим и четвертым уровнем речевого развития подготовительной логопедической группы для детей с ОНР. Для детейс первым - вторым, вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

Срок реализацииданной программы рассчитан на один год.

 

1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программыкоррекционной работы определяютпринципы:

- Соблюдение интересов ребёнка.Принцип определяет позицию логопеда, который приз­ван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей  с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и со­гла­со­ван­ность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников обра­зо­вательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представи­телям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения под­­хода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение га­ран­­ти­р­ованных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защи­щать права и интересы детей, включая обя­за­тель­ное согласование с родителями (законными пред­ставителями) вопроса о направлении (перево­де) детей с ОВЗ в группы комбинированной на­прав­ленности.

Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, кото­рый учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недораз­ви­ти­ем речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия дет­ской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концен­три­че­­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направ­ле­ниям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конеч­ном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогиче­ского и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальных и подгрупповых занятий отражено в календарно-темати­че­ском планировании (см. приложение 1).

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламен­тируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного обра­зования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формиру­емых знаний.

 

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с  ОВЗ;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации,  ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. 

 

2. СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО – МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

     В детском саду создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными  возможностями здоровья, которая ведет ребенка  на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра доу и  врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к доу.Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работыслужбы сопровождения в течение всего периода обучения  в группах с ОНР являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих  совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами,  воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОНР).

         Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и  коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми на­ру­ше­­ниями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представи­телям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обу­че­нием, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями. (Приложение 2.)

 

3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

 1 этап: Исходно — диагностический

 Задачи этапа:

1.                 Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогиче­ской документации ребёнка.

2.                 Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры ре­чевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фик­сации на речевом дефекте.

Результат:

·                    Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы

·                    Заполнение речевых карт

2 этап: Организационно — подготовительный

Задачи этапа:

1.                 Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2.                 Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3.                 Формирование информационной готовности педагогов МДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

4.                 Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Результат:

·                    Конструирование индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия  с педагогами и родителями ребёнка

3 этап: Коррекционно — технологический

Задачи этапа:

1.                 Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2.                 Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3.                 Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

4.                 Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

5.                 Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Результат:

·                    Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап: Итогово — диагностический

Задачи этапа:

1.                 Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

2.                 Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.

Результат:

·                     Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

 

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 4-7лет с ОНР реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка  занятий определяется в соответствии с  программой .Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» и перспективному плану логопеда (Приложение 4).

 

Групповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи,  формированию произношения и подготовке к  обучению грамоте.

 

Индивидуальные занятиянаправлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

В речевой карте каждого ребенка  отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического  обследования нарушения речевой дея­тель­ности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориенти­рован­ный подход в обучении и воспитании.

  Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепля­ются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, уме­ний и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей,  логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

   

4. ОПИСАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение:

1.                     Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2.                     Обеспечение  психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3.                     Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4.                     Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охрани­тель­ный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5.                     Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

 

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалифи­ка­ции, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную кур­со­вую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития  в штатное расписание МАДОУ  введены 

7 ставок учителя-логопеда,

1 ст. педагога-психолога,

2 ст. музыкального руководителя, 

1 ст.  инструктора по ФИЗО.

  Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Повышение квалификации проводится на базе ХИРО и ЦРО.

Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов

В процессе реализации программы  коррекционной работы логопед в ДОУ   использует «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», издательства Москва «Просвещение» 2008,  рекомендованную  ученым советом ГНУ «Институт Коррекционной Педагогики Российской Академии образования»авторовТ.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Программа рассчитана на детей 4-7 лет.  Совместно с данной программой используется  технология  Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», рекомендованную к печати кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена, издательства Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

Диагностический  и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый  для осуществления  профессиональной деятельности учителя – логопеда.

Учебно – дидактический материал,  специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:

1.                     Развитие речи и коррекция её недостатков.

2.                     Альбомы, инструментарий для логопедического обследования.

3.                     Демонстрационные материалы по лексическим темам.

4.                     Подготовка к обучению грамоте.

5.                     Развитие познавательных психических процессов.

6.                     Совершенствование мелкой и общей моторики.

 

5. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОН­НОЙ РАБОТЫ.

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

·        Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·        Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·        Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·        Пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·        Владеть элементарными навыками пересказа;

·        Владеть навыками диалогической речи;

·        Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

·        Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

·        Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

·        Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

·        Свободно составлять рассказы, пересказы;

·        Владеть навыками творческого рассказывания;

·        Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.

·        Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

·        Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

·        Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

·        Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

·        Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • Фонетическое восприятие;
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Графо-моторные навыки;
  • Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Результативностьлогопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагности­че­ские) исследования  три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего кор­рек­­цион­но-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Резуль­та­ты мо­ни­торинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроиз­но­­ше­ния» (от­мечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), «Мониторинг разви­тия лек­си­ко-грамматического и фонематического строя речи» (отмечаются результаты обследо­ва­ния по рече­вой карте) «Результаты логопедического обследования» (отмечается динамика речевого раз­­ви­тия по уровням речевого развития), ежегодном отчете и.

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программыТ.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет  логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагаетотслеживание:

  • динамики развития детей с ОНР; 
  • эффективности Плана индивидуальной логокоррекционной  работы;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной  работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ОНР. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ОНР и другими специалистами учреждения.

      Мониторинговое исследование в  Приложении 1

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Планируемый результат– достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.    Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.         Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.         ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.:  Детство-Пресс, 2000

3.       Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс, 2007

4.         Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

5.       Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007.

6.       Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

7.        Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993

8.       Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

9.         Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

10.      Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

11.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)

12.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991

И др.

 


Приложение 1

 

Результаты логопедического обследования в ­­­­­­­­­­­­­______________группе № ___ МАДОУ № 184.

___________ - ___________ учебный год.

 

Фамилия

ФОНЕМАТИ-ЧЕСКОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ЗВУКО-ПРОИЗНОШЕНИЕ

ЛЕКСИКА

ГРАММАТИКА

СВЯНАЯ РЕЧЬ

МОТОРИКА

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

Н.

С.

К.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Красный – низкий, синий – средний, зеленый – высокий уровень, оранжевый – ниже среднего, желтый – выше среднего.

 

 

Приложение 2.

 

Экран состояния звукопроизношения

в ­­­­­­­­­­­­­______________группе № ___ МАДОУ № 184.

 

Ф. И.

Звуки

 заключение

с

с’

3

3’

Ц

ш

ж

ч

щ

Л

Л’

P

P’

глу-хие

звон-кие

твер-дые

мяг-кие

глас-ные

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

 - звук отсутствует, - поставлен, автоматизирован в слогах,  - автоматизирован в словах, - автоматизирован в предложениях, - автоматизирован в связной речи, - автоматизирован в самостоятельной речи, не требует контроля

 

 

Приложение 3.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 

в­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________ группе№___ МДОУ № 184

 

 

фамилия,

имя

память

вниманиe

мышление

механическая

логическая

слуховое

зрительное

зрительная

слуховая

зрительная

слуховая

сравни картинки

нелепицы

4-лишний

чего не хватает

добавь нужное

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Красный – высокий уровень, зеленый – средний уровень, синий – низкий уровень, черный - отсутствие



 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн