Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированное занятие «Человек эпохи Возрождения»

Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 13:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солодкова Т.М.
Место работы, должность: 
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум)
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Уровень образования: 
послевузовское профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Политология
Предмет(ы): 
Социология
Цель урока: 

:Сформировать представление об эпохе Возрождения, создавшей новую культуру, главной ценностью которой был человек. Развитие монологической речи учащихся, умения составлять тезисы, обобщать делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

СД «Мировая художественная культура», СД «История искусств», энциклопедия для детей т. 7 «Искусство» Аванта +,1997г 

 

Используемая методическая литература: 

      Педагогические мастерские: Франция — Россия / под ред. Э. С. Соколовой; сост. И. А. Мухина, Н. И. Белова. — М.: Новая школа, 1997.
      Педагогические мастерские: теория и практика / сост. И. А. Мухина, Н. И. Белова. — СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998.
      Дорога к согласию / сост. и ред. Н. И. Белова. — СПб.: Корифей, 1999. 

      Педагогические мастерские: Франция — Россия / под ред. Э. С. Соколовой; сост. И. А. Мухина, Н. И. Белова. — М.: Новая школа, 1997.
      Педагогические мастерские: теория и практика / сост. И. А. Мухина, Н. И. Белова. — СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998.
      Дорога к согласию / сост. и ред. Н. И. Белова. — СПб.: Корифей, 1999. 

Используемое оборудование: 

Мультимедийный компьютер

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,  репродукций

Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей

Видеомагнитофон 

Используемые ЦОР: 

Слайд – презентация урока: «Эпоха Возрождения», «Охота на ведьм» (1,2ч.)

Интернет – ресурсы : ArtLib – Библиотека изобразительных искусств.

http://www.artlib.ru

World Art : Art in all display – Мировое искусство: живопись, литература, анимация, кино, архитектура. Хорошо классифицированный, объемный каталог произведений искусстваhttp://www.world-art.ru 

 


 

Краткое описание: 
Общую характеристику историческому периоду – Эпоха Возрождения; создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков; Постановка проблемы: отличительная особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ  «ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ», ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Преподаватель Солодкова Татьяна Михайловна

Цель:Сформировать представление об эпохе Возрождения, создавшей новую культуру, главной ценностью которой был человек. Развитие монологической речи учащихся, умения составлять тезисы, обобщать делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Воспитание уважения к творчеству великих деятелей культуры, понимания главных нравственных ценностей.

Задачи:

образовательная:  дать общую характеристику историческому периоду – Эпоха Возрождения; создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков;

понять отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека;

сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты итальянского Возрождения и Сев. Европы;

развивающая:развивать  способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;

развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;

 развивать интерес к историческим событиям.

развивать интерес к работам философов и поэтов и их взглядами на изменения, происходившие в разных странах

развивать умение сопоставлять события разных эпох.

развивать умение самостоятельно добывать знания по заданной теме.

воспитательная:воспитание художественного вкуса; выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры;воспитание умения через прошлое оценивать настоящее; воспитание осознания значения образования для любого человека.

Тип урока:  ПМПЗ /педагогическая мастерская построения знаний/ 

Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.     Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется   в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира.     В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.     Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.     В связи с этим  была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей  стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.     В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

Философы Возрождения от Эразма до Монтеня  преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо  (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран…

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир  (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега  (1562—1635, Испания)

Чтобы лучше понять, чем знаменит этот век, что внес он в развитие мировой культуры, обратимся к  сонетам Валерия Брюсова « Светоч мысли». Так он назвал сонеты, в которых проследил, как человек открывал для себя тайны природы, постигал законы мироздания,  познавал себя. Познакомимся с сонетом «Возрождение».                                                               
Во все века жила, затаена,
И жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь запели с полотна.

Из дряхлой Византии в жизнь -  весна
Вошла, напомнив о любви, о теле ;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.

Те плыли за Колумбом в даль Америк,
Те с Кортецом несли на чуждый брег
Крест, чтоб с ним меч победно пронести.

Стремились все- открыть, изобрести,
Найти, создать…Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.