Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цивилизация Древнего Египта

Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 15:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солодкова Т.М.
Место работы, должность: 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское  музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум) 

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Искусство Древнего Египта.</p>

От палеолита к доклассическим цивилизациям.

Искусство Древних царств.

С конца 4 тысячелетия до нашей эры цивилизации земледельцев, расселившихся вдоль Нила, Ефрата, Тигра и между Каспийским и Средиземным  морями, выдвигаются на первый  план истории благодаря развитым государственным механизмам и высокому уровню эстетического творчества, составившему основу нашей художественной культуры.

Египет.

Цивилизация Древнего Египта  - древнейшая в мире. Долгое время культура развивалась достаточно изолировано. Историю Египта  и историю его искусства принято делить на периоды:

Додинастический период – 4 тысячелетие до нашей эры.

Древнее царство –30 –23 века.

Среднее царство – 21 –18 века

Новое царство – 16 –11 века

Позднее время  - 11- 332год до нашей эры.

В традиционном, застывшем мире восточных царств ничего не менялось на протяжении сотен лет, что отразилось на развитии культуры. Незыблемость и величие власти подчеркивалось раз и навсегда установленными правилами: расположением фигур и сцен, их размерами, каноническими позами и жестами. Фараон был живым богом. Искусство имело религиозно-культовое значение. Художник был обязан следовать традициям, освященным авторитетом религии. Заупокойный культ – центральный в религии Древнего Египта. Мастера создавали колоссальные усыпальницы, сохранявшие мумии умерших царей и вельмож,  в которые, согласно вере, могла вернуть душа человека. Если мумия не сохранялась, душа могла вернуться в подобие тела – статую, поэтому скульптор в Древнем Египте назывался «творящий жизнь». Существовали предписания и руководства для скульпторов и живописцев; применялись шаблоны и сетки, переносящие пропорции и контуры фигур людей и животных на стены храма.

Но искусство не может быть вовсе оторвано от реальной жизни, поэтому история донесла до нас имена великих ученых и мастеров, сыгравших выдающуюся роль в развитии культуры: Имхотепа, Хемиуна, Инени Сенмута и др.

 

В Египте в 2900-2800 годах до нашей эры Верхнее и Нижнее  царства были объединеныправителем, основавшем первую династию, которого по традиции называют Менесом (Миной). Возникает первое крупное государство с множеством городов. Согласно древнеегипетской религии Хнум, бог-ремесленник с головой быка, вылепил мир и все живое на гончарном круге.  Связанное с процессом сотворения Вселенной искусство обладает практической функцией, цель которой – не индивидуальное наслаждение: Египет находился под глубочайшим влиянием магии, веры в существование потусторонних сил, которые надо задобрить или нейтрализовать.

 Египетское искусство.

Свидетельством интенсивной культурной жизни служат «палитры» - пластины, украшенные рельефами, предназначенные для растирания краски, которую использовали для подведения глаз   женщины и мужчины. Увеличенные пластины в преддинастический период приобретают характер официального прославления;  сюжеты рельефов связаны с конкретными историческими событиями. Плита \палетка\ фараона Нармера символизирует начало исторической эпохи, на протяжении которой фараон  являет собой эмблему политической  и религиозной власти, воплощенное божество. В этом произведении, которое создано в память  об объединении Верхнего и Нижнего Египта, использованы композиционные решения, которые останутся неизменные в египетском искусстве: разделение изобразительного пространства на пояса, увеличенная фигура фараона, пиктографическое значение некоторых изображений, таких как сокол, держащий олицетворение Дельты в виде зарослей папируса с человеческой головой. Для египетского мастера фараон – бог больше человека, таким он и должен предстать на изображении. Композиционное построение отражает социальную и религиозную иерархию: наглядное противопоставление размеров фигур и предметов отвечает необходимости сделать изображение как можно более понятным для зрителя.

 С эпохой Фив (1-2 династии, 2850 –2650 ) возникает монументальная архитектура двух типов:

1. мастаба – сужающая кверху прямоугольная конструкция из   камня или кирпича;

 2. пирамида.

Пирамиды.

 Обширный погребальный комплекс Саккара, огороженного стеной из белого известняка, на территории которого выделяются ступенчатая пирамида и погребальные храмы, возведен для фараона третьей династии Джосера  архитектором Имхотепом.  Архитектурные нововведения сопровождались использованием белого известняка взамен материалов, подверженных разрушению, таких как кирпич и дерево, использовавшихся в предыдущие эпохи.

В эпоху фараонов 1У династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снофру в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими  и однородными стенами: пирамида Хеопса \Хуфу\, Хефрена \Хафффра\ и Микерина \Менкаура\ в гизском некрополе под Каиром. Эти погребальные сооружения должны были сохранять для вечности тела фараонов и были ориентированы на приполярные звезды, на которые фараон отделившись от мира, должен был вернуться в качестве бога к другим божествам, его породившим.

Вокруг пирамид располагались, согласно общему замыслу, могилы царских чиновников, которые в эту эпоху могли возводить в качестве собственной гробницы мастаба.

Живопись и скульптура.

 Из мастаба происходят наиболее значительные росписи и рельефы Древнего царства. Роспись \чаще полихромная\ или рельеф выполнялись в зависимости от основы и качества камня. Фриз с изображением гусей из погребения Итета в Медуме возможно самая древняя настенная роспись по штукатурке. Барельефы и росписи посвящены одним и тем же темам и выполняют функции подражания природе в ее воссоздания с помощью магии изображений. Необходимость обеспечить загробное существование покойного, уловить и передать в живом существе или предмете его основные элементы, необходимые для магического возрождения, определяют выбор сюжетов, взятых из повседневной жизни, и условный характер изображений.

Необходимость показать характерные черты человеческой фигуры заставила египетских художников расположить ее неестественным образом: лицо в профиль, глаз, плечи, грудь, чтобы подчеркнуть место соединения с руками, конечности в профиль для указания направления движения. Так достигается полностью развернутое изображение фигуры на плоскости.

Аналогично создается круглая скульптура. Зажатая в своей кубической структуре погребальная статуя Хефрена представляет прототип изображений фараонов, их неподвижной, бесстрастной позы, которая выражает не отсутствие жизни, но освобождение от сиюминутных ценностей и вместе с тем сущность царственности. Деревянные или каменные фигуры, являются самостоятельными и живыми существами, воплощениями изображенного лица, продлевающими его существование.

В Первый Переходный период \7 –10 династии, ок. 2230 –2040\  возобладали центробежные тенденции. Только после повторного объединения страны фараонами Х1  династии, с началом  эпохи Среднего царства \ Х1 – Х11 династии, ок. 2050 –1778\  наблюдается художественный подъем в русле достижений эпохи Древнего Царства.  В архитектуре все же человеческие масштабы своеобразного храма Ментухотепа в Дейр- эль- Бахри не могут сравниться с величием усыпальниц  эпохи пирамид, а искусство рельефа и росписи характеризуются ясностью и строгостью композиции. Наиболее ярко монументальный стиль скульптуры этого периода выражается в колоссальной царской статуе Сесостриса \Сенусерта\111  из красного гранита, олицетворяющих фараона и его могущество. Большей свободой от канонов  официального искусства отличается изготовление небольших раскрашенных деревянных статуэток.

Во Второй Переходный период \13 –17 династии, ок. 1778 –1570\в стране вновь вспыхивают смуты, центральная власть ослабевает; Египет, оказавшийся почти безоружным перед натиском гиксосов, пришедших из Малой Азии, возрождается из пепла и переживает свою самую прекрасную художественную эпоху. Правители Фив возглавили народное восстание, восстановили власть фараонов и традицию божественного происхождения царей.

 

 

 

Золотой период.

 

Фивы становятся величественной столицей Нового Царства \18-20 династии, 1570 –1085\.  Искусство этого периода отличается грандиозностью и блеском, крайним разнообразием форм, частичным освобождением фигур от прежней неподвижности, сохраняя в целом приверженность традиции. Описательный реализм получил дальнейшее развитие в росписях гробниц.  Примеры: фреска из гробницы  Небамона в Фивах, покойный представлен охотящимся на болоте; изображение страны Пунт в погребальном храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри подробно показаны дома, растения, жители. Фрески и рельефы парадно- официального характера отличаются большей условностью.

Примеры \период правления Тутмоса 111, приемника Хатсепсута \: первый монументальный рельеф на южной стене 7-го пилона храма Амона в Карнаке; сцена триумфального шествия фараона, поражающего врагов, представлена во всю стену в гигантском масштабе; группа азиатов, которых царь держит за волосы, изображена в строгом, графическом порядке, головы повернуты анфас и в профиль, рельеф выполнен смешанной выпукло-углубленной техникой; молельня Тутмоса 111, посвященная богине Хатор –типичный пример декоративного оформления святилищ, в котором воспроизводится обряд жертвоприношений: вереница сановников, растений, животных чередуются с религиозными и иероглифическими символами в полихромных рельефах.

 

После политической и религиозной революции \эпоха Аменхотепа 1У \ и период реставрации, проведенной Тутанхамоном, при Рамессидах \Х1Х – ХХ династии \ столицей становится Танис, в Нижнем Египте. Это период наивысшего подъема строительства: возводятся храмы и святилища в окрестностях Фив, Нубии, Абидосе –священном городе Осириса, где Сети 1начинает строительство комплекса, завершенного его сыном Рамзесом 11.Именно здесь в последний раз используется техника барельефа в оформлении внутренних стен. При Рамсесе 11возведено наибольшее количество сооружений за весь период нового Царства: лес колонн гипостильного зала в Карнаке, Раессеума в Фивах и храмов в Абу- Симбеле.

Новое: исторические рельефы на стенах, в которых повествуется об узнаваемых событиях; царь – участник определенного действия; в скульптуре преобладает монументальность. Примеры: храм Мединет-Абу около Фив, построен Рамсесом 111. Комплекс выглядит как неприступная крепость, в нем увековечены события войн с «народами моря». Этим комплексом завершается первый период египетского искусства: единство страны будет восстановлено с воцарением ХХ11 династии \935-720\.

 

Эпоха  Аменхотепа 1У.

После смерти Аменхотепа 111 \1375, ХУ111 династия \ правит Аменхотеп 1У, сменивший имя на Эхнатон.  Он был еретиком-монотеистом; упразднил культ Амона, объявил высшим божеством солнечный диск –Атона.  Столицей стал Ахенатон \ Телль-эль-Амарна \. В течение 17 лет художественное творчество получает новую силу. Реализм проявился в статуях и рельефах. Живые люди показаны с их личными чертами, даже недостатками. Скульпторы большое внимание уделяют линии, складкам. В статуях царя реализм доходит до карикатурности: тело Эхнатона показано с удлиненными и болезненно искривленными чертами. Художник изображает проникнутые нежной любовью сцены семейной жизни, царя, держащего на коленях маленькую дочь, его жену Нефертити, под лучами благодатного Атона. Шедевр этой эпохи – «несравненное лицо» Нефертити \раскрашенный известняк, Берлин \.

 

Фиванский акрополь.

 Фараоны ХУ111 династии в качестве последнего пристанища избрали левый берег Нила. Преодолев длинный ряд погребальных храмов, попадаешь в Долину Царей, где погребены властители Нового Царства.  От ассиметричных  дугообразных гробниц фараонов ХУ111династии подземные гробницы Сети1 и последующих фараонов отличаются планировкой по единой оси. Погребальная камера, в которой стоял саркофаг, расписана в золотистых тонах: считалось, что стойкость золота влияет на сохранность мумии. В зале с квадратными пилястрами помещены повозка и убранство погребального поезда. Стены и пилястры украшены текстами и изображениями, символически показывающими превращение умершего фараона в Солнце и передачу власти преемнику.

Недавняя находка в Долине Царей гробницы, принадлежавшей детям Рамсеса 11, ставит под сомнение точку зрения, согласно которой только цари имели право быть похоронены подобным образом.

Долина Царей лежит к северу от Долины Цариц.

 

Тутанхамон.

Английский археолог Ховард Картер обнаружил в 1922 году гробницу юного фараона. Мумия фараона, с лицом, покрытым золотой маской, находилась внутри 4-х сундуков и 3-х драгоценных саркофагов, украшенных росписями и рельефами. В соседней комнате находились золотые статуи, украшения, драгоценные ларцы. Украшения кресел, кроватей, балдахинов полны магического символизма: ножки имеют форму лап животных с правдиво переданной мускулатурой и венами. Трон Тутанхамона, позолоченный, посеребренный и покрыт стекломассой. Спинка трона украшена фигурами молодой царской четы, подлокотники  «защищены» изображением крылатого урея.

Эпоха Тутанхамона носит переходный характер: приемник Эхнатона он восстанавливает культ Амона.  Это отображается в выборе сюжетов и образов: рядом со сценой нежной беседы царской четы – картина сражения в старом стиле, похожая на пиктограмму. Маска царя-юноши, сделанная из золота и эмали, служит образом всего египетского искусства.

 

Дополнительная информация.\

 

  БЫТ. Сцены повседневной жизни воспроизводятся с обилием деталей на барельефах мастаба и в росписях гробниц. Они воссоздают условия жизни, позволяя их продолжение в загробном существовании. Специфика изображения: не конкретные события, а обобщенные повседневные действия, сцены жатвы, ухода за домашней птицей и скотом, пахота, охота, рыбная ловля. Изображения трехмерного пространства на плоскости достигается путем расположения фигур рядом по горизонтали или по вертикали в соответствии с различными типами перспективы. 

 В эпоху Нового Царства происходят изменения представлений о загробной жизни, поэтому земная жизнь изображается не в виде последовательных событий, а характеристика личности умершего: аспекты биографии, положение, которое он занимал при жизни.

Для ХУ111 династии характерен светский дух: сцены сбора винограда являются по смыслу продолжением сцен поминального пира, заменившего культовую трапезу  времен Древнего Царства.

 

«КНИГА МЕРТВЫХ» Для египтян земная жизнь – прелюдия к вечному счастью. Человек, очистившийся от всех грехов после смерти, может вести загробное существование среди блаженных в полях Иалу, став в свою очередь Осирисом. Привилегия лишь фараонов Древнего Царства, с его окончанием становится всеобщей. Основные элементы ритуала: мумификация, «открывание рта», сохранение останков. Для прохождения суда Осириса в помощь усопшему создается «Книга Мертвых»- папирусный свиток, содержащий религиозные и магические тексты: изображение сцен суда, инструкции и ответы на вопросы 42-х божеств, которые будут на суде.

Чтобы проверить «отрицательное признание», под надзором Анубиса на одну чашу весов кладется сердце покойного, на другую – страусиное перо, символ богини порядка и истины Маат. Саркофаг, сохраняющий то от тела покойного, что может понадобиться ему в вечной жизни, в Древнем Царстве не украшается, в Среднем и Новом Царстве покрывается магическими и религиозными надписями и изображениями божеств – покровителей. Египетское погребальное искусство не бывает скорбным.

 

ИМХОТЕП \2650 год до н.э.\ .Это имя написано на основании статуи фараона Джосера, найденной в Саккара в 1929 году. Имхотеп был царским чиновником, руководил строительством пирамиды Джосера и зданий ее окружавших.  Первый художник, чье имя нам известно. Около 500 г. до н.э. его почитали как бога, в том числе медицины, позднее его образ стал использоваться алхимиками, масонами в ритуалах.

 

Словарик.

Ном – карликовые государства додинастического периода,  в которых сохранялись родоплеменные традиции, тотемические предки. Каждый ном имел своего предка – покровителя: кошку, крокодила, шакала и пр.

Мастаба \араб. Скамья\ - прямоугольная гробница, сооруженная из облицованных  кирпичём земляных холмов. Позже сооружения стали делать из обработанных каменных плит.

Пирамидановая форма погребального сооружения, созданная, по предположению, Имхотепом:  7 поставленных друг на друга уменьшающихся мастаба, высота более 60м.

                 Классический тип пирамид  - с гладкими стенами: Хуфу \Хеопса \ -146,6м.,  длина стороны основания – 233м., площадь – 50 000кв.м. Ее строили около 20 лет, на ее сооружение пошло 2 млн. 300тысяч каменных блоков весом от 2,5 до 30 тонн. В центре пирамиды находится погребальная камера с мумией фараона. 

 

 

  

Прикрепленный файлSize
Древний Египет.zip8.73 MB