Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Древнерусская культура. Архитектура

Размещено: Татьяна Михайловна Солодкова - сб, 16/02/2013 - 16:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солодкова Т.М.
Место работы, должность: 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское  музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум) 

преподаватель

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Культура Древнвей Руси.</p> <p> Искусство &laquo;Монументального историзма&raquo;&nbsp; конец Х &ndash;Х1 века. &nbsp;Презентация содержит большой иллюстративный материал о хоамовой архитектуре Древней Руси.</p>

Культура Древнвей Руси.

Искусство «Монументального историзма»  конец Х –Х1 века.

 

Мы неоднократно подчеркивали типологическое единство в историческом развитии представлений о гармонизации пространства, которое характерно для древневосточных цивилизаций, античных полисов, средневековых народов. Но очевидно и своеобразие взглядов на Вселенную, ее гармонию. Это выражалось в принципах архитектурной организации земного пространства, призванного служить образом Мира.  Особенно это проявлялось в монументальной архитектуре каждого народа.

 Древняя Русь вступила на путь развитого монументального зодчества, когда архитектура соседних государств имела многовековую историю.

Одна из первых христианских церквей Киева – Ильинская – названа соборной.  Предположительно она считается уже не деревянной, следовательно, в  Киеве были и приходские церкви, среди которых могли быть и каменные.  При раскопках 1975  года святилища недалеко от Десятинной церкви обнаружены остатки кирпичной плинфы. О формах первых  киевских храмов ничего неизвестно. В 989 году бала заложена церковь Богородицы \Десятинная\, сразу после крещения Владимира.

Важно понять, что когда в большом городе \в Киеве было более 20000 населения \ в языческой среде начинают строить христианский храм – образ Мира, то условия должны быть очень специфичны. Дело не только в технике, сколько в восприятии, в возможности осмысления и принятия пространственного облика нового сооружения. Если архитектурное сознание не подготовлено, то сооружение не будет воспринято, оно будет неприемлемым.

Вернемся к киевскому капищу. Круглая \эллиптическая \ форма капища была обрамлена прямоугольной кладкой, которую можно принять за основание стен. Кладка была ориентирована по сторонам света, так что отходящие от центрального круга четыре выступа, направленные к углам  «ограды» ориентированы на северо-восток, северо-запад,  юго-восток и юго-запад. Жертвенник примыкал к восточной стороне, а вход был с запада. Все это означало что-то важное.

«Идея круга» свойственна всем народам, так естественнее всего выражала древние противопоставления «свой» –«чужой», «культура» –«природа», «порядок» –«хаос».

Прямоугольная форма – это умозрительная концепция образа Мира, в отличие от «круговой» - чувственно-видимой.

Числу «4» на Древнем Востоке придавали мистическое значение. В соответствии с этим строились аккадские и ассиро-вавилонские  космологические теории о четырехъярусном  строении Вселенной.  Это подтверждается ветхозаветной архитектурной традицией, далее  к раннему христианству, Византии, средним векам.

Ковчег Завета и ветхозаветная скиния имели четырехугольную форму в пропорции 1:3, а прямоугольный двор скинии в пропорции 1:2. Можно предположить египетские традиции.  Скиния не являлась жилищем Бога, а только местом его явления, поэтому она была открытой, являя образ Мира.

Эволюция храмового устройства в античном мире от древнейшей циркульной формы \погребальные урны с острова Мелос; дома на острове Крит \ сменяется мегароном, в центре которого сохранялся круглый очаг. В античном храме это омфалос \омфалий \ в значении центра Земли.

Основоположники христианского гносиса Климент Александрийский \-215\ и  ориген\185-254 \  в своих учениях о строении Мира в виде четырехугольного ковчега исходили из ветхозаветной традиции, которая распространялась на структуру христианского богослужения и гимнографию. Поэтому рекомендация строить храм продолговатым \подобно кораблю \ исходила из ветхозаветного храмового устройства – скинии. Базилика лучше всего подходила для нового служебного обихода.  Историческое понимание времени требовало  линейно- пространственного развития культового действия: путь от ветхого Завета к Новому. С запада на восток в сакральном смысле; нартекс для оглашенных, наос для верных, алтарная часть для священнослужителей.  В таком же порядке развертывалась и роспись.

 Необходимость купола диктовалась развитием храмового действия, которое сосредотачивалось в центре храма перед солеей, где стоял амвон. Конкретизации образа Мира омфалием, от которого отходили «реки» – особые полосы \киевское капище с выступами от центрального круга \ было мало.  Требовался купол как наглядный символ неба.  Так появляется София константинопольская. Поэт Корипп \6век\ представил купол «точное изображение самого неба». Но Евагрий Схоластик, родившийся в год окончания строительства, уточнил, что купол Софии «точно свод небесный на земле». Этот поворот мысли к земле предопределил содержание древнерусской архитектуры.

Важное значение для понимания русской архитектуры имеет тот факт, что киевское капище еще функционировало, а Византия уже превратилась в феодальное государство. Необходимости и возможности в сооружении зданий типа Софии не было. Слабели архитектурные концепции символического Космоса. Изменился характер службы. Появился тип крестово –купольного храма, с гибкой системой. По одному и тому принципу можно было строить  четырехстолпный, шестистолпный трехнефный, пятинефный храм и т.д.

Десятинная церковь  строилась в форме трехнефного храма с нартексом и тремя апсидами. Затем появились боковые галереи и экзонартекс. Возможно, она превратилась в митрополию.

  Анализ Десятинной церкви с многосоставным  планом , различными отступлениями от классического образца говорит о сложных истоках древнерусской монументальной архитектуры. Главное, что явлено создателями Десятинной  церкви, это новое понимание пространства как личностно организованное, т.е. антропоморфинизированное, а не обезличенно-космическое, что наполняло его коллективной духовностью.

  

Прикрепленный файл Размер
Архитектура Древней Руси.zip 6.32 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн