Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дрвнерусская живовпись

Submitted by Татьяна Михайловна Солодкова on Sat, 16/02/2013 - 16:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солодкова Т.М.
Место работы, должность: 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское  музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова» (техникум) 

преподаватель

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Что такое икона? История становления иконописи. Русская иконописная школа. Символика иконы, символика цвета в иконописи. Интересные факты из русской истории.</p>

Древнерусская живопись.

Икона.

Что такое икона?

Иконами византийцы называли любые изображения, созданные на камне, дереве, кости, ткани или металле. Потом так стали называть только образы на досках, которые появились в Византии в начале 4 века. Одновременно зарождалась наука  о почитании икон, которая объясняла, как относиться к иконе, что можно и чего нельзя изображать, какими должны быть изображение, краски и материалы. Икона делала невидимое видимым, хотя и не показывала Бога, а напоминала о нем, о его величии и всемогуществе.

Разум и воля художника не должны были влиять на вечное, и фон (небеса) светился золотом, исчезли бытовые подробности, фигуры стали легкими, бестелесными, жесты -–значительными, взгляды – глубокими и неотрывными, «на века».

Канон (греч) – правила иконописи. Первоначально каноном греческие ремесленники называли веревку или прямую палку, которую использовали для измерения и прочерчивания линий.

Лик(в отличие от лица, имеющего характерную форму носа, цвет глаз, морщинки и т.п. признаки индивидуальности) – не земной, а духовный облик` избавленный от всего случайного и временного.

 Самой первой иконой считается «Спас Нерукотворный». О возникновении ее повествует легенда о царе Авгаре, правившем в Малой Азии, в городе Эдессе. Икона давала исцеление и защищала от врагов. На Руси икону «Спас Нерукотворный помещали на воинских стягах и над воротами городов и крепостей. На иконах Спас Нерукотворный» лик Христа изображали на золотом небесном фоне с обязательным перекрестьем в нимбе – напоминающем о жертве Христа, позже изображение помещалось на буквально воспроизведенной светлой ткани полотенца, на котором чудесно отобразился образ Спасителя.

Святой апостол и евангелист Лука (один из учеников Христа) – первый иконописец.Еще при жизни Девы Марии, матери Христа, он запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать ( милость, помощь, доброе отношение) Сына  Моего и Моя». На иконах Луку изображали слушающим ангела, стоящего за спиной, советы и указания которого символизировали Божественное участие в сотворении иконы. С творения Луки писали копии, веря, что чудесная сила первого изображения Богоматери перейдет и на их повторения (списки).  В 1130 году из Константинополя в Киев привезли икону Богоматери (копия первоначальной) в дар великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально ее поместили в монастыре села Вышгород. Андрею (сын князя), впоследствии прозванный Боголюбским, рассказали, что икона сошла со своего места в храме и повисла в воздухе, будто желая пребывать в ином месте. Богоматерь явилась к князю в видении и повелела поставить икону во Владимире и построить в честь ее храм. С тех пор чудесная икона именуется Владимирской. Именно эту икону почитают как первый образ Богоматери. Ученые считают, что она написана в12 веке в Константинополе. В 1395 году Тамерлан решил завоевать Москву, но ему во сне явилась Богородица и велела оставить пределы Руси. В память об этом чудесном избавлении от врага 26 августа установлен праздник Сретения (старославянский –встреча) Владимирской иконы на земле московской.

 

Зарождение христианства.

 

В 1 веке нашей эры Великая Римская империя включала в себя все Средиземноморье, Западную Европу (Рейн, Дунай), Британию. Покоренными землями (провинциями) правили римские наместники. В 63 году до н. э. Помпей захватил Иерусалим, и провинция Иудея вошла в состав Римской империи. Иудеей правил царь Ирод, чья жестокость стала нарицательной, а в Риме правил император Август. В городке Вифлееме родился младенец Иисус (древнееврейское – Спаситель), прибавляемое к его имени слово «Христос» по–гречески означает «помазанник» ( наделенный особой властью, отмеченный милостью Бога).

Библия – главная книга христиан, самая древняя книга на Земле, в ней собрана многовековая мудрость человечества. Библия делится на два Завета: Ветхий и Новый. В Ветхом ( Древнем) Завете рассказывается все от сотворения мира до рождения Христа. Новый Завет посвящен описанию событий, связанных с пришествием  в мир Христа. В него входит четыре Евангелия от апостолов (учеников) Матвея, Марка, Луки, Иоанна, их послания (обращения). Последняя книга Нового Завета  «Апокалипсис» («Откровение») – пророческая.

 

Катакомбы – подземные кладбища первых христиан, до 25 метров глубины, которые располагались в заброшенных каменоломнях в окрестностях Рима. В Древнем Риме было принято сжигать умерших, а христиане стремились сохранить тела близких для скорого, как они считали , воскресения. Катакомбы сохранились в Неаполе, Сиракузах, других городах Средиземноморья. Всего в Риме обнаружено более 770 катакомб, в которых покоятся от 500 до 700 тысяч человек. Общая протяженность подземных коридоров – около 900 километров.

С 3 века стали появляться росписи: христиане изображали важнейшие образы – символы. Крест – на нем принес спасение победивший смерть Христос. Якорь – символ надежды, так как жизнь сравнивали с бурным морем. Рыба – обозначение имени Христа ( греч. «рыба» состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий , Спаситель). Встречались традиционные для римского искусства образы: птицы, цветы, плоды, крылатые амуры – покровители любви. Эти изображения представляли картины вечно цветущего райского сада с порхающими ангелами. Пытаясь изобразить Небесное Царство первые христиане использовали привычные сюжеты римской мифологии.

Нельзя было изобразить невидимого Бога подобно обыкновенному человеку, поэтому христиане не признавали статуй. Сохранились изображения людей с поднятыми вверх руками, они молятся. Обращаясь к небу. В центре круг, символизирующий небо. В круге фигура юноши – пастуха в римской одежде, с овцой на плечах.  Священников стали называть – пастыри. Высшие священники – архиереи – носят на плечах широкую белую полосу с крестами –омофор ( греч. «ношу», «плечо»). Эта часть облачения (одежда священника) означает, что они приняли на себя заботу о христианском «стаде», а священника стали называть  - пастырь.

В начале 8 века в Византии настала эпоха иконоборчества. Считалось, что нельзя поклоняться дереву и краскам и изображать Бога похожим на человека. В этот период погибла большая часть ранних икон. В 9 веке почитание было восстановлено. Вспомнили, что Христос первым разрешил поклоняться своему образу, приложив ткань к лицу. В этот период вышли строгие правила иконописаний, по которым создавались не «раскрашенные доски», а «грамота для неграмотных».

Иконы писали при палатах архиереев в монастырях. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию,  молился, соблюдал пост, приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли «умным деланием». «Когда мастер взирает на образец, он хочет сделать лучше свое произведение. А люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо». Считалось , что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и его души, и помощи самого Бога. Поэтому никогда не ставилось имени мастера – человек не мог быть творцом святости.

1. Изображение окружали рамой – выступом, как бы отодвигая его в иной мир.

2. Проклеивали доски и покрывали особым грунтом ( работа учеников)

  1. Грунт  (левкас) готовился из мела или гипса и накладывался несколькими слоями. Левкас для стен мы называем сегодня штукатуркой.
  2. Следуя канону, наносили рисунок.
  3. Рисунок покрывали красками. Краски изготавливались из растертых в порошок минералов и смешивали их с желтками и хлебным квасом.
  4. Сверху изображение покрывали  олифой – прогретым растительным маслом.
  5. Через 70 –100 лет олифа темнела. Иконы «поновляли», т.е. на потемневшем образе писали новые. Многие иконы имеют несколько поновлений, сделанных в разные века.
  6. Канон запрещал писать «тела мясистые, щеки красные, взоры неспокойные». Неподвижность, бестелесность, прозрачность, внутренняя красота.  Мастера писавшие «личное» (лики и открытые части тела) добивались этого эффекта накладывая краски, слой за слоем, таким образом, чтобы нижние слои просвечивали, согревали верхние слои. Работа, требующая высокого мастерства и долгого времени. Со временем появились те, кто изображал все «доличное». Их называли «платечниками»
  7. Одеяния святых изображали плоскими яркими красками, складки повторяли изгибы тела.  Часто пользовались золотыми бликами.
  8. Велум– покрывало, которое изображалось сверху иконы, переброшенное с одного здания на другое.  Это означало, что событие происходит внутри,  скрыто от посторонних глаз.
  9.  Горки.Пейзаж в иконе называется горками. «Горки» писали с площадками – уступами, что делало их похожими на лестницу, с пещерами, деревьями, травами. В изображении города легкие разноцветные постройки возвышались одна над другой, парили в воздухе. Пейзаж изображал место, где происходили события. Природа в иконописи не знает времен года, перемены погоды.  Земля, словно стремясь к небу, поднимается вверх волнистыми горами. Если действие происходило в городе, то писались церкви, крепостные башни, дворцы – палаты.
  10.    Оклад – накладное украшение из золота, серебра, драгоценностей и т.п., чтобы подчеркнуть сияние святых образов. Оклад прикреплялся к иконе, повторяя очертание фигур, нимбов. Символизировал сказочную красоту Небесного Царства.
  11. Символика в иконе:                                                                                                                                       - В иконе живут рядом два мира «горний» (небесный, высший) и «дольний» (дол, долина). По этому принципу строится изображение на иконе. Фигуры святых тянуться ввысь, ноги едва касаются земли – «позем».  Позем пишется зеленым или коричневым цветом.  В темной полосе позема остается все печальное, временное. В золотом сияние неба пребывают святые.                                                                                                                                       – Круг. Важный символ, означающий Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной Славы.                                                              – Нимб (лат. облако) – сияние святости над головами Бога или святых.                                             -  Центральные образы в иконах всегда написаны выше остальных.                                                     – Обратная перспектива.  Все линии сходятся к человеку, смотрящему  на икону. Создается впечатление неведомой бесконечности. Изображение как будто движется навстречу.                                                                                                  – Прошлое и будущее.  Часто на иконах показывают события нескольких дней или целой жизни святого, как бы совмещая время и пространство, перенося их в другое , неземное время и пространство.
  12. Цвет в иконе.  В Византии считали, что смысл любого искусства – в красоте. Иконы писались позолотой и яркими красками. Цвета никогда не смешивались. Цвет мог быть темным или светлым, но всегда чистым. Цвет имел свое место и значение. Цвет имел такое же значение как слово.                                                                                                                                 – Золотой цвет. Обозначал самого Бога. Позволял почувствовать сияние Бога, великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи.                                                                                 – Пурпурный (багряный) цвет. Цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император имел право использовать этот цвет в одежде, дворцовом убранстве, при письме. В иконах присутствовал на одеждах Богоматери – царицы Небесной.                                                                        – Красный цвет. Самый заметный цвет в иконе. Цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Символ Воскресения – победы жизни над смертью.  В то же время это цвет крови, мучений, жертвы Христа. В красных одеждах изображали мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья архангелов- серафимов. Иногда писали красный фон –как знак торжества вечной жизни.                                                                                                                       – Белый цвет. Символ Божественного света. Цвет чистоты, святости и простоты. Изображение праведников (люди живущие «по правде»). Белый цвет использовали для пелен младенцев, душ умерших людей ( только праведных), ангелов.                                                                                                          -  Синий и голубой цвета. Бесконечность неба, символ другого, вечного мира. Цвет Богоматери, соединившей в себе земное и небесное.                                                                       – Зеленый цвет. Природный, живой. Цвет травы, листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.  Сцены Рождества.                                                                                             – Коричневый цвет. Голой земли, праха, всего временного, тленного.  Использовалась одновременно с пурпуром в одежде Богоматери, напоминая о человеческой природе, подвластной смерти.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -  Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и  адскую бездну. Но это и цвет тайны. На черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов – это символ отказа от прежних удовольствий, смерть при жизни.                                                                              – Серый цвет. Смешав в себе добро и зло, белое и черное, он становится цветом неясности, пустоты, небытия. Никогда не используется в иконе.

 

Праздник Воздвижения Креста 27 сентября.

312 год. Цезарь Константин  правил Галлией и Британией. Ему приснился сон, в котором ему была обещана победа над римским императором Максенцием, если он изобразит на полковом знамени  и всех доспехах крест.  В 324 году Константин Великий стал правителем Римской империи. Один из первых его указов запретил гонения на христиан, позволил строить церкви. Император решил сделать государство христианским, сам принял эту веру. Мать Константина, царица Елена, отправилась в Иерусалим , чтобы найти крест , на котором распяли Христа. Легенда повествует: на Голгофе было найдено 3 креста (Христа распяли вместе с двумя разбойниками). Чтобы определить, на котором из них был распят Христос, остановили похоронную процессию и стали прикладывать кресты к телу умершего. Когда один из крестов коснулся его, мертвый ожил. Крест стали называть животворящим (дающим жизнь) и отнесли в Иерусалим. Там христианский священник высоко поднял (воздвиг) перед людьми. Это событие стало одним из главных христианских праздников. Константина Великого и царицу Елену церковь почитает как святых и называет равноапостольными, как продолжателей распространению христианской веры, начатой апостолами. Иконы, изображающие праздник Воздвижения, всегда исполнены величавой радости. В золотом сиянии, на фоне храма, священник благоговейно поднимает крест при помощи двух служителей – диаконов. Крест – символ спасения и победы над смертью.

В 532 –537 годах зодчими Анфимий из Тралл и Исидор из Милета построили храм Святой Софии в Константинополе, посвященный Божественной Премудрости (София). Под сводами Византийских церквей собиралось множество верующих, в отличии о древнеримской традиции: только священнослужители – жрецы. Диаметр купола собора более30 метров. Архитекторы решили сложнейшую задачу:  громадная тяжесть постройки казалась незаметной благодаря опорам и множеству окон. Стены украшали мозаики, которая складывалась из кусочков непрозрачного стекла – смальты. Изображения святых казались неземными, переливались и мерцали в лучах солнечного света. «Все создается по мудрой воле Бога». Великолепие окружающего мира византийцы считали отблеском вечной, неземной красоты и пытались отобразить это с помощью мозаичной техники.  Мозаики в храмах итальянского города Равенна напоминают восточные ковры.  Кроме мозаик, византийские храмы украшали фресками (итал. «сырой», «свежий»). Они не столь красочны как мозаики, но призывают к размышлению. Это искусство было распространено в византийских монастырях (горные монастыри Греции в обл. Фессалии). Горные монастыри называли «метеора» (воздушный). Небольшие здания и церкви строили на отвесных скалах, на высоте более 700 метров. В некоторые из них  можно было попасть только по веревочным лестницам, так исполнялась мечта византийцев о спасительном  восхождении к небу.     

 

 

 

 

  1. Образы Спаса:

На  РУСИ  ИИСУСА ХРИСТА НАЗЫВАЛИ СПАСОМ – СПАСИТЕЛЕМ. Образ Христа писали одного или вместе со святыми.

«Праздничные» иконы  - иконы, на которых писали образ Спасителя в сценах из Евангелия.                                                                                                                                    Спас Нерукотворный – оглавный, только голова.                                                                                                          Спас Вседержитель – поясной, с Библией,                                                                                             Спас на Престоле – в рост,                                                                                                                                 Спас в силах (Судья) – оплечный (по плечи), вписан в ромб. Ромб –могучие творение энергии. Овал и треугольник символизируют Землю и Вселенную. По иконографии (церковный канон) облик Христа неизменен: величавый, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой; золотой нимб и буквы, сокращенно обозначавшие имя – Иисус Христос.

Нимб рассечен крестом в память о принесенной  за людей жертвы. На этом кресте пишутся греческие буквы WON– «вечно существующий».

Благословляющие жесты (перстосложение, перст – палец):

первый (ранний) вариант: мизинец прямой, обозначает букву “I» –«И», согнутый безымянный почти соприкасается с большим, образуя букву «С», указательный и средний скрещены в виде буквы «Х»;

второй вариант – три пальца (мизинец, безымянный, большой) соединялись, напоминая о Святой Троице.Два другие пальца (средний и указательный) символ соединения Божественного и человеческого начала в Спасителе.

Преображение – иконы показывают Христа на вершине горы Фавор, в белоснежных одеждах, в лучах блистающего света ( фаворского). К Христу обращены пророки Илия и Моисей, спустившиеся с неба. Внизу изображены ученики.

Тайная вечеря – икона помещалась в иконостасе над Царскими вратами как напоминание о великом церковном таинстве – Евхаристии (Причащение).

Потир – священная жертвенная чаша, образ чаши, которую Христос передал апостолам.

Святые Дары – частицы причастия (хлеба и вина, прошедшие через таинство превращения в Тело и Кровь Спасителя).                                                                                                                                         

  1. Иконопись. Русские иконописные школы.

В 11 веке Русь распалась на уделы – маленькие самостоятельные государства, при княжеских дворах появились художественные мастерские.

 Иконы Владимиро – Суздальского княжества также велики, торжественны и нарядны, фигуры и лики святых полны достоинства, мощи и благодушной серьезности, как и храмовая архитектура. Князь Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо превратили Владимир в «царственный град». Белокаменные храмы украшены резьбой и позолотой, сказочно богатым убранством. / Дмитриевский собор, 12век. Икона Дмитрия Солунского/

Великий Новгород. Расцвет в 14-15 веках.  Новгородские храмы  вписаны в городской пейзаж, одноглавые, строгие и величественные. Искусство Новгорода сохраняло местные  народные традиции: простое, понятное, энергичное. Иконы писали чистыми, яркими красками, любимый фон – красный. Контуры фигур –четкие, грубоватые. Лики выражали спокойную сосредоточенность. 

 Церковь Спаса на Ильине – улице (1374г.) расписана Феофаном Греком (1340 –1410гг.), «философом зело искусным». Суровое , трагическое искусство Феофана призывало к молчаливому духовному переживанию. Его влияние было заметно в работах других новгородских мастеров и творчестве иконописцев иных городов.

 Столпники – так называли отшельников в первые века христианства, которые в полном одиночестве годами жили на башнях – столбах «ближе к Богу».

 В Пскове хорошо знали культуру русских княжеств, Литвы, Польши, Германии и достижения византийских мастеров. В искусстве псковских иконописцев отразились чувства жителей города – крепости: духовная сила, напряженное ожидание, готовность к испытаниям, вера в добро и красоту. Образы на псковских иконах суровы и выразительны. Лики мудрецов очень разные, почти портреты. На темных ликах с глубокими глазницами белеют резкие отметины. Палитра: красно-коричневые, темно-зеленые, бело-желтые тона и их сочетания.  / Иконы «Три святителя и Параскева Пятница», «Богоматерь на троне»/

Русский Север.Искусство созданное переселенцами. Различались вологодские, каргопольские, устюжные манеры письма. Художниками становились деревенские священники и крестьяне, которые писали иконы для храмов и красных углов в избах, расписывали прялки, посуду, утварь, дуги для конских упряжек. Отличается народной фантазией, добродушием и наивностью. 

  Московская школа,соединив местные и византийские традиции: возвышенность, ясность, благородное изящество, мудрое спокойствие, стала главнейшей школой иконописи.  Творчество Андрея Рублева до сих пор поражает своим совершенством.  Его имя впервые упоминается в летописи 1405 года, когда он  и Даниил Черный участвовали в росписи Благовещенского собора в Московского кремля под руководством византийского мастера Феофана Грека.  Своеобразие рублёвской палитры - это прозрачные, «писанные дымом»  голубая, белая, зеленая, багряная, золотистая краски.  Дионисий (1440 –1505гг.) и его сыновья Владимир и Феодосий украсили фресками Ферапонтов монастырь, который почитался как центр просвещения. В отличие от Рублева, Дионисий не вглядывался в лики,не пытался раскрыть тайную жизнь души. Дионисий был мирянин, происходил из знатного рода, поэтому ему были близки и понятны вкусы его заказчиков. Среди архиепископов, писателей-богословов – его заказчиков, было принято рассуждать о духовном совершенствовании, о превращении государства в царство добродетели и красоты. Для этого нужны были идеалы, примеры для подражания. Светло и торжественно выглядят образы созданные Дионисием, его святители благославляют устроенный ими мир – благостный и степенный. Дионисий показывал всеобщее единство, где все живут по законам небесного равенства, торжествуя победу над земной печалью. Продолжая традиции Рублева, Дионисий не подражал великому мастеру. Он отказался от плавных круговых линий, его образы возносятся вверх./Митрополит Петр в житии. О Тебе радуется. Знамение  и Покров Богоматери/

Русская икона в16 –17 веках. Искусство все больше подчинялось интересам государства, восхваляя незыблемость царской власти. Время иконописи как главнейшего искусства уходило. Древние обычаи уступали место новым идеям. Строгановская школа: лучшие царские мастера писали иконы для домашних молелен богатых промышленников Строгановых. Иконы небольшие, написаны плотными красками, наполнены множеством драгоценных деталей. Иконописец Прокопий Чирин создал образ святого великомученика Никиты – воина. Легкая фигура святого похожа на мерцающий огонь свечи ( его пытались сжечь). Он весь устремлен ввысь, к Богу.

Начало правление Петра. Впервые иконописцам рекомендовалось подписывать свои творения: «… и лета, и имена указывать, чем земле своей немалую честь приносить». Теперь мастера поучали молодых художников «Добрые мастера должны писать икону или персону человеческую светло и румяно, с тенями и живоподобием…»  Царский мастер Ушаков Симон Федорович (1626 – 1686гг.), один из авторов подобных руководств, пишет иконы, портреты, изучает анатомию, математику, европейскую архитектуру. На иконах символы сочетаются с достоверными деталями, появился обычай писать иконы с царей и бояр. / «Никита – воин» Прокопий Чирин, «Древо государства Московского» Симон Ушаков, «Церковь воинствующая»/                                                                                   

  1. Устройство иконостаса.                                                                                                                                                                                                                                                                                               Чин -  название рядов (ярусов), из которых состоит иконостас. Количество ярусов  зависит от местных традиций и величины храма. В 14 –15 веках их было 3. В 16 – 4, в17 – 5. В конце 17 века число рядов увеличилось до 7, но обычно иконостас был пятиярусным.

 Тябловое( русск. «тябло» –«брус» от лат. «табула» – доска) - простейшее устройство иконостаса. Ряды икон помещали на тесанные бревна с пазами – желобками. Концы бревен закрепляли в специальные углубления на северныой и южной стенах храма. Бревна прикрывали снаружи досками, расписанными цветами или орнаментом.

Схема  пятиярусного иконосаса – классического.

Все ряды иконостаса имеют особые названия и символическое  значение. 

  1. Местный чин: 1.Спаситель.2. Богоматерь Одигитрия. 3. Храмовая икона.4. Местночтимая икона. 5 Тайная вечеря. 6. Царские врата: а) Благовещение. б) Евангелисты. 7. Дьяконские двери.
  2. Деисусный  чин  (Деисус –  греч. «деисис» – моление, « Предстояние») – ряд над Царскими  воротами: 1. Спас в силах. 2. Богоматерь Одигитрия. 3. Иоанн Предтеча. 4. Архангел Гавриил. 5. Архангел Михаил.6. Апостолы, отцы Церкви, святители, преподобные и т.д.
  3. Праздничный чин: от Рождества Богородицы до Успения.
  4. Пророческий чин:1. Богоматерь Знамение . 2. Пророки.
  5. Праотеческий чин:1. Ветхозаветная Троица. 2. Праотцы.
  6. Завершение иконостаса– образ Голгофы – горы, где на кресте был распят Спаситель. Перед Голгофой, «горой недосягаемой», склоняются все пришедшие в храм.
  7. Страстной чин–изображения страданий Христа в последнюю неделю перед распятием и Воскресением. Помещают на самом верху ( иногда).

 Обязательные иконы:  справа от Царских врат расположена икона Спасителя, слева – икона Богоматери. Это означает, что Христос и Дева Мария  встречают всех во вратах Царства Небесного и ведут к вечной жизни. Образ Богоматери из местного ряда – Одигитрия («Путеводительница»). Храмовая икона, следующая за образом Христа, изображает святого или праздник, в честь которого назван храм. Название храма можно всегда определить, посмотрев на вторую икону справа от Царских врат.  Подбор икон местного ряда определяется местными традициями – местночтимые иконы.

Царские вратарасположены в центре местного ряда икон. На створках врат всегда изображалась сцена Благовещения с Девой Марией и архангелом Гавриилом. На этих символических вратах Рая  помещают изображения 4 евангелистов:  Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые записывают повествования о жизни, смерти и Воскресении Христа.

Символика Евангелистов:

 у Матфея – ангел, напоминающий о небесном мире, из которого пришел Христос.

У Марка – лев (могущество и царское величие)

У Луки – телец (бык) – символ жертвенности Спасителя. / В древности во время богослужений принято было закалывать животных, принося их в жертву Богу./

У Иоанна – орел, означающий высоту евангельского учения и величие Божественных тайн. Дьяконские двери расположены по сторонам от Царских врат меньше по размеру. На них изображают архангелов или архидьяконов Стефана и Лаврентия (первые среди учеников Христа стали дьконами и приняли мучения, не отказавшись от своего служения).

Деисусный чин– важнейший ряд иконостаса, изображающий Христа – Судью и святых, обращенных к нему с молитвой. Это молитва за людей, за весь род людской перед Спасителем мира

. В центре Деисусного чина -  икона «Спас в силах». Спасителя изображают на фоне вытянутого по углам красного квадрата, синего круга и красного ромба. Эти цвета означают соединение в образе Спаса земли, неба, Божественного и человеческого, огня Святого Духа и воды вечной жизни.

Красный квадрат(четырехугольная звезда) – образ земли. 4 угла – это 4 стороны света и 4 стихии: огонь, вода, земля и воздух.  В углах изображаются символы евангелистов: ангел, телец, лев, орел. Они напоминают, что евангельское учение прозвучало во всех концах земли.

Синий круг  символизирует небо, мир бесплотных сил ( почти все ангельские чины присутствуют на иконе), среди которых пребывает Иисус.

Красный ромбвокруг фигуры Христа – сияние его славы и Божественный огонь, опаляющий все темное и злое. Правой рукой Спас благословляет, левой придерживает раскрытую книгу – символ Евангелия и Божественного закона, образ великой Книги Жизни, где записаны имена всех спасенных (добрых и честных людей).

 Предстоящие / в старину назывались те, кто стоит перед кем-то или чем-то, или служащих при важной персоне/  в Деисусе – святые, Силы Небесные, все, кто пришел на Суд, по правую руку Христа – Богоматерь. Слева от Христа – пророк Иоанн Предтеча. Богоматерь символизирует на Страшном Суде милосердие, Иоанн Предтеча – истину. Они – заступники за людей. Далее: архангелы Михаил и Гавриил, первоверховные (главные между верховными) апостолы Петр и Павел, святители, подвижники, преподобные и т.д.

Пророки и праотцы.  О них повествуется в Ветхом Завете.

Пророки– это избранные Богом люди, которые предсказывали будущее: Давид, Даниил, Соломон.  

Праотцы(«отцы веры»)– это прародители, родоначальники (от Адама начинается в Библии история рода человеческого).

В центре пророческого ряда – икона Богоматери  Знамение, которая являет миру Спасителя – символ исполнения пророчеств. К ней обращены в поклоне пророки со свитками предсказаний в руках.  Библейские праотцы в верхнем ряду иконостаса поклоняются образу ветхозаветного Бога – Троице.

Средники– центральные иконы всех рядов иконостаса, образующие символическую связь: икона Троица Живоначальная (дающая начало жизни) – икона Знамение (о пришедшем на Землю Христе) – икона Спас в силах – Царские врата ( по окончании Божественного Суда праведники войдут во врата Царства Небесного).  Иоанн Предтеча – последний пророк и первый апостол. Иоанн Богослов – новозаветный пророк, евангелист, записавший книгу пророчеств «Апокалипсис» («Откровение»); изображался на фоне горы символ «вознесенности духа».

Страшный суд.  Изображения событий Апокалипсиса обязательны в христианских храмах, последний суд над человечеством  появились в росписях на западной стене храма (Запад – символ завершения прежней, земной жизни). Иконы Страшного суда говорили  о том, что он страшен для грешников, а для праведников это радость возвращения к Богу. Наверху – Бог Творец, Царство Небесное, ангелы, изгоняющие с неба бесов. В центре – Божественный Суд: у Христа, восседающего на троне, просят милости к людям Богоматерь, Иоанн Предтеча, коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам сидят апостолы с книгами, за ними  - ангелы, небесные стражи. Ниже изображаются народы, идущие на Суд. Они подходят к престолу, на кот. лежит Книга Жизни и Крест, рядом стоят ангелы со свитками, на кот. записаны все слова и дела, совершенные людьми в жизни. На весах (мера дел человеческих) взвешиваются хорошие и плохие поступки. Справа – ангелы, слева – бесы. Они борются за каждую судимую душу. У ног Адама спускается вниз змей ( символ греха), на теле кот. написаны названия грехов: жадность, леность, зависть, уныние, жестокость и т.д., - это дорога в ад, где сидит дьявол с душой Иуды в руках. В самом  низу иконы – камеры ада, где мучают грешников. Прошенные Богом идут к вратам Рая, за которыми сияет свет, цветут райские кущи, порхают ангелы и восседает на троне Богоматерь –Царица Небесная.

Праздничный ряд иконостаса  состоит из икон двунадесятых (старослав. "дванадесять» - двенадцать) праздников, образов Страстной и Пасхальной недель.

«Праздники» - в иконописи так называют важнейшие сюжеты Священной истории, которые посвящены событиям земной жизни Девы  Марии и Христа. Эти праздники составляют церковный год:
(от 8 /21 сентября –  начало года) Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение, Преображение, Вход в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Креста, Успение богородицы ( завершение церковного года).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

  1. Образы Богородицы:                                                               

 Мария («госпожа») дочь благочестивых супругов Иоакима и Анны, которым было явлено чудо: ангел возвестил, что у них родится дитя,  о котором будет говорить весь мир. В знак благодарности Богу  за рождение дочери родители отдают 3 – летнюю Марию в храм, где девочка, посвященная Богу, должна вести особую, благодатную жизнь. Канон в изображении Богоматери  не так строг, как при изображении Христа.  Как правило , это образы Богоматери с младенцем Христом. Обязательно на каждой иконе сверху писали греческие  буквы  «Mp9v”  -  “Матерь Божия”.  Все иконы Богородицы происходили от нескольких основных канонических типов изображений.   Предания   о Богородице не вошли в Библию, они собраны в отдельные книги, которые называются апокрифами ( греч. «тайные, отдельные книги»). Описание Богородицы: «Рост Ее был средним, волосы цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое, очи ясные, рот алый. Одежду носила простую, говорила мало и была приветлива. Всякое слово Ее дышало благодатию». На Руси Богородицу называли покровительницей Русской земли, а Русь – домом Богородицы.

 Образ Елеуса (Умиления) – греч. «Милостивая», Мать и младенец, соприкасаясь щеками, являли миру взаимную нежность, теплую заботу друг о друге, и обо всем страдающем человечестве;                                                                                                                                       Одигитрия – греч. «Путеводительница»,один из самых древних образов. Поддерживая младенца Христа на левой руке, правой как бы представляет  Христа, призывая поклоняться ему, обращаться к нему как к Спасителю. Богоматерь  показывала людям путь, становилась их наставницей и хранительницей. В облике Христа нет ничего детского – он серьезен и величав; благословляет людей.  На фоне его золотых одежд ярко белеет сжатый в руке свиток – учение Христа.

«Свиток»( свивать, сворачивать) – на иконах это развернутые или перевязанные шнурком листы бумаги с кратким текстом из Библии. Свитки держал в левой руке Христос или преподобные, т.е. священники или монахи, ставшие святыми. Они открывали людям пророчества и поучения, чтобы помочь им на пути спасения.                                                                                                                                                     «Оранта» ( лат. «Молящаяся») –первые христиане изображали молящихся людей с воздетыми к небу руками.  С тех давних пор возникла традиция  изображать  Богоматерь в полный рост с молитвенно поднятыми руками. Такой тип икон  называется «Оранта».( «Стена нерушимая»   Киевская София);

«Знамение» (чудо, пророческий знак)- поясной образ Богоматери Оранты. 

Панагия ( греч. «Всесвятая») – образ Богоматери Оранты, открывающей на груди, в круге славы, благословляющего младенца Христа. Это символ вочеловечения Бога. Родившись от земной женщины, Христос получал тело человека. Только так Бог мог принести себя в жертву и умереть, чтобы воскреснуть.           

Внутреннее устройство православного храма.

 Все храмы делятся на 3 части: притвор, центр храма, алтарь.

Притвор– это первая от входа часть храма. (Внешний притвор – площадка перед входом в храм. На ней с древности полагалось стоять нищим и калекам, ожидающим милосердных подаяний – милостыни.) В притворе должны были находиться люди, готовящиеся принять крещение.  Их называли оглашенными, т.е. им огласили, пояснили сущность учения. Здесь находились кающиеся грешники и иноверцы «для слушания».

Центр храма– вторая, самая большая часть храма. Место для прихожан.  Центр храма – пространство под куполом.  Купол – символ неба, с которого Бог взирает на молящихся. Наверху, в куполе и барабане, изображали Христа, Богаматерь, ангелов и апостолов.

«Паруса» – части свода над столбами (переход от столба к куполу), поддерживающими купол. Здесь изображали 4 евангелистов. Далее. Следуя церковному календарю, в строгом порядке размещали на стенах изображения праздников. В нижней части стен и на столбах, помещались образы святых пророков,  святителей, мучеников и праведников. Фигуры святых на столбах – указание ,что они являются опорой христианской церкви.

Алтарь(лат. altaara– «возвышенное место») – главная часть храма, расположенная в восточной части. Алтарь означает Небо, местопребывания Бога, и Рай, где жили Адам и Ева. Алтарный престол – главная святыня храма – это высокий четырехугольный стол, на котором всегда лежат Евангелие и крест (знаки присутствия Бога). В алтарь могут входить только священники. Во время службы они уподобляются ангелам и с благоговением приближаются к престолу Бога.

Иконостас ( греч. «эйкон»- образ, «стасис» - место стояния)- это стена, закрывающая священное пространство алтаря, украшенная иконами, которая отделена от центральной части несколькими ступенями. В иконостасе находятся три двери: средняя – Царские врата, через них во время богослужения незримо проходит Христос (в дни великих праздников, на Пасхальной неделе они открыты, напоминая  о возвращенном Рае); через северную и южную в алтарь входят священники.

Солея– ступенчатое возвышение перед иконостасом.

Амвон( греч. «возвышение») – полукруглый выступ в середине солеи, напротив Царских врат. Читая на амвоне и обращаясь к верующим с проповедью, священник символизирует Христа, кот. обращался к ученикам с возвышенных мест ( с горы).

Клиросы – места для чтецов и хора, расположенные в южном и северном концах солеи.

Портал– архитектурно оформленный вход в храм.

     В древних христианских храмах иконостаса не было – перед алтарем находилась небобльшая перегородка. Западные христиане до сих пор не закрывают алтарь. Впервые алтарь упоминается в Х1У веке в русских летописях. Позже он вырос почти до сводов храма, и его стали называть русским или высоким иконостасом.

 

  Православный храм.

 

 Во времена разделения христианства на западное и восточное возникли названия 2 христианских церквей: католическая (вселенская – всеобщая для христианского мира ) и православная  ( греч. «ортодоксия» - правильное, неизменное учение).

По христианским представлениям храм -  символ Неба и Земли, образ восхождения от земного к небесному. На Руси принят византийский тип храма ( сложился в 9 веке) –  крестово-купольный, в основе архитектурного плана – крест, главный символ христианства, который образуют 4 столба (столпа), несущие купол и соединенные арками. Иногда храмы имеют круглое основание ( круг напоминает прихожанам о вечной жизни на небесах).

Купол (глава храма) – это символ непрестанного молитвенного обращения к Богу, напоминает горящую свечу (характерная плавная форма купола).

 Количество главимеет символическое значение:

1 глава – Бог един;

 3 главы – поклонение Богу, единому в 3-х лицах;

5 глав (одна выше) – Христос и  4 евангелиста;

7 глав – 7 церковных таинств (обрядов), спасительных для всех христиан: крещение, миропомазание (помазание человека после крещения священным ароматным веществом – миром), причащение, покаяние (исповедание священнику своих грехов), священство (поставление в священнослужители), венчание (брак), елеосвящение (соборование – обряд над больными или страдающими людьми).

Главы храмов обязательно увенчаны крестом – это знак спасительной жертвы Христа, указывающий путь в Царство Небесное.  В основании креста виден полумесяц – образ якоря –символ надежды на спасение среди бедствий.

Вход в храм(с западной стороны). При входе в храм человек обращен лицом к востоку, где находится алтарь. На востоке расположен центр духовной жизни земли – священный город Иерусалим с горой Голгофой. С востока придет второй раз Иисус Христос. Над входом помещаются образы Христа, Богоматери, ангелов, чтобы человек с молитвой входил в храм, смиренно поклонясь им.

Крещальни(помещения, где совершался обряд крещения) строились у входа, что означало приход в христианство – начало пути спасения.

Храм и церковь – здание, посвященное Богу, дом Божий.

Церковь– сообщество верующих, живущих в одной или нескольких странах.

Собор ( собрание многих) – название главных храмов городов, службу в которых вели сразу несколько священников и разных храмов.

  Десятинный (на его строительство князь Владимир отдавал 10 часть доходов) -  первый крупный храм, увенчанный 25 главами.

Киевский Софийский собор / 1037г./ - грандиозный храм с 13 главами – должен был показать величие христианской Руси, вошедшей в разумный, божественно устроенный мир.          

     Иконография  ангелов.

 Ангелы  ( греч. Вестник)– невидимые, бесплотные ( не имеющие тела), духи, которые исполняют волю Бога, сходя с неба на землю.

Ангельские чины. Учение о чинах сложилось в христианской науке в 1 веке. 

Чин – степень, звание, распорядок.

9 чинов:

-серафимы( древнеевр. Пламенный) изображались в виде юношей с красными крыльями,

 -херувимы ( мудрость) – в виде лика, окруженного шестью крыльями, синего или зеленого цвета. Херувимы способны принимать высшую мудрость и сообщать ее другим.

 -престолы  - ангелы в виде крылатых колес с множеством глаз, всегда рядом с троном Бога и несут его, как огненная колесница.

Серафимы, херувимы, престолы – небесные стражи, ближе других к Богу, изображают на иконах при писании рая или престола Бога.

Господства, силы, власти, начала– ангельские чины почти не представленные в иконописи. В Библии нет их описаний, неизвестно об их явлении в человеческом мире.

 «Силы» иногда изображались в виде небесных воинов с крыльями.

Архангелы(греч. ангелоначальники) – их 7:

 Михаил (греч. Верховный военачальник) – глав небесного воинства, победитель темных сил. Изображается в виде приближенного Небесного Царя, в одеждах византийского придворного, Крылатая фигура как бы излучает красный свет.  Охраняет небо от воинства сатаны.

 Гавриил (древнеевр. «сила Божья) – светлый вестник по воле Бога, объясняющий пророческие видения и смысл различных событий. Изображался прекрасным юношей с задумчивым взглядом в неведомое людям пространство. Архангел Гавриил пребывает в общении с Богом (слушает его).   Архангелы и сонм (множество) ближе всех стоят к людям.

 «Слухи»или «тороки» (древнерусск. «торок» – ремень) – тонкие ленты, развивающиеся у висков, кторые в иконописи изображались у ангелов, напоминали, что через них небесные вестники получали повеления Бога.

Зерцало (зеркало) – прозрачный диск с образом Христа или буквами, обозначающими имя Христа, - символ неразрывной связи архангелов с Богом.

Падшие ангелы  (бесы, демоны, черти)– злые ангелы, которые раньше были светлыми и служили Богу. Один из них возгордился и уговорил других не подчиняться тому, кто их сотворил. Изгнанные из Небесного Царства они потеряли светлый облик.

Дьявол (греч. Клеветник), Сатана (враг) – это имена повелителя падших ангелов.

 Ад– черное царство зла и отчаяния, куда стремятся запереть души людей падшие ангелы.

Минеи– иконы и книги, в которых образы святых и церковные праздники расположены по порядку следования дней и месяцев года.

Четьи – Минеи(книги –Минеи) – Минеи для чтения, в которых собраны жития святых, молитвы и песнопения для каждого дня.

 Минеи иконы писались на определенный месяц («Минея на январь»).  Фигуры  святых по дням располагались в три ряда, начало в верхнем левом углу. Так полагалось читать все иконы  с развернутым сюжетом. Иконы – Минеи могли быть месячными или годовыми.

«Минея  Всех Святых» – икона, на которой изображали святых для всех 12 месяцев.

Житийная икона– икона, на которой запечатлевают жизнь одного или нескольких святых. В центре (средник)  - образ святого. Средник окружен клеймами.

Клейма  (клеймо – знак, печать) – небольшие, одинаковые по размеру изображения, на кот. представлены главные события из жизни святого.

Жития(жизнеописания) – поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах из жизни праведников и святых, а так же описание их внешности.

                                                                                                                                                                                                                                      Русское искусство ХУШ века. Первая половина. Общая характеристика.

 

Реформы Петра 1 затрагивающие все стороны экономики государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной жизни. Науки и культуры. Эти преобразования приобщили Россию к достижениям современного общества, помогли преодолеть отсталость. Россия переработала, освоила опыт западно – европейских держав в различных отраслях, в т. ч. в искусстве: (несколько путей)  а) приобретение готовых произведений искусства, б) привлечение иностранных специалистов для работы и для подготовки отечественных специалистов, г) направление русских молодых людей (пенсионеров) за границу для обучения.

   В результате реформ искусство отошло от церковных традиций, появились новые темы и образы, изменилась техника работы художников. Традиционное иконописание приходило в упадок, его перестали понимать и ценить. Написанные в 18 веке иконы отражали вкусы новой эпохи.  На московской иконе «Богоматерь Неувядаемый Цвет» (Третьяковская галерея) образ  Царицы  Небесной исполнен с виртуозным мастерством: тончайшие золотые узоры, роскошные покои выписаны до мельчайших деталей (драпировка драгоценных тканей, тонкая резьба на колоннах и стенах). Икона еще говорит языком символов (Евангелие на столе – престоле, горящий светильник, цветы – знак неувядающей красоты и чистоты Девы Марии), но предметы как бы списаны с реальной жизни, Небесный чертог Богоматери похож на покои европейского дворца.

 Старые мастера –иконописцы искали работу в небольших городах и деревнях, где в результате сложились местные школы, сохранившие древние традиции (Палех, Мстера, Холуй).

 В 19 веке иконописание превратилось в массовый вид искусства. Иконы начали печатать на бумаге и жесте, появились «краснушки» – дешевые, неумело расписанные иконки.

К концу 19 века появился интерес к русской старине, стали исследовать «черные доски» (древние иконы). Художники заговорили о традициях, о духовности, забытой красоте и поющей гармонии красок.

В творчестве многих русских художников с конца 19 века и посей день очевидно влияние древнерусских живописных традиций (Андрей Ряпушкин, Кузьма Петров –Водкин, В.Белов )

Иконы никогда не рассматривались как обычные картины. Они были святынями, им поклоняются, от них ждут чуда и помощи.

 

 

Образ воина. Отражение поэтической образности в  древнерусской живописи. «Георгий – воин» \икона 11-12 веков \.

 Поэтическая образность эллинистического и византийского искусства усваивалась и переосмыслялась  Русью на основе древнеславянской народной культуры, что и определило художественное своеобразие русского искусства и литературы  в пределах византийско- христианского канона, воспринятого Русью.

Идеалы мужественного героизма проходят через всю культуру древней Руси, влияют на  всю систему религиозного аскетического воспитания. Это воплощается в искусстве и определяет интерпретацию традиционных христианских образов, придавая им черты воинского стоицизма. Стилистический анализ дает возможность говорить о близости  изображения Георгия к мозаикам и фрескам  Софии Киевской и датировать ее 11-12 веками.

Образ воина Георгия создан для восхищения. Он «дивления полон». С достоинством, торжественно и спокойно выступает он весь в сиянии золота, находясь в непосредственной близости к зрителю.  Поражает его огромный рост, сила, его цветущая юность и красота светлого, озаренного румянцем лица, строгие задумчиво изумленные огромные очи, темные разлетающиеся брови. В облике героя выражена многовековая воинская культура: привычное сознание воинского долга и достоинства, осанка, ценность и добротность ратных доспехов и оружия, изысканная украшенность одежд, манера держать оружие, особая значительность которого видна в подчеркнуто любовной точности изображения. Георгий предстоит как воплощение мужественно стойкого характера. Это воплощение идеала защитника, облюбованного народом.  Художник гиперболизирует Георгия, как эпос – богатырей.

«Русь росла на берегу степного океана и крепла в борьбе с его разрушительным прибоем» \Н.Н. Воронин, историк \. Поэтому постоянной заботой на Руси  было воспитание  мужества и стоицизма.  (см. стр.12 – 13, Древне-русское искусство. Ак.наук) 

Наряду с героическим идеалом бесстрашия и воинской доблести определяется  устойчивый идеал красоты внешнего облика героя.  Он «велик, плечи велице, румян, красен, лицем кругломь, с великими очима, крепок телом, всячески украшен, цесарски светяся, как цвет  цветый в юности своей».  (Д. С. Лихачев.  Изображение людей в летописи 12-13 веков; Образ человека в литературе Древней Руси).

                           

Прикрепленный файлSize
иконописьДревне-.zip3.79 MB