Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Квантовая парадигма и образование виртуального типа

Фото пользователя Инна Иннокентьевна Золотухина
Размещено: Инна Иннокентьевна Золотухина - вт, 19/02/2013 - 13:20

 

Квантовая парадигма и образование виртуального типа

Аннотация. Квантовая психология – новое направление в современной психологии, возникшее в результате эволюционного развития науки в конце XX века. Психологические и социальные основы образования в новом веке должны быть сформулированы как можно более исчерпывающе. Для этого необходима новая парадигма – квантовая. Статья «Квантовая парадигма и образование виртуального типа» – это попытка заглянуть в глубь современного образования и осветить его проблемы.

Двадцатый век начался открытием кванта, вскоре коренным образом изменился облик всей науки: создание квантовой теории, релятивистской физики, теории вероятностей, неравновесной термодинамики, кибернетики привело и продолжает приводить к формированию новой науки. Как указывает Аллахвердов В.М., этот процесс еще далек от своего окончательного завершения, по-видимому, оформление новой научной картины мира – это дело XXI века.

Переход к квантовому бытию человека в XXI веке, как следствие сближения естественнонаучного и гуманитарного знания, требует новой парадигмы образования, т.к. образование является главной ведущей силой в формировании нового человека как база восходящего, опережающего интеллекта. Динамичное развитие общества и, как следствие, необходимость постоянного самообразования человека в процессе всей жизни, новые удивительные возможности информатизации стали причинами явного несоответствия традиционной педагогической парадигмы реалиям XXI века и заставили задуматься о новой парадигме образования. Объективно возникла общественная потребность в разработке новой парадигмы, которая была бы адекватна нашему времени и синтезировала древнейшие и современные достижения.

В философии периода античности и средних веков существовало понятие о парадигме (греч. paradeigma – пример, образец), как первообразе, образце из мира идей, в соответствии с которым Демиург творит мир сущего. В современной науке – парадигма определяется как модель постановки проблем и их решений, господствующее в течение определенного времени в научном сообществе (Т. Кун).

В данный исторический периода в научном сообществе, если не углубляться в философские корни противоречий, существует проблема, которую можно охарактеризовать двумя симптомами:

1. Первый и, пожалуй, самый важный, что отмечают многие исследователи – это, как ни поразительно, отсутствие в принципе такой науки как «психология образования». У психологии образования как не было, так и нет парадигмы, как не было, так и нет единой методологии. И более того, даже нет единогласия в вопросе: нужна ли эта самая парадигма?

2. Второй симптом – это разрыв, это колоссальная пропасть между теорией образования и ее практикой.

Образование традиционно определяется как создание человека по образуи подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому образу и трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способего саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Соответственно образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах:

– как образовательная система(ФОРМА);

– как образовательный процесс(содержание);

– как индивидуальный или коллективный (вероятностный) результат этого процесса, когда имеют в виду «образование виртуального типа» – квант этого процесса, т.е. творение.

Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами (инструментами), на каком содержании (сущности) оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития:

1) рефлектирующее – подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа),

2) объективное – подготовка к исследованию объективного мира (природы) и

3) систематизирующее – подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов.

Сейчас, в XXI веке к формальному развитию необходимо добавить сущностное – подготовка к восприятию импликативного и экспликативного порядка реальности согласно идеи Бома о «неявном порядке», который лежит в основе явлений, и который формирует «неразрывную целостность, соединяющую нас всех». Таким образом, требуется новая парадигма образования – образования, ориентированного на коренное изменение содержания и организационных форм всей образовательной системы. Такую возможность даёт применение квантовой парадигмы в образовании.

В квантовой теории есть понятие «редукция» в общем смысле означает «сведение», от латинского – reductio означает «возвращение, отодвигание вперед», а reducere означает «приводить в известное состояние». В квантовой психологии переход от возможности к действительности включает в себя переход от обобщающих характеристик (целого, общего) к исходным (единичному, частному), непосредственно описывающим относительно самостоятельные явления, и в силу этого отображение реального материального процесса включает в себя и неоднозначность, некоторую неопределенность в связях на уровне явлений, и вполне однозначные зависимости на уровне сущности. Сущность определяет только направление протекания относительно самостоятельного процесса.Таким образом, «самое существо его (образовательного процесса)» заключается не в пассивном приеме сигналов, но в активной интерпретации сигналов. Или, в несколько ином виде: восприятие заключается, не в пассивных ре-акциях, а в активных, творческих транс-акциях. В квантовой теории этот же закон формулируется по-разному, но чаще всего физики выражают его так: нельзя исключить наблюдателя из описания наблюдаемого. Физики согласны, что мы не можем найти «абсолютную истину» в квантовой сфере, но должны удовлетворяться вероятностями «статистических истин». Трансакционная психология, психология восприятия, также утверждает, что мы не можем найти «абсолютную истину» в области этой науки (в области чувственных данных), и признает только вероятности, или (как некоторые честно это называют) «игру вероятностей». Мы всю жизнь живем среди квантовой неопределенности, но обычно ухитряемся не замечать ее.

Квантовая психология в образовании имеет дело с невоспроизводимыми явлениями, за которыми возможно увидеть определенное количество смыслов, интерпретацией фактов и явлений, пониманием и сопереживанием (эмпатия). Познание – это процесс интерпретации, поиск и творение смыслов. Формыи методы познания квантовой психологии в образовании Интуиция и Понимание.

Понимание и усвоение излагаемых в квантовой психологии принципов может способствовать ослаблению догматизма, нетерпимости, принуждения, враждебности и т.п. И усилению открытости, толерантности, дружелюбности, стремления к обучению и «росту».

Термин «виртуальный» происходит от латинского слова «virtualis», что означает «возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях» (Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1990. – С. 106). Данный термин применяется во многих областях человеческой деятельности, которые косвенно подготовили условия для его введения и в область образования.

Ключевыми признаками виртуального процесса являются:

а) его предварительная неопределённость для субъектов взаимодействия;

б) уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе и с образовательными объектами;

в) существование только на протяжении самого взаимодействия.

Виртуальный процесс происходит в соответствующем виртуальном пространстве, свойства которого характеризуются аналогичными признаками, а также особыми виртуальными объектами. Таким образом, в наиболее общем виде под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не классными комнатами, учебными пособиями или техническими средствами.

Виртуальное образование, таким образом, не сводится только к дистанционным телекоммуникациям. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов и, что особенно специфично, – виртуальных образовательных объектов. Основная же цель виртуального образования, как и образования человека вообще, – это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, сочетаемом с его виртуальными и иными возможностями.

Поиск философских основ образования виртуального типа, которое нарождается сегодня благодаря стремительным техническим достижениям в области человеческих телекоммуникаций, предполагает для русской школы обращение к квантовой психологии и истокам отечественной философии, прежде всего, русского космизма. В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок виртуального образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. Причины данных изменений с точки зрения виртуальных процессов – в локальных, глобальных и космических взаимодействиях микро- и макромира. Данный вывод позволяет считать, что единство и подобие человека и мира достигается благодаря существованию процесса взаимодействия человека и мира – виртуального процесса, который не может существовать отдельно ни от человека, ни от мира. Другими словами, вселение человека в мир происходит при условии наличия виртуального образовательного процесса, имеющего свои особенности и закономерности протекания.

Н.Ф. Фёдоров, будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, которые могут быть значимы при отыскании предпосылок виртуального образования:

а) отношение ребёнка к открываемому им миру – образец педагогически планируемого состояния; детское чувство родства со всем миром – то состояние, в котором происходит реальное образование учащихся;

б) содержание образования имеет постепенное пространственное расширение, сначала ученик выстраивает взаимодействие с «малой родиной» представленной отцами, дедами, местом его жительства, и лишь постепенно расширяет своё внимание до «большой родины» а затем и до всей Вселенной;

в) первый учебник для детей – звёздное небо, во взаимодействии с ним ученики воссоздают в себе состояние земных путешественников во Вселенной; обычные учебники заменяются общей программой.

Философия русского космизма содержит предпосылки для выявления смыслов и целевых ориентиров виртуального образования. Виртуальное образование – это, прежде всего, процесс движения человека к новому, непознанному, неизвестному, происходящий в результате его взаимодействия с реальностью. Целью такого образования является не столько изучение реальности, сколько освобождение от неё, создание нового образовательного результата как творческого продукта. Внешние образовательные ориентиры, если они и нужны, призваны в этом случае давать опору образованию, но не заменять его. Само же виртуальное образование суть творение.

Из идеи философии русского космизма о подобии человека миру и о предназначенности вселения в него вытекает смыслвиртуального образования человека как расширения его внутреннего мира до внешнего, взаимопроникновения микро- и макрокосма. Вселение человека в мир и есть процесс его образования, сопровождающегося открытием новых сфер внешнего мира. Вселиться внутренним миром во внешний можно лишь в собственной деятельности, в определённом состоянии, создавая творения, подобные окружающим.

Построение пространственной модели виртуального образования ведёт к представлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных и других. Все они тесно связаны, подвижны и образуют в совокупности то, что можно назвать виртуальным образовательным пространством человека. Совокупность расширяющихся, взаимодействующих, взаимопересекающихся виртуальных сфер – таков образ человека познающего, постепенно заполняющего собой весь видимый и доступный его познанию мир. К познанию человеком сфер внешнего мира следует добавить его самопознание, то есть рефлексивную деятельность по выявлению собственных действий, состояний и изменений. Пространственная модель виртуального образования связывает внешнее познание с внутренним, поскольку они оказываются едины и неотделимы в своём взаимопроникновении. Можно сказать, что в этом случае сбывается завет древних: познавая себя, ты познаешь весь мир. «Работая» над смыслами окружающих и находящихся внутри него объектов, человек заполняет предназначенное ему пространство, как бы вселяется в него. Внутренний мир обогащается внешним, внешний – наполняется внутренним. Человек становится миром, мир заполняется человеком. Предназначение человека – выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит обратный процесс: внешнее пространство наделяется (одухотворяется, осмысливается, прочувствуется) внутренней развивающейся сущностью человека.

Как отмечал А. Меркурио в своей книге«Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология»: «Необходимо вернуть себе нашу идентичность и возможность обрести вновь обитель, ту, которая внутри человека, а не вне него, для того, чтобы смочь обрести вновь удовольствие быть дома, каковым является сам человек. поиск самих себя, доведенный до конца, приводит как раз к этому, к открытию того, что другие составляют часть твоего бытия; если ты не вступаешь с ними в отношения, ты сам себя отделяешь от богатейшего источника радости» [4, с. 72].

Делаявывод, можно сказать – образование должно переместить свое внимание с функции передачи знаний, культа знаний на воспитание доминирующих общечеловеческих ценностей: уважения к жизни во всем ее многообразии; сотрудничества, ценности семьи и ответственности людей друг за друга, за природу, за мир в целом, гармонии отношений. Данный образ требует пересмотра космологической картины мира, места человека в природе и цели жизни как человека и человечества в целом. Для этого необходим новый взгляд на человека, как не только земного, но и космического существа, и, следовательно, необходима новая парадигма в образовании.

Квантовая парадигма меняет представления о внутренней культуре человека, выдвигая на передний план такие социопсихологические основания творчества, как рефлексия и фундаментальные противоречия развития человека. А.И. Субетто, указывает, чточеловек должен познать самого себя, свой Микрокосм, осмыслить свое настоящее и свое будущее, ибо, не познав самих себя, мы обречены каждый раз снова и снова в своем историческом движении отчуждать от себя свою неразвитую сущность, материализуя ее через созидательную деятельность в «неразвитой» антропогенной природе, в которую мы потом смотримся как в свое «зеркало», не узнавая самих себя. Также он указывает на качество образования. Он считает, что качество образования в целом есть его адекватность тем требованиям к человеку, которые предъявляет логика ноосферного развития, становления ноосферы как динамической социоприродной гармонии, в которых все большую роль начинают играть общественный интеллект, человеческий разум. Само отношение адекватности в меняющемся мире является отношение опережающей адекватности, т.е. отношение опережающей гармонизации, использующей нелинейную, циклически-волновую картину мира.

Главным требованием к образованию виртуального типа должно стать сотворчество, направленное на единение сознания субъектов, на оптимальное использование мыслительных, рефлексивных и коммуникативных способностей учителя и учащегося, учащихся в отношениях между собой как участников общего дела.

Модернизация образования связана с применением новых и, в частности, сетевых информационных технологий, позволяющих существенно изменить учебный процесс. Так, технологии дистанционного образования – новая форма в социальных институтах образования и в самообразовании. Это образование для всех и для всех возрастов, образование, развивающее способности обучающихся и самих учителей и их умение учиться «учиться». К особенностям сетевого взаимодействия, ориентированного на глобальное образование, можно отнести технологичность, рефлексивность, креативность и опережающий характер совместной сетевой деятельности, служащей импульсом для модернизации других сфер деятельности. «Учащийся» черпает информацию для формирования личностных знаний из разноуровневых сред. При этом «единая образовательная среда» личности охватывает не только информационную среду в традиционных (книги, журналы) и электронных (мультимедийные компакт диски, Интернет) формах, но главное – личностные знания субъектов (Учащийся, Учитель и Партнеры). С 2010 году в масштабах единой Европы каждый желающий может учиться с помощью Интернета, выбрав понравившийся курс обучения в одном или нескольких европейских университетах. В развитии и планировании образования активно участвуют межправительственные организации, такие как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк.

Сегодня, как отмечает В.Ф. Взятышев,среди угроз национальной безопасности на первое место выходит неадекватность национальной системы образования современным требованиям к социализации индивида.основная обучающая парадигма современного образования построена на декларативном знании. Уместна ли такая парадигма в системе образования XXI века? Не является ли она препятствием на пути реформы образования? Пора переходить к процессуальному знанию, которое может быть, а может и не быть выражено словами, оно может быть сознательным и неосознанным, оно может подразумевать действия или просто размышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную (сущностную) сторону, выступает в качестве основной черты.

 

Библиография

1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – М., 2003.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – М.:Алетейя, 2004, – 560 с.

3. Фёдоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыги; Вступ. статья, прим. и сост. С.Г. Семеновой. – М.: Мысль, 1982. – 711 с.

4. Кун Т. Логика и методология науки. Структура научных революций.
(http://www.philosophy.ru/library/kuhn/01/00.html).

5. Меркурио А. Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология // Пер. с итал. Еермошина а.ф. изд-во per se серия «библиотека психотерапии и консультирования под ред. проф.в.в. макарова, 2004, – 197 с.

6. Субетто А.И. Русский космизм и грядущая четвертая волна развития человеческой цивилизации // На страже Родины. – 1990. – №131.

7. Взятышев В., Романкова Л. Социальные технологии в образовании // Высшее образование в России, № 1, 1998, – с. 28–38.


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн